Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Предоставление платных услуг поликлиниками

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Март, 2009/№ 10
Печать
Ответы на вопросы

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПОЛИКЛИНИКАМИ

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Имеет ли право поликлиника проводить на платной основе обязательные медицинские осмотры, флюорографическое исследование?

Можно ли при расчете стоимости платных услуг включать в их цену рентабельность и в каком размере?

(г. Харьков)

 

Как определено в

ст. 49 Конституции Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР, каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь

оказывается бесплатно.

Заведения и учреждения здравоохранения могут предоставлять платные услуги, определенные в

Перечне платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденном постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138 (далее — Перечень № 1138)*.

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 8, с. 12.

В соответствии с

п. 13 раздела I Перечня № 1138 государственные и коммунальные заведения здравоохранения могут предоставлять лабораторные, диагностические и консультативные платные услуги по обращениям граждан, которые предоставляются без направления врачей.

Флюорография может быть методом как профилактических, так и диагностических исследований органов грудной клетки.

Таким образом, услуги по флюорографическим исследованиям могут предоставляться

на платной основе, однако только в случае обращений по вопросу проведения таких исследований пациентов по собственной инициативе, а не по направлению врача.

По поводу проведения платных медицинских осмотров отметим следующее.

Перечень работников, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, утвержден

постановлением КМУ «Об утверждении перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, порядка проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек» от 23.05.2001 г. № 559. В нем указаны как работники бюджетной сферы, так и работники других сфер. Именно по тому, относится ли работник к бюджетной сфере, и будет определяться источник финансирования медицинских осмотров.

Так, в соответствии с

п. 2 Порядка проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденного постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559, обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателей (предприятий, учреждений, организаций или физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, использующих труд наемных работников).

Расходы заведений и учреждений здравоохранения, связанные с проведением обязательных медицинских осмотров

работников бюджетных учреждений и организаций, покрываются за счет средств, предусмотренных сметой на содержание соответствующего заведения и учреждения здравоохранения. При этом, конечно же, такие средства должны обязательно планироваться в смете соответствующего заведения или учреждения здравоохранения (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 5, с. 17).

Работники предприятий, учреждений, организаций

независимо от формы собственности возмещают стоимость бланка личной медицинской книжки заведениям и учреждениям здравоохранения, которые проводят обязательные медицинские осмотры при прохождении предварительного профилактического медицинского осмотра до приема на работу, и в случае необходимости получения нового бланка этой книжки в связи с его потерей, порчей или невозможностью дальнейшего использования. Кроме того, указанный бланк работники могут приобрести за собственные средства в организациях, уполномоченных реализовать бланки строгой отчетности.

Граждане, занимающиеся индивидуальной деятельностью, проходят медицинский осмотр и получают личную медицинскую книжку

за собственные средства .

Следовательно, прохождение медосмотра будет бесплатным только для работников бюджетных организаций. Для всех других лиц такая услуга будет

платной.

Согласно

п. 8 раздела I Перечня № 1138 государственными и коммунальными заведениями здравоохранения могут проводиться на платной основе профилактические медицинские осмотры при приеме на работу и для получения удостоверения водителя транспортных средств (кроме случаев, когда медицинские осмотры проводятся по направлениям органов государственной службы занятости), медицинские осмотры для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданами, а также соответствующие периодические профилактические медицинские осмотры.

Вопросу калькуляции медицинских услуг была посвящена консультация специалистов контрольно-ревизионной службы «Предоставление платных услуг учреждениями здравоохранения» («Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 6, с. 15).

Что касается вопроса включения рентабельности в стоимость медицинских услуг, то

п. 12 приложения к постановлению КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548 (далее — постановление № 1548) Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предоставлены полномочия по регулированию (установлению) тарифов на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения. Таким образом, предельный уровень рентабельности устанавливается местными государственными администрациями, однако местные органы власти не всегда соблюдают требования постановления № 1548.

Например, в Харьковской области в настоящее время государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения,

не введено. На это также указывала Государственная инспекция по контролю за ценами в своем письме от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799 .

Таким образом, тарифы на платные медицинские услуги в Харьковской области

устанавливаются на рыночных принципах.

Кроме того, отметим, что ГНАУ не возражает относительно включения рентабельности в стоимость платных медицинских услуг. Так, в своем письме от 18.02.2004 г. № 1452/5/15-1316 она указывала, что «не будет нарушением действующего законодательства закладывание неприбыльными организациями — заведениями здравоохранения предельных размеров рентабельности при формировании стоимости платных медицинских услуг с дальнейшим зачислением средств, полученных от их предоставления, в состав смет (на спецсчет) на содержание таких неприбыльных организаций, если размеры рентабельности для формирования тарифов на медицинские услуги будут установлены соответствующим нормативным актом Министерства здравоохранения».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше