Темы статей
Выбрать темы

О трудоустройстве инвалидов

Редакция ББ
Письмо от 18.12.2009 г. № 1/6-608/06

ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ИНВАЛИДОВ

Письмо от 18.12.2009 г. № 1/6-608/06

 

Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) рассмотрел письмо <…> и сообщает.

Порядок трудоустройства инвалидов предусмотрен Кодексом законов о труде Украины, Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» от 21.03.91 г. № 875-XII (далее — Закон Украины № 875-XII), постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 31.01.2007 г. № 70.

Согласно Закону Украины № 875-XII с целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, которая не запрещена законом.

Предприятия, учреждения и организации за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов или по решению местного совета за счет собственных средств, в случае необходимости, создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, осуществляя для этого адаптацию основного и дополнительного оборудования, технического оснащения и приспособления и т. п. с учетом ограниченных возможностей инвалида.

Не допускается трудоустройство инвалидов, если по заключению медико-социальной экспертизы состояние их здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц либо продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья инвалидов.

Требования к особенностям организации рабочего места для инвалидов предусмотрены статьей 18 Закона Украины № 875-XII.

Кроме того, субъекты хозяйствования, которые трудоустраивают инвалидов, обязаны создавать для них рабочие места, в том числе и специальные рабочие места с учетом индивидуальных программ реабилитации. Это значит, что инвалидов можно принимать как на обычные рабочие места, так и на специальные (если это необходимо в результате заболевания такого инвалида и рекомендаций МСЭК).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Фонде социальной защиты инвалидов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2002 г. № 1434 (далее — Положение о Фонде), Фонд является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Министерства труда и социальной политики Украины и подчиняется ему. К основным задачам Фонда отнесено, в частности, осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и хозяйствования нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (пункт 3 Положения о Фонде). То есть тем самым Фонд осуществляет контроль за своевременным перечислением сумм административно-хозяйственных санкций, которые поступают от предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организации общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд для обеспечения трудоустройства инвалидов (подпункт 3 пункта 4 Положения о Фонде).

Однако напоминаем, что указанные выше государственные органы не могут непосредственно осуществлять трудоустройство инвалидов на предприятиях, поскольку согласно ст. 21 КЗоТ фактом трудоустройства является заключение трудового договора между работником, в данном случае инвалидом, и собственником или уполномоченным органом предприятия.

При этом предприятия обязаны принимать все зависящие от них меры для выполнения установленного норматива рабочих мест с целью обеспечения трудоустройства инвалидов. Административно-хозяйственные санкции, согласно статье 20 Закона № 875-XII, работодатели обязаны уплачивать независимо от положений, изложенных в статье 18 Закона № 875-XII.

Из положений Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов № 159, ратифицированной Законом Украины «О ратификации Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов № 159», указанная Конвенция исходит из того, что органы государственной власти должны способствовать трудоустройству путем:

— содействия возможности занятости инвалидов на открытом рынке труда (статья 3);

— проведения консультаций с представительскими организациями предпринимателей и трудящихся об осуществлении указанной политики, в том числе мер, которые следует принять с целью содействия сотрудничеству и координации государственных и частных органов, занимающихся профессиональной реабилитацией, консультаций с представительскими организациями инвалидов и по делам инвалидов (статья 5);

— принятия мер с целью организации и оценки служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе; имеющиеся в наличии службы для трудящихся в целом использовать там, где это возможно и целесообразно, с нужной адаптацией (статья 7);

— принятия мер для содействия созданию и развитию служб профессиональной реабилитации и занятости для инвалидов в сельских районах и отдельных местностях (статья 8).

Исходя из приведенного выше обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным Законом нормативом возлагается исключительно на предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд.

<…>

 

Директор В. Малькин

 

Комментарий редакции

 

ТРУДОУСТРАИВАТЬ ИНВАЛИДОВ РАБОТОДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО

Как известно,

Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII (далее — Закон № 875) установлены нормативы трудоустройства инвалидов и административно-хозяйственные санкции за их несоблюдение. Создавать рабочие места для инвалидов обязаны все субъекты хозяйствования, у которых среднеучетная численность штатных работников за год составляет 8 и более человек.

Законом № 875

учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, освобождены от уплаты административно-хозяйственных санкций за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов.

В то же время бюджетные учреждения

должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а в случае его невыполнения на должностное лицо, пользующееся правом принимать на работу и увольнять с работы, налагается административный штраф согласно ч. 2 ст. 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (см. письма Фонда социальной защиты населения от 06.07.2007 г. № 1/6-313 и от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06).

Кто же должен заниматься поиском и трудоустройством инвалидов? Как обращает внимание Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд) в комментируемом

письме, непосредственно осуществлять трудоустройство инвалидов Фонд не может, поскольку фактом трудоустройства является заключение трудового договора между работником-инвалидом и учреждением-работодателем. Не входит это и в компетенцию государственной службы занятости, которая только лишь содействует трудоустройству инвалидов, состоящих на учете и зарегистрированных в качестве безработных (см. письмо Фонда от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06).

На этот счет также заметим, что

ст. 19 Закона № 875 предусмотрено: субъекты хозяйствования самостоятельно осуществляют трудоустройство инвалидов в счет норматива рабочих мест и обеспечивают их трудоустройство. При этом выполнением норматива считается трудоустройство инвалидов, для которых это место работы является основным, т. е. на этом месте работы ведется трудовая книжка инвалида (см. письмо Фонда от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1). Другими словами, обязанность по трудоустройству инвалидов возлагается исключительно на предприятия, учреждения, организации. На это и обращает внимание Фонд в комментируемом письме.

В связи с этим бюджетным учреждениям — работодателям необходимо принимать меры по обеспечению трудоустройства инвалидов самостоятельно: своевременно информировать центры занятости о свободных рабочих местах, размещать объявления т. д.

Достаточно часто можно слышать вопрос: если наша организация финансируется за счет местного бюджета, однако дополнительные средства для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов местным бюджетом не выделяются, штат учреждения укомплектован и дополнительных вакансий нет, то как в данном случае трудоустроить инвалида? В этой ситуации для выполнения требований Закона № 875 необходимо предоставить вышестоящей организации аргументированную просьбу о выделении дополнительных средств для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше