Темы статей
Выбрать темы

Строительство газопровода

Редакция ББ
Ответы на вопросы

СТРОИТЕЛЬСТВО ГАЗОПРОВОДА

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В нашем селе ведется строительство газопровода за счет средств государственного и областного бюджетов, а также с привлечением средств населения и предпринимателей. Проект по строительству газопровода изготовлен, прошел согласование со всеми службами и государственную экспертизу. Проектно-сметная документация была утверждена на заседании сессии сельского совета, а с победителем тендера был заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ. В ходе строительства генподрядчик сократил протяженность газопровода, т. е. работы провел вопреки проектно-сметной документации по собственному решению. В связи с этим у нас возник ряд вопросов.

Когда необходимо утвердить проектно-сметную документацию: до или после проведения тендера и получения государственного экспертного заключения на строительство? Что входит в проектно-сметную документацию и кто имеет право ее составлять? Кто должен вносить изменения в проектно-сметную документацию и как такие изменения согласовываются? Должны ли изменения к проектно-сметной документации проходить государственную экспертизу? Необходимо ли получать согласование спецслужб (санэпидстанции, МЧС и т. п.) на внесение изменений в проект? Нужно ли вносить изменения в смету доходов и расходов учреждения при внесении изменений в проектно-сметную документацию? Необходимо ли сельскому совету утверждать изменения к проектно-сметной документации на сессии сельского совета? Сколько экземпляров проектно-сметной документации должно быть составлено и кому эти экземпляры должны предоставляться? Когда генподрядчик должен сдать объект? Какой существует перечень технической документации на строительно-монтажные работы, связанные со строительством газопровода?

(Харьковская обл.)

 

Основные требования по составлению и утверждению проектно-сметной документации

Сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в соответствии со

ст. 11 Закона Украины «О планировании и застройке территории» от 20.04.2000 г. № 1699-III в рамках своих полномочий решают вопрос планирования, застройки и другого использования территорий согласно схеме планирования территорий соответствующих административно-территориальных единиц.

Первым этапом строительства является разработка проектно-сметной документации.

Проектная документация

— это текстовые и графические материалы, утвержденные в установленном порядке, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения, а также сметы объекта строительства.

Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на новое строительство установлен

приказом Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства» (ДБН А.2.2-3-2004) от 20.01.2004 г. № 8 (далее — приказ № 8).

Рассмотрим основные требования по составлению и утверждению проектно-сметной документации, определенные

приказом № 8.

Право на разработку

проектной документации или ее отдельных разделов предоставляется юридическим и физическим лицам — субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм собственности (далее — проектировщик), которые имеют лицензию на этот вид деятельности согласно законодательству (п. 1.1 приказа № 8).

В соответствии с

п. 2.1 приказа № 8 проектные и изыскательские работы выполняются на основании договоров (контрактов), заключенных между заказчиками и проектировщиками. Не допускается разработка проектной документации без инженерных изысканий на новых земельных участках.

Места расположения объектов

определяются местными органами градостроительства и архитектуры на основании разрешения исполнительных органов местного самоуправления на строительство, а также утвержденных действующих градостроительных документов.

Согласно

п. 2.2 приказа № 8 проектирование объектов осуществляется с соблюдением законодательства Украины на основании исходных данных. Исходные данные для выполнения проектных работ заказчик обязан предоставить до начала выполнения проектно-изыскательских работ.

В состав

исходных данных входят:

— архитектурно-планировочное задание;

— технические условия по инженерному обеспечению объекта;

— задание на проектирование согласно

приложению Д к приказу № 8;

— другие исходные данные согласно

приложению Г к приказу № 8.

 

Состав проектно-сметной документации

В проектно-сметную документацию

могут входить:

— эскизный проект (ЭП);

— технико-экономическое обоснование (ТЭО), технико-экономический расчет (ТЭР);

— проект (П);

— рабочий проект (РП);

— рабочая документация (РД).

Эскизный проект

разрабатывается для принципиального определения требований к градостроительным, архитектурным, художественным, экологическим и функциональным решениям объекта, подтверждения возможности создания объекта гражданского назначения.

В составе ЭП для обоснования принятых решений по заданию заказчика могут дополнительно выполняться инженерно-технические разработки, схемы инженерного обеспечения объекта, расчеты сметной стоимости и обоснования эффективности инвестиций, в случае проектирования объекта в квартале существующей застройки — градостроительное обоснование размещения объекта.

Материалы ЭП передаются заказчику

в четырех экземплярах.

Технико-экономическое обоснование

разрабатывается для объектов производственного назначения, которые требуют детального обоснования соответствующих решений и определения вариантов и целесообразности строительства объекта. Технико-экономический расчет применяется для технически несложных объектов производственного назначения.

Материалы ТЭО (ТЭР) передаются заказчику

в четырех экземплярах.

Проект

разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства и технико-экономических показателей.

Материалы проекта в полном объеме передаются заказчику генеральным проектировщиком

в четырех экземплярах, субподрядным проектировщиком — генеральному проектировщику в пяти экземплярах, а материалы изысканий соответственно в одном и двух экземплярах.

Рабочий проект

разрабатывается для определения конкретных градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства, технико-экономических показателей и выполнения строительно-монтажных работ (рабочие чертежи). РП применяется для технически несложных объектов, а также объектов с использованием проектов массового применения.

РП состоит из двух частей — утверждающей и рабочих чертежей. Утверждающая часть подлежит согласованию, экспертизе и утверждению, а рабочие чертежи разрабатываются для строительства объекта.

Утверждающая часть РП и рабочие чертежи передаются заказчику

в четырех экземплярах.

Рабочая документация

разрабатывается для выполнения строительно-монтажных работ.

При проектировании объектов с особо сложными конструкциями и методами проведения работ в составе рабочей документации разрабатываются рабочие чертежи на специальные вспомогательные сооружения, пристройки и установки по дополнительному заданию заказчика, который их оплачивает.

Рабочие чертежи, сметная документация, спецификации оборудования, изделий и материалов, чертежи металлических конструкций, трубопроводов, воздуховодов, а также проектная документация на строительство объектов передаются заказчику

в четырех экземплярах.

Рабочие чертежи проекта массового или повторного применения, по которым на одной площадке должно осуществляться строительство нескольких одинаковых домов или сооружений, передаются

в четырех экземплярах только для одного из этих объектов, а для других — по два экземпляра. Документация на изменяющуюся часть передается заказчику в полном объеме на каждый дом или сооружение.

Субподрядный проектировщик должен передавать генеральному проектировщику рабочую документацию

на один экземпляр больше установленного выше числа экземпляров.

По просьбе заказчика или подрядчика проектировщик

за отдельную оплату передает дополнительное количество экземпляров рабочей документации сверх установленной приказом № 8.

В соответствии с

п. 9.1 приказа № 8 ЭП, ТЭО, ТЭР, П, РП (утверждающая часть) согласовываются с местными органами градостроительства и архитектуры на предмет соответствия местным правилам застройки по архитектурно-планировочным решениям, размещения, рационального использования намеченной для отвода территории, соответствия предусмотренных решений требованиям архитектурно-планировочного задания, градостроительной документации.

Следует обратить внимание на то, что согласно

п. 9.9 приказа № 8 проектная документация на всех стадиях не подлежит согласованию с подрядчиком, если это не предусмотрено заданием на проектирование.

 

Комплексная государственная экспертиза

ЭП, ТЭР, П, РП (утверждающая часть) до их утверждения

подлежат обязательной комплексной государственной экспертизе согласно законодательству независимо от источников финансирования строительства (п. 9.12 приказа № 8).

