ОСОБЕННОСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Существуют ли какие-либо особенности проведения инвентаризации малоценных необоротных нематериальных активов, которые учитываются на субсчете 113?
Поскольку малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА), учитываемые на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы», представляют собой одну из разновидностей необоротных активов, то каких-либо особенностей при их инвентаризации
Инструкцией № 90 не предусмотрено.Так, до начала инвентаризации МНМА необходимо проверить:
— наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета, которые ведутся в учреждении;
— наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации (при необходимости);
— наличие документов на МНМА, сданные или принятые учреждением в аренду, на хранение, во временное пользование. При отсутствии документов должно быть обеспечено их получение и оформление.
В случае обнаружения каких-либо расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в учетную документацию должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Инвентаризация МНМА проводится по их местонахождению и по материально ответственным лицам.
При инвентаризации МНМА комиссия проводит осмотр объектов и записывает в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера, основные технические и эксплуатационные характеристики.
Результаты инвентаризации МНМА отражают в
Инвентаризационной описи прочих необоротных активов и запасов (приложение 5 к Инструкции № 90).
В ходе проведения инвентаризации комиссией выявлено несколько объектов основных средств, на которые начислен износ в размере 100 %. Комиссией установлено, что такие объекты непригодны к дальнейшей эксплуатации, но они продолжают числиться в учете. Каковы должны быть действия инвентаризационной комиссии?
Как правило, во время проведения инвентаризации основных средств комиссия устанавливает не только фактическое наличие, но и состояние таких объектов. Не исключено, что могут быть выявлены объекты основных средств, которые непригодны к дальнейшей эксплуатации и не подлежат восстановлению.
В этом случае инвентаризационная комиссия должна прежде всего выяснить, предпринимались ли какие-либо действия по списанию или реализации таких объектов с учетом требований
Порядка № 1314 и Инструкции № 142/181. После этого на такое имущество составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших указанные объекты к непригодности. Кроме того, комиссия вносит предложения по их реализации или списанию.
Как правильно провести инвентаризацию библиотечного фонда? Что записывать в инвентаризационную опись: каждое название книги или библиотечный фонд?
Действительно, провести инвентаризацию библиотеки — задача нелегкая. По общему правилу инвентаризация библиотечных фондов должна проводиться
один раз в пять лет (п. 1.5 Инструкции № 90).При этом следует учесть, что в соответствии с
Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ 28.02.2000 г. № 419, порядок и сроки проведения инвентаризации библиотечных фондов определяются Минфином и Министерством культуры и туризма.В свою очередь
Методическими рекомендациями предусмотрены следующие сроки проведения инвентаризации библиотечных фондов:— наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах или закрытых шкафах, — ежегодно;
— редкие, ценные фонды — один раз в 5 лет;
— фонды библиотек объемом до 100 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;
— фонды библиотек от 100 до 200 тыс. учетных единиц — поэтапно, один раз в 7 лет;
— фонды библиотек от 200 до 600 тыс. учетных единиц — поэтапно, один раз в 10 лет;
— фонды библиотек от 600 тыс. учетных единиц до 1 млн учетных единиц — поэтапно, один раз в 12 лет;
— фонды свыше 1 млн учетных единиц — поэтапно, один раз в 15 лет.
Таким образом, при инвентаризации библиотечных фондов учреждения должны руководствоваться теми сроками, которые определены
Методическими рекомендациями.Инвентаризация библиотечного фонда предусматривает сличение каждой единицы хранения с документами индивидуального учета для установления в фонде фактического наличия печатных и других изданий.
Основными задачами инвентаризации таких объектов является также выявление недостатков в организации учета библиотечных фондов, установление задолженности, обеспечение надлежащего порядка в размещении и расстановке фонда, выявление документов, которые нуждаются в ремонте, реставрации и списании как устаревшие, непрофильные по содержанию и непригодные для пользования.
В зависимости от условий работы библиотеки, выбора расстановки и объема ее фонда существуют три основных способа проверки фонда:
— сличение с документами индивидуального учета;
— проверка с помощью контрольных талонов;
— проверка по топографическому каталогу (это способ, при котором составляется топографический каталог, где карточки размещены в соответствии с размещением документов в структурных подразделениях библиотеки).
При инвентаризации проводится сверка титульного листа документа с инвентарной книгой или с индикаторным каталогом после написания контрольного талона. Данные о документах, выданных пользователям, берутся из учетных форм (формуляров пользователей, читательских требований, специальных журналов, протоколов электронной выдачи пользователям в компьютерной библиотечной программе).
При совпадении данных на документе ставится принятая отметка об инвентаризации.
При отсутствии документа в инвентарной книге или контрольном талоне ставится отметка: «Нет на месте», а затем проводится перепроверка таких документов.
Подробнее об особенностях учета таких объектов можно узнать в статье «Учет библиотечных фондов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 19).