Темы статей
Выбрать темы

О распределении арендной платы по договорам аренды имущества, находящегося на балансе государственных профессионально-технических учебных заведений

Редакция ББ
Письмо от 02.09.2009 г. № 10-16-12805

ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УКРАИНЫ

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПО ДОГОВОРАМ АРЕНДЫ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА БАЛАНСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Письмо от 02.09.2009 г. № 10-16-12805

 

Фонд государственного имущества Украины <…> о распределении арендной платы по договорам аренды государственного имущества, находящегося на балансе государственных профессионально-технических учебных заведений в г. Киеве, сообщает следующее.

В соответствии с пп. 8, 37 ст. 71 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год», пп. 5, 13 статьи 67 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» с целью приведения отдельных норм законов в соответствие с этими законами, действие отдельных статей Бюджетного кодекса Украины и Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» в части финансирования из государственного бюджета профессионально-технических учебных заведений Львовской и Харьковской областей, а также города Киева, было приостановлено в 2007, 2008 годах.

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Украины от 31.01.2007 г. № 67 и от 31.01.2008 г. № 49 Главные управления образования и науки Львовской, Харьковской областных государственных администраций и Главное управление образования и науки исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) должны обеспечивать финансирование профессионально-технических учебных заведений согласно установленному перечню.

В настоящее время Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» требования по приостановлению финансирования из государственного бюджета профессионально-технических учебных заведений Львовской и Харьковской областей, а также города Киева не предусмотрены. Однако соответствующие приказы Министерства образования и науки Украины по обеспечению финансирования профессионально-технических учебных заведений в 2009 году согласно установленному перечню приняты не были.

Пунктом 17 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 4 октября 1995 года № 786, определено, что в случае когда арендодателем имущества является Фонд государственного имущества, его региональное отделение или представительство, арендная плата направляется за недвижимое имущество государственных предприятий, организаций в соотношении 70 % арендной платы — в государственный бюджет, 30 % — государственному предприятию, организации, на балансе которых находится это имущество. Указанным пунктом предусмотрено, что в случае аренды имущества бюджетных учреждений арендная плата направляется в государственный бюджет в размере, установленном законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Пунктом 30 статьи 2 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» установлено, что 50 % арендной платы за пользование имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, содержащимся за счет государственного бюджета, относится к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины на 2009 год.

По информации регионального отделения ФГИУ по г. Киеву

финансирование из местного бюджета профессионально-технических учебных заведений в г. Киеве в 2009 году продолжается.

Письмом от 29.07.2009 г. № 30-04/10631 указанная информация региональным отделениям ФГИУ по г. Киеву была направлена Главному финансовому управлению Киевской городской государственной администрации с предложением учесть ее при формировании сметы расходов на функционирование профессионально-технических учебных заведений в г. Киеве в 2010 году.

Учитывая изложенное выше и требования действующего законодательства, считаем, что

действия регионального отделения по распределению размера арендной платы в соотношении 70 % — в государственный бюджет и 30 % — профессионально-техническим учебным заведениям, на балансе которых находится соответствующее имущество, полностью правомерны.

 

И. о. Председателя Фонда Д. Парфененко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАМИ ЛЬВОВСКОЙ И ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ, А ТАКЖЕ ГОРОДА КИЕВА

Сначала немного истории. Напомним, что

ч. 2 ст. 50 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР (далее — Закон № 103) в редакции, действовавшей до 04.06.2008 г., было предусмотрено, что финансирование профессионально-технической подготовки рабочих, социальная защита учащихся, слушателей и педагогических работников в государственных профессионально-технических учебных заведениях (далее — ПТУЗ) в пределах объемов государственного заказа осуществляется на нормативной основе за счет средств Государственного бюджета Украины.

Однако законами о государственном бюджете в 2007 и 2008 годах было остановлено финансирование за счет средств государственного бюджета ПТУЗ Львовской и Харьковской областей, а также города Киева. В связи с этим ПТУЗ города Киева, Львовской и Харьковской областей в 2007 — 2008 годах получали

финансирование из местного бюджета на основании приказов Министерства образования и науки Украины от 31.01.2007 г. № 67 и от 31.01.2008 г. № 49.

Хотя согласно решению

Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 приостановление действия ч. 2 ст. 50 Закона № 103 на 2008 год, касающейся непроведения финансирования ПТУЗ города Киева, Львовской и Харьковской областей из государственного бюджета, предусмотренное п. 13 ст. 67 разд. I Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI, признано не соответствующим Конституции Украины (являющимся неконституционным), а Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (далее — Закон № 835) не содержит требований по приостановлению финансирования из государственного бюджета ПТУЗ города Киева, Львовской и Харьковской областей, указанные ПТУЗ не получают финансирования из государственного бюджета и фактически продолжают финансироваться из местных бюджетов с 2007 года и по сегодняшний день.

В настоящее время финансирование ПТУЗ из местных бюджетов полностью является законным, поскольку

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI, вступившим в силу с 04.06.2008 г., были внесены изменения в ч. 2 ст. 50 Закона № 103, согласно которым финансирование профессионально-технической подготовки рабочих, социальная защита учащихся, слушателей и педагогических работников в государственных или коммунальных ПТУЗ в пределах объемов государственного заказа осуществляются на нормативной основе за счет средств государственного или местных бюджетов.

То есть в отношении

государственных ПТУЗ сложилась такая ситуация, что фактически они и их имущество являются государственной собственностью, а содержатся они за счет местных бюджетов .

Вопрос, рассматриваемый Фондом госимущества в комментируемом

письме, возник в связи с описанной выше ситуацией и касается распределения арендной платы, которую получают за аренду государственного имущества государственные ПТУЗ города Киева, Львовской и Харьковской областей, между этими учреждениями и бюджетом.

Как известно, в соответствии с

п. 30 ст. 2 Закона № 835 (равно как и в предыдущие годы) часть арендной платы (а именно 50 %) за пользование имуществом (кроме военного имущества и имущества Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук), которое принадлежит бюджетным учреждениям, содержащимся за счет государственного бюджета, относится к доходам государственного бюджета.

Но в рассматриваемой ситуации все не так гладко, как хотелось бы. Когда государственные ПТУЗ содержались за счет государственного бюджета и предоставляли в аренду свое имущество, то вопросов с распределением арендной платы не возникало (50 % оставалось заведению, а 50 % получал госбюджет). Но теперь все те же государственные ПТУЗ, которые и до сих пор принадлежат государству, содержатся за счет местных бюджетов. Как же теперь распределять арендную плату, если предоставленное в аренду имущество принадлежит государству, а заведение содержится за счет местного бюджета? Остается ли пропорция распределения арендной платы (50 % на 50 %) и в доход какого бюджета перечислять часть арендной платы за аренду имущества государственных ПТУЗ, содержащихся за счет местных бюджетов?

На эти вопросы и ответил Фонд госимущества в комментируемом

письме: в связи с тем, что ПТУЗ города Киева, Львовской и Харьковской области фактически содержатся за счет местного бюджета, действие ст. 2 Закона № 835 по распределению арендной платы в пропорции 50 % на 50 % на них не распространяется.

В данном случае следует исходить с того, что

имущество государственных ПТУЗ принадлежит государству независимо от того, за счет какого бюджета содержатся эти заведения. При предоставлении такого имущества в аренду государственные ПТУЗ должны соблюдать требования Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786, и применять п. 17 этой Методики, в котором определено, что в том случае, когда арендодателем недвижимого имущества является Фонд госимущества, его региональные отделения и представительства, арендная плата за такое имущество должна распределяться следующим образом: 70 % — в государственный бюджет , а 30 % — государственному предприятию, организации, на балансе которых находится это имущество. Поскольку в соответствии со ст. 5 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII арендодателем недвижимого имущества государственных ПТУЗ, являющегося государственным имуществом, является Фонд госимущества Украины, то такие ПТУЗ должны направлять 70 % за аренду такого имущества в доход государственного бюджета, а 30 % оставлять себе, зачисляя эту часть арендной платы в доход спецфонда сметы.

Вероятнее всего такая же ситуация по финансированию профессионально-технических учебных заведений города Киева, Львовской и Харьковской областей сложится и в 2010 году, потому указанное выше следует учесть при формировании местных бюджетов и смет соответствующих ПТУЗ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше