МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КМУ ОТ 27 МАЯ 2009 г. № 504 В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ И ПОСЕЛКОВЫХ СОВЕТОВ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ АППАРАТА СОВЕТОВ, ИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Разъяснение от 20.06.2009 г.
В целях увеличения удельного веса должностных окладов в заработной плате председателей сельских и поселковых советов, их заместителей и других руководящих работников и специалистов аппарата советов и их исполнительных органов Кабинет Министров принял постановление от 27 мая 2009 г. № 504 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268». Это постановление вступило в силу с 30 мая 2009 г., т. е. со дня официального опубликования.
Постановлением предусмотрено увеличить на 50 процентов размер должностных окладов сельских, поселковых председателей, их заместителей и других руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов (секретарей советов, управляющих делами (секретарей) исполкомов, главных бухгалтеров, специалистов-юрисконсультов, специалистов-землеустроителей).
То есть повышается размер должностных окладов, предусмотренных приложением 54 к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 12 мая 2007 г. № 700), которые уже повышены на 45 процентов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 6 февраля 2008 г. № 34 «О внесении изменения в некоторые постановления Кабинета Министров Украины».
Например, размер должностного оклада по состоянию на 1 мая 2009 г. составлял:
— поселкового председателя поселка с численностью населения свыше 15 тыс. человек — 2033 грн. (с учетом повышения на 45 процентов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 6 февраля 2008 г. № 34), а после принятия постановления Кабинета Министров Украины от 27 мая 2009 г. № 504 — увеличился до 3050 грн.;
— специалиста-землеустроителя указанного поселка — 642 грн. (с учетом повышения на 45 процентов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 6 февраля 2008 г. № 34), а после принятия постановления Кабинета Министров Украины от 27 мая 2009 г. № 504 — увеличился до 963 грн.
Вместе с тем председателям сельских, поселковых советов, их заместителям, руководящим работникам и специалистам аппарата советов, их исполнительных органов не устанавливается надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, предусмотренная постановлением Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 (в размере до 50 процентов должностного оклада с учетом надбавок за ранг и выслугу лет), поскольку увеличены должностные оклады, при этом заработная плата не уменьшилась.
Такое решение Правительства гарантирует получение председателями сельских, поселковых советов, а также другими работниками советов заработной платы, которая не зависит от установления или неустановления надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, и является первым шагом на пути к реформированию системы оплаты труда работников органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Таким образом, исходя из действующего до 30 мая 2009 г. размера должностного оклада, повышенного на 50 процентов, заработная плата, например, специалиста-землеустроителя поселка с численностью населения свыше 15 тыс. человек, которому присвоен 14-й ранг должностного лица органа местного самоуправления и стаж службы которого в органах местного самоуправления составляет более 10 лет (надбавка за выслугу лет при таком стаже — 20 процентов), на данное время состоит из:
— должностного оклада — 963 грн. (с учетом его увеличения на 45 процентов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 6 февраля 2008 г. № 34 и на 50 процентов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 мая 2009 г. № 504);
— надбавки за ранг — 50 грн. (за 14-й ранг должностного лица органа местного самоуправления);
— надбавки за выслугу лет — 202,6 грн. (20 процентов суммы должностного оклада и надбавки за ранг (963 грн. + 50 грн.)).
Кроме того, в случае обеспечения в полном объеме бюджетными средствами обязательных выплат по заработной плате работникам в рамках фонда оплаты труда может выплачиваться премия.
Комментарий редакции
новая ЗАРПЛАТА РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ПОСЕЛКОВЫХ СОВЕТОВ
Не так давно вступило в силу
постановление КМУ от 27.05.2009 г. № 504, согласно которому изменились условия оплаты труда руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов, а именно:—
должностные оклады, утвержденные приложением 54 к постановлению КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268, увеличены на 50 %;—
снята надбавка за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы.В комментируемом
разъяснении Минтруда объяснило, чем вызвано такое решение Правительства. Так, цель вносимых изменений — получение руководящими работниками и специалистами аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов заработной платы, которая не зависит от установления надбавки за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы.Действительно, в формировании заработной платы таких работников надбавка за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы имела большое значение. Дело в том, что такая надбавка устанавливается в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и выслугу лет. В редакционном комментарии к
постановлению № 504 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 22, с. 4) мы указывали, что по этой причине заработная плата отдельных работников могла измениться не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения. Касается это тех работников, которым до изменений была установлена надбавка за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы в размере 50 %. Для них повышение должностного оклада на 50 % с одновременным снятием надбавки повлекло за собой уменьшение зарплаты.В то же время Минтруда указывает, что вследствие вносимых изменений заработная плата не уменьшилась. Позволим себе не согласиться с таким утверждением по причине, указанной выше.
Приведем пример заработной платы секретаря сельского совета:
Вид выплаты | До изменений, грн. | После изменений, грн. |
Должностной оклад | 1257,00 | 1885,00 |
Доплата за ранг | 90,00 | 90,00 |
Надбавка за выслугу лет (20 %) | 269,40 | 395,00 |
Надбавка за высокие достижения в труде (50 %) | 808,20 | — |
Всего | 2424,60 | 2370,00 |
Вот такая простая арифметика, которая говорит сама за себя. Уменьшение зарплаты незначительное, но все же оно есть. Кроме того, не стоит забывать о стимулирующем характере такой выплаты, как надбавка за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы.
В то же время в этом случае возможен вариант, когда общий размер зарплаты после изменений не уменьшается. Это может произойти только по одной причине — фонда оплаты труда сельсовета достаточно для того, чтобы
уменьшение зарплаты компенсировать выплатой премии.Кроме того, в комментируемом
разъяснении Минтруда ни словом не обмолвилось о том, что фактически со вступлением в силу постановления № 504 произошло повышение должностных окладов с одновременным изменением структуры заработной платы. На что есть уже официальное подтверждение Минтруда (см. консультацию на с. 30 этого номера). А это значит, что при расчете средней заработной платы для предоставления отпусков и выплаты материальной помощи на оздоровление следует применять требования абз. 7 и 8 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100, что, в свою очередь, может повлечь уменьшение суммы отпускных и матпомощи.Как подчеркнуло Минтруда в комментируемом разъяснении, указанные изменения — первый шаг к реформированию системы оплаты труда работников органов местного самоуправления. Поэтому вскоре вполне вероятно появятся очередные нововведения, которые, будем надеяться, не только усовершенствуют структуру заработной платы, но и приведут к увеличению доходов работников аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов.