УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ
Владимир ШПАЧЕНКО, юрист
Административное здание, в котором располагаются районный совет и районная государственная администрация, в соответствии с решением районного совета было включено в перечень объектов совместной собственности территориальных громад района. На основании свидетельства о праве собственности собственником этого здания является районный совет. Согласно другому решению районный совет делегировал полномочия по управлению объектами совместной собственности территориальных громад района, к которым относится и административное здание, районной государственной администрации, на балансе которой и находится это административное здание с 1992 года.
Какое из учреждений должно оплачивать капитальный ремонт этого административного здания, реконструкцию системы теплоснабжения и др.: районный совет как собственник или райгосадминистрация как балансодержатель и учреждение, управляющее этим объектом совместной собственности?
(Киевская обл.)
В первую очередь разберемся, к чьим полномочиям относится управление собственностью территориальных громад района.
Согласно
п. 3 ст. 16 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) материальной и финансовой основой местного самоуправления являются движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в коммунальной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.Вопросы по управлению объектами совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах в соответствии со
ст. 43 Закона № 280 решаются районными и областными советами исключительно на их пленарных заседаниях.В свою очередь в соответствии со
ст. 14 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV (далее — Закон № 586) местные государственные администрации могут осуществлять полномочия местного самоуправления, делегированные им соответствующими советами.Кроме того, согласно
ст. 19 Закона № 586 местная государственная администрация осуществляет на соответствующей территории управление объектами, находящимися в государственной собственности и переданными в сферу ее управления, содействует созданию на этих объектах систем управления качеством, систем экологического управления, других систем управления в соответствии с национальными или международными стандартами, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере ее управления, а также осуществляет делегированные соответствующим советом функции управления имуществом, находящимся в совместной собственности территориальных громад.Таким образом, местная администрация может управлять объектами собственности территориальных громад, если такие полномочия ей будут делегированы соответствующим местным советом.
Делегирование таких полномочий определяется в решении сессии соответствующего совета, как это и было сделано в вашем случае. Но в этом же решении целесообразно было определить условия управления имуществом, в частности за чей счет будет проводиться его капитальный ремонт.
Если же решением районного совета это не было определено, то условия такого управления следует определить в договоре на управление имуществом, который составляется в соответствии с требованиями
гл. 70 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ).В соответствии со
ст. 1029 ГКУ по договору управления имуществом одна сторона (установитель управления) передает другой стороне (управляющему) на определенный срок имущество в управление, а другая сторона обязуется за плату осуществлять от своего имени управление этим имуществом в интересах установителя управления или указанного им лица (выгодополучателя).Как видим, договор управления является платным, но допускается заключение бесплатного договора управления имуществом в прямо определенных законом случаях.
Как указывалось выше, местная администрация может быть управляющим имуществом и плата за это нормативными документами не предусмотрена, потому в данном случае такое управление осуществляется на бесплатной основе.
Согласно
п. 3 ст. 1030 ГКУ имущество, переданное в управление, должно учитываться у управляющего на отдельном балансе , и по нему ведется отдельный учет.Договор управления недвижимым имуществом подлежит нотариальному удостоверению и считается заключенным с момента его государственной регистрации
(ст. 1031 ГКУ).В этом договоре среди других условий управления имуществом следует определить, кто (районный совет или райгосадминистрация) и за какие средства будет производить капитальный ремонт имущества, переданного в управление, а также другие вопросы, которые могут возникнуть в течение срока его управления.