Темы статей
Выбрать темы

О закупке распорядителями государственных средств услуг по аренде недвижимого имущества

Редакция ББ
Письмо от 05.05.2009 г. № 3303-27/367

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

О ЗАКУПКЕ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ УСЛУГ ПО АРЕНДЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Письмо-разъяснение от 05.05.2009 г. № 3303-27/367

 

Минэкономики на многочисленные обращения субъектов сферы государственных закупок о применении законодательства о государственных закупках, а именно закупках услуг по аренде недвижимого имущества, сообщает.

Отношения в сфере закупок регулируются в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017).

Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 на Минэкономики возложены функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — уполномоченный орган).

Согласно подпункту 7 пункта 10 Положения уполномоченный орган предоставляет разъяснения по порядку применения законодательства в сфере государственных закупок.

Статьей 73 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» предусмотрено, что в 2009 году передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных началах, кроме государственного и коммунального имущества, которое передается в аренду бюджетным учреждениям; музеям; предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусств (в том числе национальным творческим союзам и их членам под творческие мастерские); общественным организациям ветеранов; общественным организациям инвалидов; центрам профессиональной, социальной реабилитации инвалидов и центрам ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, а также предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которым определена целесообразность предоставления государственной помощи в соответствии со статьями 141, 142 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»; Пенсионному фонду Украины и его органам; государственным издательствам и предприятиям книгораспространения; отечественным издательствам и предприятиям книгораспространения книжной продукции, обеспечивающим подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 процентов книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера); религиозным организациям для обеспечения проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Таким образом, если указанные в статье 73 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» предприятия, учреждения, организации

подпадают под определение «заказчик» в понимании подпункта 9 пункта 2 Положения и соответственно передача в аренду имущества таким лицам не осуществляется на конкурсных началах в соответствии с законодательством — закупка услуг по аренде государственного и коммунального имущества такими субъектами осуществляется с применением процедур закупок, предусмотренных Положением.

Передача распорядителям государственных средств в аренду государственного и коммунального имущества

на конкурсных началах в соответствии со статьей 73 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» осуществляется без применения процедур закупок, определенных Положением.

При этом заказчики для закупки за государственные средства услуг по найму (аренде) недвижимого имущества частной формы собственности должны применять процедуры закупки, определенные Положением, с учетом стоимостных пределов, определенных пунктом 5 Положения.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

УСЛУГИ ПО АРЕНДЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА: КОНКУРС ИЛИ ТЕНДЕР

Вопрос, затронутый в

письме, возник в связи с тем, что в соответствии со ст. 73 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (далее — Закон о госбюджете-2009) передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных началах. В то же время согласно Положению о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденному постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления КМУ от 19.11.2008 г. № 1017) (далее — Положение), закупка услуг по аренде (найму) недвижимого имущества должна осуществляться на тендерной основе, если стоимость такой закупки превышает 100 тыс. грн.

Получается, для того чтобы получить в аренду государственное или коммунальное имущество, необходимо участвовать в двух процедурах: в тендерных торгах и в конкурсе на право аренды. Действительно ли, для того чтобы арендовать имущество, находящееся в государственной и коммунальной собственности, будущие арендаторы, в том числе и бюджетные учреждения, должны принять участие в обеих процедурах? Разберемся с этим вопросом подробнее.

Как известно, в 2009 году, также как и 2008 и 2007 годах, передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется на конкурсных началах.

Конкурс проводится по инициативе арендодателя или при наличии заявления об аренде от физического или юридического лица

при условии отсутствия заявления от лица, которое в соответствии с законодательством имеет право на получение соответствующего государственного имущества в аренду вне конкурса , если иное не предусмотрено законом (п. 4 Порядка проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденного приказом Фонда госимущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149).

Согласно

Закону о госбюджете-2009 конкурс на право аренды не проводится, если государственное и коммунальное имущество передается в аренду, в частности, бюджетным учреждениям; музеям; предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусства; Пенсионному фонду Украины и его органам, т. е. предприятиям и организациям, перечисленным в ч. 1 ст. 73 этого Закона.

Таким образом, при передаче государственного и коммунального имущества в аренду вышеуказанным субъектам

конкурс на право аренды не проводится — с ними арендодатель заключает договор аренды без проведения конкурса.

Теперь перейдем ко второй процедуре — проведению торгов по закупке услуг аренды.

Напомним, что действие

Положения распространяется на закупки товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость закупки товаров и услуг превышает 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.

Аренда недвижимого имущества соответствует определению «услуги» в понимании

Положения. Заметим, что был период, когда тендерные процедуры закупок не проводились в случаях, когда предметом закупки являлись услуги по найму (аренде) недвижимого имущества. Это было в период действия Временного положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274. Однако после вступления в силу Положения услуги по аренде (найму) недвижимого имущества не упоминаются в числе предметов закупки, на которые не распространяется обязанность проведения тендерных закупок. Из этого следует, что закупка такого вида услуг, как услуги по аренде недвижимого имущества, должна осуществляться с применением тендерных процедур закупок только в том случае, если стоимость таких услуг превышает 100 тыс. грн.

Поскольку бюджетные учреждения — арендаторы являются распорядителями государственных средств, они подпадают под определение «

заказчик» в понимании Положения.

При этом неважно, к какой форме собственности относится недвижимое имущество, арендуемое бюджетной организацией (государственной, коммунальной или частной), и соответственно кому из арендодателей перечисляется арендная плата. Для применения

Положения главное, что заказчик (в лице бюджетной организации) оплачивает такие услуги за счет государственных средств. Ведь именно этот критерий позволяет рассматривать бюджетное учреждение — арендатора в качестве заказчика тендерных процедур.

Таким образом, бюджетные учреждения — арендаторы осуществляют процедуры закупки услуг по аренде недвижимого имущества (как государственной и коммунальной, так и частной формы собственности)

в зависимости от стоимости такого предмета закупки:

— если

годовая стоимость услуг по аренде превышает 100 тыс. грн., тендерные процедуры необходимо проводить;

— если стоимость такой закупки не превышает 100 тыс. грн., то такие арендаторы не применяют тендерные процедуры.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше