Темы статей
Выбрать темы

О понятии «нецелевое использование бюджетных средств»

Редакция ББ
Письмо от 15.06.2009 г. № 31-09030-07-5/15920

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

О ПОНЯТИИ «НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

Письмо от 15.06.2009 г. № 31-09030-07-5/15920

 

Бюджетным кодексом Украины определены принципы бюджетной системы Украины, ее структура, принципы, правовые принципы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ответственность за нарушение бюджетного законодательства и регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением соответствующих бюджетов.

Бюджетная система Украины основывается на принципах, определенных статьей 7 Бюджетного кодекса (далее — Кодекс), одним из которых является принцип целевого использования бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями.

Положениями статьи 119 Кодекса определено, что нецелевым использованием бюджетных средств является расходование их на цели, не соответствующие бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, выделенным бюджетным ассигнованиям или смете.

При этом Кодексом четко определено следующее:

— бюджетные назначения — полномочия, предоставленные главному распорядителю бюджетных средств Кодексом, законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, который имеет количественные и часовые ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования;

— бюджетное ассигнование — полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета;

— смета — основной плановый документ бюджетного учреждения, который предоставляет полномочия по получению доходов и осуществлению расходов, определяет объем и направления средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на бюджетный период в соответствии с бюджетными назначениями.

В соответствии с Кодексом бюджетная система Украины — совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального строя и урегулированная нормами права, в частности решениями Кабинета Министров Украины и другими нормативно-правовыми актами, в том числе центральных органов исполнительной власти, принятыми на основании и во исполнение Кодекса, других законов Украины и нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины.

Согласно нормативно-правовым актам, в частности, для осуществления мониторинга, оценки реализации и контроля эффективности выполнения бюджетной программы и целевого использования бюджетных средств при формировании бюджета по программно-целевому методу, применяется паспорт бюджетной программы, который определяет цель, задачи, направления использования бюджетных средств, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы в соответствии с установленными бюджетными назначениями.

Учитывая изложенное выше, в практической деятельности распорядителей бюджетных средств и финансовых и контролирующих органов понятие «нецелевое использование бюджетных средств» необходимо применять в полном соответствии с Бюджетным кодексом Украины и требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные отношения.

В то же время

на практике имеют место факты квалификации нецелевого использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств и финансовыми и контролирующими органами только как использование бюджетных средств в несоответствии со сметой в части несоблюдения требований экономической классификации расходов. Указанное приводит к избежанию участниками бюджетного процесса ответственности за использование бюджетных средств в несоответствии с установленными бюджетными назначениями или выделенными бюджетными ассигнованиями.

Следует отметить, что за нецелевое использование бюджетных средств соответствующие должностные лица привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, определенном законами Украины, а распорядителям бюджетных средств уменьшаются бюджетные ассигнования на сумму средств, израсходованных не по целевому назначению.

 

Заместитель министра А. Мярковский

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В комментируемом

письме Минфин отмечает, что понятие «нецелевое использование бюджетных средств» необходимо понимать в полной мере, определенной действующими нормативно-правовыми актами. Это связано с тем, что на практике имеют место факты квалификации нецелевого использования бюджетных средств только как их использование в несоответствии со сметой в части несоблюдения требований экономической классификации расходов.

Рассмотрим более детально, какие именно факты использования бюджетных средств можно отнести к их нецелевому использованию.

В соответствии с

п. 1 ст. 119 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) под нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать расходование их на цели, которые не соответствуют бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, выделенным бюджетным ассигнованиям или смете.

Использование бюджетных средств в несоответствии со сметой в части несоблюдения требований экономической классификации расходов является наиболее распространенным случаем нецелевого использования бюджетных средств.

Например, учреждением были произведены расходы по приобретению запчастей для автомобиля по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь», в то время как следовало было по КЭКР 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств».

Но нецелевое использование бюджетных средств не ограничивается только подобными нарушениями, потому рассмотрим и другие нарушения, являю-щиеся нецелевым использованием бюджетных средств.

Например, исполнительному комитету местного совета выделены средства на содержание по коду функциональной классификации расходов 010116 «Органы местного самоуправления». При этом им было оплачено за служебные телефонные переговоры работников исполнительного комитета средствами, выделенными по коду функциональной классификации 070807 «Другие образовательные программы», т. е. за счет средств, которые были выделены для реализации региональной образовательной программы.

Кроме того, нецелевым использованием бюджетных средств будет осуществление бюджетной организацией заимствования, поскольку

п. 3 ст. 21 БКУ определено, что бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствования в любой форме или предоставлять за счет бюджетных средств займы юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины.

Также нецелевым использованием бюджетных средств является использование средств государственного бюджета на финансирование расходов, которые необходимо производить за счет средств местных бюджетов и наоборот.

Примером такого использования может быть следующее. Бюджетным учреждением — лечебно-профилактическим заведением, финансируемым из государственного бюджета, приобретено медицинское оборудование, которое по решению руководителя учреждения затем было передано другому лечебно-профилактическому заведению, финансируемому за счет средств областного бюджета.

Минфин в своем

письме также обращает внимание на то, что за нецелевое использование бюджетных средств соответствующие лица привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

применяется к нарушителям в виде выговора или увольнения.

Административная ответственность

за нецелевое использование бюджетных средств предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X в размере от 30 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (510 — 1190 грн.).

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц

от 70 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1190 — 1700 грн.).

Что касается

уголовной ответственности, то в соответствии со ст. 210 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III (далее — УКУ) использование служебным лицом бюджетных средств вопреки их целевому назначению, если предметом этих деяний были бюджетные средства в крупных размерах, наказывается штрафом от 100 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 — 5100 грн.), или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы сроком до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет или без такового.

Те же деяния, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или которые совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, наказываются ограничением свободы

на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Напомним, что крупным размером бюджетных средств в соответствии со

ст. 210, 211 УКУ считается сумма, которая в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан (17000 грн.).

Особо крупным размером бюджетных средств в соответствии со ст. 210, 211 УКУ считается сумма, которая в три тысячи и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан ( 51000 грн.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше