ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ РАЗНИЦ
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Инвентаризационная комиссия в установленные сроки проверила фактическое наличие остатков материальных ценностей, которые были указаны в инвентаризационных описях. Какие документы нужно оформить после этого? Обязательно ли оформлять протокол, если в ходе инвентаризации не было выявлено никаких расхождений?
После того как инвентаризационной комиссией оформлены все инвентаризационные описи, можно приступить к проверке и оформлению результатов инвентаризации. Для этого нужно:
1) оформленные инвентаризационные описи сдать в бухгалтерию учреждения для проверки, выявления отклонений и отражения в учете результатов инвентаризации.
По сути проверка инвентаризационных описей предполагает определение правильности подсчетов в них. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются напротив соответствующих данных описи для сопоставления данных бухучета с данными о фактическом наличии материальных ценностей и других проинвентаризированных объектов, что позволяет обнаружить расхождения между ними.
Обнаруженные расхождения фиксируются в специальных ведомостях:
—
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (приложение 2 к Инструкции № 90);—
Сличительная ведомость результатов инвентаризации нематериальных активов (приложение 4 к Инструкции № 90);—
Сличительная ведомость результатов инвентаризации прочих необоротных материальных активов и запасов (приложение 6 к Инструкции № 90);2) инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои выводы, предложения и заключения отражает в
Протоколе инвентаризационной комиссии (приложение 12 к Инструкции № 90). В нем должны быть подробно приведены причины недостач, потерь и излишков, а также виновные в этом лица и меры, принятые относительно этих лиц;3) не позднее чем
через 10 дней после окончания инвентаризации руководитель учреждения должен утвердить протоколы инвентаризационной комиссии. На основании утвержденных протоколов результаты инвентаризации (излишки, недостачи) отражают в бухгалтерском учете.Инструкция № 90
не содержит никаких исключений для ситуации, когда инвентаризационной комиссией в результате проведенной инвентаризации будет установлено полное соответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета. Признание такого факта как раз и нужно указать в Протоколе.
Каков порядок урегулирования инвентаризационных разниц?
Расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета регулируются учреждениями с учетом требований
п. 17.1 Инструкции № 90 в следующем порядке:
Расхождения | Порядок урегулирования | |
Излишки | Основные средства, ценные бумаги, денежные средства и другие материальные ценности | Подлежат оприходованию и зачислению на увеличение доходов по специальному фонду с дальнейшим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц. Объекты, обнаруженные в излишке при оприходовании, оцениваются по их реальной (действительной) стоимости, а износ определяется исходя из технического состояния |
Сумма выявленных излишков включается в Справку о поступлениях в натуральной форме, которая подается в органы Государственного казначейства до окончания отчетного периода. Форма справки приведена в приложении 49 к Порядку обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденному приказом Госказначейства Украины от 25.05.2004 г. № 89. В том случае, если выявленные излишки не принадлежат учреждению (материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении, и т. п.) и их наличие в учреждении подтверждено документально, то оснований для их оприходования в составе активов нет. | ||
Недостачи запасов в пределах норм естественной убыли | Запасы, приобретенные в текущем году | Списываются на фактические расходы учреждения |
Запасы, приобретенные в прошлом году* | Списываются на уменьшение результата исполнения сметы учреждения | |
Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач и после зачета недостачи ценностей избытками при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы. * Следует учесть, что Инструкция по учету запасов в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125, не содержит требований об отдельном отражении в аналитическом учете запасов по годам поступления (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 8). | ||
Недостачи ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей | Виновные лица установлены | Недостачи списываются с баланса учреждения и относятся на счет виновных лиц |
Взыскание с виновных лиц убытков, причиненных хищением, недостачей или потерей, осуществляется согласно Порядку 116. | ||
Виновные лица не установлены и дела находятся в следственных органах | Недостачи списываются с баланса учреждения и зачисляются на забалансовый счет 05 «Гарантии и обеспечения» до установления виновных лиц или до предоставления соответствующей информации следственными органами по этим делам. Если сведения о недостачах следственным органам не переданы и соответственно ими не расследуются, то на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения» недостачи материальных ценностей не отражаются | |
Недостачи материальных ценностей сверх норм естественной убыли, потери от порчи, стихийного бедствия (наводнения, пожары и др.), а также если конкретные виновные лица не установлены, списываются с балансов лишь после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и проведения необходимых мероприятий для недопущения фактов потерь в дальнейшем (п. 12 Инструкции № 142/181). |
Недостачи материальных ценностей (выявленные в результате инвентаризации сверх норм естественной убыли, потери от порчи, если конкретных виновных лиц не выявлено (потери от нераскрытых краж), прочие недостачи) списываются с баланса бюджетного учреждения лишь
после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и проведения необходимых мероприятий для недопущения фактов потерь в дальнейшем.Для списания недостач необходимо получить соответствующее разрешение. Порядок его получения изложен в
п. 12 Инструкции № 142/181 и зависит от стоимости ценностей, подлежащих списанию вследствие их недостачи:
Стоимость недостачи (порчи) необоротных активов* | Кто дает разрешение на списание |
До 2500 грн. включительно | Руководитель учреждения |
От 2500 до 5000 грн. включительно | Руководитель вышестоящего учреждения |
Свыше 5000 грн. | Руководитель центрального органа исполнительной власти или другой главный распорядитель бюджетных средств, председатель местной государственной администрации |
* По каждому случаю обнаруженной недостачи. |
Следует иметь в виду, что учреждения, содержащиеся за счет средств государственного бюджета, при списании
основных средств, выявленных в результате инвентаризации как недостача, независимо от их стоимости должны руководствоваться Порядком № 1314.
В ходе инвентаризации обнаружена недостача материальных ценностей. Виновное лицо обнаружено. Как правильно рассчитать сумму ущерба, подлежащую возмещению этим лицом?
Взыскание с виновных лиц убытков, причиненных хищением, недостачей или потерей, осуществляется с учетом требований
Порядка № 116.Как предусмотрено
Порядком № 116, размер убытков от недостачи определяется по следующей формуле:Ру = [(Бс - А) х Iинф + НДС + Асб] х 2
,где
Ру — размер убытков (грн.);Бс
— балансовая стоимость на момент установления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей (грн.);А
— амортизационные отчисления (износ) (грн.);Iинф
— общий индекс инфляции, который рассчитывается на основании ежемесячно определенных Министерством статистики индексов инфляции;НДС
— размер налога на добавленную стоимость (грн.);Асб
— размер акцизного сбора (грн.);2
— повышающий коэффициент (общий).Кроме того, в ряде случаев для определения размера убытков, причиненных учреждению, применяются положения
Закона Украины «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» от 06.06.95 г. № 217/95-ВР.В таблице приведем повышающие коэффициенты, которые применяют для расчета размера убытков от недостачи отдельных видов материальных ценностей.
Вид ТМЦ | База для определения размера убытка | Повышающий коэффициент |
1 | 2 | 3 |
Спирт этиловый питьевой, спирт этиловый ректифицированный, спирт этиловый сырец | Оптовая цена предприятия-производителя с учетом акцизного сбора и налога на добавленную стоимость | 3 |
Животные | Закупочные цены, которые сложились на момент возмещения убытков | 1,5 |
Продовольственные товары, розничные цены на которые дотируются | Розничная цена с учетом суммы дотаций | — |
Бланки ценных бумаг и документов строгого учета | Номинальная стоимость, указанная на бланках ценных бумаг и документах строгого учета, или стоимость документов строгого учета, установленная законодательством | 5 |
Стоимость приобретения (изготовления) бланков ценных бумаг и документов строгого учета, на которых не указана номинальная стоимость или стоимость которых не установлена законодательством | 50 | |
Материальные ценности, которые подлежат списанию на расходы по мере их приобретения и учитываются лишь в количественном выражении | Рыночная цена на аналогичные материальные ценности, уменьшенные пропорционально фактическому износу, но не ниже чем на 50 % рыночной цены | — |
Драгоценные металлы | Стоимость металлов в чистом виде по рыночным ценам, действующим на день выявления нанесенных убытков | 2 |
Драгоценные камни (кроме ограненных) | Рыночная цена, действующая на день выявления нанесенных убытков | 2 |
Иностранная валюта, а также платежные документы и другие ценные бумаги в иностранной валюте | Стоимость валютных ценностей, пересчитанная в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день выявления нанесенных убытков | 3 |
Как отмечает Госказначейство в
письме от 31.07.2008 г. № 15-04/1710-12439 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 38), из сумм, взысканных с виновного лица в соответствии с Порядком № 116, в первую очередь осуществляется возмещение убытков, причиненных учреждению. Остаток взысканных средств перечисляется в доход Государственного бюджета Украины (код бюджетной классификации доходов 21080600 «Суммы, взысканные с виновных лиц за ущерб, причиненный государству, предприятию, учреждению, организации»). Суммы возмещенных убытков относятся к доходам специального фонда как доходы от реализации имущества (относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений) и используются бюджетными учреждениями в соответствии с постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659.