Темы статей
Выбрать темы

Учет земельных участков

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Учреждение получило документы, подтверждающие право постоянного пользования земельным участком. В связи с этим возникли следующие вопросы:

— по какой стоимости учитывать земельный участок?

— можно ли оприходовать земельный участок на основании документов о нормативной оценке земельного участка?

— обязательно ли учреждению проводить экспертную оценку земельного участка? Если да, то какой порядок ее проведения?

— на каком субсчете учитывать земельные участки?

(г. Запорожье)

 

В соответствии со

ст. 92 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, который находится в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

Право постоянного пользования земельным участком удостоверяется

государственным актом*, выдачу которого осуществляет структурное подразделение Центра государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам. Форма государственного акта на право постоянного пользования земельным участком утверждена постановлением КМУ от 02.04.2002 г. № 449, а порядок его выдачи и регистрации — Инструкцией о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 04.05.99 г. № 43. Обращаем внимание, что в форме государственного акта на право постоянного пользования земельным участком стоимость участка не указывается, поэтому необходимо отдельно произвести его оценку.

* См. также статью «Земельные вопросы» // «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 2, с. 24.

В настоящее время правовые основы проведения оценки земельных участков урегулированы

Законом Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 г. № 1378-IV (далее — Закон № 1378). В зависимости от ее назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков может быть нормативной и экспертной.

Как предусмотрено

ст. 13 Закона № 1378, для отражения стоимости земельных участков и права пользования земельными участками в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством Украины обязательно должна быть проведена экспертная денежная оценка этих земель. При этом механизм проведения такой оценки, оформления ее результатов определены Методикой экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденной постановлением КМУ от 11.10.2002 г. № 1531 (далее — Методика № 1531), и Порядком проведения экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 09.01.2003 г. № 2.

Нормативная денежная оценка земельных участков не отражается в бухучете, а используется, в частности, для определения размера земельного налога, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Таким образом, начиная с момента вступления в силу

Закона № 1378, т. е. с 13.01.2004 г., бюд-жетные учреждения, имеющие государствен-ные акты на право собственности на земельные участки или право на постоянное пользование ими, должны учитывать такие земельные участки в бухгалтерском учете по экспертной денежной оценке (см. письмо Государственного казначейства Украины от 26.05.2009 г. № 15-06/1394-8434, а также консультацию специалиста ГКУ «Учет земельных участков» // «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 47, с. 24).

Заметим, что ранее до вступления в силу указанного

Закона, т. е. до 13.01.2004 г., земельные участки учитывались в бухгалтерском учете бюджетных учреждений по нормативной денежной оценке, указанной в государственном акте на право постоянного пользования.

Бюджетные учреждения, получившие в настоящее время государственный акт на право собственности на земельный участок или акт на право постоянного пользования земельным участком, не могут на основании документов, где указана нормативная денежная оценка земельного участка, оприходовать такой участок.

Кстати, официальная позиция ГлавКРУ о порядке отражения в учете земельных участков, находящихся в собственности, постоянном или временном пользовании учреждений и организаций, изложена в

разъяснении ГлавКРУ от 03.10.2007 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 38), где также говорится о том, что на сегодня согласно Закону № 1378 для отражения стоимости земельных участков и права пользования земельным участков в бухгалтерском учете обязательно должна быть проведена экспертная оценка.

В соответствии с

п. 2.6 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 г. № 30), земельные участки подлежат учету на основании государственных актов, которыми засвидетельствовано право собственности на земельный участок или право постоянного пользования им. Кроме того, должна быть известна площадь и стоимость переданных земельных участков.

Если бюджетное учреждение имеет

государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования им, а также отчет эксперта об экспертной стоимости земельного участка, то в учете такие земельные участки бюджетное учреждение должно отразить как основные средства на субсчете 101 «Земельные участки».

Могут иметь место случаи, когда бюджетное учреждение имеет

право временного пользования земельным участком. В таком случае при наличии у бюджетного учреждения государственного акта на право временного пользования земельным участком это право должно учитываться по экспертной оценке на субсчете 122 «Прочие нематериальные активы».

Для наглядности представим особенности проведения нормативной и экспертной денежных оценок земельных участков в таблице.

 

Денежная оценка земельных участков

Виды денежной оценки

Нормативная

Экспертная

1

2

3

Определение

Капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативам

Результат определения стоимости земельного участка и связанных с ней прав оценщиком (экспертом по вопросам оценки земельного участка)

Для каких целей используется

 

определения размера земельного налога;

 — определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности; — определения размера государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков; — определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; — разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель

 

— отчуждения и страхования земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности; — залога земельного участка; — определения инвестиционного вклада в реализацию инвестиционного проекта; — определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, в случае если они вносятся в уставный фонд хозяйственного общества; — определения стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации хозяйственного общества (предприятия) с государственной долей или долей коммунального имущества, которое является владельцем земельного участка; — выделения или определения доли государства или территориальной громады в составе земельных участков, находящихся в совместной собственности;

отражения стоимости земельных участков и права пользования земельными участками в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством Украины;

 — определения убытков владельцев или землепользователей в случаях, установленных законом или договором; — по решению суда

Основания для проведения оценки

Инициировать проведение нормативной денежной оценки земельных участков могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления путем вынесения соответствующих решений или субъекты предпринимательской деятельности — при необходимости проведения такой оценки для вышеуказанных целей — посредством заключения договоров между заинтересованными сторонами

Проведение экспертной денежной оценки земельных участков инициирует заинтересованная сторона путем заключения договора с субъектом оценочной деятельности в сфере оценки земель

Кто осуществляет оценку

Осуществляют юридические лица, получившие лицензии на проведение работ по землеустройству

Экспертная денежная оценка земельных участков проводится субъектами оценочной деятельности в рамках Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III

Каким документом оформляется оценка

По результатам проведения нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация, которую разработчики обязаны бесплатно предоставить в Государственный фонд документации по землеустройству. После государственной экспертизы техническая документация подлежит утверждению соответствующей сельской, областной или районной администрацией.Данные о нормативной денежной оценке оформляются в виде извлечения из технической документации, которое выдает соответствующий орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов

По результатам проведения экспертной денежной оценки земельного участка составляется отчет о проведении оценки, который также бесплатно передается в Государственный фонд документации по землеустройству.Отчеты об экспертной денежной оценке земельного участка, кроме отчетов по экспертной денежной оценке земельных участков государственной и коммунальной собственности в случае их продажи, подлежат рецензированию. Рецензирование таких отчетов осуществляют: — оценщики по экспертной денежной оценке земельных участков со стажем работы не менее двух лет; — экспертные советы саморегулируемых организаций оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков

Периодичность проведения оценки

 

В зависимости от категории земли нормативная денежная оценка проводится: — по земельным участкам, размещенным в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, — не реже одного раза в 5 — 7 лет; — по земельным участкам, размещенным за пределами населенных пунктом сельскохозяйственного назначения, — не реже одного раза в 5 — 7 лет, а несельскохозяйственного назначения — не реже одного раза в 7 — 10 лет. Статьей 23 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII предусмотрена ежегодная индексация нормативной денежной оценки земель, порядок проведения которой утвержден постановлением КМУ от 12.05.2000 г. № 783

Законом № 1378 не установлена периодичность проведения оценки

 

 

Учитывая тот факт, что для проведения экспертной денежной оценки земельного участка бюджетное учреждение должно располагать определенными средствами, возникает вопрос: что делать, если такие расходы в смете учреждения не запланированы?

Как предусмотрено

п. 5 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III, распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сметами.

Кроме того,

п. 5 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований по выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, определено, что бюджетные учреждения могут брать бюджетные обязательства и расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения — также предусмотренными утвержденными планами использования бюджетных средств и помесячными планами использования бюджетных средств.

Если средства для проведения экспертной оценки земельного участка сметой не предусмотрены, то учреждение не может осуществлять такие расходы.

В этом случае необходимо обратиться в вышестоящую организацию с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на указанные цели. После получения положительного ответа бюджетному учреждению нужно внести соответствующие изменения в смету.

В соответствии с

Разъяснениями по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденными приказом государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194, расходы на проведение экспертной денежной оценки земельных участков осуществляются по КЭКР 1139 «Оплата других услуг и другие расходы».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше