Темы статей
Выбрать темы

О плате за обучение на краткосрочных курсах работников бюджетного учреждения, отражении в бухучете приобретения рентгеновской трубки и ремонта рентгеновского аппарата, использовании арендной платы, составлении финансовой отчетности и проведении капремонта собственными силами

Редакция ББ
Письмо от 17.03.2010 г. № 15-04/569-4783

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

ОБ ОПЛАТЕ ЗА ОБУЧЕНИЕ НА КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСАХ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОТРАЖЕНИИ В БУХУЧЕТЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕНТГЕНОВСКОЙ ТРУБКИ И РЕМОНТА РЕНТГЕНОВСКОГО АППАРАТА, ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, СОСТАВЛЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ПРОВЕДЕНИИ КАПРЕМОНТА СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ

Письмо от 17.03.2010 г. № 15-04/569-4783

 

Государственное казначейство Украины на запрос <…> сообщает следующее.

1. Об оплате за обучение на краткосрочных курсах работников бюджетного учреждения.

Согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495 (вступила в силу 01.01.2010 г.) (далее — Инструкция), оплата за участие в краткосрочных семинарах, совещаниях, совещаниях-учениях (в том числе связанных с разъяснением новой нормативной базы, подготовкой и проведением организационных мероприятий и т. п.); услуги по организации конференций, совещаний, семинаров осуществляется по коду экономической классификации расходов 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Оплата согласно законодательству последипломной подготовки (переподготовки) кадров, повышения квалификации кадров по договорам в заведениях, имеющих необходимую лицензию на проведение таких учений, и/или результатом которых является получение удостоверения (сертификата) установленного образца о приобретении соответствующих профессиональных навыков, осуществляются по КЭКР 1172 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития».

2. Об отражении в бухгалтерском учете приобретения рентгеновской трубки и ремонта рентгеновского аппарата, в том числе собственными силами.

Приобретение материалов, строительных материалов, оборудования, инвентаря и инструментов для хозяйственной деятельности, а также для благоустройства территории необходимо осуществлять по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование», согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2009 г. № 495, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.01.2009 г. под № 79/16095. Поэтому приобретение деталей и комплектующих для ремонта медицинского оборудования необходимо осуществлять по указанному коду.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 г. под № 890/4183, оприходование запасных частей к медицинскому оборудованию отражается на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию» независимо от стоимости.

Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.2000 г. под № 937/5158, определено, что учет запасных частей ведется по наименованиям, маркам, заводским номерам, количеству, стоимости и материально ответственному лицу.

Согласно пункту 1.16 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.07.2000 г. под № 459/4680 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 г. № 30), расходы на текущий и капитальный ремонт не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов.

При проведении ремонта необоротных активов в случаях, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, приведших к замене запасных частей, их стоимость не относится на увеличение стоимости необоротных активов, а относится на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов.

Учитывая изложенное выше, при выполнении собственными силами текущего или капитального ремонтов медицинского оборудования, в том числе замены деталей (рентгеновской трубки), ставших непригодными для дальнейшей эксплуатации, затраты относятся на фактические расходы.

3. Об использовании арендной платы.

Согласно Перечню групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлениям использования, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 659, средства, полученные от передачи бюджетным учреждением в аренду помещения, относятся к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений как плата за аренду имущества бюджетных учреждений.

Согласно пункту 3 этого Перечня собственные поступления бюджетных учреждений подгруппы три первой группы используются на содержание, оборудование, ремонт имущества бюджетных учреждений в соответствии с утвержденными сметными назначениями.

Средства, полученные органами государственной власти от предоставления услуг, направляются в размерах согласно Порядку использования средств, полученных органами государственной власти от предоставления ими услуг в соответствии с законодательством, и их размерам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25.06.2001 г. № 702, на организацию предоставления этих услуг путем зачисления на специальные регистрационные счета, открытые в органах Государственного казначейства, и используются согласно соответствующим сметам, утвержденным в установленном порядке. Плата за аренду помещений, поступления от арендаторов (субарендаторов) за общее хозяйственное обслуживание помещений (отопление, освещение и т. п.) направляются на расходы, связанные с содержанием и ремонтом оборудования и зданий (помещений), покрытием расходов по общему хозяйственному обслуживанию, кроме оплаты труда и других социальных выплат.

4. О составлении финансовой отчетности распорядителями бюджетных средств, получающими ассигнования из государственного и местных бюджетов.

Согласно пункту 1 раздела II «Состав финансовой отчетности» Порядка составления месячной и квартальной финансовой отчетности в 2009 году учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 25.03.2009 г. № 123 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14.04.2009 г. под № 338/16354 (далее — Порядок), квартальную финансовую отчетность бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов, составляют по следующим формам:

— «Баланс» (форма № 1);

— «Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда» (форма № 2д, № 2м);

— «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями» (форма № 4-1д, № 4-1м);

— «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений» (форма № 4-2д, № 4-2м);

— «Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда» (форма № 4-3д, № 4-3м);

— «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов» (форма № 4-4д);

— «Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций)» (форма № 4-3д.1, № 4-3м.1);

— «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (форма № 7д, № 7м);

— «Отчет о задолженности по отдельным программам» (форма № 7д.1, № 7м.1).

К формам квартальной финансовой отчетности прилагается объяснительная записка, включающая текст и дополнения, предусмотренные этим Порядком.

В соответствии с пунктом 1 раздела III «Заполнение форм финансовой отчетности» Порядка распорядители бюджетных средств составляют единый «Баланс» (форма № 1), отражающий результат всех проведенных хозяйственных операций по средствам общего и специального фондов соответствующего бюджета.

5. О проведении капитального ремонта собственными силами.

Согласно Инструкции по коду 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование» осуществляется приобретение материалов, строительных материалов, оборудования, инвентаря и инструментов для хозяйственной деятельности, а также для благоустройства территории.

Учитывая изложенное, приобретение хозяйственных и строительных материалов, которые не являются капитальными активами и предназначены для проведения ремонтных работ, осуществляется по указанному выше коду.

Если стоимость материалов включена в стоимость услуг сторонней организации, производящей работы по капитальному ремонту и капитальному строительству, то расходы на приобретение таких материалов проводятся согласно заключенным соглашениям по КЭКР 2120 «Капитальное строительство (приобретение)» и 2130 «Капитальный ремонт».

Что касается проведения капитального ремонта и капитального строительства собственными силами учреждения в случае отсутствия специального подразделения, то по данному вопросу следует посоветовать заявителю обратиться в Министерство регионального развития и строительства Украины.

 

Первый заместитель председателя Т. Грицун

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ ГОСКАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЭКР

В данном

письме Госказначейство разъясняет порядок применения КЭКР по отдельным вопросам, некоторые из которых уже рассматривались на страницах нашего издания. Учитывая, что с 1 января 2010 года бюджетные учреждения руководствуются Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495 (далее — Инструкция № 495), Госказначейство решило ответить на эти вопросы с учетом требований данного документа.

1. Обучение и краткосрочные курсы

Бюджетные учреждения периодически направляют своих работников для участия в семинарах, совещаниях, а также на подготовку, переподготовку или повышение квалификации. Для оплаты расходов на указанные мероприятия используются разные коды экономической классификации расходов.

Так, оплата за участие в краткосрочных семинарах, совещаниях, совещаниях-обучениях (в том числе связанных с разъяснением новой нормативной базы, подготовкой и проведением организационных мероприятий и т. п.), услуги по организации конференций, совещаний, семинаров осуществляется по

КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Раньше (до 1 января 2010 года) такие расходы проводились по КЭКР 1139 «Оплата других услуг и другие расходы».

А вот оплата последипломной подготовки (переподготовки) кадров, повышения квалификации кадров по договорам в заведениях, имеющих необходимую

лицензию на проведение такого обучения, и /или результатом которых является получение удостоверения (сертификата) установленного образца по приобретению соответствующих профессиональных навыков, осуществляется по КЭКР 1172 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенных к мероприятиям развития» (до 1 января 2010 года такие расходы осуществлялись по этому же КЭКР). Например, по этому КЭКР осуществляются расходы на прохождение обучения и повышение квалификации специалистов в сфере государственных закупок. Такие расходы не могут включаться в калькуляцию расходов по оплате за тендерную документацию (см. письмо Госказначейства от 06.06.2005 г. № 26-06/256-3849).

2. Приобретение рентгеновской трубки и ремонт медоборудования

Ответ на вопрос о применении КЭКР при приобретении дорогостоящих запасных частей к медицинскому оборудованию, в частности рентгеновской трубки для замены в рентген-аппарате, до сих пор оставался до конца не решенным.

Дело в том, что рентгеновская трубка является

запасной частью к рентген-аппарату, поэтому ее замена является текущей потребностью учреждения для поддержания медоборудования в рабочем состоянии. По сути эта операция связана с заменой сработанной части рентген-аппарата на такую же, но новую для поддержания аппарата в рабочем состоянии. То есть замена рентген-трубки в рентген-аппарате является его текущим ремонтом.

Самостоятельная закупка учреждениями материалов, предметов, оборудования и т. д. для текущих потребностей учреждения осуществляется по КЭКР 1130. Спорным при этом был вопрос о применении кода внутри КЭКР 1130, в частности применять КЭКР 1131 или 1132.

В свое время специалисты Госказначейства утверждали:

«Самостоятельное приобретение учреждением рентгеновской трубки, которая не является капитальным активом и предназначена для ремонта медицинского оборудования собственными силами учреждения, осуществляется по КЭКР 1132 «Медикаменты и перевязочные материалы»» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 12, с. 31). Кроме того, аналогичный ответ размещен на сайте Госказначейства (www.treasury.gov.ua) в рубрике «Обратная связь / Ответы на полученные вопросы».

Теперь Госказначейство

изменило свое мнение по этому вопросу и, как свидетельствуют разъяснения, приведенные в комментируемом письме, считает, что приобретение деталей и комплектующих для ремонта медицинского оборудования осуществляется по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».

Мы абсолютно согласны с таким выводом, ведь как раньше, так и сейчас у бюджетных учреждений нет оснований применять КЭКР 1132 при приобретении запчастей, даже если это запчасти к медоборудованию, что следует непосредственно из

Инструкции № 495.

3. Использование арендной платы

Основным документом, определяющим порядок поступления и использования собственных поступлений бюджетных учреждений, является

Перечень собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их формированию и направлениям использования, утвержденный постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659 (далее — Перечень № 659).

Так, в соответствии с

Перечнем № 659 собственные поступления бюджетных учреждений подразделяются на две группы:

первая группа — плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями;

вторая группа — прочие источники собственных поступлений бюджетных учреждений.

Каждая из групп собственных поступлений подразделена на подгруппы. В частности, к третьей подгруппе первой группы относится

плата за аренду имущества бюджетных учреждений. Как сказано в п. 3 Перечня № 659, расходовать эти поступления разрешается на содержание, оборудование и ремонт имущества бюджетных учреждений в соответствии со сметными назначениями.

Кроме того, существует еще один специальный документ, определяющий направления использования средств, полученных

органами государственной власти от предоставления платных услуг, — постановление КМУ «О порядке использования средств, полученных органами государственной власти от предоставления ими услуг в соответствии с законодательством, и их размерах» от 25.06.2001 г. № 702 (далее — постановление № 702). Из этого документа следует, что одним из видов платных услуг, предоставляемых министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными госадминистрациями является плата за аренду помещений, поступления от арендаторов (субарендаторов) по совместному хозяйственному обслуживанию помещений (топливо, освещение и пр.). Так вот именно эти средства указанные органы могут направлять на расходы, связанные с содержанием и ремонтом оборудования и зданий (помещений), покрытие расходов по совместному хозяйственному обслуживанию. Однако они не могут быть направлены на расходы, связанные с оплатой труда, и другие социальные выплаты.

Как видим, направления расходования арендной платы, предусмотренные

постановлением № 702, никоим образом не противоречат Перечню № 659, а дополняют друг друга.

5. Капремонт собственными силами

Вопрос о применении КЭКР при проведении капитального ремонта бюджетной организацией собственными силами (так называемый хозяйственный способ) уже неоднократно рассматривался Госказначейством. Аналогичные разъяснения были предоставлены в письмах Госказначейства от 26.06.2008 г. № 15-06/1508-10322 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 29) и от 27.03.2009 г. № 15-08/844-4945. Напомним лишь, что для того чтобы правильно определить, какие именно работы по ремонту здания можно отнести к капитальным, не лишним будет воспользоваться Примерным перечнем услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденным приказом Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 18.08.2004 г. № 150 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 19).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше