Темы статей
Выбрать темы

Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства в связи со вступлением в силу Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»

Редакция ББ
Письмо от 29.07.2010 г. № 3303-25/7445-07

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ЗАКОНА УКРАИНЫ «ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

Письмо-разъяснение от 29.07.2010 г. № 3303-25/7445-07

 

Минэкономики на многочисленные обращения о предоставлении разъяснений по осуществлению закупок товаров, работ и услуг за государственные средства в связи со вступлением в силу Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон) сообщает.

 

О завершении процедур, начатых до вступления в силу Закона

В соответствии с пунктом 1 раздела ХI Заключительных положений Закона этот Закон вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через 30 дней со дня его опубликования.

Указанная норма определяет два правовых механизма, а именно: вступление в силу Закона и введение его в действие.

Анализ раздела свидетельствует, что режим вступления в силу Закона, определенный разделом ХI Заключительных положений Закона, направлен прежде всего на обеспечение выполнения Кабинетом Министров Украины и соответствующими органами исполнительной власти мероприятий, необходимых для реализации данного Закона в первую очередь в части принятия соответствующих нормативно-правовых актов во исполнение требований Закона.

При этом механизм введения в действие Закона устанавливает конкретный срок, с которого будет введен правовой режим осуществления государственных закупок, предусмотренный этим Законом.

Таким образом, осуществление государственных закупок в порядке, установленном этим Законом, начинается со дня введения его в действие, а именно с 30.07.2010 г.

Вместе с тем в соответствии с решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте.

Учитывая, что такое указание в указанном Законе отсутствует, поэтому его действие не распространяется на правоотношения субъектов сферы государственных закупок, возникшие до 30.07.2010 г.

В связи с этим процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, начатые до введения в действие Закона, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до дня введения в действие этого Закона.

Также Минэкономики, как уполномоченный орган в сфере государственных закупок, обращает внимание всех субъектов сферы государственных закупок, что в соответствии с пунктом 2 раздела ХI Заключительных положений Закона до приведения законодательства Украины в соответствие с этим Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей этому Закону.

Заказчикам, начавшим процедуры закупок за государственные средства с 30.07.2010 г., необходимо учитывать требования Закона.

 

О разработке и утверждении форм, предусмотренных абзацем седьмым пункта 19 части первой статьи 8 Закона

До вступления в силу нормативно-правовых актов уполномоченного органа по утверждению форм, предусмотренных абзацем седьмым пункта 19 части первой статьи 8 Закона, заказчики имеют право использовать при проведении процедур закупок образцы указанных форм (прилагаются*).

* Образцы форм не публикуются. —

Примеч. ред.

При этом документы, которые разрабатывает заказчик на основании указанных образцов, должны полностью соответствовать по содержанию Закону.

Органы Государственного казначейства (обслуживающие банки), информационный бюллетень «Вестник государственных закупок» до вступления в силу нормативно-правовых актов уполномоченного органа по утверждению форм, предусмотренных абзацем седьмым пункта 19 части первой статьи 8 Закона, должны принимать документы, разработанные заказчиками в соответствии с требованиями, предусмотренными абзацами первым и вторым этого раздела.

 

Об определении предмета закупки

Определение предмета закупки товаров, работ и услуг до вступления в силу приказа Минэкономики, устанавливающего порядок определения предмета закупки, осуществляется заказчиками следующим образом.

1. Определение предмета закупки товаров и услуг

Предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 23 и 30 части первой статьи 1 Закона и на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого и девятого знаков Классификатора (классификационные группы «подкатегория» и «тип»), а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

При осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется на основании Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000.

Во время осуществления закупки услуг по выполнению научно-технических работ предмет закупки определяется на основании Государственного классификатора видов научно-технической деятельности ДК 015-97 по показателю четвертого знака (классификационная группа «вид») с указанием в скобках конкретного названия научно-технической работы.

В случае осуществления закупки услуг по выполнению научно-технических работ по разным темам, относящимся к одному виду научно-технических работ согласно Классификатору ДК 015-97, для их заказа заказчик объявляет процедуру закупки и определяет разные темы научно-технических работ как отдельные лоты.

Если при осуществлении заказчиком закупки товаров предусматривается также закупка услуги (услуг), связанных с поставкой товара (в частности, услуги по транспортировке, установке, монтажу, наладке, инсталляции программного обеспечения, обучению персонала и т. п.), предметом закупки в таком случае являются товары при условии, что стоимость такой услуги (таких услуг) не превышает стоимости самих товаров.

При определении предмета закупки следует учитывать, что в соответствии с пунктом 23 части первой статьи 1 Закона закупкой услуг считается любая закупка (кроме товаров и работ).

2. Определение предмета закупки работ

Определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком в соответствии с пунктом 26 части первой статьи 1 Закона по объектам строительства и с учетом Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, а также Ведомственных строительных норм ВБНГ.1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонтам автомобильных дорог общего пользования».

 

Об обжаловании процедур закупки

Уполномоченным на рассмотрение жалоб по вопросам государственных закупок органом обжалования в соответствии с подпунктом 19 части первой статьи 1 и части третьей статьи 8 Закона является Антимонопольный комитет Украины. Порядок обжалования процедур государственных закупок определен статьей 18 Закона.

С учетом указанного Минэкономики уведомляет заказчиков, участников процедур закупки, жалобщиков, органы Государственного казначейства Украины, обслуживающие банки, что в связи с этим Министерство с 30.07.2010 г. не имеет правовых оснований осуществлять рассмотрение жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке.

 

Заместитель Министра экономики Украины В. Марухно

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИИ

 

КАК ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСЗАКУПКИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА О ГОСЗАКУПКАХ

В связи с введением в действие с

30.07.2010 г. Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон) (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 26), у бюджетных учреждений возникло немало вопросов по применению норм данного Закона. В комментируемом письме Минэкономики рассмотрело наиболее актуальные вопросы и, как орган, уполномоченный предоставлять разъяснения по применению законодательства в сфере закупок, ответило на следующие вопросы:

1. Как завершать процедуры закупок, начатые до 30.07.2010 г.?

Пожалуй, это главный вопрос, который интересовал заказчиков, ведь в

Заключительных положениях Закона не содержится никаких специальных оговорок о порядке завершения процедур закупок, которые были начаты до введения его в действие.

По общему правилу законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Также согласно

ст. 5 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность.

Таким образом, учитывая, что

Закон не содержит нормы об обратном действии во времени этого документа, процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до введения его в действие, т. е. до 30.07.2010 г., необходимо завершать в соответствии с порядком, действовавшим до дня введения в действие этого Закона. Другими словами, те процедуры закупок, которые были начаты в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (далее — Положение № 921), завершаются с учетом требований указанного Положения. Если же процедуры закупок начаты с 30.07.2010 г., то заказчики должны соблюдать требования Закона.

2. Какие формы документов применять при проведении процедур закупок?

В соответствии со

ст. 8 Закона на уполномоченный орган возлагаются функции по разработке и утверждению форм документов в сфере государственных закупок. Во исполнение данного требования приказом Министерства экономики от 26.07.2010 г. № 922 утверждены формы следующих документов:

1) объявления о проведении открытых торгов;

2) объявления о проведении процедуры двухступенчатых торгов;

3) запроса ценовых предложений;

4) объявления о проведении предварительной квалификации;

5) информации о применении процедуры закупки у одного участника;

6) обоснования применения процедуры закупки у одного участника;

7) уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения;

8) уведомления участникам о результатах процедуры закупки;

9) объявления о результатах проведения торгов;

10) уведомления о результатах проведения предварительной квалификации;

11) информации о результатах процедуры запроса ценовых предложений;

12) информации о результатах проведения процедуры закупки у одного участника;

13) уведомления об отмене торгов или признании их несостоявшимися;

14) уведомления об отмене процедуры закупки у одного участника;

15) отчета о результатах проведения процедуры открытых и двухступенчатых торгов;

16) отчета о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений;

17) отчета о результатах проведения процедуры закупки у одного участника;

18) протокола о раскрытии предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений, ценовых предложений);

19) протокола оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений);

20) реестра полученных предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений, ценовых предложений);

21) годового плана закупок.

Формы этих документов и Инструкции по их заполнению можно найти на веб-портале уполномоченного органа в сфере закупок —

официальном общегосударственном веб-портале «Государственные закупки» по адресу в сети Интернет www.tender.me.gov.ua. В связи с этим формы документов в сфере государственных закупок, утвержденные приказом Минэкономики от 30.01.2009 г. № 61, утратили силу.

Как отмечает Минэкономики в комментируемом

письме, заказчики до утверждения указанных форм имели право использовать при проведении процедур закупок образцы указанных документов. При этом такие документы, разработанные заказчиками на основании указанных образцов, должны были полностью соответствовать по содержанию требованиям Закона. Например, в документах не должна была применяться терминология, не соответствующая требованиям Закона (тендерная документация, тендерный комитет, тендерное обеспечение), документы не должны были содержать каких-либо ссылок на Положение № 921, а также выдвигать требования к участникам процедуры закупок, не предусмотренные Законом, и др.

В свою очередь органы Госказначейства (обслуживающие банки), информационный бюллетень «Вестник государственных закупок» в период до утверждения Минэкономики соответствующих форм документов должны были принимать документы, разработанные заказчиками с учетом вышеуказанных требований.

3. Как определять предмет закупки?

Исходя из норм

Закона под предметом закупки следует понимать товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки и на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника. На уполномоченный орган возложены обязанности по разработке Порядка определения предмета закупки. Пока такой документ еще не утвержден, хотя его проект уже разработан.

В связи с этим Минэкономики разъясняет, каким образом заказчики должны определять предмет закупки. Заметим, что рекомендации по определению предмета закупки, предоставленные в

письме, мало чем отличаются от того порядка, который был предусмотрен Положением № 921. Правда, есть некоторые моменты, на которые необходимо обратить внимание. В частности:

— заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого и девятого знаков Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 (классификационные группировки «подкатегория» и «тип»),

а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг;

— если при проведении закупки товаров предусматривается также

закупка услуги (услуг), связанной (ых) с поставкой товара (в частности, услуги по транспортировке, установке, монтажу, наладке, инсталляции программного обеспечения, обучению персонала и т. п.), предметом закупки в этом случае являются товары, при условии, что стоимость такой услуги (услуг) не превышает стоимость самих товаров.

4. Кто уполномочен рассматривать жалобы по процедурам закупки?

Согласно

ст. 8 Закона органом обжалования процедур закупок является Антимонопольный комитет. Поэтому в письме обращается внимание на то, что начиная с 30.07.2010 г. Минэкономики не имеет правовых оснований для рассмотрения жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке. При этом такой порядок касается как жалоб, поданных относительно процедур закупок, которые были начаты после 30.07.2010 г., так и тех, которых были начаты до 30.07.2010 г. и не были завершены до указанной даты.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше