Темы статей
Выбрать темы

Корректировать ли средний заработок при исчислении отпускных и как быть с индексацией зарплаты работников сельсоветов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

КОРРЕКТИРОВАТЬ ЛИ СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ОТПУСКНЫХ И КАК БЫТЬ С ИНДЕКСАЦИЕЙ ЗАРПЛАТЫ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСОВЕТОВ

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Согласно постановлению КМУ от 27.05.2009 г. № 504 должностной оклад секретаря сельского совета повысился на 50 % и снята надбавка за высокие достижения в труде (выплачивалась в размере 50 % должностного оклада с учетом доплаты за ранг и надбавки за выслугу лет). В результате чего его заработная плата снизилась на 54,60 грн.

1. Необходимо ли при исчислении отпускных корректировать заработную плату на коэффициент повышения окладов?

2. Как следует проводить индексацию заработной платы?

(Винницкая обл.)

 

1.

Да, необходимо. Объясним подробнее.

Исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков производится согласно

Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100).

Пунктом

7 Порядка № 100 определено, что расчет средней заработной платы производят путем деления суммарного заработка за последние 12 месяцев (или за меньший фактически отработанный период) на количество календарных дней расчетного периода (за исключением праздничных и нерабочих дней). Полученное значение умножается на число календарных дней отпуска.

При определении суммарного заработка за расчетный период

учитываются выплаты, приведенные в п. 3 Порядка № 100, и не учитываются выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100.

При расчете средней заработной платы следует учитывать требование, установленное

п. 10 Порядка № 100, о проведении корректировки заработной платы.

Так, согласно

абз. 1 п. 10 Порядка № 100 в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, на протяжении которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Если повышение произошло в периоде, когда за работником сохранялся средний заработок, данный средний заработок корректируют в части дней, касающихся сохранения заработной платы

со дня повышения тарифных ставок (окладов), — абз. 2 п. 10 Порядка № 100.

Таким образом, при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения, в случае повышения должностных окладов необходимо применять требования

п. 10 Порядка № 100. Проводить корректировку заработной платы согласно требованиям п. 10 Порядка № 100 бюджетные учреждения и организации должны в обязательном порядке.

Случаи, когда корректировка средней заработной платы

не проводится, указаны непосредственно в абз. 3 п. 10 Порядка № 100, а именно: в случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) работника в связи с присвоением ему более высокого разряда, переводом на другую более оплачиваемую работу (должность) и т. п.

Постановлением КМУ

от 27.05.2009 г. № 504 были внесены изменения в постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268), касающиеся условий оплаты труда руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов.

Согласно вносимым изменениям должностные оклады сельских, поселковых председателей, их заместителей, руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов, утвержденные

приложением 54 к постановлению № 268, увеличены на 50 %. Кроме того, п.п. 1 «в» п. 2 постановления № 268 дополнен новым абзацем, согласно которому надбавка за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы вышеуказанным работникам не устанавливается.

В результате таких изменений — увеличение оклада и отмена надбавки за высокие достижения в труде — заработная плата могла измениться не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения, как вашем случае.

Однако этот факт не повлияет на порядок проведения корректировки заработной платы.

Ведь, как известно, коэффициент корректировки исчисляется путем деления должностного оклада, установленного после повышения, на должностной оклад, который был установлен работнику до повышения, без учета доплат, надбавок и т. п.

Вывод

: в случае повышения должностных окладов согласно актам законодательства корректировка средней заработной платы проводится в обязательном порядке. Факт отмены или установления доплат и надбавок при этом не имеет значения, поскольку в расчете коэффициента корректировки они не участвуют.

Постановление КМУ

от 27.05.2009 г. № 504 вступило в силу с 30.05.2009 г. Следовательно, если работнику необходимо рассчитать среднюю заработную плату для оплаты времени ежегодного отпуска, который предоставляется после 30.05.2009 г., заработную плату, учитывая доплаты, надбавки, премию и другие выплаты, которые включается в расчет средней заработной платы, корректируют на коэффициент повышения должностных окладов.

Пример.

Секретарь сельского совета уходит в ежегодный отпуск на 30 к. дн. с 1 июля 2009 года. Расчетный период для исчисления средней заработной платы для оплаты времени отпуска: июль 2008 — июнь 2009 гг.

В расчетном периоде должностной оклад повышался с 1 июня 2009 года на 50 % согласно постановлению КМУ

от 27.05.2009 г. № 504.

Таким образом, заработную плату в расчетном периоде за промежуток времени до повышения должностного оклада необходимо откорректировать на коэффициент повышения заработной платы в июне 2009 года, т. е. на 1,5. Другими словами, на указанный коэффициент корректируется заработная плата, начисленная за июль 2008 — май 2009 гг. Заработная плата, начисленная за июнь 2009 года, не корректируется.

Рассчитаем сумму отпускных секретарю сельского совета, если его заработок, включаемый в расчет средней заработной платы для расчета отпускных, составил:

— с июля 2008 года по май 2009 года — 26670,60 грн.;

— за июнь 2009 года — 2370,00 грн.

Средняя заработная плата для оплаты ежегодного отпуска составит: 42375,9 грн. (26670, 60 грн. х 1,5 ++ 2370,00 грн.).

Сумма отпускных равна:

3571,00 грн. (42375,90 грн. :: 356 к. дн. х 30 к. дн.).

 

2. В данном случае следует продолжать индексировать заработную плату на общих основаниях. Обоснуем.

Правила индексации денежных доходов граждан установлены

Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII.

Механизм индексации денежных доходов граждан регулируется

Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078).

Пунктом 5 Порядка № 1078

определенно, что только в случае роста денежных доходов населения месяц повышения считается базовым и индексация в этом месяце не проводится. Если произошло снижение дохода, то это не является основанием считать месяц базовым. На это обращало внимание Минтруда в письме от 14.02.2007 г. № 9/10/136-07.

Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в

письме Минтруда от 09.04.2004 г. № 024-65, текущие колебания сумм установленных надбавок и премий в зависимости от финансовых возможностей (включая и возможное отсутствие выплаты отмеченных надбавок или премии в отдельные месяцы) не могут быть основанием для признания отчетного месяца, в котором были выплаты больше, чем в предыдущих месяцах, базовым. В таких случаях индексация осуществляется на общих основаниях.

В нашем случае в июне 2009 года размер должностного оклада повысился, но в то же время была снята надбавка за высокие достижения в труде, однако реального повышения заработной платы не произошло. Таким образом, несмотря на повышение должностных окладов,

июнь 2009 года нельзя признать базовым месяцем с целью проведения индексации. Следует продолжать индексировать заработную плату на общих основаниях.

Пример. Последним базовым месяцем для проведения индексации заработной платы секретаря сельского совета является февраль 2008 года (месяц повышения должностных окладов согласно постановлению КМУ от 06.02.2008 г. № 34). С тех пор заработная плата не увеличивалась. Следовательно, заработная плата такого работника, начисленная за июль 2009 года, индексируется на 24,3 % в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (669 грн.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше