Темы статей
Выбрать темы

Об оплате труда водителя в случае простоя в связи с отсутствием топлива для автомобиля

Редакция ББ
Письмо от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ПРОСТОЯ В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Письмо от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09

 

Департамент по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда рассмотрел письмо об оплате труда водителя в случае простоя в связи с отсутствием топлива для автомобиля и в рамках компетенции сообщает.

Условия оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, определены приказом Министерства труда Украины от 02.10.96 г. № 77 (с изменениями).

Фактически отработанным водителем временем считаются часы, проставленные в табеле учета рабочего времени. Если водитель в рабочее время не выезжал, но был на работе, ему производится оплата за эти часы.

В случае простоя работник может быть переведен с его согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, не обусловленную трудовым договором, сроком до одного месяца с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже среднего заработка на предыдущей работе (ст. 33 и 34 КЗоТ).

 

Директор Департамента А. Товстенко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Полагаем, что в свете антикризисных мер по экономии бюджетных средств ситуация, рассмотренная в комментируемом

письме, в той или иной мере затронула большинство учреждений, на балансе которых есть автомобили. Речь идет об отсутствии возможности приобретения топлива для эксплуатации транспортного средства из-за недостаточного финансирования. Как в этом случае выплачивать заработную плату водителю?

Ответ, который дает Минтруда, касается непосредственно оплаты труда водителя, занятого обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов согласно

приказу Министерства труда Украины от 02.10.96 г. № 77 (далее — приказ № 77). В то же время заметим, что такой подход может применяться и в других учреждениях.

Ситуация, когда автомобиль не эксплуатируется в случае отсутствия возможности приобретения топлива, сходна с той, когда автомобиль находится на ремонте. Как в одном, так и в другом случае водитель не имеет возможности работать

по не зависящим от него причинам. Такая ситуация характеризуется как простой.

Простой — это приостановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами. Такое определение приведено в

ст. 34 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ).

При этом оплачивать водителю время простоя исходя из тарифной ставки (оклада) не представляется возможным, ведь, как известно, оплата труда работников должна производиться

за фактически отработанное время. А при отсутствии топлива водитель не может выполнять свою непосредственную работу — управлять автомобилем.

В

письме специалисты Минтруда отмечают, что в случае простоя из-за отсутствия топлива, водитель может быть переведен на другую работу в этом же в учреждении, не обусловленную трудовым договором. При этом должны быть соблюдены условия такого перевода:

1) работник должен быть

согласен с переводом на другую работу (ст. 34 КЗоТ);

2) должны быть

учтены специальность и квалификация работника (ст. 34 КЗоТ);

3) срок такого перевода

не должен превышать одного месяца (ст. 34 КЗоТ).

Обратите внимание, что

ст. 34 КЗоТ ограничивает лишь срок перевода, в то время как требований к количеству таких переводов в течение календарного года и их общей продолжительности КЗоТ не содержит. Такое мнение высказали авторы Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде/ Б. С. Стичинский, И. В. Зуб, В. Г. Ротань. — 2-е изд., допол. и перераб. — К.: А. С. К., 2001. — с. 213; и авторы Научно-практического комментария к КЗоТ ИАЦ «ЛИГА» от 01.10.2007 г.

Как же оплачивать водителю время, когда из-за отсутствия топлива автомобиль не эксплуатируется?

В этом случае оплата труда водителя будет зависеть от того, как оформлены отношения с ним на период простоя. Возможны два варианта:

1.

Оформление простоя.

Простой должен быть оформлен документально. О том, как это сделать, речь идет в

письмах Минпромполитики от 01.10.2007 г. № 24/5-4-296 и от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07.

В этом случае

приказом руководителя водителю автотранспортного средства оформляют простой не по вине работника.

Оплату труда производят в соответствии со

ст. 113 КЗоТ. Так, согласно ч.1 ст. 113 КЗоТ время простоя не по вине работника оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

Согласно

приказу Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489 в табеле учета рабочего времени за время простоя проставляется буква «П».

Обратите внимание: указанным

приказом Госкомстата отменена форма Листка учета простоев (типовая форма № П-16), но взамен этому документу ничего не предложено. Поэтому работодатель вправе составлять его в произвольной форме, в том числе взяв за основу отмененную форму.

Заметим также, что в этом случае

надбавки за классность и продолжительность непрерывной работы, доплата за ненормированный рабочий день не начисляются.

Пример 1.

Со 2 по 20 февраля автомобиль не эксплуатировался из-за отсутствия топлива. На это время работнику оформлен простой с оплатой его времени согласно ст. 113 КЗоТ не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). В остальные дни февраля согласно графику работы учреждения водитель выполнял свои должностные обязанности в полном объеме. Согласно приказу № 77 должностной оклад водителя составляет 637 грн. Водителю автомобиля присвоен 1-й класс и установлена надбавка за ненормированный рабочий день в размере 25 % должностного оклада.

1. Поскольку простой продолжался 15 рабочих дней, определим размер должностного оклада, который начисляется водителю

за отработанные в феврале дни:

637 грн./20 р. дн. х 5 р. дн. = 159,25 грн.

2. Определим размер надбавки за ненормированный рабочий день, которая выплачивается за фактически отработанные дни:

159,25 грн. х 25 % = 39,81 грн.

3. Определим размер надбавки за классность, которая выплачивается за фактически отработанные дни:

159,25 грн. х 25 % = 39,81 грн.

4. Определим размер должностного оклада за время простоя согласно

ст. 113 КЗоТ:

637 грн. : 20 р. дн. х 15 р. дн. х 2/3 = 318,50 грн.

Общая сумма

заработной платы водителя за февраль составляет:

159,25 + 39,81 + 39,81 + 318,50 =

557,37 грн.

2.

Перевод на другую работу.

Именно эта ситуация рассмотрена в комментируемом

письме.

В

ст. 34 КЗоТ указано следующее: в случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности сроком до одного месяца.

Другими словами, простой не по вине работника является основанием для его временного перевода

по его согласию на другую работу. В этом случае простой не оформляется и порядок оплаты согласно ст. 113 КЗоТ не применяется.

При этом

ст. 34 КЗоТ не установлен порядок оплаты труда в случае перевода работника в связи с простоем на другую работу. В комментируемом письме Минтруда предлагает производить оплату по аналогии со ст. 33 КЗоТ, т. е. не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе. Таким образом, работник сможет получить не 2/3 своей тарифной ставки, если бы ему оформляли простой, а свой обычный заработок.

Напомним, что в

ст. 33 КЗоТ речь идет о порядке перевода работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья, только для устранения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей, с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе.

Как видим, в

ст. 33 КЗоТ определен порядок оплаты труда в случае перевода работника на другую работу только для устранения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий.

В то же время, поскольку

КЗоТ не определен порядок оплаты труда в случае перевода работника на другую работу в связи с простоем, считаем, что в этом случае можно воспользоваться разъяснениями Минтруда и оплату труда в случае перевода работника в связи с простоем на другую работу производить за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе.

Пример 2.

На протяжении всего февраля 2009 года автомобиль не эксплуатировался из-за отсутствия топлива. На это время водитель был переведен на другую работу — на должность сторожа. Согласно приказу № 77 должностной оклад водителя составляет 637 грн. Водителю автомобиля присвоен 1-й класс и установлена надбавка за ненормированный рабочий день в размере 25 % должностного оклада.

В этом случае согласно разъяснениям Минтруда, приведенным в комментируемом

письме, работнику за февраль производится оплата труда за выполненную работу сторожа, но не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе (на должности водителя).

Средний заработок рассчитывается согласно

Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Расчетным периодом для исчисления среднего заработка являются 2 календарных месяца, предшествующие месяцу, в котором работник переведен на другую работу.

Среднюю заработную плату определяют путем умножения среднедневной заработной платы работника на количество рабочих дней, приходящихся на период простоя.

Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные на протяжении двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней за этот день (

п. 8 Порядка № 100).

Предположим, что среднедневная заработная плата водителя составила 30 грн. Тогда за рабочие дни февраля ему должно быть выплачено не менее 600 грн. (20 р. дн. х 30 грн.).

Заметим, что сведения о временном переводе на другую работу в трудовую книжку не заносятся.

Оплата простоев не по вине работника согласно

п.п. 2.2.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5, отнесена к фонду дополнительной заработной платы. Такие выплаты облагаются налогом с доходов физлиц, и на них начисляются взносы в социальные фонды как в части удержаний, так и в части начислений.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше