Темы статей
Выбрать темы

Что делать с ненужным имуществом

Редакция ББ
Статья

ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕНУЖНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

 

Время от времени в бюджетных учреждениях и организациях возникают ситуации, когда выясняется, что на балансе учитывается имущество, которое по тем или иным причинам стало им ненужным. В последнее время наши читатели спрашивают: что делать с таким имуществом? Настоящая статья посвящена рассмотрению этой темы.

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Если бюджетная организация имеет на балансе имущество, в использовании которого в ее деятельности нет необходимости, существует несколько вариантов действий, а именно:

— списать имущество, как утратившее свои свойства и непригодное для дальнейшего использования;

— продать имущество;

— бесплатно передать имущество другой организации, которая в нем нуждается;

— предоставить имущество в аренду.

На каждом из вариантов остановимся подробнее.

 

СПИСАНИЕ НЕНУЖНОГО И НЕПРИГОДНОГО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА

Списание материальных ценностей с балансов бюджетных учреждений регламентировано

Типовой инструкцией № 142/181.

Если материальные ценности не только не нужны учреждению, но еще и не пригодны для дальнейшего использования (утратили свои свойства, повредились, морально устарели или физически изношены), то они подлежат списанию в соответствии с

п. 3 Типовой инструкции № 142/181.

Заметим, что не может быть основанием для списания необоротных активов факт начисления на их стоимость 100-процентного износа

(п. 4 Типовой инструкции № 142/181).

Перед тем как приступить к списанию товарно-материальных ценностей, необходимо получить разрешение на их списание.

Порядок получения разрешения на списание зависит от стоимости товарно-материальных ценностей и источника финансирования бюджетного учреждения.

Рассмотрим порядок получения разрешения* в таблице.

* Такой порядок получения разрешения предусмотрен и для случаев списания ТМЦ путем их продажи.

 

Стоимость за единицу (комплект)

Кто дает разрешение

Учреждения, содержащиеся за счет средств государственного бюджета

До 5000 грн.

Руководитель учреждения

От 5000 до 10000 грн.

Учреждение вышестоящего уровня

Свыше 10000 грн.

Центральный орган исполнительной власти или другой главный распорядитель бюджетных средств

Учреждения, содержащиеся за счет средств местных бюджетов

До 2500 грн.

Руководитель учреждения

От 2500 до 5000 грн.

Учреждение вышестоящего уровня

Свыше 5000 грн.

Местная государственная администрация или органы местного самоуправления в пределах, определенных законом

 

Согласно

п. 13 Типовой инструкции № 142/181 списание материальных ценностей с балансов центральных органов исполнительной власти (главных распорядителей бюджетных средств) и местных государственных администраций проводится с разрешения их руководителя независимо от стоимости материальных ценностей.

При этом отметим, что согласно

п. 15 Типовой инструкции № 142/181 списание материальных ценностей проводится по первоначальной стоимости (или по восстановительной стоимости в случае проведения индексации или переоценки материальных ценностей). В связи с этим ограничение по стоимости для определения органа или лица, дающего разрешение, сравнивают именно с первоначальной стоимостью.

Вопросами определения непригодности материальных ценностей и оформлением необходимой документации на их списание занимается

постоянно действующая комиссия, которая создается ежегодно приказом руководителя и действует в течение года.

Кроме того, в соответствии с

п. 6 Типовой инструкции № 142/181 право определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также оформления необходимой документации приказом руководителя учреждения может быть предоставлено ежегодной инвентаризационной комиссии.

Для участия в работе комиссии по установлению непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и других необоротных активов, находящихся под надзором государственных инспекций, приглашается представитель соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту.

По результатам обследований комиссией составляются акты списания.

При списании необоротных активов составляются

акты по типовым формам, утвержденным приказом № 125/70.

При списании запасов составляется акт по типовой форме № З-2 «Акт списания», утвержденной

приказом № 130.

Если в результате ликвидации материальных ценностей отдельные детали, узлы, материалы могут быть использованы учреждением или подлежат передаче в установленном порядке на специализированные предприятия, комиссией дополнительно составляется

акт оценки таких ценностей.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации необоротных активов, оприходуются на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, а непригодные детали и материалы оприходуются как прочие материалы и подлежат обязательной сдаче учреждению, на которое возложен сбор такого сырья.

Также подлежат обязательной сдаче изготовленные из цветных металлов детали и узлы, не используемые в данном учреждении для ремонта машин, инструментов, приборов, оборудования.

Уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного изъятия и одновременного оприходования ценных деталей

запрещается.

Кроме того, напомним, что

объекты незавершенного строительства и основные средства, находящиеся в государственной собственности, должны списываться в соответствии с требованиями Порядка № 1314.

Фонд госимущества в

письме от 06.03.2008 г. № 10-24-3206 заметил, что Порядок № 1314 определяет механизм списания материальных активов, которые в соответствии с законодательством определяются основными фондами (средствами) независимо от их стоимости.

В связи с этим в настоящее время при списании

объектов незавершенного строительства и основных средств руководствоваться положениями Типовой инструкции № 142/181 имеют право только те бюджетные учреждения, которые находятся в коммунальной собственности.

Остановимся немного на требованиях по списанию основных средств, предусмотренных

Порядком № 1314.

Списание основных средств бюджетных учреждений, относящихся к объектам

государственной собственности, независимо от их стоимости проводится только на основании решения организации вышестоящего уровня (п. 5 Порядка № 1314).

Кроме того, списание недвижимого имущества, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, подвижного состава железнодорожного транспорта, закрепленных за учреждениями, которые находятся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук,

проводится еще и по согласованию с Фондом государственного имущества, а объектов незавершенного строительства — по согласованию с государственным органом приватизации по месторасположению бюджетного учреждения.

Для получения разрешения на списание основных средств бюджетное учреждение, находящееся в

государственной собственности, должно подать в организацию вышестоящего уровня пакет документов, приведенный в п. 6 Порядка № 1314.

В соответствии с

п. 8 Порядка № 1314 для рассмотрения документов, подготовки предложений по списанию имущества субъект управления создает комиссию по рассмотрению вопросов списания имущества, состав, регламент работы и полномочия которой утверждаются распорядительным актом.

Председателем такой комиссии является заместитель руководителя субъекта хозяйствования, а членами — главный бухгалтер или его заместитель, работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб субъекта хозяйствования, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители и другие специалисты.

Согласно

п. 14 Порядка № 1314 по результатам работы составляется протокол заседания комиссии, к которому прилагаются:

1) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

2) акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

3) акты на списание имущества;

4) другие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, государственных органов и т. п. (при наличии)).

Следует отметить, что разборка и демонтаж имущества, предлагаемого к списанию, проводятся

только после принятия соответствующим субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание имущества (кроме случаев повреждения имущества в результате аварии или стихийного бедствия).

Порядок разборки имущества, изъятия драгоценных и цветных металлов, сдачи и оприходования лома, предусмотренный

Порядком № 1314, подобен порядку, предусмотренному Типовой инструкцией № 142/181.

Все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества,

оприходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов.

Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты

оприходуются как вторичное сырье (металлолом и т. п.).

Изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни,

подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий.

Согласно

п. 28 Порядка № 1314 субъекты хозяйствования, на балансе которых находилось государственное имущество, подают субъектам управления в месячный срок по окончании процедуры разборки, демонтажа и оприходования отчет о списании имущества согласно приложению 3 к Порядку № 1314 .

Пример

В учреждении на балансе учитывается компьютер, первоначальная стоимость которого составляет 3500 грн., сумма износа — 3500 грн. (100 %). Постоянно действующая комиссия пришла к выводу, что данный компьютер не пригоден для дальнейшего использования, физически и морально изношен. Его невозможно продать и нет желающих бесплатно принять его на свой баланс. По данным технического паспорта было установлено наличие в компьютере деталей, содержащих серебро в количестве 2 г.

Изъятие серебра было осуществлено специализированным предприятием, стоимость 1 г серебра составляет 5 грн.

Другие детали компьютера были сданы на специальное предприятие как лом, не содержащий драгоценных и цветных металлов, за который получено 25 грн.

В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона о госбюджете 50 % средств за сданное серебро перечислено в госбюджет.

В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списан компьютер на основании акта списания:

— первоначальная стоимость

401

104

3500

— износ

131

401

3500

2

Оприходован лом, который содержит серебро и подлежит сдаче специализированному предприятию

239

364

10

3

Оприходован лом, не содержащий драгоценных и цветных металлов и подлежащий сдаче специализированному предприятию

239

364

25

4

Сдан специализированному предприятию:

— лом, содержащий серебро

364

239

10

— лом, не содержащий драгоценных и цветных металлов

364

239

25

5

Получены средства за сданный лом, в том числе:

— лом, содержащий серебро

323

711

10

— лом, не содержащий драгоценных и цветных металлов

323

711

25

6

Отражена задолженность перед бюджетом

711

642

5

7

Перечислены средства за сданное серебро в доход госбюджета

642

323

5

 

ПРОДАЖА НЕНУЖНОГО ИМУЩЕСТВА

В соответствии с

п. 23 Типовой инструкции № 142/181 продажа зданий (в том числе помещений), сооружений, транспортных средств и полностью изношенных по данным бухгалтерского учета материальных ценностей, которые относятся к необоротным активам, производится по экспертной оценке. Экспертная оценка — это определение стоимости материальных ценностей экспертом по договору с учреждением.

Таким образом, учреждение не имеет права самостоятельно определить стоимость указанных выше видов материальных ценностей, которые планируется продать. Это должен осуществить специалист-эксперт с учетом требований, определенных

Законом об оценке имущества.

Согласно

п. 22 Типовой инструкции № 142/181 продажа основных средств осуществляется только на конкурентной основе (через биржи, аукционы и по конкурсу).

Что касается

государственного имущества, то порядок его продажи и проведения аукциона регламентирован Порядком № 803.

В соответствии с

п. 7 Порядка № 803 для получения согласия на отчуждение государственного имущества субъект хозяйствования подает вместе с обращением по отчуждению имущества:

1) технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения имущества и направлений использования средств (с обязательным определением влияния отчуждения имущества на целостность имущественного комплекса);

2) сведения об объектах основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению, по данным бухгалтерского учета на дату оценки согласно

приложению 1 к Порядку № 803;

3) акт инвентаризации основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению, согласно

приложению 2 к Порядку № 803;

4) акт технического состояния имущества, составленный на дату оценки и утвержденный руководителем субъекта хозяйствования;

5) заключение о стоимости имущества, согласованное в соответствии с

абз. 3 п. 10 Порядка № 803, и отчет об оценке имущества;

6) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, предлагаемым к отчуждению (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

7) протокол (выписка из протокола) заседания комиссии по приватизации (в случае ее создания) о предоставлении согласия на отчуждение имущества;

8) при наличии задолженности по выплате заработной платы — сведения об общей сумме задолженности по заработной плате и графике погашения такой задолженности, а также о наличии у предприятия задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам) в бюджеты и государственные целевые фонды.

Решение о предоставлении согласия на отчуждение недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта принимается субъектами управления

только по согласованию с Фондом государственного имущества.

Порядок подготовки и непосредственного проведения аукциона по продаже государственного имущества определен также

Порядком № 803.

Основанием для заключения договора купли-продажи между победителем аукциона и субъектом хозяйствования является протокол проведения аукциона. Заключение договора купли-продажи происходит в течение 10 дней со дня составления протокола (

п. 45 Порядка № 803).

В договоре указываются:

1) сведения о субъекте хозяйствования и покупателе;

2) наименование объекта и его техническая характеристика;

3) цена продажи объекта на аукционе;

4) взаимные обязательства субъекта хозяйствования и покупателя;

5) момент передачи объекта продажи покупателю (после уплаты средств в полном объеме за приобретенное имущество);

6) номера текущих счетов;

7) наименования и адреса банковских учреждений;

8) порядок расчетов за приобретенное имущество;

9) другие условия, предусмотренные законодательством.

К договору купли-продажи прилагается утвержденный протокол аукциона.

Согласно

п. 46 Порядка № 803 договор купли-продажи является основанием для внесения средств в банковское учреждение в качестве оплаты за приобретенное имущество. Покупатель обязан оплатить приобретенное имущество в течение 30 календарных дней с даты подписания договора купли-продажи. Срок оплаты может быть продлен субъектом хозяйствования еще на 30 календарных дней при условии уплаты не менее 50 % цены продажи объекта.

Передача проданных необоротных активов осуществляется путем составления акта приемки-передачи, типовая форма которого утверждена

приказом № 125/70, только после уплаты покупателем средств за приобретенное имущество в полном объеме.

Что касается продажи объектов

коммунальной собственности, то целесообразность, порядок, условия отчуждения таких объектов, а также порядок проведения аукциона по продаже коммунального имущества определяются соответствующим советом. Такие порядки обычно утверждаются решениями местных советов.

Порядок продажи запасов бюджетных организаций значительно проще, чем необоротных активов.

Решение по продаже запасов

не требует согласования с Фондом государственного имущества. Кроме того, реализация запасов проводится без проведения аукциона, что значительно облегчает отношения между бюджетной организацией и покупателем.

Также в отличие от продажи основных средств продажа запасов не требует проведения экспертной оценки имущества. Реализация запасов проводится по их справедливой стоимости.

Справедливая стоимость

— это стоимость, по которой материальные ценности могут быть проданы в результате операции между хорошо осведомленными, независимыми и желающими осуществить такую операцию сторонами. Представителем учреждения при определении справедливой стоимости является постоянно действующая комиссия. Справедливая стоимость определяется с учетом первоначальной стоимости материальных ценностей и физического и морального износа.

Кстати, реализация иных, нежели основные средства, необоротных активов также проводится по их справедливой стоимости.

При реализации запасов (передаче их покупателю) оформляется накладная (требование) типовой формы № З-3, утвержденной

приказом № 130.

Средства, полученные от продажи имущества в соответствии с

Перечнем № 659, относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Поступления от реализации необоротных активов и других материальных ценностей, запасов остаются в распоряжении учреждения. Исключением являются средства, которые получены учреждениями от продажи зданий и сооружений и которые полностью перечисляются в доход того бюджета, за счет которого содержится учреждение.

Иногда у учреждений возникает вопрос: в доход какого фонда зачисляются средства от продажи имущества, если покупка имущества проводилась за счет средств общего фонда? На этот счет ГлавКРУ в

письме от 02.10.2003 г. № 12-14/409 указало, что поступления от реализации необоротных активов бюджетного учреждения (кроме зданий и сооружений) относятся к средствам специального фонда, независимо от источников, за счет которых приобретено реализованное имущество.

После поступления средств от реализации имущества необходимо внести соответствующие изменения в смету по специальному фонду, соблюдая требования

Порядка № 228.

Согласно

п. 3 Перечня № 659 направлениями использования средств, полученных бюджетной организацией от реализации имущества, являются:

— ремонт, модернизация или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей;

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— премирование лиц, непосредственно занятых сбором отходов и лома;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений.

Отметим, что средства, которые согласно действующему законодательству относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений и зачисляются в доходы специального фонда бюджета,

не являются объектами обложения налогом на прибыль.

Что касается вопроса обложения операции по продаже имущества налогом на добавленную стоимость, то согласно

п.п. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона об НДС операции по реализации имущества являются объектом обложения НДС. Такое налогообложение касается только бюджетных учреждений, зарегистрированных плательщиками НДС. Если же бюджетное учреждение не зарегистрировано плательщиком НДС, то операцию по продаже имущества облагать НДС не нужно.

Пример

Учреждение (неплательщик НДС) арендовало помещение у частного предпринимателя. С целью экономного и рационального использования средств на потребляемые коммунальные услуги (отопление, вода, свет) учреждение самостоятельно приобрело счетчики для обеспечения контроля за объемом предоставленных коммунальных услуг. Затем учреждение сменило арендодателя, и в настоящее время нет необходимости в счетчиках. В связи с этим было принято решение об их продаже. Общая первоначальная стоимость счетчиков составляет 2300 грн., сумма износа — 2300 грн. (100 %). Определенная по экспертной оценке стоимость счетчиков составляет 1100 грн. Стоимость экспертной оценки и вознаграждения организатору аукциона — 350 грн.

Отразим эти операции в бухгалтерском учете:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Отражены расходы на проведение экспертной оценки и аукциона

801, 811

675

350

2

Оплачены услуги эксперта и вознаграждение организатору аукциона

675

321, 323

350

3

Начислен доход от продажи счетчиков

675

711

1100

4

Получены средства от покупателя счетчиков

323

675

1100

5

Списаны счетчики в связи с их реализацией на основании акта приемки-передачи:

— первоначальная стоимость

401

104

2300

— износ

131

401

2300

 

БЕСПЛАТНАЯ ПЕРЕДАЧА НЕНУЖНОГО ИМУЩЕСТВА

Продажа ненужного имущества является более выгодной операцией, чем его бесплатная передача, но бывают случаи, когда другое бюджетное учреждение нуждается именно в ТМЦ, которые не нужны бюджетной организации, пытающейся от них избавиться.

Вопросы бесплатной передачи ТМЦ детально рассматривались в консультации «Бесплатное получение ТМЦ» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 13, с. 38).

Напомним, что в соответствии с

п. 21 Типовой инструкции № 142/181 бесплатная передача разрешается с балансов учреждений, содержащихся за счет средств:

— государственного бюджета, —

в пределах одного центрального органа исполнительной власти (главного распорядителя бюджетных средств);

— местных бюджетов, —

в пределах одного местного бюджета.

То есть бесплатная передача ТМЦ с баланса на баланс разрешается только

на одном бюджетном уровне.

Основанием для передачи материальных ценностей с баланса на баланс учреждений, относящихся к сфере управления одного и того же центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств, является

решение главного распорядителя бюджетных средств.

Бесплатная передача материальных ценностей между центральными органами исполнительной власти или другими главными распорядителями бюджетных средств осуществляется

с разрешения КМУ.

Однако, несмотря на указанное выше, бывают случаи бесплатной передачи материальных ценностей от учреждений, финансируемых за счет местного бюджета, учреждениям, финансируемым за счет государственного бюджета. например, возможна передача материальных ценностей от органов местного самоуправления контрольно-ревизионным отделам, управлениям труда и социальной защиты населения, финансовым управлениям и т. п. По этому вопросу Минфин и Госказначейство предоставили разъяснения в совместном

письме от 29.08.2006 г. № 3.4-04/2032-8234, где указали, что в этом случае материальные ценности могут использоваться учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, в их деятельности, но при этом их необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Активы на ответственном хранении».

Независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, подчиненности и формы собственности юридического лица, передающего необоротные материальные активы на бесплатной основе, бюджетное учреждение — получатель относит их стоимость

к доходам специального фонда. Напомним, что операции по бесплатной передаче имущества в государственную или коммунальную собственность в соответствии с п.п. 3.2.9 ст. 3 Закона об НДС не являются объектами налогообложения.

Пример

На балансе медицинского учреждения учитывается медицинское оборудование на сумму 8500 грн. (начислен износ на сумму 7600 грн.), которое стало ненужным в связи с закрытием одного из отделений. Городским управлением здравоохранения, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, решено передать указанное медицинское оборудование другому медицинскому учреждению.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

Медицинское учреждение, передающее оборудование

1

Бесплатно передано медицинское оборудование:

— сумма первоначальной стоимости оборудования

401

104

8500

— сумма начисленного износа

131

401

7600

Медицинское учреждение, получающее оборудование

1

Бесплатно получено медицинское оборудование*

На основании Справки о поступлении в натуральной форме с целью отражения поступлений и кассовых расходов в учете органа Госказначейства и Отчете о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений (форма № 4-2д, № 4-2м)

324

712

8500

364

324

8500

Одновременно оприходовано бесплатно полученное оборудование:

— на сумму первоначальной стоимости

104

364

8500

— создание фонда в необоротных активах

812

401

8500

— на сумму начисленного износа

401

131

7600

* В орган Госказначейства учреждение, бесплатно получившее оборудование, подает до конца отчетного месяца Справку о поступлении в натуральной форме, а также вносит изменения в смету.

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕНУЖНОГО ИМУЩЕСТВА В АРЕНДУ

Еще одним из выгодных способов избавиться от ненужного имущества является предоставление его в аренду.

Бюджетные учреждения могут предоставлять в аренду как недвижимое, так и движимое имущество.

Напомним, что в соответствии со

ст. 73 Закона о госбюджете в 2009 году передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсной основе. При определении арендных ставок за пользование коммунальным имуществом в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе арендные ставки за пользование государственным имуществом, утвержденные Методикой № 786, являются индикативными и применяются в качестве стартовых при проведении конкурса.

Аренда

— основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Договор аренды должен быть составлен таким образом, чтобы были учтены все существенные условия, определенные

п. 1 ст. 284 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, а именно:

— объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации);

— срок, на который заключается договор аренды;

— арендная плата с учетом ее индексации;

— порядок использования амортизационных отчислений;

— восстановление арендованного имущества и условия его возврата или выкупа.

В этой статье не будем останавливаться на вопросах аренды недвижимого имущества, поскольку это тема для отдельного разговора, а рассмотрим вопрос предоставления в аренду движимого имущества.

Расчет арендной платы за движимое имущество следует производить согласно требованиям

Методики № 786 .

Согласно

п. 7 Методики № 786 размер годовой арендной платы в случае аренды отдельного индивидуально определенного имущества (кроме недвижимого имущества) устанавливается по соглашению сторон, но не менее 10 % стоимости арендованного имущества, а если арендатором является субъект малого предпринимательства — не менее 7 % стоимости арендованного имущества.

Таким образом, размер арендной платы движимого имущества

не привязан к арендным ставкам, приведенным в приложении 2 к Методике № 786, и может быть любой величиной с учетом указанных выше минимальных ограничений по соглашению сторон.

При передаче в аренду отдельного индивидуально определенного имущества

Методика № 786 не предусматривает обязательного проведения экспертной оценки. Для расчета арендной платы стороны могут взять остаточную стоимость объекта аренды, а если остаточная стоимость объекта аренды равняется нулю, т. е. износ начислен в размере 100 %, арендодатель может провести экспертную оценку.

Также по этому поводу в

Разъяснениях № 1765 Фонд госимущества рекомендовал арендодателям имущества при определении годовой арендной платы за другое (кроме недвижимого) отдельное индивидуально определенное имущество применять экспертную оценку в случае аренды имущества ценного, уникального и т. п. В других случаях расчеты ведутся исходя из остаточной стоимости имущества. Целесообразность экспертной оценки определяет арендодатель, руководствуясь имущественными интересами государства.

Надеемся, материал, приведенный в этой статье, поможет вам избавиться от ненужного имущества наиболее выгодным для вас способом.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон о госбюджете

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон об оценке имущества —

Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Порядок № 1314

— Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Перечень № 659 —

Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их образованию и направлениям использования, утвержденные постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659.

Методика № 786 —

Методика расчета и порядок использования платы за аренду государственного имущества, утвержденные постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786.

Порядок № 803

— Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Порядок № 228

— Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Типовая инструкция № 142/181 —

Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Государственного казначейства Украины и Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181.

Приказ № 125/70

— приказ Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.

Приказ № 130

— приказ Государственного казначейства Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.

Разъяснения № 1765 — Разъяснения к Методике расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденные приказом Фонда государственного имущества Украины от 22.08.2000 г. № 1765.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше