Темы статей
Выбрать темы

НДС: отвечаем на ваши вопросы

Редакция ББ
Статья

НДС: ОТВЕЧАЕМ НА ВАШИ ВОПРОСЫ

 

В редакцию поступает множество вопросов от бухгалтеров бюджетных учреждений, касающихся налога на добавленную стоимость. Вот некоторые из них: если учреждение предоставляет платные услуги, необходимо ли регистрироваться плательщиком НДС и с какого периода? По каким правилам выписывать налоговые накладные? Какие суммы НДС можно включить в налоговый кредит? Как в бухгалтерском учете отражать суммы НДС? Ответам на эти и другие вопросы посвящена эта статья.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Для многих бюджетных организаций уже стало привычным делом — получать доходы от различных платных услуг. Как известно, для каждой из отраслей бюджетной сферы — здравоохранение, образование, культура, наука и т. п. — Кабинетом Министров Украины утверждены соответствующие перечни платных услуг. Подробно этот вопросы мы освещали в консультации «Платные услуги — дополнительное привлечение денежных средств» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 12). Кроме того, вопросам предоставления платных услуг бюджетными учреждениями мы постоянно уделяем внимание (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 6, с. 15; № 10, с. 19; № 11, с. 12; № 20, с. 24; № 21, с. 14).

Предоставление платных услуг в случаях, предусмотренных

Законом об НДС, влечет за собой необходимость облагать их стоимость налогом на добавленную стоимость, так как по своей природе такие операции являются объектом обложения НДС. Далее рассмотрим вопросы, касающиеся исчисления и уплаты НДС, а также порядка налогового учета и подачи отчетности по этому налогу бюджетными учреждениями.

 

РЕГИСТРАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЛЬЩИКА НДС

 

Когда бюджетное учреждение должно регистрироваться плательщиком НДС?

 

В соответствии с

п.п. 2.3.1 Закона об НДС лицо подлежит обязательной регистрации в качестве плательщика НДС в случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, которые подлежат налогообложению, начисленная (уплаченная, предоставленная) такому лицу или в счет обязательств третьим лицам, на протяжении последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС).

Таким образом, бюджетные учреждения должны регистрироваться плательщиками НДС в случае, если:

— они осуществляют операции по поставке товаров (услуг), подлежащих налогообложению;

— сумма таких операций за последние 12 календарных месяцев превышает 300 тыс. грн.

Рассчитывая 300-тысячное ограничение, следует иметь в виду, что

Закон об НДС разграничивает операции на:

— облагаемые по ставкам 20 и 0 %;

— не являющиеся объектом обложения (

п. 3.2. ст. 3 Закона об НДС);

— освобожденные от налогообложения (

ст. 5, 11 Закона об НДС).

При этом операции,

не являющиеся объектом обложения НДС согласно п. 3.2 Закона об НДС, при определении объема налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев для регистрации учреждения в качестве плательщика НДС не учитываются.

Обратите внимание: как утверждает ГНАУ в

письме от 04.04.2007 г. № 3230/6/16-1515-26, при определении объема налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев для регистрации учреждения в качестве плательщика НДС необходимо учитывать как облагаемые (по ставке 20 и 0 %), так и освобожденные (ст. 5, 11 Закона об НДС) от налогообложения операции.

Лица, подпадающие под определение плательщика НДС, обязаны зарегистрироваться в качестве плательщика этого налога в налоговом органе по месту их нахождения. Для этого нужно подать

не позднее 20-го календарного дня с момента достижения предельного объема налогооблагаемых операций размера 300 тыс. грн. регистрационное заявление плательщика по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению о регистрации), к которому приложить оригинал платежного документа об уплате установленной суммы (17 грн.) за Свидетельство плательщика НДС. Причем такое заявление может быть направлено в адрес налогового органа с уведомлением о вручении или вручено лично представителем учреждения должностному лицу налогового органа.

Зарегистрированным плательщикам НДС орган государственной налоговой службы выдает Свидетельство о регистрации плательщика НДС

(приложение 2 к Положению о регистрации). Такое Свидетельство налоговый орган обязан выдать в течение 10 дней с даты получения регистрационного заявления (п. 9.5 Закона об НДС).

При этом первым днем первого налогового периода плательщика НДС считается

дата выдачи, указанная в Свидетельстве о регистрации плательщика НДС. Начиная с этой даты на бюджетное учреждение возлагаются обязанности по исчислению этого налога, уплате его в бюджет, а также по ведению налогового учета и предоставлению налоговой отчетности в налоговые органы.

Рекомендуем также ознакомиться со статьей «НДС для бюджетных учреждений: общие правила» // «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 5, с. 11.

 

ЗАПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАКЛАДНОЙ ПРИ ПРОДАЖЕ НЕПЛАТЕЛЬЩИКУ НДС

 

Бюджетное учреждение (плательщик НДС) сдает в аренду часть помещения другой бюджетной организации, которая не является плательщиком НДС. Нужно ли в этом случае выписывать налоговую накладную арендатору?

 

Напомним, что об общих правилах заполнения налоговых накладных мы писали в статье «Налоговая накладная» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 10, с. 13).

Если поставка осуществляется неплательщику НДС, то налоговая накладная выписывается с отметкой: «Поставка неплательщику налога»

(п. 8 Порядка № 165).

Кроме того, при выписке такой налоговой накладной необходимо учитывать требования

п. 8.1 Порядка № 165, в котором определено, что в строках «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» делается отметка «Х». В этом случае оба экземпляра налоговой накладной остаются у бюджетного учреждения — арендодателя.

В рассматриваемой ситуации нужно также учесть нормы

п.п. 7.3.5 Закона об НДС, в котором определено, что в случае поставки товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств датой возникновения налоговых обязательств является дата поступления таких средств на текущий счет плательщика НДС или дата получения компенсации в другом виде.

Поэтому в рассматриваемой ситуации, когда арендатор — бюджетная организация оплачивает услуги по аренде за счет бюджетных средств, у арендодателя — бюджетного учреждения налоговые обязательства по НДС возникают

на дату поступления арендной платы на его специальный регистрационный счет, а не по правилу первого события. И именно на дату получения денежных средств бюджетное учреждение должно выписать налоговую накладную.

 

КАК НУМЕРОВАТЬ НАЛОГОВЫЕ НАКЛАДНЫЕ

 

Как правильно бюджетному учреждению — плательщику НДС нумеровать налоговые накладные. Можно ли осуществлять нумерацию нарастающим итогом с начала года?

 

В соответствии с

п.п. 7.2.1. Закона об НДС одним из обязательных реквизитов налоговой накладной, которая составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца, является ее порядковый номер.

Как предусмотрено

п. 3 Порядка № 165, порядковый номер налоговой накладной должен соответствовать порядковому номеру Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Кроме того, из Порядка № 244 следует, что нумерация налоговых накладных начинается каждый месяц с первого номера.

Вместе с тем работники налоговых органов считают, что сквозная нумерация налоговых накладных нарастающим итогом с начала года не является нарушением нормативно-правовых актов по вопросам НДС (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 38;

письмо ГНА в г. Киеве от 04.11.2005 г. № 1009/10/31-106). Следовательно, бюджетное учреждение может по своему усмотрению использовать помесячный или годовой (нарастающим итогом) порядок нумерации налоговых накладных. Как показывает практика, бухгалтеры обнуляют нумерацию налоговых накладных в начале года.

При этом необходимо учесть, что не всегда удается добиться совпадения номера налоговой накладной с номером в Реестре полученных и выданных налоговых накладных. Такая нумерация будет нарушена уже при выписке Расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной), данные которого также отражаются в Реестре.

 

ЗАПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАКЛАДНОЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Бюджетным учреждением принято решение о безвозмездной передаче объекта необоротных активов (автомобиля) другому бюджетному учреждению. Автомобиль был передан после получения разрешения от главного распорядителя бюджетных средств. Нужно ли выписывать налоговую накладную в этом случае, ведь такая операция не является объектом налогообложения?

 

Действительно, если бюджетное учреждение, являющееся плательщиком НДС, осуществляет безвозмездную передачу объектов необоротных активов в государственную или коммунальную собственность территориальных общин сел, поселков, городов или передачу в их совместную собственность по решениям КМУ, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, то такие операции согласно

п.п. 3.2.9 Закона об НДС не являются объектом налогообложения.

И поэтому ответ на такой вопрос однозначный: нет, на такую операцию налоговая накладная не выписывается. Ведь согласно

п.п. 7.2.3 Закона об НДС налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца.

В данном случае налоговые обязательства у продавца не возникают. Следовательно, налоговая накладная не выписывается, так как требование о ее выписке отсутствует как в

Законе об НДС, так и в Порядке № 165.

Однако информация о такой операции должна быть указана в графе 10 раздела II Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Это следует из

п. 6 Порядка № 244.

 

ЗАПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАКЛАДНОЙ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛЬГОТНЫХ И ОБЛАГАЕМЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Научно-исследовательский институт — бюджетная организация (плательщик НДС) получил заказ от предприятия на выполнение научно-исследовательских работ. Согласно п.п. 5.1.22 Закона об НДС такие операции освобождаются от обложения НДС.

Кроме того, этому же субъекту хозяйствования институт сдает в аренду часть помещения. Можно ли в этом случае составить одну налоговую накладную?

 

Несмотря на то что форма налоговой накладной позволяет одновременно отразить в одной налоговой накладной операции по поставке, как облагаемые, так и освобожденные от обложения НДС, этого делать не следует. И вот почему.

В

п. 9 Порядка № 165 предусмотрено, что для операций, которые облагаются налогом или освобождены от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные. То есть при одновременной поставке одному покупателю как налогооблагаемых товаров (услуг), так и освобожденных от налогообложения продавец составляет отдельные налоговые накладные (не допускается заполнение в одной накладной одновременно графы 10 и граф 7, 8 и 9).

Следовательно, научно-исследовательский институт должен составить две налоговые накладные.

В одной необходимо отразить стоимость научно-исследовательских работ. В такой накладной согласно

п.п. 7.2.2 Закона об НДС и п. 10 Порядка № 165 в разделе VI графы 10 делается запись: «Без НДС» — со ссылкой на соответствующий подпункт Закона об НДС, в данном случае п.п. 5.1.22.

Во второй налоговой накладной — поставку услуг по аренде, облагаемых по ставке 20 %, в общем порядке.

 

УСЛУГИ ПО ПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

 

Бюджетное учебное заведение предоставляет услуги по питанию учащихся. Каким документом необходимо руководствоваться для того, чтобы можно было применять п.п. 5.1.10 Закона об НДС?

 

В соответствии с

п.п. 5.1.10 Закона об НДС от обложения НДС освобождаются услуги по питанию детей в школах, профессионально-технических училищах и граждан в учреждениях здравоохранения в порядке и пределах, установленных Кабинетом Министров Украины.

Порядок и нормы предоставления таких услуг утверждены

постановлением КМУ от 03.11.97 г. № 1200 (далее — Порядок № 1200), в котором определен механизм организации питания детей, режим питания, порядок приобретения абонементов и пр.

Кроме того,

п. 6 Порядка № 1200 указано, что для организации питания учащихся в дневных средних учебных заведениях, для которых не устанавливаются натуральные нормы питания, применяются денежные нормы. Так, общая стоимость питания не может превышать 3 грн. 50 коп. При этом стоимость завтрака не может превышать 25 %, обеда — 40 %, полдника — 10 %, ужина — 25 % дневного рациона.

Что касается

натуральных норм питания, то они утверждены постановлением КМУ «Об утверждении норм питания в учебных и оздоровительных заведениях» от 22.11.2004 г. № 1591.

Позиция налоговых органов о порядке применения

п.п. 5.1.10 Закона об НДС изложена в письме ГНАУ от 03.10.2008 г. № 9513/6/16-1515-06, которая заключается в следующем: от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по питанию детей, предоставляемые:

— в пределах натуральных норм питания — исходя из норм, утвержденных

постановлением КМУ от 22.11.2004 г. № 1591;

— в пределах денежных норм — исходя из предельной суммы, предусмотренной в

п. 6 Порядка № 1200.

Как правило, для организации питания учащихся между учебным заведением и лицом, непосредственно предоставляющим услуги по питанию, заключается соответствующее соглашение. При этом оплата за питание может поступать как в безналичном порядке (путем приобретения абонементов), так и за счет бюджетных ассигнований. Однако независимо от источников получения таких средств такие операции освобождаются от обложения НДС при условии соблюдения норм питания детей, предусмотренных вышеуказанными документами.

 

ЕСЛИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛЬГОТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НЕ ЗАПОЛНЕНО ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Городская клиническая больница пользуется льготой по НДС согласно п.п. 5.1.8 Закона об НДС. В связи с тем, что учреждение предоставляет услуги, которые освобождены от обложения НДС, суммы НДС, уплаченные по «входным» операциям, учреждение не имеет права включить в налоговый кредит. При этом учреждение отразило такие операции по строке 10.2 декларации по НДС и в Реестре полученных и выданных налоговых накладных, однако забыло привести информацию о суммах входного НДС в разделе II приложения 5. Как быть в этом случае?

 

Как предусмотрено

п.п. 7.4.2 Закона об НДС, если налогоплательщик приобретает (изготавливает) товары (услуги) и основные фонды, предназначенные для использования, в частности, в операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии со ст. 5 Закона об НДС, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением), в состав налогового кредита* не включаются. Такие суммы подлежат включению в состав фактических расходов бюджетного учреждения.

* См. консультацию «Формируем налоговый кредит по НДС» // «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 20, с. 19.

В декларации по НДС объемы покупок товаров (услуг) и основных фондов, предназначенных для использования в операциях, освобожденных от НДС, отражаются по строке 10.2 (в которой заполняется только колонка А на величину объемов приобретения без НДС). И поэтому в случае заполнения этой строки налогоплательщику необходимо указать соответствующую информацию о таких суммах в разделе II приложения 5 к декларации по НДС в подразделе «Операції з придбання з ПДВ, які не надають права формування податкового кредиту».

Однако, как следует из вопроса, учреждение забыло это сделать. И хотя допущенная ошибка к недоплате налога в бюджет не привела, однако в случае выявления ее при проверке может быть наложен

админштраф за нарушение порядка ведения налогового учета согласно ст. 1631 КоАП (от 5 до 10 ннмдг, т. е. от 85 до 170 грн.). Поэтому учреждению лучше исправить допущенную оплошность самостоятельно.

Как отмечается в

п. 1 письма ГНАУ от 19.05.2008 г. № 10061/7/16-1417, исправление ошибок, допущенных в Расшифровке налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5 к декларации по НДС), которые не повлияли на сумму задекларированных налоговых обязательств, осуществляется путем подачи Уточняющего расчета налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, к которому прилагается Расшифровка налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5 к декларации по НДС) с отметкой «уточняющий». При этом исправление ошибок производится непосредственно в приложении 5, а стоимостные показатели уточняющего расчета прочеркиваются.

Вместе с тем известны случаи, когда при исправлении подобных ошибок работники налоговых органов не принимали такие уточняющие расчеты, заполненные с прочерками. Заметим, что такая позиция сотрудников налоговых органов противоречит разъяснениям ГНАУ, изложенным в вышеуказанном

письме.

 

ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДС

 

Бюджетное учреждение зарегистрировано плательщиком НДС. При отражении в учете операций по реализации платных услуг, руководствуясь нормами п. 7.5 Инструкции № 61, учреждение отнесло на субсчет 811 всю сумму налогового обязательства, которую подлежало перечислить в бюджет. Ранее при поступлении оплаты за услуги эта же сумма была отнесена на субсчет 711 согласно п. 7.1 Инструкции № 61.

Однако в акте проверки органами контрольно-ревизионной службы был сделан вывод о завышении учреждением размера доходов на сумму НДС.

Как следовало отразить расчеты по НДС в бухгалтерском учете?

 

Правил отражения в бухгалтерском учете НДС, поступившего во время оплаты покупателем платных услуг или товаров,

Инструкция № 61 не содержит. Поэтому бухгалтерам ничего ни остается, кроме как делать выводы, изучая другие бухгалтерские проводки, касающиеся расчетов с бюджетом учреждений — плательщиков НДС.

Учитывая, что в вопросе речь идет об операциях по предоставлению бюджетным учреждением платных услуг, воспользуемся проводками, предложенными

п. 7 Инструкции № 61.

Так, согласно

п. 7.5 Инструкции № 61 по дебету субсчета 811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги» и кредиту субсчета 641 «Расчеты по платежам и налогам в бюджет» нужно отражать сумму НДС, которая подлежит перечислению в госбюджет. Следуя этой норме, если учреждение будет иметь право на налоговый кредит, на данном субсчете должна быть отражена сумма перечислений в бюджет, определенная как разница между размером налогового обязательства и размером налогового кредита согласно п.п. 7.7.1 Закона об НДС.

Согласно

п. 7.8 Инструкции № 61 учреждения, имеющие право на налоговый кредит, должны отражать сумму такого кредита по дебету субсчета 641 и кредиту субсчетов 364, 675.

Вот, пожалуй, и все проводки данного пункта, которые касаются НДС и предлагаются плательщику этого налога.

А теперь предлагаем рассмотреть на конкретном числовом примере применение норм данных пунктов в двух вариантах:

1) исходя из предположения, что полученная (начисленная) от покупателя сумма НДС будет отнесена на субсчет 711 «Доход по средствам, полученным как плата за услуги» без последующих переносов ее на другие субсчета;

2) исходя из предположения, что полученная (начисленная) от покупателя сумма НДС будет отнесена на субсчет 711 только первоначально с последующей корректировкой суммы дохода в сторону уменьшения на размер задолженности перед бюджетом.

Возьмем такие исходные данные: сумма налогового обязательства по НДС — 700 грн., налогового кредита — 600 грн. Рассмотрим примерные схемы проводок для каждого из этих вариантов (см. табл.1).

 

Таблица 1

№ п/п

Содержание операции

Пункт Инструкции № 61

I вариант

II вариант

дебет субсчета

кредит субсчета

сумма, грн.

дебет субсчета

кредит субсчета

сумма, грн.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Начислена в составе платы за услуги сумма НДС

364

711

700

364

711

700

2

Отнесена сумма НДС на расчеты с бюджетом

711

641

700

3

Отражена сумма налогового кредита

п. 7.8

641

675

600

641

675

600

4

Начислен НДС, подлежащий перечислению в бюджет

п. 7.5

811

641

100

811

641

100

 

Исходя из упомянутых норм

Закона об НДС в бюджет необходимо перечислить сумму в размере 100 грн., образовавшуюся как разница между налоговыми обязательствами (700 грн.) и налоговым кредитом (600 грн.)

А в приведенных схемах состояние расчетов с бюджетом отражено следующим образом: в первом варианте бюджет должен учреждению 500 грн., во втором — учреждение должно бюджету 200 грн.

Как видим,

ни один из вариантов не обеспечил отражения в бухгалтерском учете того состояния расчетов с бюджетом, которое отвечало бы нормам налогового законодательства.

Заметим, что первый вариант может иметь модификацию, которая, скорее всего, имела место в учреждении, задавшем вопрос. Речь идет о случае, когда сумма налогового кредита равна нулю. Тогда ситуация будет выглядеть более корректной, так как по кредиту субсчета 641 будет отражена сумма налогового обязательства, которая будет подлежать перечислению в бюджет в соответствии с вышеназванными нормами

Закона об НДС.

Но даже в таком случае, как и в предложенных выше схемах (см. табл. 1), мы будем иметь дело

с неправильным определением источника выплат для проведения расчетов с бюджетом по НДС.

Отражение таких выплат на субсчете 811 говорит о том, что их источником является смета на содержание учреждения, в данном случае в части специального фонда.

В то же время к налогу на добавленную стоимость нелогично применять тот же подход, что и к другим налогам и сборам (например, налогу на землю или сбору за загрязнение окружающей среды), для которых иных источников, кроме как смета учреждения, просто не существует. Выплаты же по НДС в бюджет, вполне очевидно, не должны планироваться в смете на содержание учреждения, поскольку их источником являются средства покупателей — потребителей услуг.

Предлагаем использовать следующую

схему проводок, удовлетворяющую требованиям как бюджетного, так и налогового законодательства. Исходные данные используем те же, что и для предыдущих схем (см. табл. 2).

 

Таблица 2

№ п/п

Содержание операции

Дебет субсчета

Кредит субсчета

Сумма, грн.

1

Начислена в составе платы за услуги сумма НДС

364

711

700

2

Отнесена сумма НДС на расчеты с бюджетом

711

641

700

3

Отражена сумма налогового кредита

641

675

600

4

Перечислена в бюджет подлежащая уплате сумма НДС

641

323

100

 

Заметим, что данная схема отвечает принципам, изложенным в

Инструкции № 141, и потому не предполагает использование для отражения расчетов по НДС субсчета 811, как указано в п. 7.5 Инструкции № 61.

Полагаем, законодателям и Госказначейству Украины следует обратить внимание на данную проблему и дать конкретные разъяснения распорядителям бюджетных средств. В противном случае будет продолжаться практика, когда распорядители и проверяющие устанавливают правила учета, следуя каждый своей логике, а в результате в акте поверки появится запись о нарушении.

 

ПО КАКОМУ КЭКР ОТРАЖАЮТСЯ СУММЫ НДС

 

Бюджетным учреждением приобретены необоротные активы и запасы. В документах, полученных от поставщиков на указанные ценности, указана их общая стоимость, а также отдельной строкой выделена сумма НДС. По какой стоимости учреждение должно приходовать необоротные активы и запасы — с учетом НДС или без него? По какому КЭКР отражать суммы НДС?

 

Ответы на эти вопросы содержатся в

п. 1.13 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 г. № 30), и п. 50 Инструкции по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125.

Бюджетные учреждения

не относят на увеличение первоначальной стоимости необоротных активов и запасов суммы НДС, уплаченные при их приобретении. Причем это правило распространяется на все бюджетные учреждения — независимо от того, зарегистрированы они плательщиками НДС или нет.

Поэтому приходовать запасы и объекты необоротных активов учреждения должны без учета суммы НДС.

В зависимости от источника приобретения материальных ценностей суммы НДС относят:

— при приобретении запасов и необоротных активов за счет средств

общего фонда сметы — на расходы учреждения и отражают по тем КЭКР, по которым приобретались материальные ценности (например, при приобретении канцтоваров сумма уплаченного при их приобретении НДС списывается по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь», при приобретении медикаментов — по КЭКР 1132 «Медикаменты и перевязочные материалы», при приобретении продуктов питания — по КЭКР 1133 «Продукты питания», при приобретении бензина, запчастей к автомобилям — по КЭКР 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств», при приобретении оборудования, относящегося к основным средствам, — по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования»);

— при приобретении запасов и необоротных активов за счет средств

специального фондав состав налогового кредита или на расходы. При этом суммы НДС бюджетное учреждение включает в состав налогового кредита только в том случае, если оно зарегистрировано в качестве плательщика НДС и приобретенные товары планируется использовать в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика НДС. Если же учреждение не является плательщиком НДС, то такие суммы относятся на расходы учреждения по соответствующим КЭКР.

 

ОТРАЖАЮТСЯ ЛИ В НАЛОГОВОМ ОТЧЕТЕ НЕПРИБЫЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СУММЫ НДС

 

Бюджетное учреждение, зарегистрированное плательщиком НДС, оказывает платные услуги, освобожденные от НДС по ст. 5 Закона об НДС, а также облагаемые НДС по ставке 20 %.

В налоговом отчете об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями суммы доходов, полученные от предоставления платных услуг, которые облагаются НДС, в строке 1.3.4 необходимо показывать с учетом НДС или без НДС?

Отражать ли по строке 8.2 этого Отчета суммы НДС, включенные в состав налогового кредита?

 

При заполнении налогового отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями (далее — Отчет) бюджетные учреждения руководствуются

Порядком № 233.

В Отчете вся поступившая сумма средств от оказания платных услуг, остающаяся в распоряжении учреждения, отражается в

строке 1.3.4 Отчета.

Доходы, полученные от оказания платных услуг, облагаемых НДС, зачисляются на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения в полном объеме, т. е. с учетом НДС. Однако не вся поступившая сумма принадлежит учреждению, в частности, НДС не относится к доходам бюджетного учреждения.

Поэтому при заполнении строки 1.3.4 Отчета учреждения — плательщики НДС должны отражать только ту часть средств, поступивших на их специальный регистрационный счет, которая относится к доходам от оказания платных услуг, запланированных сметой, и остается в распоряжении бюджетного учреждения. То есть

начисленный НДС в Отчете не отражается.

При осуществлении расходов бюджетными учреждениями, не являющимися плательщиками НДС, а также при осуществлении расходов за счет средств общего фонда сметы суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров, работ и услуг, включаются в состав фактических расходов учреждения по соответствующим кодам экономической классификации расходов. В Отчете

профинансированные расходы бюджетного учреждения (в том числе НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг), осуществленные за счет средств общего фонда сметы, отражаются в строке 8.1.

Что касается строки 8.2 Отчета, то в ней отражаются расходы, осуществленные за счет средств специального фонда сметы.

В случае приобретения товаров (услуг) за счет средств специального фонда сметы с целью их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности бюджетные учреждения — плательщики НДС в состав налогового кредита могут относить суммы НДС, уплаченные при приобретении таких товаров (услуг) в соответствии с

Законом об НДС.

Суммы НДС, включенные в состав налогового кредита, не являются расходами учреждения, поэтому не должны отражаться в строке 8.2 Отчета.

На этот момент необходимо обратить особое внимание при заполнении части 2 Отчета, так как, если суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, учреждение покажет в составе своих расходов, связанных с получением налогооблагаемых доходов, тем самым завысив такие расходы, то сумма прибыли, подлежащая налогообложению, будет занижена. Следовательно, сумма налога на прибыль также будет занижена.

В заключение напомним, что расчеты с бюджетом по НДС бюджетные учреждения и организации — плательщики НДС осуществляют на основании налоговой декларации по НДС.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон об НДС —

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Порядок № 233

— Порядок составления налогового отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями, утвержденный приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 233 (в редакции приказа ГНАУ от 03.04.2003 г. № 153).

Порядок № 244

— Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244.

Положение о регистрации

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Инструкция № 61

— Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61.

Инструкция № 141 — Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 01.07.97 г. № 141.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше