Темы статей
Выбрать темы

Как списать жилые дома, непригодные для проживания

Редакция ББ
Ответы на вопросы

КАК СПИСАТЬ ЖИЛЫЕ ДОМА, НЕПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

На балансе сельского совета находятся 15 жилых домов. Из них два дома находятся в полуразрушенном состоянии, люди из них уже переехали в другое жилье. Какова процедура списания таких домов с баланса сельского совета?

 

Жилые дома, учитываемые на балансе бюджетных учреждений, являются одним из видов необоротных активов.

В соответствии с

Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314, и Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181, причинами, по которым необоротные активы могут быть списаны с баланса бюджетного учреждения, являются, в частности, непригодность к дальнейшему использованию; разрушение в результате атмосферного влияния и продолжительного использования.

Наряду с общеизвестными правилами учета операций с необоротными активами порядок списания жилых домов, учитываемых на балансе бюджетного учреждения, имеет определенные особенности. Рассмотрим, какие существуют требования к процедуре списания жилых домов, которые стали непригодными для проживания, а также порядок документального оформления таких операций.

В соответствии со

ст. 7 Жилищного кодекса Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-X квартиры и дома государственного и общественного жилищного фонда, непригодные для проживания, могут быть переоборудованы для использования в других целях или снесены на основании решения исполнительного органа соответствующего Совета народных депутатов. Обследовать состояние жилых домов необходимо периодически в сроки, установленные Кабинетом Министров Украины, — не реже одного раза в пять лет.

На сегодняшний день основным документом, определяющим процедуру исключения жилых домов из жилищного фонда в связи с непригодностью для дальнейшего проживания, является

Положение о порядке обследования состояния жилых домов с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания, утвержденное постановлением Совета Министров УССР от 26.04.84 г. № 189 (далее — Положение).

Как показывает практика, в некоторых регионах Украины органами местной власти на основании вышеуказанного

Положения, а также руководствуясь полномочиями, предоставленными органам сельских, поселковых и городских советов ст. 30 и 31 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, утверждены местные документы, устанавливающие порядок признания жилых домов непригодными для проживания. Поэтому, прежде чем приступить к этому вопросу, рекомендуем узнать о существовании таких документов в конкретном регионе.

Порядок исключения жилого дома из жилищного фонда как непригодного к проживанию включает в себя несколько этапов.

Общий порядок такой. Прежде всего необходимо обратиться в местные органы самоуправления с

письменным обращением (заявлением) о рассмотрении вопроса пригодности к эксплуатации жилого дома (с указанием адреса его расположения).

К

заявлению прилагают следующие документы:

— нотариально заверенные копии документов, подтверждающие право собственности на жилое помещение;

— технический паспорт на жилое помещение;

— справку БТИ с данными о физическом износе жилого помещения;

— справку из жилищно-коммунального предприятия о том, что в жилом доме никто не зарегистрирован и не проживает;

— заключение проектной или научно-исследовательской организации о техническом состоянии жилого дома и о невозможности и нецелесообразности проведения его капитального ремонта (при необходимости);

— заключение санитарно-эпидемиологической службы о соответствии жилого дома санитарным требованиям.

Для обследования состояния жилых домов исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов создается

специальная комиссия.

В состав комиссии включаются:

— заместитель председателя исполнительного комитета местного Совета (председатель комиссии);

— начальник управления (отдела) жилищного (коммунального) хозяйства исполнительного комитета местного Совета (заместитель председателя комиссии);

— представитель органа или заведения санитарно-эпидемиологической службы;

— представитель отдела (управления) по делам строительства и архитектуры исполнительного комитета местного Совета или районный архитектор;

— представитель органа государственного пожарного надзора;

— депутат местного Совета;

— инженер жилищно-эксплуатационной организации (секретарь комиссии);

— представитель общественного домового комитета.

Кроме того, для участия в работе комиссии могут привлекаться специалисты проектных, научно-исследовательских и других организаций.

На основании предоставленных документов комиссия обследует состояние жилого дома, а также проверяет обоснованность заключений о невозможности или нецелесообразности проведения его капитального ремонта, а также устанавливает причины неудовлетворительного состояния жилого дома и при наличии виновных лиц ставит вопрос о привлечении их к ответственности.

По результатам такого обследования комиссия составляет

акт обследования состояния жилого дома с заключением о его техническом состоянии (признание жилого дома не соответствующим санитарным и техническим требованиям жилых помещений и являющимся непригодным для проживания) и предложениями о дальнейшем использовании этого дома.

Акт, подписанный всеми членами комиссии, подается на рассмотрение исполнительному комитету соответствующего местного Совета народных депутатов для дальнейшего решения этого вопроса. После чего исполнительным комитетом принимается окончательное решение о признании жилого дома непригодным для проживания, о чем издается соответствующее решение.

Напомним, что в рассматриваемой ситуации жилые дома находятся на балансе сельского совета. Получается, что принимать окончательное решение о признании таких домов непригодными для проживания и об их списании также будет сельский совет на основании результатов обследования, проведенного уполномоченной комиссией.

Только после этого сельский совет может приступать к оформлению документов на списание жилых домов с баланса —

актов на списание типовой формы № ОЗ-3 (бюджет), утвержденных приказом Главного управления Государственного казначейства Украины, Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 124/70. В них указывается характеристика списываемых объектов:

— год строительства жилых домов;

— дата зачисления их на баланс;

— первоначальная стоимость и сумма начисленного износа;

— количество проведенных текущих и капитальных ремонтов;

— техническое состояние и причина ликвидации.

В бухгалтерском учете списание жилых домов, которые были признаны непригодными для проживания, отражается следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операций

Дебет субсчета

Кредит субсчета

1

Списан объект необоротных активов, который стал непригодным для дальнейшей эксплуатации:

 

 

— первоначальная стоимость

401

103

— сумма начисленного износа

131

401

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше