Темы статей
Выбрать темы

О нераспространении действия положения о закупках на случаи, когда предметом закупки является наем (аренда) недвижимого имущества, и о проведении открытых торгов по отдельным лотам

Редакция ББ
Письмо от 18.02.2009 г. № 17/3-06/340-2491

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКАХ НА СЛУЧАИ, КОГДА ПРЕДМЕТОМ ЗАКУПКИ ЯВЛЯЕТСЯ НАЕМ (АРЕНДА) НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, И О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТЫХ ТОРГОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЛОТАМ

Письмо от 18.02.2009 г. № 17/3-06/340-2491

 

Государственное казначейство Украины рассмотрело письмо <...> об осуществлении регистрации и учета обязательств по договорам, заключенным по результатам процедур закупок, и сообщает следующее.

 

1. О нераспространении действия Положения на случаи, когда предметом закупки является наем (аренда) недвижимого имущества

Согласно подпункту 9 пункта 2 Положения заказчиком является распорядитель государственных средств, который осуществляет закупку в установленном этим Положением порядке. Распорядителями государственных средств являются органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения и организации, определенные Конституцией Украины и законодательством, предприятия, а также предприятия, учреждения или организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей (подпункт 18 пункта 2 Положения).

Подпунктом 13 пункта 2 Положения определено, что предприятия — это государственные, в том числе казенные предприятия, учреждения и хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов.

То есть распорядители государственных средств должны применять требования Положения ко всем закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) составляет не менее 100 тыс. гривень, а работ — 300 тыс. гривень.

Наряду с этим в соответствии со статьей 73 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» в 2009 году передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных началах. По окончании срока действия договора аренды арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, принимает участие в конкурсе на получение права аренды государственного и коммунального имущества. Арендодатель при определении победителя конкурса при прочих равных условиях отдает преимущество предложениям арендатора, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, путем применения преференциальной поправки.

Таким образом,

государственное и коммунальное имущество должно передаваться исключительно на конкурсных началах без применения процедур закупок, определенных Положением.

Также необходимо учитывать, что участниками процедуры закупки услуг по аренде могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности, включая частную, на которых обязанность передачи имущества в аренду на конкурсных началах не распространяется.

Учитывая приведенное, считаем, что

в случае осуществления закупки услуг по найму (аренде) недвижимого имущества у субъекта хозяйствования частной формы собственности должны применяться процедуры закупки, определенные Положением.

 

2. О проведении открытых торгов по отдельным лотам

В соответствии с пунктом 3 Положения предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно подпунктам 15 и 22 пункта 2 этого Положения и на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого и девятого знаков Классификатора (классификационные группы «подкатегория» и «тип»).

Таким образом, в рамках одной процедуры закупки заказчик самостоятельно определяет предметы закупки по частям (лотам).

Вместе с тем заказчик не имеет права делить закупки на части с целью избежания проведения процедур закупок. В то же время

делением предмета закупки следует считать: деление предмета закупки на отдельные части по формальным признакам, свойствам и характеристикам; отнесение к разным предметам закупки закупаемых отдельных узлов и деталей комплектных товаров, а также разбивку общей годовой потребности на части.

 

Заместитель Председателя Т. Грицун

 

Комментарий редакции

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК

В комментируемом

письме Госказначейство рассматривает два вопроса: о проведении тендерных торгов, когда предметом закупки является аренда недвижимого имущества, и о проведении открытых торгов по отдельным лотам.

Первый вопрос возник в связи с тем, что в соответствии со

ст. 73 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных началах. В то же время согласно Положению о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденному постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления КМУ от 19.11.2008 г. № 1017) (далее — Положение № 921), закупка услуг по найму (аренде) недвижимого имущества должна осуществляться на тендерной основе, если стоимость такой закупки не ниже 100 тыс. грн.

Так что же делать бюджетным учреждениям, желающим получить в аренду имущество: проводить тендер или им достаточно принять участие в конкурсе на право аренды?

Госказначейство ответило на этот вопрос так: если бюджетное учреждение намеревается арендовать государственное или коммунальное имущество и при этом будет принимать участие в конкурсе на получение права аренды, такому учреждению не нужно проводить тендерные торги по закупке услуг аренды коммунального или государственного имущества.

Другое дело, когда бюджетное учреждение намеревается арендовать имущество, находящееся в собственности субъекта хозяйствования, которое не имеет никакого отношения к государственному или коммунальному имуществу. В этом случае при

закупке услуг по найму (аренде) недвижимого имущества необходимо применять процедуры закупки, определенные Положением № 921.

Напомним, что конкурс проводится в соответствии с

Порядком проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденным приказом Фонда государственного имущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149, который недавно был изменен приказом Фонда государственного имущества Украины «Об утверждении Изменений к Порядку проведения конкурса на право аренды государственного имущества» от 15.12. 2008 г. № 1495 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 10, с. 4).

Второй рассматриваемый вопрос — это проведение открытых торгов по отдельным лотам. Госказначейство для большего понимания этого вопроса разъяснило, что имеется в виду под понятием «деление предмета закупки». Это:

— деление предмета закупки на отдельные части по формальным признакам, свойствам и характеристикам:

— отнесение к разным предметам закупки закупаемых отдельных узлов и деталей комплектных товаров;

— разбивка общей годовой потребности на части.

Например

, предмет закупки — оборудование для автоматической обработки информации (машины электронно-вычислительные и другое оборудование для обработки информации) может иметь лот № 1 — активное сетевое оборудование, лот № 2 — лазерные принтеры, сканеры, лот № 3 — картриджи для принтеров и т. п. А вот разбивка на предметы закупки предмет № 1 — активное сетевое оборудование, предмет № 2 — лазерные принтеры, сканеры, предмет № 3 — картри-джи для принтеров недопустима .

Правильное определение предметов закупки очень важно в связи с тем, что заказчик не имеет права делить закупки на части с целью избежания проведения процедур закупок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше