КАК СПИСАТЬ ЖИЛЫЕ ДОМА, НЕПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На балансе сельского совета находятся 15 жилых домов. Из них два дома находятся в полуразрушенном состоянии, люди из них уже переехали в другое жилье. Какова процедура списания таких домов с баланса сельского совета?
Жилые дома, учитываемые на балансе бюджетных учреждений, являются одним из видов необоротных активов.
В соответствии с
Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314, и Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181, причинами, по которым необоротные активы могут быть списаны с баланса бюджетного учреждения, являются, в частности, непригодность к дальнейшему использованию; разрушение в результате атмосферного влияния и продолжительного использования.Наряду с общеизвестными правилами учета операций с необоротными активами порядок списания жилых домов, учитываемых на балансе бюджетного учреждения, имеет определенные особенности. Рассмотрим, какие существуют требования к процедуре списания жилых домов, которые стали непригодными для проживания, а также порядок документального оформления таких операций.
В соответствии со
ст. 7 Жилищного кодекса Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-X квартиры и дома государственного и общественного жилищного фонда, непригодные для проживания, могут быть переоборудованы для использования в других целях или снесены на основании решения исполнительного органа соответствующего Совета народных депутатов. Обследовать состояние жилых домов необходимо периодически в сроки, установленные Кабинетом Министров Украины, — не реже одного раза в пять лет.На сегодняшний день основным документом, определяющим процедуру исключения жилых домов из жилищного фонда в связи с непригодностью для дальнейшего проживания, является
Положение о порядке обследования состояния жилых домов с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания, утвержденное постановлением Совета Министров УССР от 26.04.84 г. № 189 (далее — Положение).Как показывает практика, в некоторых регионах Украины органами местной власти на основании вышеуказанного
Положения, а также руководствуясь полномочиями, предоставленными органам сельских, поселковых и городских советов ст. 30 и 31 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, утверждены местные документы, устанавливающие порядок признания жилых домов непригодными для проживания. Поэтому, прежде чем приступить к этому вопросу, рекомендуем узнать о существовании таких документов в конкретном регионе.Порядок исключения жилого дома из жилищного фонда как непригодного к проживанию включает в себя несколько этапов.
Общий порядок такой. Прежде всего необходимо обратиться в местные органы самоуправления с
письменным обращением (заявлением) о рассмотрении вопроса пригодности к эксплуатации жилого дома (с указанием адреса его расположения).К
заявлению прилагают следующие документы:— нотариально заверенные копии документов, подтверждающие право собственности на жилое помещение;
— технический паспорт на жилое помещение;
— справку БТИ с данными о физическом износе жилого помещения;
— справку из жилищно-коммунального предприятия о том, что в жилом доме никто не зарегистрирован и не проживает;
— заключение проектной или научно-исследовательской организации о техническом состоянии жилого дома и о невозможности и нецелесообразности проведения его капитального ремонта (при необходимости);
— заключение санитарно-эпидемиологической службы о соответствии жилого дома санитарным требованиям.
Для обследования состояния жилых домов исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов создается
специальная комиссия.В состав комиссии включаются:
— заместитель председателя исполнительного комитета местного Совета (председатель комиссии);
— начальник управления (отдела) жилищного (коммунального) хозяйства исполнительного комитета местного Совета (заместитель председателя комиссии);
— представитель органа или заведения санитарно-эпидемиологической службы;
— представитель отдела (управления) по делам строительства и архитектуры исполнительного комитета местного Совета или районный архитектор;
— представитель органа государственного пожарного надзора;
— депутат местного Совета;
— инженер жилищно-эксплуатационной организации (секретарь комиссии);
— представитель общественного домового комитета.
Кроме того, для участия в работе комиссии могут привлекаться специалисты проектных, научно-исследовательских и других организаций.
На основании предоставленных документов комиссия обследует состояние жилого дома, а также проверяет обоснованность заключений о невозможности или нецелесообразности проведения его капитального ремонта, а также устанавливает причины неудовлетворительного состояния жилого дома и при наличии виновных лиц ставит вопрос о привлечении их к ответственности.
По результатам такого обследования комиссия составляет
акт обследования состояния жилого дома с заключением о его техническом состоянии (признание жилого дома не соответствующим санитарным и техническим требованиям жилых помещений и являющимся непригодным для проживания) и предложениями о дальнейшем использовании этого дома.Акт, подписанный всеми членами комиссии, подается на рассмотрение исполнительному комитету соответствующего местного Совета народных депутатов для дальнейшего решения этого вопроса. После чего исполнительным комитетом принимается окончательное решение о признании жилого дома непригодным для проживания, о чем издается соответствующее решение.
Напомним, что в рассматриваемой ситуации жилые дома находятся на балансе сельского совета. Получается, что принимать окончательное решение о признании таких домов непригодными для проживания и об их списании также будет сельский совет на основании результатов обследования, проведенного уполномоченной комиссией.
Только после этого сельский совет может приступать к оформлению документов на списание жилых домов с баланса —
актов на списание типовой формы № ОЗ-3 (бюджет), утвержденных приказом Главного управления Государственного казначейства Украины, Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 124/70. В них указывается характеристика списываемых объектов:— год строительства жилых домов;
— дата зачисления их на баланс;
— первоначальная стоимость и сумма начисленного износа;
— количество проведенных текущих и капитальных ремонтов;
— техническое состояние и причина ликвидации.
В бухгалтерском учете списание жилых домов, которые были признаны непригодными для проживания, отражается следующими записями:
№ п/п | Содержание хозяйственной операций | Дебет субсчета | Кредит субсчета |
1 | Списан объект необоротных активов, который стал непригодным для дальнейшей эксплуатации: |
|
|
— первоначальная стоимость | 401 | 103 | |
— сумма начисленного износа | 131 | 401 |