Комплексная государственная экспертиза проводится региональными отделениями ГП «Укргосстройэкспертиза» как ответственным исполнителем с привлечением представителей органов государственного надзора по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологии, пожарной безопасности, охраны труда и энергосбережения. По объектам, представляющим ядерную и радиационную опасность, кроме указанных видов экспертизы, проводится государственная экспертиза ядерной и радиационной безопасности.

Отдельные проекты строительства в зависимости от их содержания и объема согласно законодательству

могут не подлежать комплексной государственной экспертизе. Перечень объектов, утверждение проектов которых не требует заключения комплексной государственной экспертизы, определяется Госстроем Украины.

Так, в соответствии с

п.п. 11 п. 3 Перечня объектов, для утверждения проектов строительства которых комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным, утвержденного приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 08.04.2009 г. № 145* (далее — Перечень), для устройства уличных газопроводов низкого и среднего давления комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным.

* Перечень вступил в силу 22.06.2009 г. Раньше такой Перечень был утвержден постановлением КМУ от 31.10.2007 г. № 1269 и не содержал работ по устройству уличных газопроводов.

Но при этом следует обратить внимание, что согласно

п. 2 приказа Министерства регионального развития и строительства Украины от 08.04.2009 г. № 145 по проектам строительства объектов, приведенным в Перечне, обязательным является выполнение в соответствии с законодательством государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы по вопросам санитарного и эпидемического благополучия населения, охраны труда, энергосбережения и энергоэффективности, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности.

В связи с этим возникает вопрос: какая же экспертиза тогда не является обязательной для таких объектов?

По объектам, для утверждения проектов строительства которых комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным, может осуществляться государственная экспертиза

по отдельным направлениям исходя из назначения объекта строительства и законодательства (по вопросам охраны труда, санитарного и эпидемического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности).

Для определения необходимости отдельных направлений государственной экспертизы именно вашего проекта необходимо обратиться в региональное представительство ГП «Укргосстройэкспертиза», специалисты которого, ознакомившись с документацией по вашему проекту, примут решение об обязательности проведения государственной комплексной экспертизы.

 

Внесение изменений в проектно-сметную документацию

Изменения проектной документации выполняются проектировщиками на договорной основе с заказчиком (

п. 2.12 приказа № 8).

Согласно

п. 9.15 приказа № 8 изменения в ЭП, ТЭО, ТЭР, П, РП, РД вносятся в соответствии с заключением государственной экспертизы, решениями градостроительного совета или органов градостроительства и архитектуры по изменению архитектурных решений только в случае нарушений нормативных актов и требований архитектурно-планировочного задания на проектирование.

В связи с тем, что заключение государственной экспертизы осуществляется с привлечением представителей указанных выше служб, то и при внесении изменений в проектно-сметную документацию привлечение таких служб

является обязательным.

Учитывая указанное, можно сделать вывод, что вносить изменения в проектно-сметную документацию только по решению подрядчика

невозможно.

Согласно

ст. 877 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним строительные работы в соответствии с проектной документацией, которая определяет объем и содержание работ и другие требования, относящиеся к работам и смете, которая определяет цену работ.

Подрядчик обязан выполнить все

работы, определенные в проектной документации и смете (проектно-сметной документации), если иное не установлено договором строительного подряда.

То есть

подрядчик при выполнении работ обязан четко соблюдать требования, определенные в проектно-сметной документации.

Подрядчик, выявивший в ходе строительства не учтенные проектной документацией работы и необходимость в связи с этим проведения дополнительных работ и увеличение сметы,

обязан уведомить об этом заказчика.

В случае неполучения от заказчика в разумный срок ответа на свое уведомление подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, нанесенных этим приостановлением, на заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет, что в проведении дополнительных работ нет необходимости.

Если подрядчик не исполнил указанную обязанность, он лишается права требовать от заказчика плату за выполненные дополнительные работы и права на возмещение нанесенных этим убытков,

если не докажет, что его неотложные действия были необходимы в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работы могло привести к уничтожению или повреждению объекта строительства.

Согласно

ст. 878 ГКУ заказчик имеет право вносить изменения в проектно-сметную документацию до начала работ или во время их выполнения при условии, что дополнительные работы, вызванные такими изменениями, по стоимости не превышают 10 % определенной в смете цены и не изменяют характер работ, определенных договором.

Следует обратить особое внимание на

п. 50 Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668 (далее — Общие условия № 668), которым определено, что условиями договора необходимо предусмотреть следующее: если обеспечение работ (строительства объекта) проектной документацией осуществляется заказчиком, подрядчик обязан до начала выполнения работ проверить ее комплектность и соответствие установленным требованиям. В случае выявления несоответствия проектной документации установленным требованиям подрядчик в течение определенного договором подряда срока уведомляет об этом заказчика.

Если же внесение изменений в проектно-сметную документацию было обосновано надлежащим образом и такие изменения были внесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, то в случае изменения стоимости проекта обязательно необходимо внести изменения в смету. Также при изменении стоимости проекта необходимо изменить решение местного совета, которым был утвержден проект по предыдущей стоимости.

Напомним, что изменения в смету должны вноситься в соответствии с

Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

 

Проведение тендерных торгов

Что касается вопроса проведения тендерных торгов, отметим следующее.

В первую очередь необходимо провести тендер на закупку услуг по проведению проектных работ, если сумма расходов по изготовлению проектно-сметной документации подпадает под действие

Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921.

Проведение тендера на непосредственное выполнение строительных работ возможно только после определения ожидаемой стоимости работ, которая может быть определена

лишь после изготовления проектно-сметной документации. Поэтому проведение тендера до изготовления проектно-сметной документации невозможно.

Как уже указывалось выше, получение государственного экспертного заключения на строительство является неотъемлемой частью изготовления проектно-сметной документации, поэтому проведение тендера раньше, чем получено такое заключение, также

невозможно (в случае если экспертное заключение обязательно для вашего проекта).

По результатам проведения тендерных торгов с победителем заключается договор строительного подряда.

 

Сроки выполнения строительных работ

Основные требования к договору строительного подряда определены

параграфом 3 ГКУ.

В соответствии со

ст. 875 ГКУ по договору строительного подряда подрядчик обязуется построить и сдать в установленный срок объект или выполнить другие строительные работы в соответствии с проектно-сметной документацией, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку (фронт работ), передать утвержденную проектно-сметную документацию, если эта обязанность не возлагается на подрядчика, принять объект или законченные строительные работы и оплатить их.

Сроки сдачи генподрядчиком работ

должны быть четко обусловлены договором.

Во время составления договоров строительного подряда следует руководствоваться

приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины «Об утверждении Примерного договора подряда в капитальном строительстве» от 27.10.2005 г. № 3 и Общими условиями № 668.

Сроки начала и окончания работ (строительства объекта) в соответствии с

п. 5 Общих условий № 668 являются существенными условиями договора.

Согласно

п. 17 Общих условий № 668 сроки выполнения работ (строительства объекта) устанавливаются договором подряда и определяются датами их начала и окончания. Неотъемлемой частью договора подряда является календарный график выполнения работ, в котором определяются даты начала и окончания всех видов (этапов, комплексов) работ, предусмотренных договором подряда.

В соответствии с

п. 19 Общих условий № 668 сроки выполнения работ (строительства объекта) могут быть изменены с внесением соответствующих изменений в договор подряда в случае:

— возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

— невыполнения или ненадлежащего выполнения заказчиком своих обязательств (нарушение условий финансирования, несвоевременное предоставление строительной площадки (фронта работ), проектной документации, ресурсов и т. п.);

внесения изменений в проектную документацию;

— действий третьих лиц, которые делают невозможным надлежащее выполнение работ, за исключением случаев, когда эти действия обусловлены зависящими от подрядчика обстоятельствами;

— возникновения других обстоятельств, которые могут повлиять на сроки выполнения работ (строительства объекта).

Кроме того, обязательно в договоре

необходимо обусловить ответственность сторон за нарушение условий договора подряда и порядок урегулирования споров, если таковые возникают, например, при несвоевременной сдаче работ генподрядчиком.

 

Техническая документация на газопровод

По вопросу технической документации на газопровод отметим следующее.

В соответствии с

п. 2.6 Правил обследований, оценки технического состояния, паспортизации и проведения планово-предупредительных ремонтов газопроводов и сооружений на них, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.98 г. № 124, к технической документации на газопровод относят:

— рабочие чертежи на строительство газопровода;

— исполнительную документацию на законченный строительством газопровод согласно

п. 3 приложения 8 к СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», а также акт о приемке законченного строительством объекта (приложение 9 к СНиП 3.05.02-88);

— техническую документацию на этот газопровод с записями в паспорте о произведенных ремонтах за период его эксплуатации, акты о коррозийном состоянии, акты комплексного приборного обследования и шурфового осмотра, состояния электрохимической защиты и другие документы, характеризующие техническое состояние газопровода.

Однако следует отметить, что на территории Украины

Строительные нормы и правила «Газоснабжение» (3.05.02-88), утвержденные постановлением Государственного строительного комитета СССР от 17.03.88 г. № 39 (СНиП 3.05.02-88), не применяются. Основным нормативным документом, регламентирующим строительство систем газоснабжения, являются Государственные строительные нормы Украины. Инженерное оборудование зданий и сооружений. Наружные сети и сооружения. Газоснабжение ДБН В.2.5-20-2001, утвержденные приказом Госстроя Украины от 23.04.2001 г. № 101.

Поэтому при определении исполнительной документации следует пользоваться именно этим нормативным документом, согласно

приложению Щ к которому к исполнительной документации относятся:

— сертификаты, паспорта или другие документы заводов-изготовителей (или их заверенные копии), удостоверяющие качество труб, соединительных деталей, сварочных и изоляционных материалов;

— технические паспорта заводов-изготовителей (ЦЗЗ, ЦЗМ) или их копии на оборудование, узлы, соединительные детали, изоляционные покрытия, изолирующие фланцы, арматуру диаметром свыше 100 мм, а также других документов, удостоверяющих качество оборудования (изделий);

— инструкции заводов-изготовителей по эксплуатации газового оборудования и приборов;

— строительные паспорта: подземного (надземного) газопровода, газового ввода; внутридомового (внутрицехового) оборудования, ГРП, резервуарной установки ЗВГ, а также протоколы проверки сварных стыков стального газопровода радиографическим методом, протоколы механических испытаний сварных стыков стального и полиэтиленового газопроводов, протокол проверки сварных стыков стального газопровода ультразвуковым методом и протокол проверки качества стыков, выполненных контактно сваркой и пайкой, которые оформлены согласно формам, изложенными в

приложениях П, P, C, T, У, Ф, X, Ц, Ш;

— акт разбивки и передачи трассы (площадки) для подземного газопровода и резервуаров ЗВГ;

— журнал производства работ (для подземных газопроводов протяженностью свыше 100 м и резервуаров ЗВГ) — по требованиям заказчика;

— акт приемки предусмотренных проектом установок электрохимической защиты (для подземных газопроводов и резервуаров ЗВГ);

— акт приемки газооборудования для проведения комплексного испытания (для предприятий и котельных) в соответствии с

приложением Ю;

— акт приемки очищенной внутренней полости стальных газопроводов, подлежащих восстановлению;

— технические свидетельства на примененные в строительстве газопроводов материалы и изделия иностранного производства;

— протокол входного контроля всех конструкций, изделий и материалов, применяемых при строительстве;

— протокол проверки и аттестат оборудования, использованного при сварке полиэтиленовых труб;

— копии разрешений Госнадзорохрантруда Украины на применение при строительстве труб соединительных деталей и арматуры иностранного производства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше