Темы статей
Выбрать темы

Методические рекомендации по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство

Редакция ББ
Приказ от 27.02.2009 г. № 39

ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБОЙ РЕВИЗИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Утверждены приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39

 

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации основных задач государственной контрольно-ревизионной службы при осуществлении государственного финансового контроля за использованием средств, направленных на финансирование строительства, проводимого с привлечением бюджетных средств (средств бюджетов всех уровней и государственных фондов) или средств предприятий, учреждений и организаций государственной (коммунальной) собственности на основании договоров подряда (контрактов, инвестиционных договоров) — за счет других источников финансирования.

1.2. В настоящих Методических рекомендациях под строительством понимается: новое строительство, расширение, реконструкция и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооружений, ремонт жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрация памятников архитектуры и градостроительства.

2. Основная цель и направления проведения контроля

2.1. Целью контроля за использованием средств, направленных на финансирование строительства, является установление:

— обоснованности определения потребности в финансовых ресурсах на строительство;

— соблюдения норм законодательства при использовании средств, направленных на строительные работы;

— достоверности отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности финансово-хозяйственных операций, связанных с выполнением строительных работ.

2.2. Основными направлениями контроля являются:

— обоснованность (наличие законных оснований) выделения средств на проведение строительства;

— соблюдение требований действующего законодательства при проведении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства;

— соблюдение требований действующего законодательства при заключении контрактов (договоров);

— обеспечение и наличие проектно-сметной и другой технической документации;

— состояние расчетов между заказчиком и подрядчиком и правильность отражения финансово-хозяйственных операций, связанных со строительством в бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

— правильность определения стоимости строительства (стоимость строительно-монтажных работ; правильность определения размера средств на содержание службы заказчика, организацию строительства, авторский надзор, выполнение проектно-изыскательских работ; расходы, связанные с пусконаладочными работами и комплектацией оборудованием и материалами, и т. п.).

3. Обоснованность (наличие законных оснований) выделения средств на проведение строительства

С целью установления обоснованности выделения средств на строительные работы исследуются вопросы:

3.1. Соблюдение порядка утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведение их комплексной государственной экспертизы, соблюдение установленных центральным или местным органом исполнительной власти порядка отбора инвестиционных проектов (Закон Украины № 1560-XII [25], Порядок № 483 [15] или Порядок № 1269 [18], Перечень № 1269 [19], Порядок № 2145 [21]).

3.2. Наличие решений относительно государственных (коммунальных) инвестиций, их соответствие прогнозам экономического и социального развития государства (планам развития территорий), целевым программам, а также наличие технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

Общие объемы субвенции из государственного бюджета местным бюджетам определяются Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Порядок предоставления субвенции из государственного бюджета и перечни объектов, финансируемых за средства субвенции, определяются соответствующими постановлениями Правительства.

При проведении контрольных мероприятий проверяется законность включения объектов в Перечень.

В частности, проверяется наличие фактов:

— предоставления субвенции на безвозвратной основе предприятиям, учреждениям и организациям негосударственной или некоммунальной формы собственности;

— финансирования объектов, которые не соответствуют условиям, предусмотренным в Порядке предоставления субвенции;

— наличия документального подтверждения необходимости проведения строительных работ по каждому объекту, соответствующих заключений и согласований.

Распределение средств субвенции на местном уровне определяется соответствующими решениями органов власти и местного самоуправления с внесением изменений (корректировкой) в местные бюджеты по доходам и расходам в соответствии с суммами полученных средств субвенции.

3.3.

Соответствие уровня, на котором утверждены инвестиционные программы и проекты строительства, требованиям действующего законодательства.

3.4. Соблюдение требований по проведению обязательной комплексной государственной экспертизы. Изучить, не превышает ли утвержденное положительное заключение программ и проектов срока действия технических условий и архитектурно-планировочного задания.

3.5. Соблюдение в бюджетных учреждениях требований Порядка № 228 [16] относительно порядка обоснованности предоставленных расчетов на выделение ассигнований.

3.6. Обоснованность определения суммы расходов на капитальные вложения в финансовых планах государственных и коммунальных предприятий.

4. Проверка соблюдения требований законодательства при проведении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства

4.1.

При проведении контрольных мероприятий у заказчика обратить внимание на соблюдение им тех нормативных актов относительно закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, которые действовали на момент проведения процедуры торгов.

Справочно: закупка товаров, работ и услуг за государственные средства регулировалась:

— до 28.03.2008 — Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» [5];

— с 28.03.2008 по 16.10.2008 — Временным положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 № 274 [6];

— с 17.10.2008 по 18.11.2008 — Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921 [10];

— с 18.11.2008 — Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921 [10] (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 № 1017).

4.2.

При проверке законности проведения тендерных процедур особое внимание уделить выполнению требований статей: 2 «Сфера применения Положения»; 8 «Публикация объявлений об осуществлении закупки»; 21 «Тендерная документация»; 23 «Обеспечение тендерного предложения»; 29 «Информирование участников о проведении торгов»; 34 «Основные условия к договору закупки».

4.3.

Проверить, не допущено ли заказчиком строительства деление предмета закупки на отдельные части во избежание тендерных процедур.

4.4. Принять во внимание, что цена тендерного предложения рассчитывается подрядчиком согласно положению подраздела 3.2 «Цена тендерного предложения» ДБН Д.1.1-1-2000 [32] с учетом методики и требований расчета, обусловленных заказчиком в тендерной документации.

4.5. Учитывать, что

у подрядчиков, предоставивших тендерные предложения, должны быть лицензии на выполнение строительных работ в соответствии с Законом Украины № 1775-ІІІ [7] и Лицензионными условиями [30].

5. Проверка соблюдения требований действующего законодательства при заключении контрактов (договоров)

5.1. Принять к сведению, что основным юридическим документом, который определяет права и обязанности сторон (заказчик — генподрядчик, генподрядчик — субподрядчик) и который регулирует взаимоотношения между ними и обеспечивает согласованную деятельность участников строительства,

является подрядный контракт (договор). В соответствии со статьей 629 Гражданского кодекса Украины [2] договор обязателен для выполнения сторонами.

5.2. Учитывать, что порядок заключения и выполнения договоров подряда на проведение работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту зданий, сооружений, техническому переоснащению предприятий (строительство), а также отдельных комплексов или видов работ, связанных со строительством, в соответствии с Гражданским [2] (Глава 61 «Подряд», статьи 837 — 891) и Хозяйственным кодексами Украины [3] (Глава 33 «Капитальное строительство», статьи 317 — 324) определен Общими условиями № 668 [13].

Общие условия обязательны для учета при заключении договоров подряда в строительстве независимо от источников финансирования, а также формы собственности заказчика и подрядчика (субподрядчика).

5.3.

Руководствоваться тем, что договор (контракт) подряда заключается в письменной форме. В договоре предусматриваются существенные и другие важные условия для регулирования взаимоотношений сторон в соответствии с пунктом 5 Общих условий № 668 [13].

В договоре указывается вид договорной цены: твердая, динамическая или периодическая.

Динамическая договорная цена

(приблизительная смета) устанавливается открытой и может уточняться в течение всего срока выполнения строительных работ.

При динамической договорной цене стоимость прямых расходов при взаиморасчетах за объемы выполненных работ определяется на основании нормативных расходов трудовых и материально-технических ресурсов, исходя из физических объемов выполненных работ и уточненных цен ресурсов (п.п. 3.3.10.1 ДБН Д.1.1-1-2000 [32]).

Твердые договорные цены

устанавливаются неизменными на весь объем строительства и не уточняются, за исключением случаев, если:

а) заказчик изменяет в процессе строительства проектные решения, что влечет изменение объемов работ и стоимостных показателей;

б) в процессе строительства в проектной документации и инвесторских сметах установлены безусловные ошибки, которые не были выявлены на стадии тендерного предложения и составления договорной цены, а подрядчик не является исполнителем проектно-сметной документации;

в) возникают обстоятельства непреодолимой силы — чрезвычайные обстоятельства и события, которые не могут предусматриваться сторонами при заключении договора (контракта).

Следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 844 Гражданского кодекса Украины [2] договорная цена является твердой, если иное не установлено договором.

Особенность

периодической цены заключается в том, что на объемы работ, которые планируются на определенный период (как правило, это годовой план), устанавливается твердая договорная цена (фиксированная часть цены). Формирование и применение фиксированной части периодической договорной цены проводится по правилам как для твердой договорной цены.

По истечении периода, в котором действовала твердая цена в составе периодической договорной цены, стоимость остатков работ может уточняться с дальнейшим установлением твердой цены на весь остаток или его часть.

5.4. Помнить, что неотъемлемой частью контракта (договора) является

расчет договорной цены. При согласовании договорной цены заказчиком проверяется стоимость материально-технических ресурсов, которая не должна превышать среднерегиональную (по материалам — по сложившимся в регионе ценам производителей). Если цены на приобретение материальных ресурсов отличаются от среднерегиональных, у подрядной организации должно быть обоснованное письменное согласование заказчика относительно поставки на строительство ресурсов по более высоким ценам.

Договорная цена должна соответствовать стоимости тендерного предложения, акцептированного заказчиком.

5.5. При проверке выполнения гарантийных условий (в том числе относительно недостатков и дефектов, установленных по результатам осмотра и контрольных обмеров), при наличии таких условий в договоре подряда или законодательстве

выявленные недостатки в пределах гарантийного срока исполнитель должен устранить за собственные средства.

6. Проверка наличия оформленной в установленном порядке проектно-сметной и другой технической документации

6.1. У заказчика проверить наличие оформленных в установленном порядке:

— проектно-сметной документации

. Все виды ремонтно-строительных работ, кроме текущего ремонта, требуют наличия проектно-сметной документации. Объем и стоимость текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом, могут быть определены на основе дефектных актов и расцененных описей работ.

Проектно-сметная документация для строительства принимается заказчиком на основании Акта о приемке проектно-изыскательской, научно-технической продукции, являющегося основанием для оплаты выполненной работы.

Состав, порядок разработки, оформления, согласования и утверждения проектной документации на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений гражданского назначения и новое строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов производственного назначения должны соответствовать требованиям ДБН А.2.2-3-2004 [34], а согласование и утверждение проектно-сметной документации на капитальный и текущий ремонт жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства должны осуществляться в соответствии с Порядком проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, зарегистрированным в Минюсте 12.02.2004 под № 189/8788 (письмо Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре и Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 24.02.2005 № 7/8-134, № 4/3-260);

— положительного экспертного заключения

(порядки № 483 [15], № 1269 [18] и ДБН А.2.2-3-2004 [34]). То есть на проектно-сметную документацию должно быть предоставлено органами государственной экспертизы положительное экспертное заключение (действительное в течение срока действия технических условий и архитектурно-планировочного задания). Заключение комплексной государственной экспертизы может быть положительным, т. е. рекомендованным к утверждению, или отрицательным — с замечаниями по доработке или обоснованием относительно невозможности реализации этого проекта.

Отдельные работы не требуют заключения комплексной государственной экспертизы. Их конкретный перечень приведен в приказе Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 12.09.2001 № 179, утвержденном в Министерстве юстиции Украины от 26.09.2001 № 844/6035;

— приказа, решения, распоряжения, постановления об утверждении проектно-сметной документации.

В соответствии с требованиями постановления КМУ от 31.10.2007 № 1269 [18] проектно-сметная документация должна быть утверждена (до 30 млн грн. — руководителем предприятия-заказчика, до 100 млн грн. — облгосадминистрациями или министерствами; 100 млн грн. и более — КМУ);

— составленных титулов строений

. На объекты реконструкции и строительства должны быть составлены и предоставлены в Госказначейство титулы строений (постановление Кабинета Министров Украины от 08.09.97 № 995 [20]).

Титул является обязательным документом и составляется только на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение. В титуле указываются начало и конец строительства, источники финансирования и задачи по вводу в действие мощностей и основных фондов. Утверждаются титулы в таком же порядке, как и проекты строительства.

Ремонтные работы (капитальный и текущий) не подпадают под действие постановления Кабинета Министров № 995, поэтому независимо от видов ремонта титулы не составляются.

При отсутствии титула строения (объекта, очереди строительства) и приказа, решения или постановления об утверждении проектно-сметной документации казначейство не имеет права финансировать за счет централизованных капитальных вложений строительство, ремонт, реконструкцию;

— лицензии Госстроя на выполнение ремонтно-строительных работ

. Если генподрядчик не является исполнителем работ (исполнители — субподрядные организации), то соответственно и лицензия ему не нужна;

— разрешения Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на выполнение строительных работ

по новому строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту домов, сооружений и других объектов, расширению и техническому переоснащению.

Разрешение на право выполнения строительных работ предоставляется застройщику (заказчику) и генеральному подрядчику в соответствии с Положением о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденным приказом Госстроя Украины от 05.12.2000 № 273 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.12.2000 под № 945/5166 [36].

7. Проверка состояния расчетов между заказчиком и подрядчиком и правильности отражения финансово-хозяйственных операций, связанных со строительством, в бухгалтерском учете и финансовой отчетности

7.1. Проверить достоверность суммы дебиторской или кредиторской задолженности между заказчиком и подрядчиком (в том числе с учетом данных проведенных встречных сверок) и причины их возникновения.

7.2. Проверить

соблюдение условий предварительной оплаты (авансы) строительно-монтажных работ, определенных пунктом 19 Порядка № 1764 [14], согласно которым размер аванса не может превышать 30 % стоимости годового объема работ в соответствии с заключенным соглашением на строительство объекта. Подрядчик обязан использовать аванс в течение трех месяцев после его получения. По истечении трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику. Аналогичные требования относительно предварительной оплаты работ по капитальному строительству, капитальному ремонту и реконструкции на срок не более трех месяцев определены постановлением № 1404 [23].

7.3. Осуществить проверку

соответствия объемов взятых обязательств утвержденным в смете бюджетным ассигнованиям в соответствии с требованиями Порядка № 228 [16].

7.4. В разрезе КФК (код функциональной классификации) и КЭКР (код экономической классификации расходов) проанализировать

объемы выделенных ассигнований, фактические и кассовые расходы. При несоответствии выяснить причины и установить обоснованность разницы между суммой выделенных средств и кассовыми расходами, а также между кассовыми и фактическими.

7.5. При проверке соответствия использования средств их целевому назначению выяснить,

не финансировались ли за выделенные средства другие объекты строительства; не расходовались ли средства на приобретение строительных материалов и других товарно-материальных ценностей, не связанных с проведением запланированного объема работ, и на нужды, не касающиеся строительства вообще, и т. п.

7.6. При установлении фактов передачи заказчиком строительных материалов, изделий и конструкций подрядным организациям для выполнения работ проверить,

не отнесена ли в учете заказчика стоимость таких материалов, изделий и конструкций на расходы заказчика, а не на расчеты с подрядчиком. При передаче заказчиком материалов на строительство объекта проверить в актах приемки выполненных подрядных работ (Форма № КБ-2в) стоимость выполненных работ, которые не должны содержать стоимость переданных ему материалов.

7.7. При проверке государственных предприятий учесть, что фактическое направление средств на выполнение работ по строительству отражается в отчетах о выполнении финансовых планов и подтверждается данными синтетического и аналитического бухгалтерского учета.

7.8 Во время ревизии у заказчика с целью документального подтверждения вида, объема и стоимости выполненных подрядчиком строительных работ, состояния расчетов за выполненные работы

провести встречные сверки.

Методические принципы формирования подрядчиками в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах, связанных с выполнением строительных контрактов, и ее раскрытие в финансовой отчетности определены Стандартом 16 [28].

Подробнее порядок проведения сверки у подрядчиков изложен в разделе 9 этого приказа.

8. Проверка правильности определения стоимости строительства

К стоимости строительства относятся расходы, предусмотренные сводным сметным расчетом.

При проверке стоимости строительства следует проверить

: правильность определения размера расходов на содержание службы заказчика; авторский надзор; выполнение проектно-изыскательских работ; расходы, связанные с пусконаладочными роботами и комплектацией оборудования; стоимость выполнения строительно-монтажных работ (расценки, показатели, стоимость материалов).

8.1. При составлении сметной документации согласно п.п. 2.8.13 ДБН Д.1.1-1-2000 [32] средства на покрытие расходов по содержанию службы заказчика учитываются в размере 2,5 % от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета.

Использование указанных средств осуществляется на основании смет доходов и расходов, составленных и утвержденных в установленном порядке, пропорционально объемам выполненных работ.

При проверке обратить внимание,

не начислялись ли расходы на содержание службы заказчика от запланированного объема капиталовложений без учета стоимости фактически выполненных и оплаченных работ.

В сводном сметном расчете налог на добавленную стоимость (НДС) начисляется на всю стоимость строительства, в том числе и на средства по содержанию службы заказчика. Однако следует принять во внимание, что фактическое начисление НДС на сумму расходов по содержанию службы заказчика осуществляется при условии, что заказчик является плательщиком НДС.

Учитывая то, что осуществление функций заказчика не относится к подрядным работам, средства на содержание службы заказчика не включаются в типовые формы первичных учетных документов № КБ-2в и № КБ-3.

При установлении завышения расходов на содержание службы заказчика уменьшается общая стоимость выполненных строительных работ и соответственно

уменьшается размер средств на покрытие расходов по содержанию службы заказчика.

Если заказчиком для осуществления технического надзора за ведением строительно-монтажных работ на основании заключенного договора (контракта) привлекается специализированное учреждение (организация) или отдельный специалист, расходы на ведение технического надзора обосновываются соответствующим расчетом, согласованным и утвержденным заказчиком.

8.2.

Стоимость проектно-изыскательских работ для строительства определяется согласно требованиям ДБН Д.1.1-7-2000 [33]. Правила предусматривают определение сметной стоимости проектно-изыскательских работ по двум методам:

1 — калькуляционному

— на основании действующих в Украине сборников цен на проектно-изыскательские работы с применением соответствующих коэффициентов и индексов для строительства объектов всех отраслей и подотраслей хозяйства, к тому же сметы составляются по форме «2-П». Стоимость проектно-изыскательских работ, не учтенных в сборниках цен, исчисляется с использованием ведомственных сборников, согласованных с Минрегионстроем, или по смете, составленной по форме «3-П»;

2

— определения сметной стоимости проектных работ для строительства объектов жилья и социальной сферы путем применения к соответствующей стоимости строительно-монтажных работ усредненных процентных показателей стоимости проектных работ, определяемых Минрегионстроем Украины, в частности базой, к которой применяются усредненные процентные показатели, является стоимость строительно-монтажных работ по номенклатуре глав 1 — 9 сводного сметного расчета.

Цена предложения рассчитывается на основании сметной стоимости проектно-изыскательских работ

с уточнением отдельных составляющих, исходя из структуры расходов, сложившихся в организации, и текущих цен на трудовые и материальные ресурсы. Цена предложения претендента, определенного исполнителем работ, является договорной.

После согласования договорной цены составляется контракт на выполнение работ.

В контракте указывается документ, положенный в основу определения стоимостных показателей; устанавливается вид договорной цены; порядок и сроки уточнения договорной цены; условия финансирования и расчетов за объемы выполненных работ; гарантии заказчика и проектной организации и т. п.

Ответственность за обоснованность стоимости проектно-изыскательских работ на стадии согласования договорных цен и проведения взаиморасчетов за объемы выполненных работ

возлагается на руководителей организации заказчика и проектной организации.

Стоимость работ по составлению сметной документации не входит в стоимость ремонтно-строительных работ и не отражается в Акте приемки выполненных подрядных работ (форма № КБ-2в) и Справке о стоимости выполненных подрядных работ и может оплачиваться заказчиком на основании договора на выполнение этой работы или на основании отдельного пункта контракта на выполнение строительно-монтажных работ (в случае если разработка сметной документации осуществляется подрядчиком, выполняющим строительные работы) относительно объекта с учетом условий, согласованных сторонами и зафиксированных в контракте.

Совместным приказом Госкомстата и Госстроя Украины от 21.06.2002 № 237/5 [29] отменена действующая ранее как первичный учетный документ Типовая форма № 4-а «Справка о стоимости выполненных проектно-изыскательских работ».

8.3.

Пусконаладочные работы относятся к другим подрядным работам. Определение стоимости пусконаладочных работ регламентировано ДБН Д.1.1-1-2000 [32] дополнение № 1. Проверка правильности определения стоимости осуществляется на основании соответствующим образом оформленных актов приемки выполненных подрядных работ формы № КБ-2в.

8.4. Стоимость комплексной государственной экспертизы проекта строительства определяется путем применения показателей, установленных в процентах к сметной стоимости, согласно Порядку № 427 [17]. Сметная стоимость строительства определяется как сумма стоимости строительных, монтажных работ (без стоимости оборудования) и других расходов, выполняемых согласно главам 1 — 9 сводного сметного расчета, и 10 % стоимости оборудования.

При проведении повторной экспертизы ее стоимость определяется с применением коэффициента от 0,1 до 0,7, который устанавливается в зависимости от удельного веса сметной стоимости проектных решений, откорректированных с учетом замечаний, приведенных в заключении предыдущей экспертизы.

8.5. Индексы расценок для исчисления размера платы за выдачу архитектурно-планировочного задания и технических условий, установленные Порядком № 2328 [22], корректируются Минстроем в зависимости от изменения индекса на проектно-изыскательские работы.

8.6. По динамической договорной цене, которой предусмотрено уточнение стоимости материально-технических ресурсов, средства на покрытие рисков и инфляцию, как правило, не предусматриваются.

8.7. По твердой и периодической цене средства, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства, на покрытие рисков всех участников строительства и дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами, являются резервом заказчика и расходуются на цели, указанные в п.п. 3.1.20 ДБН Д.1.1-1-2000 [32].

8.8. Формирование сметной нормативной базы и порядка ее применения в строительстве согласно статье 12 Закона № 507-ХІІ [9] возложено на Минрегионстрой Украины. Соответственно законное толкование спорных вопросов, связанных со строительством, может быть предоставлено только Минрегионстроем Украины.

9. Проверка правильности определения стоимости строительно-монтажных работ

9.1 Для определения стоимости выполненных объемов подрядных работ и проведения расчетов за выполненные подрядные работы по строительству составляются первичные учетные документы по типовым формам № КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ» и № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных подрядных работ», утвержденным приказом № 237/5 [29].

9.2.

Типовая форма № КБ-2в распространяется на строительные предприятия и подразделения всех видов экономической деятельности независимо от формы собственности, которые выполняют строительные и монтажные работы, работы по капитальному и текущему ремонту, другие подрядные работы с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности. Акт приемки выполненных работ составляется на основе журнала учета выполненных работ (форма № КБ-6) и предоставляется субподрядчиком — генподрядчику, генподрядчиком — заказчику.

Типовая форма № КБ-3 распространяется на подрядные работы, выполняемые за счет всех источников финансирования.

Для предприятий, выполняющих работы по текущему ремонту хозяйственным способом, составление указанных форм необязательно.

Предприятия, которые типовую форму № КБ-2в не используют, записи в бухгалтерском учете осуществляют на основании другого первичного документа по определению степени завершенности работ и исчислению прибылей по методу измерения и оценки выполненной работы, который должен содержать необходимые реквизиты, которые предусмотрены Законом Украины № 996-ХVI [8] и Положением № 88 [26] и наличие которых обеспечивает получение информации о дате, видах, объемах и стоимости выполненных работ.

9.3.

Прямые расходы в сметах и в актах приемки выполненных работ во время расчетов определяются на основании сметных норм (общегосударственные строительные сметные нормативы, ведомственные сметные нормативы, сметные нормативы для отдельных строений, индивидуальные сметные нормы). Правила применения сметных норм при определении прямых расходов в стоимости строительства приведены в ДБН Д.1.1-1-2000 [32].

Общегосударственные строительные сметные нормы обязательны для применения всеми организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности

при определении стоимости строений, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.

К ведомственным относятся нормативы, которые разрабатываются в обоснованных случаях, когда по принятой для специализированного строительства технологии и организации работ расходы трудовых и материально-технических ресурсов отличаются от уровня, принятого в общегосударственных.

Они не должны противоречить общегосударственным или дублировать их.

Ведомственные нормы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства или другого центрального органа исполнительной власти, утвердившего эти нормы. Для организаций, учреждений и предприятий, входящих в сферу управления других министерств и органов исполнительной власти, эти нормативы могут быть обязательны при условии принятия ими соответствующего решения.

Неправильное применение сметных норм может привести к завышению стоимости прямых расходов (стоимости материалов, заработной платы, стоимости строительной техники), а также может повлечь завышение нормативных трудозатрат, что в дальнейшем приведет к завышению общепроизводственных и административных расходов, прибыли, средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений (при их учете по процентному показателю), средств на содержание службы заказчика и в результате завышения стоимости выполненных работ.

При проверке правильности применения ресурсных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы учитывается, что

нормы на демонтаж (разборку) отдельных конструкций могут предусматривать повторное применение материалов и изделий (при соблюдении требований п.п. 3.3.13 ДБН Д.1.1-1-2000 [32]). Если повторное использование материалов от разборки не планируется, расходы ресурсов на работы по демонтажу определяются по нормам соответствующих сборников на выполнение этих работ (без учета стоимости материальных ресурсов) с применением коэффициентов, приведенных в указаниях по применению сметных норм (пункты 2.6, 2.7).

Например, расходы ресурсов на работы по демонтажу внутренних сетей водопровода, канализации, водостоков, отопления, электроснабжения, газоснабжения (при отсутствии необходимых норм в РЭКНр) определяются по соответствующим нормам на их монтаж без учета норм расходов материалов с применением коэффициента 0,4 к нормам расходов труда рабочих, занятых на ремонтно-строительных работах, машинистов, времени эксплуатации машин и механизмов (разъяснение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины в сборнике № 4 за апрель 2006 года).

9.4.

Применение коэффициентов, которые учитывают влияние специальных условий выполнения работ, должно быть обосновано. Обоснование и величины коэффициентов указываются в проекте организации строительства или (при сокращенном объеме проектно-сметной документации и отсутствии проекта организации строительства) в условиях контракта или дефектном акте.

Коэффициенты, которые учитывают специальные условия выполнения работ, приведены в Указаниях по применению ресурсных элементных сметных норм и применяются только к нормам расходов труда рабочих, машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а не к расходам всех ресурсов, предусмотренных нормой.

9.5. Проверка правильности определения стоимости работ, выполненных подрядным способом.

Особенности проведения проверки зависят от вида договорной цены, которая обусловлена контрактом (договором) и которая согласно ДБН Д.1.1-1-2000 [32] может устанавливаться твердой, динамической или периодической.

9.5.1.

Динамическая договорная цена (приблизительная смета) устанавливается открытой и может уточняться в течение всего срока выполнения строительных работ.

По динамической договорной цене стоимость прямых расходов при взаиморасчетах за объемы выполненных работ определяется на основании нормативных расходов трудовых и материально-технических ресурсов, исходя из физических объемов выполненных работ и уточненных цен ресурсов (п.п. 3.3.10.1 ДБН Д.1.1-1-2000 [32]).

Правильность определения стоимости материальных ресурсов в актах выполненных работ осуществляется путем сопоставления данных ресурсной ведомости к актам приемки выполненных работ с данными бухгалтерского учета подрядчика (Отчет о расходах основных материалов в строительстве в соотношении с производственными нормами (форма М-29), Отчет о движении материальных ценностей (форма М-19), счетами, накладными на приобретение материалов. Если подрядчиком не ведутся формы М-29 и М-19, данные ресурсных ведомостей сравниваются со справками (актами) о расходах основных материалов и оборотно-сальдовыми ведомостями соответствующих счетов бухгалтерского учета).

Наличие в бухгалтерском учете данных об остатках товарно-материальных ценностей «красным» может быть связано с невыполнением объемов строительных работ и безосновательным списанием фактически отсутствующих материалов или из-за непредоставления поставщиком своевременно документов для оприходования (материалы получены в долг).

В этом случае факт выполнения работ проверяется исследованием или контрольным обмером.

При изготовлении отдельных строительных материалов, изделий и конструкций собственными силами подрядчика цены таких материальных ресурсов принимаются по соответствующим калькуляциям, утвержденным подрядной организацией в установленном порядке (по производственной себестоимости). Прибыль в калькуляциях не учитывается, а определяется в общем по строительству и исчисляется с учетом трудозатрат на изготовление этих материальных ресурсов (п.п. 3.2.5.3 ДБН Д.1.1-1-2000 [32]).

Усредненные расстояния перевозок материальных ресурсов (30 км — для городов, 80 км — для сельской местности) рекомендованы приложением 15 к ДБН Д.1.1-1-2000 [32] для исчисления транспортных расходов по доставке материальных ресурсов в инвесторской сметной документации, когда, как правило, еще неизвестны поставщики этих ресурсов. На стадии проведения взаиморасчетов за выполненные работы при расчете транспортных расходов в составе стоимости материальных ресурсов следует учитывать конкретное расстояние от поставщика до приобъектного склада (по конкретной транспортной схеме).

Цены на материалы для строительства определяются с учетом расходов франко-приобъектный склад строительной площадки

(п.п. 3.1.10.9 ДБН Д.1.1-1-2000 [32]).

В случаях когда приобъектные склады и площадки для складирования материалов, изделий и конструкций расположены в непосредственной близости от объектов строительства и нет необходимости во внутристроительной транспортировке материальных ресурсов автомобильным транспортом, в расчетах единичной стоимости видов работ не учитывается предусмотренная нормами работа бортовых автомобилей.

При проверке стоимости транспортных и заготовительно-складских расходов целесообразно отслеживать правильность определения по материалам и конструкциям массы единицы измерения

(правильность перевода п. м, м куб. и т. п. в кг, т). Неправильное определение массы может привести к безосновательному завышению транспортно-заготовительных и складских расходов.

Метод расчета транспортно-заготовительных и складских расходов должен быть записан в тендерной документации или в договоре.

При отсутствии такой информации необходимо применять тот метод, по которому они определены в проектно-сметной документации.

Среднемесячная заработная плата

определяется с учетом рекомендованного Минрегионстроем по согласованию с Минэкономики Украины среднего уровня заработной платы по строительной отрасли, сложившегося в регионе на определенный период. При определении стоимости ремонта объектов производственного и другого назначения уровень заработной платы принимается с учетом рекомендаций соответствующих министерств и других центральных органов исполнительной власти.

Усредненные показатели стоимости человеко-часов по разрядам сложности работ в строительстве, с учетом рекомендованной среднемесячной заработной платы при 40-часовой рабочей неделе, утверждаются приказами Минрегионстроя Украины. Эти же приказы предусматривают применение коэффициентов при другой продолжительности рабочей недели, а также коэффициентов при строительстве туннелей, метрополитенов, выполнении работ на шахтной поверхности, строительстве крупных мостов, мостовых переходов с мостостроительными объектами в их составе.

Вопрос по уточнению уровня заработной платы решается заказчиком (инвестором) и подрядчиком, исходя из условий осуществления конкретного строительства (выполнение работ в сжатые сроки, в ночное время и праздничные дни, при повышенной интенсивности работы и т. п.), анализа данных относительно изменения потребительских цен на товары общего потребления (первоочередной необходимости) и коммунальные услуги и уровня заработной платы по строительной отрасли, которые произошли в регионе за определенный период (на основании справки городского (областного) статистического управления).

Стоимость машино-часов собственной строительной техники подрядчика определяется на основании ресурсных показателей

, приведенных в ресурсных сметных нормах, и соответствующих текущих цен на них.

Стоимость машино-часов арендуемой строительной техники принимается по цене арендодателя, согласованной с заказчиком.

В таком случае при исчислении общепроизводственных и административных расходов, а также прибыли в общем по строению трудозатраты рабочих, занятых на управлении и обслуживании этой строительной техники, не учитываются (п.п. 3.2.73, 3.3.3.3 ДБН Д.1.1-1-2000 [32]).

В случае если осуществляется замена машин и механизмов, предусмотренных общегосударственными сметными нормами, другими, имеющимися у подрядчика, в соответствии с п.п. 3.2.77 ДБН Д.1.1-1-2000 [32] стоимость таких работ определяется с учетом измененных условий выполнения работ с соответствующим техническим и экономическим обоснованием.

В случае если стоимость работ с измененными условиями не превышает нормативно-расчетную, то она согласуется заказчиком и применяется при расчетах за выполненные работы. Иначе разрабатывается индивидуальная ресурсная сметная норма, которая утверждается в установленном порядке и применяется при взаиморасчетах за объемы выполненных работ.

9.5.2.

Общепроизводственные и административные расходы, а также прибыль исчисляются в общем по строению с учетом трудозатрат рабочих, занятых на обслуживании собственных машин и механизмов.

Общепроизводственные и административные расходы в зависимости от условий договора на стадии согласования договорной цены могут уточняться по соответствующим обоснованным расчетам подрядчика (определяются расчетно-аналитическим методом). Состав общепроизводственных расходов определен пунктом 15, а административных — пунктом 18 Стандарта 16 [28] и соответственно приложениями 1 и 2 к Методическим рекомендациям № 81 [31].

Отчисления на социальные мероприятия

определяются исходя из норм, установленных законодательством.

9.5.3.

Размер прибыли обычно принимается в пределах усредненных показателей, рекомендованных Минрегионстроем по согласованию с Минэкономики, в зависимости от вида строительства или вида строительно-монтажных работ (усредненные показатели размера сметной прибыли по отдельным видам работ могут применяться тогда, когда подрядчик по контракту выполняет неполный комплекс работ, а также при определении размера прибыли для субподрядных организаций).

Масса прибыли, определенная на начало строительства в договорной цене независимо от ее вида, не уточняется в течение всего срока строительства, кроме случаев, приведенных в пункте 3.3.3.2 ДБН Д.1.1-1-2000 [32].

9.5.4.

При взаиморасчетах за объемы выполненных работ средства на покрытие расходов подрядчика на возведение или приспособление временных зданий и сооружений определяются или на основании исполнительной сметы, согласованной заказчиком, и фактически построенных (приспособленных) зданий и сооружений с учетом решений проекта организации строительства, или по процентным показателям, которые предоставляются Минрегионстроем, что оговаривается контрактом.

В случае если средства на покрытие этих расходов определены по процентному показателю, который не превышает 5 %, в актах приемки выполненных работ указанные средства подрядчиком не расшифровываются и обратные суммы не указываются.

9.5.5.

При взаиморасчетах за объемы выполненных работ, которые выполнялись в зимний или летний период, предусмотренные на это в договорной цене средства уточняются на основании справок местных органов гидрометеорологической службы в соответствии с ДБН Д.1.1-1-2000 [32].

9.5.6.

При взаиморасчетах за выполненные работы в актах формы № КБ-2в расходы, связанные с командировкой рабочих, уточняются и включаются в соответствии с расчетами, составленными на основании документов, подтверждающих фактическое нахождение рабочих в командировке и величину этих расходов (приказы на командировку, удостоверения, авансовые отчеты, билеты, багажные квитанции, счета за проживание, расчеты суточных), согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов [24, 27].

При проверке расходов подрядчика на командировку следует принимать во внимание то, что

расходы на командировку инженерно-технических работников учитываются в составе общепроизводственных расходов.

В случае когда по условиям строительства работы выполняются в сжатые сроки при повышенной интенсивности работы, что приводит к сокращению сроков строительства и времени пребывания рабочих в командировке и соответственно снижению расходов, связанных с их командировкой, заказчиком компенсируются фактически понесенные подрядчиком расходы.

Если вследствие нерациональной организации работ фактическая трудоемкость выполненных работ на объекте превышает нормативную, командировочные расходы оплачиваются подрядчику в пределах нормативной трудоемкости, т. е. заказчиком компенсируются расходы в размере, не превышающем рассчитанный в договорной цене на основании нормативных трудозатрат.

9.5.7. Если в договорной цене предусмотрены

средства на дополнительные расходы, связанные с выполнением работ в зимний и летний периоды, то при взаиморасчетах за выполненные работы данные расходы уточняются в зависимости от температуры воздуха и количества дней плюсовой или минусовой температуры и скорости ветров в порядке, определенном в п.п. 3.3.10.4 и п.п. 3.3.10.5 ДБН Д.1.1-1-2000 [32]. Основанием для оплаты дополнительных расходов, связанных с влиянием ветров скоростью свыше 10 м/с в зимний период, являются справки местных органов гидрометеорологической службы.

Указанные дополнительные расходы рассчитываются или по калькуляционному методу, или на основании усредненных показателей, приведенных в подразделе 3.2, и оформляются актом.

9.5.8. В соответствии с п.п. 3.3.2. ДБН Д.1.1-1-2000 [32]

договорная цена на строительство объекта формируется претендентом на выполнение работ (генподрядчиком) с привлечением субподрядных организаций и согласуется с заказчиком.

Если строительство осуществляется за государственные средства и решение о привлечении субподрядных организаций принимается генподрядчиком после согласования договорной цены и подписания контракта заказчиком, такое решение согласуется с заказчиком и договорная цена на весь комплекс работ переоформляется с учетом стоимости работ, поручаемых субподрядчику (в пределах стоимости, указанной в акцептованном тендерном предложении генподрядчика).

Независимо от вида договорной цены заказчик оплачивает генподрядчику стоимость работ, выполненных субподрядчиком, в размере, не превышающем стоимости работ, указанной в акте выполненных работ, подписанном генподрядчиком и субподрядчиком.

9.5.9. При проверке правильности определения стоимости выполненных работ следует принимать во внимание особенности формирования договорных цен подрядными организациями, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и особенности определения стоимости в том случае, если генподрядчик и субподрядчик применяют разные системы налогообложения.

Единый налог по ставке 6 или 10 % от реализации работ (продукции, услуг) начисляется на итоговую стоимость строительных (ремонтно-строительных работ) и монтажных работ на договорном уровне, учитывается в стоимости строительства и компенсируется заказчиком при взаиморасчетах за выполненные работы в полном объеме.

9.5.10.

Фактическая проверка предусматривает проведение обследования и контрольного обмера выполненных работ.

Руководители объекта контроля осуществляют организацию и проведение фактической проверки при участии ответственных должностных лиц заказчика, исполнителя работ (подрядчика, субподрядчика) и представителя контролирующего органа, при необходимости — других участников инвестиционной деятельности (проектировщика). При неучастии представителей заказчика или подрядчика/субподрядчика в контрольных обмерах орган контроля обращается в правоохранительные органы о содействии в проведении контрольного обмера.

В случае неявки к контрольному мероприятию подрядчика ревизор составляет акт обследования объемов выполненных работ, который предоставляется для подписания объекту контроля и включается в акт ревизии.

При исчислении объемов выполненных работ следует руководствоваться правилами, приведенными в технических частях сборников сметных норм. В акте контрольного обмера как завышение отражаются объемы и виды работ, которые фактически не выполнялись, но отражены в актах приемки выполненных подрядных работ (кроме скрытых работ) и которые не соответствуют проектно-сметной документации.

Фактические данные контрольного обмера сравниваются с объемами работ, указанными в актах приемки ф. № КБ-2в (составленными на основе журнала учета выполненных работ формы № КБ-6), и результаты оформляются актом, в котором фиксируются данные фактических объемов, данные, внесенные в акты формы № КБ-2в, и между ними фиксируется расхождение. При установлении завышений объемов выполненных работ проводится перерасчет стоимости, учитывая результаты контрольного обмера.

По работам, которые технологически скрываются при выполнении дальнейших работ и факт выполнения и объемы которых невозможно установить обследованием и контрольным обмером,

необходимо проверить акты на скрытые работы. Перечень видов работ и конструкций, на которые должны составляться акты осмотра скрытых работ, и форма акта приведены в ДБН А.3.1-5-96 [35].

9.6.

Особенности проверки стоимости выполненных работ при выполнении их хозяйственным способом

При хозяйственном способе строительные работы выполняются силами собственных строительных подразделений предприятий, учреждений и организаций или временно созданными бригадами, в том числе на основании трудовых соглашений.

При составлении предприятием вместо акта ф. № КБ-2в другого документа, подтверждающего выполнение работ по текущему ремонту, стоимость этих работ определяется на основании данных бухгалтерского учета (стоимость строительных материалов, фактически начисленная заработная плата независимо от системы оплаты труда, стоимость использованного автотранспорта и строительной техники).

Общепроизводственные расходы включаются в стоимость выполненных работ по обоснованному расчету (в зависимости от учетной политики предприятия) или путем использования усредненных показателей с применением к ним понижающего коэффициента 0,6.

Нормы расходов и списания строительных материалов, изделий и конструкций на выполненные объемы строительно-монтажных работ должны согласоваться с нормами расходов материальных ресурсов, приведенными в ресурсных элементных сметных нормах.

При выполнении работ наемными работниками по трудовым соглашениям уровень заработной платы не должен превышать уровня, определенного в соответствии с п.п. 9.5.4.2 настоящих Рекомендаций.

При выполнении работ хозяйственным способом прибыль учитывается в случае, если предприятие планирует получать прибыль от такого вида деятельности.

Для определения фактических объемов работ, выполненных хозяйственным способом, также проводятся обследования и контрольные обмеры.

9.7.

Согласно п.п. 3.3.12 ДБН Д.1.1-1-2000 [32] независимо от вида договорной цены и способов взаиморасчетов при выявлении в расчетах за выполненные работы (ф. № КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ» и ф. № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных подрядных работ») бесспорных ошибок и нарушений действующего порядка определения стоимости строительства общая стоимость выполненных подрядных работ подлежит уточнению с момента выявления указанных ошибок.

10. Перечень нормативно-правовых актов и нормативных документов

1. Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 № 2542-III (с изменениями).

2. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV (с изменениями).

3. Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV (с изменениями).

4. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 № 8073-Х (с изменениями и дополнениями).

5. Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 № 1490-III.

6. Постановление Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 № 274 «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства».

7. Закон Украины от 01.06.2000 № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (с изменениями и дополнениями).

8. Закон Украины от 16.07.99 № 996-XVI «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (с изменениями и дополнениями).

9. Закон Украины от 03.12.90 № 507-ХII «О ценах и ценообразовании» (с изменениями и дополнениями).

10. Постановление Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921 «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

11. Положение о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2007 № 884.

12. Порядок проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 № 550 (с изменениями).

13. Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2005 № 668.

14. Порядок государственного финансирования капитального строительства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 № 1764 (с изменениями).

15. Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной экспертизы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2002 № 483 (с изменениями и дополнениями) (действующий до 31.12.2007).

16. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 № 228 (с изменениями и дополнениями).

17. Порядок определения стоимости комплексной государственной экспертизы проектов строительства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 05.04.2006 № 427.

18. Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 31.10.2007 № 1269 (вступил в силу с 01.01.2008).

19. Перечень строительства объектов производственного назначения, для утверждения которых заключение комплексной государственной экспертизы необязательно, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 31.10.2007 № 1269 (вступил в силу с 01.01.2008).

20. Порядок утверждения титулов строений (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий государственной собственности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.09.97 № 995 (с изменениями).

21. Порядок проведения на конкурсных началах оценки и отбора инвестиционных проектов, которые предусматривают привлечение средств государственного бюджета, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25.11.99 № 2145 (с изменениями и дополнениями).

22. Порядок предоставления архитектурно-планировочного задания и технических условий относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры и определения размера платы за их выдачу, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.99 № 2328.

23. Постановление Кабинета Министров Украины от 09.10.2006 № 1404 «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» (с изменениями).

24. Постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.99 № 663 «О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за рубеж» (с изменениями и дополнениями).

25. Закон Украины от 18.09.91 № 1560-ХII «Об инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями).

26. Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 № 88.

27. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 № 59 (с изменениями и дополнениями).

28. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 № 318 (с изменениями и дополнениями).

29. Совместный приказ Госкомстата и Госстроя Украины от 21.06.2002 № 237/5 «Об утверждении типовых форм первичных документов по учету в строительстве».

30. Лицензионные условия проведения строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные совместным приказом Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Госстроя Украины от 13.09.2001 № 112/182.

31. Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденные приказом Госстроя Украины от 07.05.2002 № 81.

32. Государственные строительные нормы Украины ДБН Д.1.1-1-2000 «Правила определения стоимости строительства», утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 № 174 (с изменениями и дополнениями).

33. Государственные строительные нормы Украины ДБН Д.1.1-7-2000 «Правила определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемого на территории Украины», утвержденные приказом Госстроя Украины от 14.12.2000 № 285 (с изменениями и дополнениями).

34. Государственные строительные нормы Украины ДБН А.2.2-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласование и утверждение проектной документации для строительства», утвержденные приказом Госстроя Украины от 20.01.2004 № 8.

35. Государственные строительные нормы Украины ДБН А.3.1-5-96 «Управление, организация и технология. Организация строительного производства», утвержденные приказом Госстроя Украины от 03.04.96 № 49 (с изменениями).

36. Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденное приказом Госстроя Украины от 05.12.2000 № 273 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 25.12.2000 под № 945/5166.

 

Комментарий редакции

 

ПЛАНИРУЕТЕ ИЛИ УЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ РЕМОНТ? ИЗУЧИТЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Как известно, строительство и капитальный ремонт являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности. Такие мероприятия требуют значительного количества бюджетных средств и поэтому обязательно включаются в программы проведения ревизий специалистами органов ГКРС.

Ревизии по вопросам использования бюджетных средств на ремонтно-строительные работы проводят специалисты органов ГКРС, которые, как правило, имеют соответствующее образование.

Учитывая значимость вопроса проведения ремонтно-строительных работ и с целью единого подхода к проведению ревизий, ГлавКРУ утвердило комментируемые

Методические рекомендации.

Методические рекомендации

заинтересуют не только специалистов органов ГКРС, но и подконтрольных им объектов и подрядчиков, которые работают или намереваются работать с бюджетными организациями и учреждениями.

В ходе проведения ревизий использования бюджетных средств на строительство, расширение, реконструкцию, техпереоснащение объектов ревизоры обращают внимание на все аспекты проведения ремонтно-строительных работ, а именно:

— обоснованность выделения бюджетных средств на проведение ремонтно-строительных работ;

— соблюдение законодательства при проведении процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства;

— соблюдение законодательства при заключении договоров (контрактов);

— проверку порядка оформления проектно-сметной документации;

— проверку расчетов между заказчиком и подрядчиком;

— правильность отражения операций, связанных с проведением ремонтно-строительных работ в бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

— правильность определения стоимости строительных и строительно-монтажных работ.

Кратко остановимся на каждом из этапов ревизии и выделим главное.

Обоснованность выделения бюджетных средств на проведение ремонтно-строительных работ

Средства на капитальный ремонт и строительство могут быть выделены из бюджета, из которого финансируется бюджетное учреждение или организация, или могут быть получены в виде субвенции.

В соответствии с

п. 22 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228), показатели расходов или предоставления кредитов из бюджета, которые включаются в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов или классификации кредитования бюджета и детализированы по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.

Напомним, что согласно

Разъяснениям по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 08.12.2006 г. № 330) (далее — Разъяснения № 194), строительство, капитальный ремонт, реконструкция и реставрация проводятся по КЭКР 2120 «Капитальное строительство (приобретение)», 2130 «Капитальный ремонт», 2140 «Реконструкция и реставрация».

К каждому из этих кодов в случае планирования проведения соответствующих работ должен быть осуществлен обоснованный расчет расходов.

Кроме того, как указывалось выше, на проведение ремонтно-строительных работ может быть выделена субвенция из государственного бюджета. Как правило, такая субвенция касается объектов, находящихся в аварийном состоянии, т. е. тех, которые в первую очередь требуют ремонта, реконструкции, реставрации и т. п.

Как указано в

Методических рекомендациях, общие объемы субвенции из государственного бюджета местным бюджетам определяются законами Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Выделение субвенции на финансирование мероприятий по предупреждению аварий и предотвращению техногенных катастроф в жилищно-коммунальном хозяйстве и на других объектах коммунальной собственности в 2006 году было предусмотрено

ст. 54 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» от 20.12.2005 г. № 3235-IV, в 2007 году — ст. 49 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-V. В 2008 и 2009 годах выделение таких субвенций не предусмотрено, кроме выделения субвенций на конкретные объекты, например субвенция из государственного бюджета городскому бюджету города Запорожье на строительство автотранспортной магистрали через реку Днепр в городе Запорожье и т. п.

Соблюдение законодательства при проведении процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства

Ревизуемый период может охватывать три и более лет. Поэтому следует иметь в виду, что законодательство по вопросам проведения процедур закупок за последние годы многократно изменялось. В

Методических рекомендациях приведен перечень нормативных документов, касающихся проведения процедур закупок в тот или иной период.

Особое внимание ревизоров уделяется вопросу определения предмета закупки. Напомним, что деление предмета закупки на отдельные части с целью избежания тендерных процедур

запрещено.

Соблюдение законодательства при заключении договоров (контрактов)

Подрядный контракт (договор) является важнейшим юридическим документом, регулирующим взаимоотношения между заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком.

Основным нормативным документом, регулирующим договорные отношения, является

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ).

Необходимо обратить внимание на обязательные условия договоров, определенные

ГКУ, а особое внимание уделить цене. В Методических рекомендациях ГлавКРУ приводит виды цен и обстоятельства, при которых они применяются. Кроме того, обращает внимание на условия гарантийного обслуживания, которые также должны быть оговорены в договоре между заказчиком и подрядчиком.

Проверка порядка оформления проектно-сметной документации

ГлавКРУ приводит перечень документов, которые должны сопровождать оформление подрядного контракта (договора), а именно:

— проектно-сметная документация;

— положительный экспертный вывод;

— приказ, решение, распоряжение, постановление об утверждении проектно-сметной документации;

— титулы строений;

— лицензия Госстроя на выполнение ремонтно-строительных работ;

— разрешение Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на выполнение строительных работ.

В

Методических рекомендациях определены требования к составлению таких документов и обстоятельства, при которых они должны быть составлены.

Напомним, что в соответствии с

Разъяснениями № 194 изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ, должны быть осуществлены по коду выполнения основных работ.

Проверка расчетов между заказчиком и подрядчиком

ГлавКРУ указывает, что при проведении ревизии расчетов необходимо проверить достоверность дебиторской и кредиторской задолженности между заказчиком и подрядчиком, а также соблюдение условий проведения предварительной оплаты в соответствии с

Порядком государственного финансирования капитального строительства, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764.

Однако необходимо учесть, что в соответствии с

п.п. 6 п. 4 постановления КМУ «Некоторые вопросы организации бюджетного процесса» от 26.11.2008 г. № 1036 и письмом Министерства финансов Украины от 22.01.2009 г. № 31-28020-02-25/585 распорядители бюджетных средств с 03.12.2008 г. до 01.04.2009 г. не имеют права осуществлять авансирование, кроме подписки на периодические печатные издания, услуг почтовой связи, авиаперевозок государственных официальных и правительственных делегаций и Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, Премьер-министра Украины и Первого вице-премьер-министра Украины во время рабочих поездок, работ, связанных с изготовлением марок акцизного сбора для алкогольных напитков и табачных изделий, закупки путевок в государственные предприятия «Международный детский центр «Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия», а также случаев, определенных отдельными решениями Кабинета Министров Украины (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 9, с. 12).

С целью выявления скрытой дебиторской и кредиторской задолженности специалисты органов ГКРС проводят

встречные сверки в подрядных организациях.

Кроме того, тщательно проверяется

соответствие взятых обязательств утвержденным в смете бюджетным ассигнованиям, поскольку в соответствии с п. 5 Порядка № 228 учреждения имеют право брать бюджетные обязательства по расходованию бюджетных средств на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения — также в пределах, установленных утвержденными планами использования бюджетных средств и помесячными планами использования бюджетных средств.

Правильность отражения операций, связанных с проведением ремонтно-строительных работ в бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Как отмечает ГлавКРУ, фактическое направление средств на выполнение работ по строительству должно отражаться в отчетах об исполнении смет и должно быть подтверждено данными синтетического и аналитического бухгалтерского учета.

Правильность определения стоимости строительных и строительно-монтажных работ

Особое внимание следует уделить вопросу правильности определения стоимости строительных работ.

В соответствии с

п. 8 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-ХІV ответственность за внесение недостоверных данных в первичные документы несут лица, которые составили и подписали эти документы.

Поэтому если в определении стоимости строительства были допущены нарушения, то за внесение недостоверных данных несут ответственность должностные лица, которые составили и подписали первичные документы (акты выполненных подрядных работ формы № КБ-2в).

Обычно Акт приемки выполненных подрядных работ формы № КБ-2в подписывают руководитель учреждения-заказчика и руководитель учреждения-подрядчика.

Руководитель учреждения-заказчика, как правило, не имеет специального образования, позволяющего определить правильность включения стоимости работ в указанную форму. Поэтому некоторые учреждения имеют в своем составе для таких целей специальную службу или обращаются за помощью к сторонним организациям либо лицам.

Этому вопросу была посвящена консультация специалистов контрольно-ревизионной службы «Кто проверит ремонтно-строительную смету» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 33, с. 26).

Следует обратить внимание на то, что начисление НДС на сумму расходов по содержанию службы заказчика осуществляется при условии, что заказчик является плательщиком НДС.

Следует иметь в виду, что специалисты органов ГКРС имеют право проводить осмотры и контрольные обмеры объектов строительства и ремонта.

Осмотры и контрольные обмеры должны проводиться при участии ответственных должностных лиц заказчика, исполнителя работ (подрядчика, субподрядчика) и представителя контролирующего органа. При необходимости могут быть привлечены и другие специалисты, например проектировщик.

В случае отказа представителей заказчика или подрядчика (субподрядчика) принимать участие в осмотрах или контрольных обмерах работники органов ГКРС обращаются в правоохранительные органы по вопросу содействия в проведении контрольных обмеров и осмотров.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что ГлавКРУ в

Методических рекомендациях систематизировало и привело большой перечень нормативно-правовых документов, положения которых необходимо учитывать при выполнении строительных и ремонтных работ. Он пригодится при подготовке и проведении таких работ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше