Темы статей
Выбрать темы

Оплата труда водителя школьного автобуса

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА

 

Алла ЛИТВИН, заместитель директора Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда — начальник отдела государственного регулирования заработной платы в бюджетной сфере Министерства труда и социальной политики Украины

 

В общеобразовательной школе работает водитель школьного автобуса. Какая заработная плата должна ему начисляться? Как правильно выплачивать заработную плату водителю во время каникул и ремонта автобуса?

(Сумская обл.)

 

При оплате труда работников учебных заведений, в том числе водителей, необходимо руководствоваться

приказом Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557).

Схема тарифных разрядов профессий работников автомобильного транспорта приведена в приложении 14 к

приказу № 557, согласно которой водителям автомобилей (автобусов) устанавливаются следующие тарифные разряды:

 

Класс автомобиля

Габаритная длина корпуса (м)

Тарифные разряды

общие

при работе на городских экскурсионных маршрутах с численностью населения 500 тыс. человек и более, на санитарных автобусах (кроме скорой помощи)

Особо малый

До 5

2

3

Малый

До 7,5

3

4

Средний

До 9,5

4

5

Большой

Свыше 9,5

5

5

 

Доплаты и надбавки

Согласно

п.п. 4 п. 4 приказа № 557 водителям автотранспортных средств устанавливается надбавка за классность в процентах установленной тарифной ставки в зависимости от присвоенной квалификации:

— водителям II класса — 10 %;

— водителям I класса — 25 %.

Этой же нормой предусмотрено, что надбавка за классность выплачивается

за отработанное время.

Согласно

Справочнику квалификационных характеристик профессий работников Выпуск № 69 «Автомобильный транспорт», утвержденному приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. № 136 (далее — Справочник № 136), для присвоения квалификации водитель должен иметь:

— для II класса — категории «В», «С», «Е» или «Д» или же «Д» и «Е» и непрерывный стаж работы водителем в учреждении не менее трех лет;

— для I класса — категории «B», «C» «D» и «E» и непрерывный стаж работы водителем II класса в данном учреждении не менее двух лет.

Водителю школьного автобуса приказом руководителя учреждения также могут быть установлены:

— надбавка за сложность и напряженность в работе в размере до 50 % должностного оклада (

п.п. 2 п. 4 приказа № 557);

— доплата за совмещение профессий (

п.п. 3 п. 4 приказа № 557), например механика, автослесаря, при наличии вакантной должности.

Приказом руководителя учреждения водителю автобуса может быть установлена премия в зависимости от личного вклада в результаты работы в пределах средств на оплату труда (

п.п. 5 п. 4 приказа № 557).

Согласно

п.п. 4 п. 4 приказа № 557 водителям автотранспортных средств устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время. Вместе с тем п. 2.7 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденного приказом Минтранса Украины от 17.01.2002 г. № 18 , установлено, что ненормированный рабочий день может устанавливаться только водителям легковых автомобилей. В связи с этим водителю школьного автобуса не может быть установлен ненормированный рабочий день и соответственно доплата за ненормированный рабочий день.

 

Оплата труда водителя за время ремонта автобуса

Во время ремонта автотранспортного средства водитель не имеет возможности выполнять обязанности водителя по независящим от него причинам.

Оплачивать водителю время ремонта автомобиля исходя из тарифной ставки (оклада) не представляется возможным, поскольку оплата труда работников должна производиться

за фактически отработанное время. Фактически отработанным водителем временем считаются часы, проставленные в табеле учета рабочего времени.

Оплата труда водителя будет зависеть от того, как оформлены отношения с водителем на период ремонта автотранспортного средства. Возможны два варианта:

1.

Оформление простоя. Простой — это приостановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами (ст. 34 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ)). О начале простоя водитель должен предупредить работодателя или бригадира, мастера, других должностных лиц.

В этом случае приказом руководителя учреждения водителю автотранспортного средства оформляют простой не по вине работника.

Оплату его труда производят в соответствии с

ст. 113 КЗоТ, согласно которой время простоя не по вине работника оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

При этом заметим, что надбавка за классность за период простоя

не начисляется, так как согласно п.п. 4 п. 4 приказа № 557 она устанавливается за фактически отработанное время.

Пример.

Со 2 по 20 февраля автобус находился на ремонте. На это время работнику оформлен простой с оплатой согласно ст. 113 КЗоТ в размере 2/3 должностного оклада. Согласно приказу № 557 должностной оклад водителя составляет 744 грн. Водителю автомобиля присвоен 1-й класс. Приказом руководителя учреждения водителю установлена доплата за сложность и напряженность в работе в размере 50 % должностного оклада.

1. Оплата труда за время простоя согласно ст. 113 КЗоТ: 744,00 грн. : 20 р. дн. х 15 р. дн. х 2/3 = 372,00 грн.

2. Поскольку простой продолжался 15 рабочих дней, определим размер должностного оклада, который начисляется водителю

за отработанные в феврале дни: 744,00 грн. : 20 р. дн. х 5 р. дн. = 186,00 грн.

3. Размер надбавки за классность

за отработанные дни февраля: 186,00 грн. х 25 % = 46,50 грн.

4. Размер надбавки за сложность и напряженность в работе: 186,00 грн. х 50 % = 93,00 грн.

Общая сумма

заработной платы за февраль 697,50 грн. (186,00 + 46,50 + 93,00 + 372,00).

2.

Перевод на другую работу. Согласно ст. 34 КЗоТ в случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, не обусловленную трудовым договором, сроком до одного месяца. При этом производится оплата труда за выполненную работу, но не ниже средней заработной платы по предыдущей работест. 33 КЗоТ (см. письмо Минтруда от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09).

Другими словами, простой не по вине работника является основанием для его временного перевода

по его согласию на другую работу (например, механика, автослесаря) и при наличии вакантной должности. В этом случае простой не оформляется и порядок оплаты согласно ст. 113 КЗоТ не применяется.

Как правило, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт автомобилей должны производиться без привлечения водителей к таким работам. Согласно

Справочнику № 136 ремонт автотранспортного средства не входит в должностные задания и обязанности водителя. Если же водителя перевели на работу по ремонту автотранспортного средства продолжительностью до одного месяца, оплата производится за выполненную работу в размере не ниже средней заработной платы по основному месту работы. При этом надбавка за классность не начисляется, так как согласно п.п. 4 п. 4 приказа № 557 она устанавливается за фактически отработанное время.

КЗоТ

установлен минимальный размер оплаты труда, который обязательно должен быть выплачен работнику. Однако коллективным договором может быть установлен размер оплаты труда, превышающий средний заработок.

Если в штате учреждения отсутствуют вакантные должности работников-ремонтников и водитель выполняет работы по ремонту автотранспортного средства самостоятельно в свое рабочее время, в этом случае руководителем учреждения в соответствующем приказе устанавливается порядок оплаты труда такой работы. Оплата труда за время выполнения таких работ производится в соответствии с установленными условиями оплаты труда водителей. При этом надбавка за классность

не начисляется, так как согласно п.п. 4 п. 4 приказа № 557 она устанавливается за фактически отработанное время.

 

Оплата труда водителя во время каникул

В период школьных каникул оплата труда водителя может производиться в порядке, рассмотренном выше, — путем оформления простоя либо перевода работника на другую должность.

Также в период летних каникул работнику может быть предоставлен ежегодный отпуск.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше