Темы статей
Выбрать темы

Оформление результатов инвентаризации и урегулирование инвентаризационных разниц

Редакция ББ
Статья

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ РАЗНИЦ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Инвентаризационная комиссия в установленные сроки проверила фактическое наличие остатков материальных ценностей, которые были указаны в инвентаризационных описях. Какие документы нужно оформить после этого? Обязательно ли оформлять протокол, если в ходе инвентаризации не было выявлено никаких расхождений?

 

После того как инвентаризационной комиссией оформлены все инвентаризационные описи, можно приступить к проверке и оформлению результатов инвентаризации. Для этого нужно:

1) оформленные инвентаризационные описи сдать в бухгалтерию учреждения для проверки, выявления отклонений и отражения в учете результатов инвентаризации.

По сути проверка инвентаризационных описей предполагает определение правильности подсчетов в них. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются напротив соответствующих данных описи для сопоставления данных бухучета с данными о фактическом наличии материальных ценностей и других проинвентаризированных объектов, что позволяет обнаружить расхождения между ними.

Обнаруженные расхождения фиксируются в специальных ведомостях:

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (приложение 2 к Инструкции № 90);

Сличительная ведомость результатов инвентаризации нематериальных активов (приложение 4 к Инструкции № 90);

Сличительная ведомость результатов инвентаризации прочих необоротных материальных активов и запасов (приложение 6 к Инструкции № 90);

2) инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои выводы, предложения и заключения отражает в

Протоколе инвентаризационной комиссии (приложение 12 к Инструкции № 90). В нем должны быть подробно приведены причины недостач, потерь и излишков, а также виновные в этом лица и меры, принятые относительно этих лиц;

3) не позднее чем

через 10 дней после окончания инвентаризации руководитель учреждения должен утвердить протоколы инвентаризационной комиссии. На основании утвержденных протоколов результаты инвентаризации (излишки, недостачи) отражают в бухгалтерском учете.

Инструкция № 90

не содержит никаких исключений для ситуации, когда инвентаризационной комиссией в результате проведенной инвентаризации будет установлено полное соответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета. Признание такого факта как раз и нужно указать в Протоколе.

 

Каков порядок урегулирования инвентаризационных разниц?

Расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета регулируются учреждениями с учетом требований

п. 17.1 Инструкции № 90 в следующем порядке:

 

Расхождения

Порядок урегулирования

Излишки

Основные средства, ценные бумаги, денежные средства и другие материальные ценности

Подлежат оприходованию и зачислению на увеличение доходов по специальному фонду с дальнейшим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц. Объекты, обнаруженные в излишке при оприходовании, оцениваются по их реальной (действительной) стоимости, а износ определяется исходя из технического состояния

Сумма выявленных излишков включается в Справку о поступлениях в натуральной форме, которая подается в органы Государственного казначейства до окончания отчетного периода. Форма справки приведена в приложении 49 к Порядку обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденному приказом Госказначейства Украины от 25.05.2004 г. № 89. В том случае, если выявленные излишки не принадлежат учреждению (материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении, и т. п.) и их наличие в учреждении подтверждено документально, то оснований для их оприходования в составе активов нет.

Недостачи запасов в пределах норм естественной убыли

Запасы, приобретенные в текущем году

Списываются на фактические расходы учреждения

Запасы, приобретенные в прошлом году*

Списываются на уменьшение результата исполнения сметы учреждения

Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач и после зачета недостачи ценностей избытками при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы.

* Следует учесть, что Инструкция по учету запасов в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125, не содержит требований об отдельном отражении в аналитическом учете запасов по годам поступления (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 8).

Недостачи ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей

Виновные лица установлены

Недостачи списываются с баланса учреждения и относятся на счет виновных лиц

Взыскание с виновных лиц убытков, причиненных хищением, недостачей или потерей, осуществляется согласно Порядку 116.

Виновные лица не установлены и дела находятся в следственных органах

Недостачи списываются с баланса учреждения и зачисляются на забалансовый счет 05 «Гарантии и обеспечения» до установления виновных лиц или до предоставления соответствующей информации следственными органами по этим делам. Если сведения о недостачах следственным органам не переданы и соответственно ими не расследуются, то на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения» недостачи материальных ценностей не отражаются

Недостачи материальных ценностей сверх норм естественной убыли, потери от порчи, стихийного бедствия (наводнения, пожары и др.), а также если конкретные виновные лица не установлены, списываются с балансов лишь после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и проведения необходимых мероприятий для недопущения фактов потерь в дальнейшем (п. 12 Инструкции № 142/181).

 

Недостачи материальных ценностей (выявленные в результате инвентаризации сверх норм естественной убыли, потери от порчи, если конкретных виновных лиц не выявлено (потери от нераскрытых краж), прочие недостачи) списываются с баланса бюджетного учреждения лишь

после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и проведения необходимых мероприятий для недопущения фактов потерь в дальнейшем.

Для списания недостач необходимо получить соответствующее разрешение. Порядок его получения изложен в

п. 12 Инструкции № 142/181 и зависит от стоимости ценностей, подлежащих списанию вследствие их недостачи:

 

Стоимость недостачи (порчи) необоротных активов*

Кто дает разрешение на списание

До 2500 грн. включительно

Руководитель учреждения

От 2500 до 5000 грн. включительно

Руководитель вышестоящего учреждения

Свыше 5000 грн.

Руководитель центрального органа исполнительной власти или другой главный распорядитель бюджетных средств, председатель местной государственной администрации

* По каждому случаю обнаруженной недостачи.

 

Следует иметь в виду, что учреждения, содержащиеся за счет средств государственного бюджета, при списании

основных средств, выявленных в результате инвентаризации как недостача, независимо от их стоимости должны руководствоваться Порядком № 1314.

 

 

В ходе инвентаризации обнаружена недостача материальных ценностей. Виновное лицо обнаружено. Как правильно рассчитать сумму ущерба, подлежащую возмещению этим лицом?

 

Взыскание с виновных лиц убытков, причиненных хищением, недостачей или потерей, осуществляется с учетом требований

Порядка № 116.

Как предусмотрено

Порядком № 116, размер убытков от недостачи определяется по следующей формуле:

Ру = [(Бс - А) х Iинф + НДС + Асб] х 2

,

где

Ру — размер убытков (грн.);

Бс

— балансовая стоимость на момент установления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей (грн.);

А

— амортизационные отчисления (износ) (грн.);

Iинф

— общий индекс инфляции, который рассчитывается на основании ежемесячно определенных Министерством статистики индексов инфляции;

НДС

— размер налога на добавленную стоимость (грн.);

Асб

— размер акцизного сбора (грн.);

2

— повышающий коэффициент (общий).

Кроме того, в ряде случаев для определения размера убытков, причиненных учреждению, применяются положения

Закона Украины «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» от 06.06.95 г. № 217/95-ВР.

В таблице приведем повышающие коэффициенты, которые применяют для расчета размера убытков от недостачи отдельных видов материальных ценностей.

 

Вид ТМЦ

База для определения размера убытка

Повышающий коэффициент

1

2

3

Спирт этиловый питьевой, спирт этиловый ректифицированный, спирт этиловый сырец

Оптовая цена предприятия-производителя с учетом акцизного сбора и налога на добавленную стоимость

3

Животные

Закупочные цены, которые сложились на момент возмещения убытков

1,5

Продовольственные товары, розничные цены на которые дотируются

Розничная цена с учетом суммы дотаций

Бланки ценных бумаг и документов строгого учета

Номинальная стоимость, указанная на бланках ценных бумаг и документах строгого учета, или стоимость документов строгого учета, установленная законодательством

5

Стоимость приобретения (изготовления) бланков ценных бумаг и документов строгого учета, на которых не указана номинальная стоимость или стоимость которых не установлена законодательством

50

Материальные ценности, которые подлежат списанию на расходы по мере их приобретения и учитываются лишь в количественном выражении

Рыночная цена на аналогичные материальные ценности, уменьшенные пропорционально фактическому износу, но не ниже чем на 50 % рыночной цены

Драгоценные металлы

Стоимость металлов в чистом виде по рыночным ценам, действующим на день выявления нанесенных убытков

2

Драгоценные камни (кроме ограненных)

Рыночная цена, действующая на день выявления нанесенных убытков

2

Иностранная валюта, а также платежные документы и другие ценные бумаги в иностранной валюте

Стоимость валютных ценностей, пересчитанная в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день выявления нанесенных убытков

3

 

Как отмечает Госказначейство в

письме от 31.07.2008 г. № 15-04/1710-12439 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 38), из сумм, взысканных с виновного лица в соответствии с Порядком № 116, в первую очередь осуществляется возмещение убытков, причиненных учреждению. Остаток взысканных средств перечисляется в доход Государственного бюджета Украины (код бюджетной классификации доходов 21080600 «Суммы, взысканные с виновных лиц за ущерб, причиненный государству, предприятию, учреждению, организации»). Суммы возмещенных убытков относятся к доходам специального фонда как доходы от реализации имущества (относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений) и используются бюджетными учреждениями в соответствии с постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше