Темы статей
Выбрать темы

Учитываем расходы на телефонную связь

Редакция ББ
Статья

УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ НА ТЕЛЕФОННУЮ СВЯЗЬ

 

Пожалуй, деятельность любого учреждения или организации, и не только бюджетной сферы, невозможна без телефонной связи. Конечно, для того чтобы можно было пользоваться телефоном или факсом, необходимо, чтобы помещение, в котором расположено учреждение, было оборудовано телекоммуникационной сетью. О том, что для этого нужно сделать и как учитывать расходы, связанные с установкой и подключением телефона как в собственном помещении, так и в арендованном, мы расскажем в данной статье. Также поговорим о том, как учитывать расходы, связанные с оплатой телефонных разговоров.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

УСТАНОВКА ТЕЛЕФОНА

На сегодняшний день основными документами, определяющими правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг, а также взаимоотношения

между операторами, провайдерами и потребителями телекоммуникационных услуг в телекоммуникационной сети общего пользования — юридическими и физическими лицами, являются Закон № 1280 и Правила № 720.

Предоставление телекоммуникационных услуг, в том числе и подключение к телефонной сети, осуществляется на основании

договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, который заключается между оператором, провайдером и потребителем. Процедура заключения договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, условия поставки и порядок расчетов за телекоммуникационные услуги, права, обязанности и ответственность сторон детально изложены в Требованиях № 1420.

Предоставление услуг по установке (подключению) телефонного аппарата абонента (конечного оборудования, находящегося в его собственности или пользовании) к телекоммуникационным сетям общего пользования является одной из общедоступных (универсальных) услуг телефонной связи (

п. 1 ст. 1 Закона № 1280 и п. 58 Правил № 720). Размер платы за предоставление доступа к телекоммуникационной сети общего доступа (установка телефона) и другие общедоступные телекоммуникационные услуги утверждены решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины от 28.04.2009 г. № 1491. Эти тарифы установлены без учета НДС и действуют с 18.05.2009 г.

Конечно, установка телефона подразумевает не просто подключение телефонного аппарата к розетке, но и предоставление определенных услуг потребителю, в частности: проектирование телефонной линии, прокладка абонентской линии от конечного устройства местной телефонной сети к телефонной розетке абонента, установка розеток, подключение к телефонной сети общего или ведомственного пользования и телефонного номера и пр. Причем перечень таких услуг, предоставляемых операторами связи, и соответственно общая сумма расходов, связанных с телефонизацией помещения, зависят от того, оборудовано данное помещение телекоммуникационной сетью или нет.

Так,

если помещение телефонизировано, учреждению достаточно обратиться к оператору связи с письменным заявлением на установку телефона. Такое заявление подают за подписью руководителя учреждения и прилагают:

— документ, подтверждающий право собственности либо пользования помещением;

— согласие арендодателя на проложение телекоммуникаций и установление телефона арендатору (в случае необходимости);

— копию свидетельства о государственной регистрации;

— копию свидетельства о регистрации плательщика налога;

— гарантийное письмо об оплате услуг;

— документы, подтверждающие право на установление, переустановку, переоформление, изменение номера (при необходимости).

Подключение пользователей к телефонной сети осуществляется при наличии технических возможностей. Как предусмотрено

п. 102 Правил № 720, оператор осуществляет установку телефонов за предусмотренную тарифами плату, если здание оборудовано кабельными вводами, а длина абонентского ввода от конечного линейно-кабельного устройства в здании (помещении) к точке подключения конечного оборудования не превышает 40 метров.

В этом случае абонент (бюджетное учреждение) оплачивает только услуги за предоставление доступа к телефонной сети. Установка телефонов и другого конечного оборудования осуществляется оператором после оплаты абонентом этих работ и внесения абонентской платы в месячный срок, если иное не предусмотрено договором.

Перейдем к порядку учета расходов, связанных с установкой телефона.

В бухгалтерском учете услуги по подключению телефона относятся

на фактические расходы учреждения, что отражается записью по дебету субсчетов 801, 802, 811 (в зависимости от того, за счет каких средств оплачиваются такие услуги) и кредиту субсчетов 364, 675. При этом основанием для осуществления таких операций является акт сдачи-приемки предоставленных услуг, подписанный оператором связи и учреждением.

В соответствии с

Инструкцией № 495 расходы, связанные с оплатой услуг по установке телефонов, абонентных телеграфных аппаратов, телефаксов осуществляются по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Рассмотрим

пример. Учреждением заключен договор с оператором связи на подключение к телекоммуникационной сети. Стоимость услуг по установлению телефона составила 720 грн. (в том числе НДС — 120 грн.). После предоставления услуг между оператором и учреждением подписан соответствующий документ (акт предоставления услуг).

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Отнесены на расходы услуги по подключению телефона (на основании акта предоставления услуг)

801 (802, 811)

675 (364)

720

2

Перечислена оплата оператору за услуги

675 (364)

321 (323)

720

 

ПРОКЛАДКА (СТРОИТЕЛЬСТВО) ТЕЛЕФОННОЙ ЛИНИИ

Отдельно рассмотрим порядок подключения помещения к телефонной сети в случае отсутствия технических возможностей.

При необходимости оператор связи может предоставлять отдельные свободные каналы кабельной канализации в пользование заказчикам для прокладки кабелей связи, строительства корпоративных сетей, телекоммуникационных сетей с учетом технологического резерва, текущих и перспективных планов развития. Такие взаимоотношения между оператором и заказчиками регламентируются специальными документами, определяющими порядок предоставления кабельной канализации оператора в пользование субъектам хозяйствования.

В этом случае бюджетные учреждения, кроме оплаты услуги по установке телефона, оплачивают стоимость работ по оборудованию здания кабельным вводом, строительству абонентского ввода (за исключением стоимости части абонентского ввода, не превышающей 40 метров) и стоимость материалов в соответствии с проектно-сметной документацией на выполнение этих работ

(п. 102 Правил № 720).

Для начала учреждению (заказчику) необходимо обратиться к оператору связи с письменным запросом о выдаче

технических условий на прокладку кабеля в кабельной канализации и строительство линейно-кабельных сооружений. В технических условиях на строительство сооружений для телефонизации объектов приводится детальная схема прокладки кабеля с учетом перспективных планов развития телекоммуникационных сетей и участок достройки кабельной канализации.

На стадии выдачи технических условий заключается

договор на бронирование места в канале кабельной канализации, согласно которому оператор связи гарантирует заказчику установку телефона после выполнения дополнительных строительных работ. В договоре указываются условия передачи построенных сооружений на баланс или техническое обслуживание, необходимость бронирования стационарных номеров, линий в магистральных и распределительных кабелях, каналов в телефонной сети. При этом бронирование места осуществляется на срок, не превышающий одного года после предоставления заказчиком документа, подтверждающего получение разрешения на строительство телекоммуникационной сети.

Работы по строительству телефонной линии: прокладка кабеля в кабельной канализации, оборудование кабельных вводов, установка телефонных боксов и прочее могут выполняться как непосредственно оператором, так и заказчиком и/или организацией, которая имеет соответствующее разрешение на доступ и проведение таких работ. При этом приемка выполненных работ осуществляется обязательно при участии представителя оператора.

На этапе проектирования прокладки телефонного кабеля непосредственно в помещении учреждения важно учесть все возможные перемещения рабочих мест, чтобы в дальнейшем не приходилось модернизировать созданную телефонную систему. Телефонные розетки устанавливаются в местах, указанных абонентом, при условии, что это не противоречит нормам и правилам технической эксплуатации.

После выполнения работ, связанных с прокладкой каналов кабельной канализации, согласно условиям договора такие объекты могут быть

переданы на баланс оператора связи (что сопровождается оформлением акта приемки-передачи и договором купли-продажи). В связи с тем, что такие работы оплачиваются за счет бюджетных средств, правомерность осуществления такой операции должна соответствовать требованиям действующего законодательства, регламентирующего вопросы управления объектами государственной и коммунальной собственности. Поскольку руководители бюджетных учреждений не имеют полномочий по управлению таким имуществом, этот вопрос относится к компетенции соответствующих уполномоченных органов управления имуществом.

И второй вариант: каналы кабельной канализации

остаются в собственности бюджетного учреждения, а с оператором связи заключается договор на техническое обслуживание канала телекоммуникационной сети, построенного заказчиком в кабельной сети оператора.

Если после выполнения работ, предусмотренных техническими условиями, абонент отказывается передать оператору построенные сооружения на баланс или техническое обслуживание, оператор не несет ответственности за техническое состояние таких сооружений

(п. 102 Правил № 720).

Услуги по подготовке и выдаче технических условий на прокладку кабеля в кабельной канализации, внесению изменений в технические условия, согласованию проекта, бронированию места, предоставлению доступа, надзору представителями оператора за работой сторонних организаций, изготовлению чертежа трассы прокладки кабеля, пользованию каналом в кабельной канализации оплачиваются в соответствии с тарифами, установленными оператором связи на указанные услуги. В настоящее время действуют тарифы на услуги бронирования, доступа и использования места в канале кабельной канализации, одобренные

решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины от 23.07.2009 г. № 1611.

Далее перейдем к рассмотрению порядка отражения расходов, связанных с прокладкой (строительством) телефонной линии, в учете бюджетных учреждений.

Прежде всего укажем: опираясь на нормы

Инструкции № 64, учреждение имеет право самостоятельно выбрать один из вариантов учета расходов на прокладку телекоммуникационных сетей:

1) считать телефонные сети отдельным инвентарным объектом;

2) рассматривать комплекс таких мероприятий как улучшение объекта основных средств — здания.

Рассмотрим аргументы в пользу каждого варианта.

 

Вариант первый

Согласно

п. 2.4 Инструкции № 64 объектом учета основных средств считается:

— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

— конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

— обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

— другой актив, отвечающий определению основных средств, или часть такого актива.

Если один объект основных средств

состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете отдельным объектом основных средств.

Внутренняя телефонная

или компьютерные сети, системы безопасности (видеонаблюдения) и комплекс охранно-пожарной сигнализации могут учитываться как отдельный инвентарный объект основных средств.

При установке оборудования, стоимость которого превышает стоимостной критерий, позволяющий относить этот объект к основным средствам, прежде всего необходимо определить, к какой категории относится такое оборудование — активное или пассивное.

Так,

активное оборудование может существовать самостоятельно, при необходимости его можно отсоединить, перенести в другое место или помещение. Такое оборудование учитывается в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией № 64 для учета объектов необоротных активов.

В соответствии с

Инструкцией № 495 расходы на приобретение активного оборудования стоимостью более 1000 грн. (без НДС) и сроком службы более 1 года осуществляются по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования» или 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование», если стоимость оборудования не превышает 1000 грн. (без НДС).

Что касается

пассивного оборудования, то к нему относится такое оборудование, которое не может существовать самостоятельно (розетки, крепежные материалы, монтажные короба) и его невозможно перенести в другое место. Как отмечает Госказначейство в письме от 28.05.2010 г. № 15-04/1243-9248 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 21), пассивное оборудование является неотъемлемой частью услуг по установке и монтажу охранно-пожарной сигнализации. И поэтому, если в договоре на прокладку телефонной линии предусмотрено, что пассивное оборудование является составной частью работ по прокладке телефонной линии, такие расходы в общей сумме относятся на фактические расходы учреждения.

Согласно

п. 1.15 Инструкции № 64 работы по установке структурированной кабельной системы, настройке локально-вычислительной сети и т. п., а также расходные материалы (кабельные лотки, монтажные панели, розетки, корректоры и т. п.), которые использованы при проведении таких работ, не относятся к стоимости необоротных активов, а списываются на фактические расходы на основании подтверждающих документов (актов выполненных работ и пр.).

Учитывая, что стоимость расходных материалов, которые были израсходованы при прокладке телефонной линии, не соответствуют определению объекта основных средств, их стоимость учитывается в

составе услуг по прокладке телефонной линии общей суммой и списывается на фактические расходы учреждения на основании оправдательных документов. В соответствии с Инструкцией № 495 такие расходы осуществляются по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». В соответствии с Инструкцией № 495 по КЭКР 1134 осуществляются расходы по оплате аренды места для прокладки кабеля, услуг по прокладке телекоммуникационной сети.

 

Вариант второй

В соответствии с

п. 1.6 Инструкции № 64 изменение первоначальной стоимости необоротных активов происходит в том случае, если учреждение осуществляет работы по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации необоротных активов, которые привели к дополнительному укомплектованию таких активов.

При этом инвентарным объектом по субсчету 103 «Здания и сооружения» является каждое отдельное здание, в состав которого включаются все необходимые для эксплуатации и размещения внутри него коммуникации, т. е. система отопления помещения, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом помещении), внутреннюю сеть водо- и газопровода со всеми приспособлениями, внутреннюю сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной аппаратурой,

внутренние телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства общесанитарного значения, подъемники (лифты).

Другими словами, увеличение первоначальной стоимости необоротных активов имеет место при выполнении работ, направленных на улучшение эксплуатационных качеств активов, в результате которых они приобретают новые качества.

Можно ли расходы на проектирование телефонной линии, прокладку кабеля и подключение его к линиям телекоммуникационной связи считать достройкой или дооборудованием помещения?

Суть достройки, дооборудования и реконструкции заключается в расширении существующих возможностей объекта необоротных активов, получении каких-либо новых технических характеристик, ранее не свойственных данному объекту. Поскольку выполнение работ по подключению помещения к линиям телекоммуникационной связи приводит к дополнительному укомплектованию и изменению (улучшению) технических характеристик здания, то расходы, связанные с проведением таких работ, можно отнести на

увеличение первоначальной стоимости объектов необоротных активов.

Итак, учреждение

может самостоятельно выбрать один из вариантов учета расходов на строительство (прокладку) телекоммуникационной линии:

1) считать телекоммуникационные линии (кабель)

отдельным инвентарным объектом, который подлежит учету как объект основных средств;

2) считать такие работы

модернизацией объекта основных средств здания, связанной с его достройкой, дооборудованием, которые приводят к дополнительному укомплектованию объекта и изменению его характеристик.

Заметим, что это не единственная ситуация, когда бюджетные учреждения имеют право выбрать один из вариантов учета расходов (см.

письмо Госказначейства Украины от 06.08.2007 г. № 3.4-08/1827 // «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 34). Так, в данном письме Госказначейство придерживается следующего принципа: если речь идет о дооборудовании, реконструкции или модернизации необоротных активов, то стоимость материалов и запасных частей, использованных для проведения таких работ, может относиться на увеличение стоимости необоротных активов или учитываться как отдельный инвентарный объект. Окончательное решение о применении того или иного варианта принимает руководитель учреждения на основании заключения комиссии, которая осуществляет приемку работ по прокладке телекоммуникационных сетей.

Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с прокладкой телефонной линии, рассмотрим на примере.

Пример.

Учреждением заключены договоры с оператором связи на разработку технических условий, бронирование места в канале кабельной канализации, а также проектирование, прокладку кабеля и подключение его к телекоммуникационной линии связи на общую сумму 27000 грн. (в том числе НДС — 4500 грн.). Работы выполнены согласно договору, что подтверждено актом выполненных работ. В акте отдельно указана стоимость телефонного кабеля и работ по его установке:

— стоимость телефонного кабеля — 2280 грн. (в том числе НДС — 380 грн.);

— стоимость работ по прокладке телекоммуникационных сетей, разработке технических условий и подключению к телекоммуникационной сети — 24720 грн. (в том числе НДС — 4120 грн.)

Вариант 1.

Принято решение учитывать телекоммуникационные сети как отдельный объект учета. При этом стоимость телефонного кабеля учитывается как активное оборудование. Стоимость работ по прокладке телефонного кабеля и использованного при этом пассивного оборудования отнесена на фактически расходы учреждения.

Поскольку стоимость телефонного кабеля превышает 1000 грн. и срок его службы более одного года, то такой объект учитывается на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь».

Вариант 2.

Принято решение считать работы по прокладке телекоммуникационных сетей дополнительным укомплектованием здания и отнести стоимость телекоммуникационных сетей на увеличение стоимости здания (так как в связи с этим произошло дооборудование здания и улучшение его технических характеристик).

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражаются операции по прокладке телекоммуникационных сетей в зависимости от выбранного варианта.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

Вариант 1

1

Поступило финансирование на проведение капитального строительства

311 (323)

701 (702, 711)

27000

2

Оплачены счета подрядчика по законченным этапам работ, связанных с прокладкой телекоммуникационных сетей

631

311 (323)

27000

3

Списана на фактические расходы стоимость работ по прокладке телекоммуникационных сетей и стоимость телефонного кабеля (на основании акта выполненных работ)

801 (802, 811)

631

27000

4

Оприходован телефонный кабель в составе основных средств (без учета НДС)*

106

401

1900

* В этом случае телекоммуникационные сети учитываются как отдельный объект основных средств: присваивается семизначный инвентарный номер, открывается Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Этот объект учитывается по местонахождению и материально ответственным лицам.

Вариант 2

1

Списаны на фактические расходы стоимость работ по прокладке телекоммуникационных сетей и стоимость телефонного кабеля:

— стоимость работ по прокладке телекоммуникационных сетей, разработке технических условий и подключению к телекоммуникационной сети

801 (802, 811)

675 (364)

24720

— стоимость телефонного кабеля

801 (802, 811)

675 (364)

2280

2

Увеличена первоначальная стоимость здания на стоимость проведенной телекоммуникационной линии (без НДС)*

103

401

1900

3

Перечислена оплата оператору связи за выполненные работы

675 (364)

321 (323)

27000

* В этом случае учреждение составляет Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет), на основании которого в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) делается отметка об изменении характеристик здания в связи с его дооборудованием телефонной сетью.

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕФОННОГО АППАРАТА

В соответствии с

Инструкцией № 64 к основным средствам относятся материальные активы, которые используются учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года и стоимость которых без налога на добавленную стоимость и других платежей превышает 1000 грн. за единицу (комплект).

Необоротные активы, которые имеют материальную форму и которые не отнесены к перечню основных средств, подлежат зачислению в состав

прочих необоротных материальных активов бюджетных учреждений. К таким объектам применяется упрощенный, групповой или другой специфический учет.

Разновидностью прочих необоротных материальных активов являются

малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА), к которым относятся прочие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых более одного года, а стоимость за единицу не превышает 1000 гривень включительно без учета НДС.

Учитывая, что срок полезной эксплуатации телефона превышает один год, основным критерием при осуществлении расходов на его приобретение будет его стоимость. Как правило, стоимость телефона не превышает 1000 грн., поэтому учитываться такой объект будет в составе МНМА на

субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Расходы на приобретение таких предметов в соответствии с

Инструкцией № 495 осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операции по приобретению телефонного аппарата

Пример

. Учреждением за счет средств общего фонда приобретены три телефонных аппарата на общую сумму 840 грн. (в том числе НДС — 140 грн.) для установки в служебных помещениях.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы телефонные аппараты в составе малоценных необоротных материальных активов

113

675

700

2

Одновременно производится запись на создание фонда в необоротных активах (стоимость без НДС)

801 (802)

401

700

3

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

801 (802)

675

140

4

Перечислена оплата за телефонные аппараты

675

321

840

5

Начислен износ в первом месяце передачи телефонов в эксплуатацию

401

132

350

 

УСТАНОВКА ТЕЛЕФОНА В АРЕНДОВАННОМ ПОМЕЩЕНИИ

При подключении телефона в арендованном помещении, где проложена телекоммуникационная сеть, учреждению не придется прилагать особых усилий и соответственно расходы на такие мероприятия будут несущественны.

В помещениях, которые сдаются в аренду, телефоны устанавливаются на общих основаниях на время действия договора аренды. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, приведен в

п. 61 Правил № 720.

В случае передачи абонентом телефонизированных помещений в аренду с арендатором заключается

временный договор (при условии отсутствия задолженности за пользование телефоном и за предоставленные телекоммуникационные услуги) на основании заявления абонента и арендатора на срок действия договора аренды. В случае если арендатором не заключен временный договор с оператором, ответственность по договору несет абонент (собственник помещения).

Если договор аренды расторгается, абонент (собственник помещения) обязан уведомить об этом оператора за месяц до расторжения договора. Если абонент этого не делает, он несет полную ответственность согласно договору. При расторжении договора с абонентом действие временного договора с арендатором прекращается.

Заметим, что для учреждений и организаций, содержащихся за счет средств государственного и местного бюджетов, и остальных учреждений, организаций и предприятий установлены разные тарифы на общедоступные телекоммуникационные услуги. Для того чтобы оплачивать телекоммуникационные услуги по льготным тарифам, бюджетное учреждение должно предоставить оператору связи

справку финансового органа о подтверждении их полного финансирования за счет бюджетных средств. Только в том случае, если учреждение переоформит договор на пользование телефонном, у оператора связи будут основания для начисления бюджетному учреждению платы за пользование телефоном по тарифам, установленным для этой категории абонентов.

Несколько сложнее обстоят дела в ситуации, когда учреждение арендует нетелефонизированное помещение. Связано это прежде всего с тем, что арендатор должен согласовать с арендодателем помещения какие-либо улучшения. При этом данное требование в полной мере распространяется и на бюджетные учреждения, являющиеся арендаторами помещений.

Как предусмотрено

ч. 1 ст. 778 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV и ч. 3 ст. 23 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII, арендатор может улучшать арендуемое помещение только с согласия арендодателя. Если такое согласие было получено, то арендатор получает право на возмещение стоимости необходимых расходов или зачет их стоимости в счет арендной платы. Подробнее этот вопрос мы рассматривали в материале «Возмещение стоимости ремонта, выполненного в арендованном помещении» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 16, с.15).

 

ОПЛАТА УСЛУГ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ

Одной из обязанностей потребителей (абонентов) является выполнение условий договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, в том числе и

своевременная оплата полученных ими телекоммуникационных услуг и исполнение других обязанностей согласно законодательству.

Как предусмотрено

Правилами № 720, потребители осуществляют оплату за полученные телекоммуникационные услуги после получения счета не позднее 20 числа месяца, следующего после полного расчетного периода, и до 20 числа текущего месяца в случае применения предварительной оплаты, если иное не предусмотрено договором. При этом оператор не может включать в обязательные условия договора требования о предварительном внесении абонентской платы или авансового платежа за услуги на срок, не превышающий один расчетный период. Расчетным периодом, как правило, считается календарный месяц, в пределах которого предоставлялись услуги.

Следует учесть, что работники КРУ при проверке состояния расчетов за услуги связи особое внимание обращают на выявление фактов использования служебного телефона работниками в личных целях и расценивают оплату личных разговоров работников бюджетными средствами как нарушение порядка использования таких средств.

Поэтому с целью недопущения случаев оплаты услуг предприятий связи за междугородные разговоры и звонки на мобильные телефоны, которые производились работниками учреждения в личных целях, необходимо тщательно проверять расшифровки телефонных разговоров.

Кроме того, в каждом бюджетном учреждении должен быть организован контроль за использованием служебных телефонов. Для этого, в частности, необходимо:

1. Разработать Правила пользования телефонной связью, которые должен утвердить руководитель бюджетного учреждения.

2. Распоряжением руководителя ограничить перечень телефонных номеров, имеющих выход на междугородную связь.

3. Определить перечень должностных лиц учреждения, звонки на мобильные номера которых можно осуществлять.

4. Установить перечень номеров, звонки на которые можно считать хозяйственной деятельностью и относить к служебным разговорам.

5. Для телефонных номеров, имеющих выход на междугородную связь, и звонков на мобильные номера вести

журнал учета телефонных звонков. В этом журнале целесообразно указывать дату, время звонка, имя абонента, с которым проводились переговоры, а также цель таких переговоров. Несмотря на то что обязательность ведения такого журнала не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом, наличие такого документа значительно упрощает контроль за возмещением расходов за междугородные телефонные переговоры.

С указанными документами в обязательном порядке необходимо ознакомить под роспись всех работников учреждения, имеющих доступ к телефонам.

Подробнее о порядке возмещения работниками расходов на междугородные разговоры, а также о порядке отражения таких операций в бухгалтерском учете можно узнать из материала специалиста контрольно-ревизионной службы «Возмещение расходов на личные междугородные разговоры работников» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 22, с. 23).

Оплату расходов на услуги телефонной связи бюджетные учреждения осуществляют по

КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». По этому коду также осуществляют расходы, связанные с оплатой услуг по распечатыванию расшифровки телефонных разговоров (см. письмо Госказначейства от 18.07.2005 г. № 07-06/1390-6029). Потребитель имеет право на бесплатное получение расшифровок за предоставленные междугородные и международные телефонные переговоры только за тот расчетный период, к которому он имеет претензии (п. 31 Правил № 720). Такая расшифровка предоставляется по личному обращению потребителя с учетом технических возможностей оборудования телекоммуникационной сети.

Пример.

Учреждение от предприятия связи получило счет на оплату услуг телекоммуникационной связи за июль 2010 года на сумму 1500 грн. (в том числе НДС — 250 грн.), в который включены абонплата за пользование телефоном и стоимость междугородных телефонных разговоров.

В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг телефонной связи отражаются следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Отнесены на расходы услуги телефонной связи (на основании счета оператора связи)

801 (802, 811)

675 (364)

1500

2

Перечислена оплата за услуги телефонной связи

675 (364)

321 (323)

1500

 

Оплату телекоммуникационных услуг необходимо осуществлять своевременно, так как в случае несвоевременной оплаты предоставленных телекоммуникационных услуг оператор имеет право применять к абонентам различные меры. Подробно этот вопрос рассматривался в материале «Применение КЭКР при уплате пени за просрочку платежа» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 34, с. 13).

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 1280

— Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV.

Инструкция № 64

— Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.

Правила № 720

— Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденные постановлением КМУ от 09.08.2005 г. № 720.

Инструкция № 495 —

Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495.

Требования № 1420 — Основные требования к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг, утвержденные решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи от 26.03.2009 г. № 1420.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше