Темы статей
Выбрать темы

О порядке оплаты товаров, работ и услуг

Редакция ББ
Письмо от 22.01.2009 г. № 31-28020-02-25/585

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

О ПОРЯДКЕ ОПЛАТЫ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

Письмо от 22.01.2009 г. № 31-28020-02-25/585

 

Согласно части седьмой статьи 51 Бюджетного кодекса Украины оплата товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства осуществляется после их получения, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Случаи, в которых заказчики могут предусматривать предварительную оплату в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства, определены, в частности, постановлениями Кабинета Министров Украины от 29 марта 2004 г. № 399, от 9 октября 2006 г. № 1404 и Порядком государственного финансирования капитального строительства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001 г. № 1764.

В то же время с целью содействия стабильному функционированию бюджетной системы Кабинетом Министров Украины издано постановление от 26 ноября 2008 г. № 1036.

Так, подпунктом 6 пункта 4 постановления Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2008 г. № 1036 определено, что распорядители средств государственного бюджета должны осуществлять до 1 апреля 2009 года расчеты исключительно за фактически поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, кроме предоплаты «периодических печатных изданий, услуг почтовой связи, по авиаперевозкам государственных официальных и правительственных делегаций и Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, Премьер-министра Украины и Первого вице-премьер-министра Украины во время рабочих поездок, а также случаев, определенных отдельными решениями Кабинета Министров Украины».

Поскольку все указанные постановления Кабинета Министров Украины являются действующими, имеют одинаковую юридическую силу и не согласовываются между собой по вопросам осуществления предварительной оплаты, для решения этой коллизии необходимо исходить из правила «Lex posterior derogat priori» («Следующий закон по этому же вопросу отменяет действие предыдущих»), согласно которому

в случае противоречия правовых норм в нормативно-правовых актах одинаковой юридической силы, действуют нормы акта, принятого позже.

Следовательно, с учетом изложенного выше,

распорядители средств государственного бюджета при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги в первую очередь должны руководствоваться положениями постановления Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2008 г. № 1036.

В отношении случаев, в которых могут приниматься отдельные решения Кабинета Министров Украины, и инициативы их принятия, заметим следующее.

В соответствии с частью первой статьи 52 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» Кабинет Министров Украины издает обязательные для выполнения акты — постановления и распоряжения на основе и во исполнение Конституции Украины и законов Украины, актов Президента Украины.

Согласно части первой статьи 53 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» право инициативы в принятии актов Кабинета Министров Украины имеют члены Кабинета Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Инициировать подготовку и принятие актов Кабинета Министров Украины может Президент Украины.

Процедуры принятия решений Кабинета Министров Украины определены в Регламенте Кабинета Министров Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 2007 г. № 950.

 

Заместитель Министра М. Полуденный

 

Комментарий редакции

 

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТЫ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ № 1036

Вопрос, рассматриваемый в

письме Минфина, возник в связи с несогласованностью нормативных документов. Эта несогласованность связана с тем, что в п.п. 6 п. 4 постановления КМУ «Некоторые вопросы организации бюджетного процесса» от 26.11.2008 г. № 1036 (далее — постановление № 1036) определено, что распорядители средств государственного бюджета с целью недопущения роста дебиторской задолженности должны осуществлять до 1 апреля 2009 года расчеты «исключительно за фактически поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, кроме предоплаты периодических печатных изданий, услуг почтовой связи, по авиаперевозке государственных официальных и правительственных делегаций и Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, Премьер-министра Украины и Первого вице-премьер-министра Украины во время рабочих поездок, работ, связанных с изготовлением марок акцизного сбора для алкогольных напитков и табачных изделий, закупки путевок в государственные предприятия «Международный детский центр «Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия», а также случаев, определенных отдельными решениями Кабинета Министров Украины».

Однако всем известно, что имеется и другое постановление КМУ — «

Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404, которым определен целый ряд товаров и услуг, по которым может проводиться предварительная оплата.

Кроме того, вопросы предварительной оплаты урегулированы также

постановлением КМУ «Некоторые вопросы осуществления предварительной оплаты работ (услуг) заказчиками строительства магистральных электрических сетей, атомных, гидроаккумулирующих и ветровых электростанций» от 29.03.2004 г. № 399 и Порядком государственного финансирования капитального строительства, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764.

Следовательно, сегодня существует четыре действующих постановления КМУ, касающихся одного и того же вопроса — возможности осуществления предварительной оплаты бюджетными средствами. Так какое же из этих постановлений главнее?

На этот вопрос Минфин ответил так: несмотря на то, что упомянутые выше постановления в настоящее время действуют, распорядителям бюджетных средств

следует руководствоваться тем постановлением, которое вступило в силу позже, т. е. постановлением № 1036. Обусловлено это тем, что в юриспруденции существует такой принцип — следующий закон по этому же вопросу отменяет действие предыдущих.

Таким образом, до 01.04.2009 г. в условиях финансового кризиса распорядители бюджетных средств

не имеют права осуществлять авансирование, кроме случаев, предусмотренных п.п. 6 п. 4 постановления № 1036.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше