Темы статей
Выбрать темы

Учет аккумуляторов: от приобретения до списания

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УЧЕТ АККУМУЛЯТОРОВ: ОТ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДО СПИСАНИЯ

 

Бюджетные учреждения, имеющие на балансе автотранспортные средства, неизбежно сталкиваются с вопросами учета аккумуляторных батарей. В данной статье рассмотрим наиболее актуальные вопросы, которые возникают у наших читателей в ходе эксплуатации автомобиля и касаются поступления, учета, эксплуатации, ремонта и списания аккумуляторных батарей (далее — АБ). Также поговорим об особенностях их утилизации.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ПОСТУПЛЕНИЕ АБ

 

Учреждением приобретены АБ. Каков порядок отражения таких операций в учете?

 

В учреждение АБ могут поступать двумя путями:

1) в составе транспортного средства;

2) приобретаться отдельно для замены АБ, исчерпавшей свой ресурс.

АБ, поступающая в учреждение вместе с транспортным средством, является его

составной частью, поэтому стоимость такой АБ отдельно в документах не выделяется, а включается в цену транспортного средства. В этом случае стоимость АБ входит в состав первоначальной стоимости транспортного средства, учитываемого на субсчете 105 «Транспортные средства». Расходы, связанные с приобретением автомобиля, осуществляются по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования».

Если учреждение

отдельно приобретает АБ для замены отработанных аккумуляторов, то они являются запчастями к автомобилям и учитываются в составе запасов согласно Инструкции № 125 на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию».

Напомним, что согласно

Плану счетов на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию» учитываются запчасти, предназначенные для ремонта и замены сработанных частей машин (медицинских, электронно-вычислительных и др.), оборудования, тракторов, комбайнов, транспортных средств (двигателей, автомобильных шин, аккумуляторов и т. п.), независимо от их стоимости.

Расходы на приобретение новых АБ для замены отработанных осуществляют по

КЭКР 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств» независимо от их стоимости.

Поступление транспортного средства оформляется

Актом приема-передачи основных средств по форме № 03-1 (бюджет), утвержденной Инструкцией № 125/70. При этом в акте стоимость и характеристики АБ отдельно не указываются. Данные по техническим характеристикам автомобиля и его комплектации, в том числе и касающиеся установленной на автомобиль АБ, обычно приводятся в технической документации.

При приобретении АБ отдельно от автомобиля продавец выписывает расходную накладную, на основании которой учреждение оприходует ее в бухгалтерском учете. При получении АБ материально ответственное лицо расписывается о получении ценностей в накладной и принимает их на ответственное хранение.

В бухгалтерии учреждения учет АБ ведется в количественном и суммарном выражении по наименованиям и материально ответственным лицам.

В бухгалтерском учете операции, связанные с приобретением АБ, отражаются следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Получена новая АБ для замены отработанной

238

675

400

2

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС, уплаченного при приобретении АБ*

801 (802, 811)

675

80

3

Перечислена оплата поставщику за АБ

675

321 (323)

480

* Суммы НДС, уплаченные при приобретении запасов, не учитываются в составе их первоначальной стоимости (п. 50 Инструкции № 125). При приобретении запасов за счет средств общего фонда указанные суммы относятся на расходы учреждения по соответствующим кодам экономической классификации расходов. В данном случае по тому же КЭКР 1135, по которому осуществлена оплата за АБ. При приобретении запасов за счет средств спецфонда суммы уплаченного НДС также списываются на фактические расходы, а учреждения, зарегистрированные плательщиками НДС, относят такие суммы либо на расходы, либо в состав налогового кредита, если имеют право на его формирование по этой операции.

 

УЧЕТ АБ

 

Каков порядок учета АБ, приобретенных учреждением для замены пришедших в негодность? Какие документы предусмотрены для учета АБ?

 

Как было отмечено выше, бухгалтерский учет АБ ведется на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию».

Аналитический учет АБ ведется по наименованиям, маркам, заводским номерам, количеству, стоимости, типам (обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые), техническому состоянию (новые, отремонтированные, требующие ремонта), местам их хранения и материально ответственным лицам.

Согласно

п. 54 Инструкции № 125 учет запасов учреждения, к которым относятся и АБ, ведется по местам их хранения (нахождения) материально ответственными лицами в Книге складского учета запасов. Форма этой книги утверждена приказом № 130.

Всем аккумуляторам, поступившим на склад учреждения, присваивается порядковый гаражный или номенклатурный номер (наносится на корпус АБ и на крышку (при наличии) клеймением несмываемой краской).

На каждый аккумулятор, поступающий на склад учреждения, открывается

Карточка учета наработки и отслеживания оборота АБ (далее — Карточка), форма которой приведена в приложении 12 к Правилам № 795.

Заметим, что до того момента, пока не были утверждены

Правила № 795, субъекты хозяйствования, в том числе и бюджетные учреждения, для отражения информации о поступлении и движении АБ использовали самостоятельно разработанные документы по учету аккумуляторов. А после того как указанные Правила вступили в силу (с 05.08.2008 г.), данные об учете и эксплуатации каждой АБ подлежат отражению в Карточке (пример ее заполнения см. на с. 22).

При отпуске аккумулятора со склада, оформляемом накладной, в Карточке указывают: дату установки и сведения о транспортном средстве, на которое установлена такая АБ (категорию, тип, модель и государственный регистрационный номер).

В Карточке также ведется учет наработки АБ (продолжительность и объем работы АБ), которая измеряется в условных календарных месяцах продолжительностью 30 суток, километрах пробега транспортного средства или моточасах.

В случае если АБ переставляют с одного автомобиля на другой или применяют в специальном оборудовании, в Карточке обязательно должны быть сделаны соответствующие записи. Такие АБ необходимо закрепить за этим объектом приказом руководителя.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АБ

 

Какими документами необходимо руководствоваться в процессе эксплуатации АБ?

 

В настоящее время основные требования к эксплуатации АБ установлены

Правилами № 795, которые распространяются на юридических и физических лиц, деятельность которых связана с изготовлением, транспортировкой, применением, обслуживанием, ремонтом, хранением и передачей на утилизацию химических источников тока, в частности АБ, которые применяются на колесных транспортных средствах (далее — КТС) и специальных машинах, выполненных на их шасси, в частности для питания специального оборудования.

Вместе с тем

Правила № 795 не распространяются на:

— АБ, применяемые в троллейбусах, мотоциклах и мотоколясках, и на химические источники тока номинальной мощности менее 7 А·ч, синтегрированные (встроенные) в КТС и специальные машины, выполненные на их шасси;

— АБ КТС специального назначения, в частности, тех, которые эксплуатируются подразделениями МВД, Минобороны, МЧС, Государственной пограничной службы, СБУ;

— АБ гоночных и спортивных КТС, а также КТС, изготовленных более 30 лет назад и имеющих коллекционную ценность.

Указанные

Правила направлены на обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств, обеспечение технологических операций по поддержанию АБ в надлежащем техническом состоянии, упорядочение деятельности субъектов в сфере обращения АБ, учета наработки и списания АБ, определение процедуры сдачи АБ на утилизацию.

Кроме того, существует еще один документ —

Эксплуатационные нормы № 489, основной целью которого является определение эксплуатационного ресурса АБ в зависимости от условий эксплуатации транспортных средств с соблюдением требований безопасного применения АБ.

Эксплуатационные нормы № 489

распространяются на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторные свинцовые стартерные батареи, соответствующие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 959-91 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные напряжением 12 В для автотракторной и мотоциклетной техники» или приравненным к ним требованиям. Этот документ применяют к аккумуляторам, установленным на КТС всех категорий и на специальных машинах, выполненных на колесных шасси, кроме мототехники. Он предназначен для применения учреждениями и организациями, эксплуатирующими КТС общего назначения и специальные машины, выполненные на колесных шасси, в частности с использованием аккумуляторных свинцовых стартерных батарей в составе силовых установок специального оборудования.

 

Что представляет собой средний ресурс АБ и как его рассчитать?

 

Пожалуй, основным термином, который используется

Правилами № 795 и Эксплуатационными нормами № 489, является норма среднего ресурса АБ — среднестатистическая величина ресурса АБ для определенных условий экономически целесообразной и безопасной эксплуатации КТС. При этом под ресурсом АБ понимают суммарную наработку АБ от начала эксплуатации либо от даты ее восстановления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Измеряется данная величина в календарных месяцах или в километрах пробега КТС.

Очевидно, что для каждой конкретной АБ ее ресурс сугубо индивидуален. Однако на основании многолетних наблюдений за работой аккумуляторов, установленных на тех или иных транспортных средствах и используемых в различных условиях их эксплуатации, можно с помощью статистических методов обработки информации усреднить величину ресурса аккумуляторных батарей определенного типа. Именно такие усредненные значения ресурса АБ и установлены

Эксплуатационными нормами № 489 в качестве нормативных, т. е. обязательных к применению субъектами хозяйствования. Нормативные сроки службы АБ не могут быть ниже гарантийных обязательств производителя (продавца) таких изделий.

Нормативные значения среднего ресурса АБ применяются при эксплуатации транспортных средств в

нормальных условиях.

Эксплуатационными нормами № 489

предусмотрено, что АБ эксплуатируются в нормальных условиях, если:

1) тип АБ, применяемых на транспортных средствах, соответствует требованиям разработчика КТС относительно величины номинальной емкости АБ. Во избежание сокращения срока службы вследствие систематического недозаряда (перезаряда) не допускается применение АБ, емкость которых выше (ниже) установленной разработчиком КТС;

2) соблюдаются I — III категории условий эксплуатации КТС по ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий»;

3) соотношение величин пробега КТС в городе или населенном пункте и вне его составляет 2 : 3;

4) транспортное средство находится в исправном состоянии во время использования АБ. Техническое обслуживание и ремонт такого транспортного средства осуществляются согласно требованиям производителя КТС;

5) средняя интенсивность эксплуатации КТС в зависимости от назначения составляет:

— для грузовых КТС (бортовых и седельных тягачей) — не более 3500 км/месяц;

— для автобусов, такси — не более 3000 км/месяц;

— для легковых автомобилей — не более 4000 км/месяц;

— для специальных машин, выполненных на базе легковых и грузовых КТС, — не более 3000 км/месяц;

6) длительность ежесменной работы транспортного средства специального назначения составляет 8 часов, АБ специального оборудования или маршевой АБ для обеспечения работы специального оборудования не превышает половины рабочей смены. Один час работы АБ в составе специального оборудования условно приравнивается к 25 км пробега КТС;

7) состав потребителей электроэнергии транспортного средства соответствует его основной комплектности. В качестве потребителей электроэнергии

Эксплуатационными нормами № 489 названы двигатель, приспособление или другое устройство электрического оборудования транспортного средства основной комплектности, питающееся от АБ и/или генератора во время применения по назначению.

Обращаем внимание на достаточно важный момент: если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то следует считать, что транспортное средство эксплуатируется в условиях, отличных от нормальных.

Для правильного расчета величины среднего ресурса АБ необходимо исходить из следующего:

— нормы, приведенные в

приложениях 1 — 8, установлены для нормальных условий эксплуатации КТС;

— для расчета норм среднего ресурса АБ КТС, используемых в особых условиях эксплуатации, необходимо произвести соответствующую корректировку по правилам, установленным в

разделе 6 Эксплуатационных норм № 489;

— нормы среднего ресурса маршевых АБ, установленных на КТС общего назначения, в зависимости от степени их обслуживаемости приведены в

приложениях 1 — 3. Если же необходимо определить нормы среднего ресурса маршевых АБ специальных машин, следует пользоваться приложениями 4 — 6, предварительно осуществив перевод времени работы такой АБ в составе специального оборудования, измеряемого в моточасах, в условный пробег в км;

— нормирование ресурса АБ специального оборудования, которое используется в составе специальных транспортных средств, производится на основании

приложения 7;

— для определения среднего ресурса обслуживаемых АБ, установленных на колесной дорожно-строительной и сельскохозяйственной технике, пользуются

приложением 8. В нем установлен срок службы АБ (в месяцах), который может быть соблюден только в том случае, если наработка самой такой техники (в моточасах) за это время не превысит определенного значения. В противном случае условия эксплуатации АБ должны быть признаны отличными от нормальных, что потребует соответствующей корректировки ее срока службы.

Заметим, что

определение эксплуатационных норм среднего ресурса АБ не является обязанностью работников бухгалтерии. Этими вопросами должны заниматься технические специалисты, непосредственно отвечающие за эффективную и безопасную эксплуатацию транспортных средств, опираясь при этом на соответствующую нормативную документацию.

Необходимые значения величины среднего ресурса АБ, рассчитанные на основании

Эксплуатационных норм № 489, должны быть закреплены соответствующим приказом (распоряжением) руководителя учреждения.

 

Эксплуатационными нормами № 489 предусмотрена система корректировочных коэффициентов. В каких случаях их необходимо применять?

 

Действительно, в определенных случаях эксплуатационные нормы среднего ресурса АБ могут корректироваться. Методика применения корректировочных коэффициентов приведена в

разделе 6 Эксплуатационных норм № 489.

Так,

коэффициенты k1, k2, k3, отличные от единицы, применяют в тех случаях, когда они описывают фактическое отклонение от нормальных условий эксплуатации АБ.

Первый из них —

коэффициент k1  зависит от страны-производителя транспортного средства и продолжительности его эксплуатации на момент начала применения конкретной АБ на этом транспортном средстве.

В случаях если на транспортном средстве установлены дополнительные потребители, для корректировки соответствующих нормативных значений следует применять

коэффициент k2, зависящий от соотношения суммарной мощности таких дополнительных потребителей электроэнергии и мощности генератора КТС, а также от режима работы генераторной установки КТС. Указанный коэффициент применяют, если суммарная мощность дополнительных потребителей составляет не менее 5 % от номинальной мощности генератора, а время питания этих потребителей — не менее 10 % от рабочего времени транспортного средства.

Последний

коэффициент k3 применяется в случае, если не соблюдаются I — III категории условий эксплуатации КТС в соответствии с ГОСТ 21624-81. В связи с тем, что I — III категории Эксплуатационные нормы № 489 считают нормальными условиями и для них k3 = 1, то для IV и V категорий числовое значение этого коэффициента равно 0,95 и 0,90 соответственно. Если транспортное средство используется в разных категориях условий эксплуатации, значения коэффициента k3 определяют, учитывая продолжительность его использования в этих условиях.

Значение коэффициентов k1, k2, k3 приведены в

таблицах 1, 2 и 3 п. 6.2 Эксплуатационных норм № 489.

 

Когда разрабатываются временные эксплуатационные нормы АБ?

 

В том случае, если откорректированные с помощью вышеперечисленных корректирующих коэффициентов эксплуатационные нормы среднего ресурса АБ

не учитывают все особенности фактических условий эксплуатации КТС, возникает необходимость в разработке временных норм.

В соответствии с

п. 3.6 Эксплуатационных норм № 489 необходимость в разработке и установлении временных эксплуатационных норм среднего ресурса АБ возникает в случаях, если:

— КТС используют в особых условиях эксплуатации;

— средний месячный пробег транспортного средства превышает предельное значение, указанное в соответствующих таблицах

приложений 1 — 6 (т. е. составляет более 12000 км/месяц);

— АБ питают потребителей, не предусмотренных производителем КТС.

Временные нормы среднего ресурса АБ разрабатывает и устанавливает Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт*. Разработка таких норм производится на договорной основе, поэтому учреждению на эти цели необходимо иметь соответствующие бюджетные ассигнования по

КЭКР 1139 «Оплата прочих услуг и прочие расходы».

* ГП «ГосавтотрансНИИпроект» находится по адресу: г. Киев, пр. Победы, 57. Телефоны: (38044) 456-3030, 455-6778, факс (38044) 455-6791. E-mail: info@insat.org.ua; веб-страница: http:www.insat.org.ua.

Срок действия временных нормы среднего ресурса АБ устанавливается до 48 календарных месяцев и может быть бесплатно продлен в случае подтверждения их соответствия фактическим ресурсам АБ, если нет необходимости в дополнительных исследованиях среднего ресурса АБ. Такие нормы вводят в действие приказом руководителя учреждения или организации на срок, определенный разработчиком, и они могут применяться только в том учреждении или в организации, для которых эти нормы разработаны.

 

Могут ли временные нормы быть меньше гарантийных обязательств производителя АБ?

 

Не только временные нормы, но и нормы, определенные согласно методике, представленной в

Эксплуатационных нормах № 489, не могут быть меньше гарантийных обязательств производителя (продавца) АБ. Если производитель АБ устанавливает в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи гарантийный ресурс своей продукции либо нормы среднего ресурса выше, чем определено Эксплуатационными нормами № 489, соответствующие положения этого документа утрачивают силу.

 

С какой периодичностью нужно проводить техническое обслуживание АБ?

 

В процессе эксплуатации транспортного средства для АБ необходимо периодически проводить профилактические работы, проверять надежность установки АБ на месте ее нахождения. Такие мероприятия выполняют с целью поддержания АБ в надлежащем состоянии и обеспечения установленных производителем характеристик.

Под

техническим обслуживанием понимается операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности АБ в период использования по назначению, хранения и транспортировки. И при этом абсолютно неважно, какой тип аккумулятора установлен на транспортное средство.

При этом если общие правила технического обслуживания транспортных средств урегулированы

Положением № 102 , то вопросы проведения комплекса мероприятий по техническому обслуживанию АБ оговорены в разделе V Правил № 795.

Как предусмотрено

п. 5.1 Правил № 795, техническое обслуживание АБ обычно выполняют согласно регламенту производителя.

Различают следующие виды технического обслуживания АБ:

— ежесменное обслуживание;

— первое техническое обслуживание — ТО-1;

— второе техническое обслуживание — ТО-2;

— сезонное техническое обслуживание.

В

разделе V Правил № 795 подробно расписано, какие работы относятся к тому или иному виду технического обслуживания АБ, а также периодичность выполнения работ, которые проводятся в рамках техобслуживания.

Кроме технического обслуживания самой АБ, специалисты рекомендуют также проводить проверку и состояние устройств, вырабатывающих и регулирующих напряжение в автомобиле, ведь если на аккумулятор поступает меньше или больше тока, положенного по техническим условиям, то его срок службы, конечно, значительно уменьшится.

Информация о проведенных мероприятиях по техническому обслуживанию АБ отражается в

Журнале учета операций по техническому обслуживанию и ремонту АБ (приложение 10 к Правилам № 795).

Расходы, связанные с содержанием транспортных средств, в частности: проведение планово-технического обслуживания, приобретение запасных частей к транспортным средствам, которые используются для замены непригодных, отработанных, независимо от их стоимости, а именно расходы на приобретение АБ, отражаются по

КЭКР 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств».

 

С автотранспортного средства была снята АБ, которая еще не исчерпала установленный ресурс и подлежит ремонту и восстановлению. Необходимо ли вести отдельный учет таких АБ?

 

Неисправные АБ можно восстановить путем проведения текущего или капитального ремонта, если это экономически целесообразно.

Под

ремонтом понимается операция или комплекс операций, связанных с восстановлением исправности или работоспособности и с восстановлением ресурса АБ.

При этом к текущему ремонту относятся операции по восстановлению полюсных выводов, перемычек; замена ручки для переноски, крышек, пробок, их уплотнителей; замена электролита; к капитальному — операции по замене аккумуляторов, моноблока, блоков электродов.

Для такого типа АБ, как «необслуживаемая», понятие «ремонт» может включать в себя только ремонт поврежденного корпуса, так как замена свинцовых пластин в таких аккумуляторах не производится и даже заводы-изготовители в настоящее время не занимаются ремонтом таких аккумуляторов, а, как правило, сразу отправляют неисправные аккумуляторы на переработку.

Если учреждение имеет возможность отремонтировать АБ собственными силами, то можно предложить следующий вариант. Зачастую неисправность АБ может возникнуть в результате износа или механического воздействия на пластины. Поэтому менять придется пластины. И в результате, как выход, из двух неработающих АБ можно собрать один аккумулятор, взяв для этого хорошие пластины и поставив их в один корпус.

АБ, которые могут быть отремонтированы, восстановлены и впоследствии еще использованы для эксплуатации автомобилей, подлежат хранению на складе.

Для отражения информации об АБ, подлежащих ремонту, ведется

Журнал учета операций по техническому обслуживанию и ремонту АБ (приложение 10 к Правилам № 795). В журнале подробно записывают характеристику АБ, принятой для ремонта и после (выявленные и устраненные дефекты). Информация о выявленных дефектах указывается в зашифрованном виде с учетом рекомендаций, приведенных в приложении 15 к Правилам № 795.

Кроме того, информация о АБ, которые были капитально отремонтированы, должна быть отражена в

отдельной карточке.

Должностные лица учреждения, на которых возложена обязанность осуществлять контроль за систематичностью и соответствием ведения учета использования ресурса и выполнения операций по техническому обслуживанию и ремонту, записи в указанных журналах выполняют в произвольной форме

Следует также учесть, что при выполнении операций по ремонту АБ надо придерживаться требований законодательства по охране труда, в частности

Правил безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Комитета по надзору за охраной труда Министерства труда и социальной политики Украины от 09.01.98 г. № 4.

 

СПИСАНИЕ АБ

 

В каких случаях АБ может быть списана? Является ли основанием для списания АБ наработка среднего ресурса?

 

Для ответа на этот вопрос обратимся прежде всего к

Эксплуатационным нормам № 489.

Для списания АБ наработка ее среднего ресурса должна достичь установленной нормы (как указывалось выше, такие нормы приведены в соответствующих

приложениях к этому документу). В то же время достижение установленной нормы, как определено п. 3.12 Эксплуатационных норм № 489, — это обязательное, но недостаточное условие для списания аккумулятора. В принципе это требование совершенно правильное, ведь не исключено, что, отработав средний ресурс, аккумулятор еще может некоторое время безупречно работать. Поэтому решающим основанием для списания АБ являются признаки ее предельного состояния.

При этом под предельным состоянием понимают состояние, в случае достижения которого дальнейшая эксплуатация АБ недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной или восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно. Таким образом, списанию подлежат АБ,

отработавшие свой средний ресурс и достигшие предельного состояния (т. е. такого состояния, когда АБ становятся непригодными к дальнейшей эксплуатации).

Кроме того, еще одной причиной списания АБ может быть выявление производственных или эксплуатационных дефектов. Так, согласно

п. 3.13 Эксплуатационных норм № 489 в случае выявления производственных или эксплуатационных дефектов АБ, которая не подлежит ремонту или ремонт которой экономически не целесообразен, ее списывают на основании акта, независимо от соответствия фактически наработанного ею ресурса установленным нормам.

При выявлении производственного дефекта АБ в период действия гарантийных обязательств производителя, продавца, исполнителя работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту претензии предъявляются в соответствии с положениями

раздела II Хозяйственного процессуального кодекса Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII. Помимо общепринятых сведений, в претензии указывают идентификационные данные АБ, а также соответствующие шифры дефектов АБ (приложение 15 к Правилам № 795).

 

Какими документами оформляется списание АБ?

 

Решение о списании АБ принимает комиссия, созданная по приказу руководителя бюджетного учреждения. К полномочиям комиссии относятся определение фактического технического состояния АБ, а также принятие решения по дальнейшей эксплуатации АБ: ремонт, оформление претензий к продавцу (производителю, исполнителю работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту АБ), списание, передача на утилизацию и пр.

Решения комиссии с указанием причин, по которым АБ была снята с транспортного средства, заносятся в Карточку. В

Правилах № 795 оговорено, что оформленная Карточка с выводами комиссии о списании АБ является актом ее списания.

Так, в случае если учет наработки АБ соответствует эксплуатационной (временной) норме среднего ресурса АБ и она изношена до предельного состояния, после чего дальнейшая эксплуатация экономически не целесообразна или опасна, оформленная Карточка является актом списания АБ.

Если же АБ по техническому состоянию не пригодна для выполнения функций по назначению, однако не исчерпала установленный ресурс, ее списывают на основании

решения комиссии с оформлением соответствующего акта списания, к которому прилагают Карточку.

После того как АБ была списана с баланса учреждения, Карточка должна храниться в учреждении не менее 3 лет.

Однако, соблюдая требования по учету и списанию АБ, предусмотренные

Правилами № 795, необходимо также учитывать и тот факт, что АБ относятся к запасам бюджетных учреждений, и поэтому при их списании с баланса должен в обязательном порядке составляться Акт списания типовой формы № З-3, утвержденной приказом № 130.

В случае если после списания АБ остались исправные составляющие (аккумуляторы, блоки электродов, моноблоки, крышки аккумуляторов или АБ, полюсные выводы, перемычки), которые в случае необходимости могут использоваться для ремонта других АБ, то они подлежат оприходованию на баланс учреждения как запасные части. При этом в орган Госказначейства должна быть предоставлена справка о поступлениях в натуральной форме.

В бухгалтерском учете списание АБ, которые отработали свой средний ресурс и достигли предельного состояния, отражается записью по дебету субсчета 801 (802, 811) и кредиту субсчета 238.

Напомним, что выбытие и перемещение запасов, в том числе АБ (кроме продуктов питания и МБП), отражается в Накопительной ведомости использования материалов ф. № 396 (бюджет) —

мемориальный ордер № 13.

 

УТИЛИЗАЦИЯ АБ

 

Что делать учреждению с аккумуляторами, непригодными к дальнейшей эксплуатации и подлежащими списанию?

 

Отработанные АБ являются одним из распространенных видов

отходов. Они включены в перечень опасных отходов, и поэтому передавать такие АБ необходимо специализированным предприятиям, имеющим лицензию на их утилизацию.

Правилами № 795

предусмотрены следующие требования к порядку учета отработанных АБ и сдачи их для утилизации:

— приказом руководителя учреждения назначается должностное лицо, ответственное за учет объемов и оборота отработанных АБ. Кстати, такое лицо может также одновременно отвечать за учет и движение АБ;

— к обязанностям ответственного за утилизацию АБ относится ведение

Журнала учета и оборота отработанных АБ (приложение 14 к Правилам № 795). Такое лицо должно ежемесячно сообщать руководителю учреждения о накопленных объемах отработанных АБ, обеспечить их своевременную сдачу специализированным предприятиям по утилизации или предприятиям, занимающимся их транспортировкой на указанные предприятия, а также вести учет документации и хранить документы, подтверждающие факт сдачи отработанных АБ на утилизацию;

— хранить отработанные АБ, подлежащие утилизации, учреждение должно

не более трех месяцев после их списания.

Взаимоотношения между специализированным предприятием, имеющим лицензию на утилизацию, и учреждением, имеющим отработанные АБ, оформляются договором и актом на передачу отходов.

 

Отработанная АБ содержит драгоценные металлы. Нужно ли отдельно утилизировать такую АБ и серебро, которое в ней содержится?

 

Согласно

п. 9.1 Правил № 795 отработанные АБ, содержащие драгоценные металлы, например серебро, не подлежат отдельной утилизации как драгоценные металлы в связи с низким содержанием таких металлов в аккумуляторе. Такие АБ подлежат сдаче специализированным предприятиям, имеющим соответствующую лицензию в общем порядке.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Инструкция № 125

— Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125.

Инструкция № 125/70

— Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственных и местных бюджетов, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 125/70.

План счетов

— План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденные приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства финансов Украины от 10.12.99 г. № 114.

Приказ № 130

— приказ Государственного казначейства Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.

Положение № 102

— Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.

Эксплуатационные нормы № 489

— Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 489.

Правила № 795 — Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2008 г. № 795.

 

img 1
img 2

img 3

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше