Темы статей
Выбрать темы

Минтруда отвечает на актуальные вопросы (обзор писем Минтруда)

Редакция ББ
Статья

МИНТРУДА ОТВЕЧАЕТ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

(ОБЗОР ПИСЕМ МИНТРУДА)

 

Предлагаем вашему вниманию подборку писем Министерства труда и социальной политики Украины. В данном материале предоставлены разъяснения о предоставлении отпусков, расчете пособия по беременности и родам, установлении доплат и надбавок работникам и пр. В своих комментариях к письмам мы дополнили разъяснения, предоставленные Минтруда.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 2811

— Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.

Закон об отпусках

— Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон о госслужбе —

Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.2003 г. № 3723-XII.

Закон № 2240 —

Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 280/97 —

Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Приказ № 489

— приказ Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489.

Порядок № 1751

— Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751.

Порядок № 1266 —

Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Порядок № 346

— Порядок предоставления ежегодного основного отпуска длительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденный постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346.

Постановление № 268

— постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Приказ № 557

— приказ Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Постановление № 78

— постановление КМУ «О реализации отдельных положений части первой статьи 57 Закона Украины «Об образовании», части первой статьи 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании», части второй статьи 18 и части первой статьи 22 Закона Украины «О внешкольном образовании» от 31.01.2001 г. № 78.

Постановление № 1298

— постановление КМУ «Об оплате труда работников на основании Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Перечень № 963

— Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Правила № 1658 —

Правила исчисления общего трудового стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности, утвержденные постановлением КМУ от 19.10.98 г. № 1658.

 

№ п/п

Вопрос

Ответ Минтруда

Комментарий редакции

1

2

3

4

1

 

В период пребывания в отпуске для ухода за ребенком до трех лет у работницы родился второй ребенок. Как оформляется отпуск по уходу за вторым ребенком? Какие документы нужны для оформления пособия по уходу за вторым
ребенком?

Письмо от 12.07.2010 г. № 201/13/116-10
Если женщина, находясь в отпуске для ухода за ребенком до трех лет, родила второго ребенка, ей оплачивается листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами. При этом отпуск в связи с беременностью и родами не оформляется.
Приказ о предоставлении отпуска для ухода за вторым ребенком должен быть издан со следующего дня после даты исполнения первому ребенку трех лет. Действующим законодательством не предусмотрено оформление одновременно двух отпусков для ухода за первым и вторым ребенком в возрасте до трех лет.
Согласно ст. 14 Закона № 2811 пособие по уходу за ребенком до трех лет назначается на основании извлечения из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении лицу, которое фактически осуществляет уход за ребенком, отпуска для ухода за ребенком до трех лет.
Женщина уже находится в отпуске для ухода за первым ребенком до достижения им трех лет и на основании извлечения из приказа работодателя о предоставлении ей этого отпуска получает пособие по уходу за ребенком. Основанием для получения пособия по уходу за вторым ребенком должны быть такие документы:
— копия свидетельства о рождении второго ребенка;
— извлечение из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении работнице отпуска для ухода за первым ребенком до достижения им трех лет;
— копия листка нетрудоспособности в связи с беременностью и родами;
— заявление женщины о назначении ей такого пособия.

Согласно ст. 15 Закона № 2811 пособие предоставляется на каждого ребенка независимо от количества рожденных (усыновленных, взятых под опеку) детей в семье, по уходу за которыми предоставляется пособие. Это пособие должно выплачиваться после окончания листка временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами.

После исполнения трех лет первому ребенку основанием для продолжения выплаты пособия по уходу за вторым ребенком должно быть извлечение из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении отпуска для ухода за вторым ребенком до трех лет, который издается на следующий день после исполнения первому ребенку трех лет

Отпуск в связи с беременностью и родами.

Согласно ст. 17 Закона об отпусках отпуск в связи с беременностью и родами предоставляется на основании медицинского заключения.
Отказать в его предоставлении, перенести на другой период работодатель не вправе — отпуск представляется с даты, указанной в медицинском заключении.
Видимо, поэтому Минтруда в письме сделало вывод: отпуск в связи с беременностью и родами не оформляется (т. е. наличие заявления женщины и приказа работодателя на предоставление такого отпуска не требуется). Считается, что с даты, указанной в медицинском заключении, женщина находится в отпуске в связи с беременностью и родами установленной продолжительности (126 календарных дней).
Следует заметить, что и Закон об отпусках не содержит требования о наличии заявления женщины, а также об издании приказа (распоряжения) руководителя на предоставление такого отпуска.
За период отпуска в связи с беременностью и родами предоставляется пособие по беременности и родам (ч. 1 ст. 38 Закона № 2240).
При этом согласно абз. 3 ч. 3 ст. 38 Закона № 2240 за период отпуска в связи с беременностью и родами, который совпадает с отпуском для ухода за ребенком до трех лет, пособие по беременности и родам выплачивается независимо от пособия по уходу за ребенком. Таким образом, находясь в отпуске для ухода за ребенком, пособие по беременности и родам на второго ребенка выплачивается на общих основаниях.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 2240 основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Напомним, что решение об оплате листка нетрудоспособности принимает комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию, созданная в учреждении.
На основании листка нетрудоспособности согласно приказу № 489 в табеле учета использования рабочего времени делается отметка «ВП» — отпуск в связи с беременностью и родами.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 9 Закона об отпусках время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию (т. е. период отпуска по беременности и родам), включается в стаж для предоставления ежегодного отпуска.

Отпуск по уходу за ребенком до трех лет. В отличие от отпуска по беременности и родам ст. 20 Закона об отпусках четко предусматривает: отпуск для ухода за ребенком до трех лет предоставляется по заявлению женщины и оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Такой приказ необходим для назначения пособия по уходу за ребенком (ст. 14 Закона № 2811).

Однако если женщина уже находится в отпуске по уходу за первым ребенком, то следует иметь в виду, что приказ о предоставлении отпуска по уходу за вторым ребенком должен быть издан со следующего дня после даты исполнения первому ребенку трех лет, поскольку действующим законодательством не предусмотрено оформление одновременно двух отпусков по уходу за первым и вторым ребенком в возрасте до трех лет. Основанием для назначения пособия по уходу за вторым ребенком будут документы, указанные в комментируемом письме. Предоставление таких документов предусмотрено п. 20 Порядка № 1751, за исключением копии листка нетрудоспособности в связи с беременностью и родами. Однако такой документ в данном случае необходим, поскольку он нужен органу соцзащиты для определения даты, с которой будет назначено пособие по уходу за вторым ребенком. После исполнения трех лет первому ребенку основанием для продолжения выплаты пособия по уходу за вторым ребенком будет извлечение из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении отпуска для ухода за вторым ребенком, который издается на следующий день после исполнения первому ребенку трех лет

2

В какой день работница должна выйти из отпуска для ухода за ребенком до трех лет?

Письма от 17.08.2010 г. № 246/13/116-10
и от 22.11.2010 г. № 235/06/186-10
Частью 1 ст. 18 Закона об отпусках

предусмотрено, что по желанию женщины по окончании отпуска в связи с беременностью и родами ей предоставляется отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста
с выплатой за эти периоды пособия по государственному социальному страхованию.
Согласно ч. 2 ст. 2411 КЗоТ срок, исчисляемый годами, заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока. Когда сроки определяются днями, то их исчисляют со дня, следующего после того дня, с которого начинается срок.

Последним днем нахождения женщины в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста является день рождения ребенка. То есть женщина должна приступить к работе на следующий день после дня достижения ребенком трех лет. Это согласуется с ч. 1 ст. 14 Закона № 2811.
В письме от 22.11.2010 г. № 235/06/186-10 Минтруда указало, что поскольку лицо, которое находится в отпуске для ухода за ребенком, может в любое время прервать этот отпуск и приступить к работе, то в приказе о предоставлении отпуска нельзя указывать точную дату окончания отпуска. Период отпуска целесообразно указывать в приказе таким образом: «…с (дата начала отпуска) до фактического выхода на работу».
При этом законодательством не предусмотрено указание в приказе сведений о ребенке, в том числе даты рождения, фамилии, имени и отчества, пола ребенка. Эти сведения органы соцзащиты получают из свидетельства о рождении ребенка, копия которого подается вместе с копией или извлечением из приказа о предоставлении отпуска

Вопрос возникал в связи с тем, что согласно ст. 18 Закона об отпусках отпуск для ухода за ребенком предоставляется «

до достижения» ребенком трехлетнего возраста. Поэтому не совсем ясно, в какой же день женщина должна выйти на работу: в день достижения ребенком трех лет или на следующий день после достижения ребенком трех лет? Минтруда, со ссылкой на ч. 2 ст. 2411 КЗоТ, разъяснило, что женщина должна выйти на работу на следующий день после дня рождения ребенка.
Такая позиция согласуется с ч. 1 ст. 14 Закона № 2811 и п. 19 Порядка № 1751, согласно которым пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста выплачивается ежемесячно со дня назначения пособия по уходу за ребенком по день достижения ребенком указанного возраста включительно.

Таким образом, если отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста подходит к концу и работница не рожает второго ребенка, то она должна выйти на работу на следующий день после достижения ребенком трехлетнего возраста.
Теперь что касается оформления приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет. Минтруда в письме от 22.11.2010 г. № 235/06/186-10 рекомендует не указывать в таком приказе точную дату окончания отпуска. В то же время, по нашему мнению, если такая дата будет указана, это не будет ошибкой. При этом если женщина приступит к работе в установленный приказом срок, то не будет необходимости в предоставлении женщиной заявления о выходе на работу (см. разъяснения специалиста Минтруда в газете «Праця і зарплата», 2010, № 20, с. 16).
Если же в приказе не указана точная дата выхода на работу, то работнице необходимо будет подать заявление о своем желании приступить к работе, а работодателю — издать приказ с указанием конкретной даты ее выхода на работу

3

Как рассчитать пособие по беременности и родам, если женщина находится в отпуске для ухода за ребенком?

Письмо от 13.06.2010 г. № 139/18/99-10
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 38 Закона № 2240 за период отпуска в связи с беременностью и родами, который совпадает с отпуском для ухода за ребенком до трех лет, пособие по беременности и родам выплачивается независимо от пособия по уходу за ребенком.
Если перед наступлением страхового случая (отпуска в связи с беременностью и родами) женщина не имела заработка по уважительным причинам (находилась в отпуске для ухода за ребенком до трех лет), средняя заработная плата для расчета размера пособия по беременности и родам определяется исходя из месячной тарифной ставки (должностного оклада), установленной ей на момент наступления страхового случая (п. 10 Порядка № 1266).
Среднедневная заработная плата за один календарный день определяется путем деления тарифной ставки или ее части на среднемесячное количество календарных дней (30,44)

Если женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, родила второго ребенка, ей оплачивается листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами на общих основаниях. Однако, как правило, в этой ситуации она не имеет заработка в расчетном периоде. В связи с этим пособие по беременности и родам исчисляют исходя из тарифной ставки, установленной ей на момент наступления страхового случая (п. 10 Порядка № 1266).
Напомним, что с 15.12.2009 г. пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднедневной заработной платы за календарный день.
В данном случае среднедневная заработная плата за один календарный день рассчитывается путем деления тарифной ставки на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (абз. 8 п. 14 Порядка № 1266).
Рассмотрим пример. Работница, которая находится в отпуске для ухода за ребенком до трех лет, предоставила листок нетрудоспособности по беременности и родам. На дату наступления страхового случая тарифная ставка (должностной оклад) работницы согласно штатному расписанию составляет 922 грн.
1. Среднедневная заработная плата в расчете на один календарный день составит 30,29 грн. (922 грн. : 30,44).

2. Пособие по беременности и родам составит 3816,54 грн. (30,29 грн. х 126 к. дн.), где 126 — продолжительность отпуска
в связи с беременностью и родами

4

Засчитывается ли в страховой стаж служба в армии?

Письмо от 16.04.2010 г. № 130/18/153-10
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 2240 в страховой стаж засчитывается период (сумма периодов), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и уплачивает или за него уплачиваются страховые взносы в ФССВПТ.
Также в страховой стаж включаются периоды:
1) временной потери трудоспособности;
2) отпуска по беременности и родам;
3) отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста*;
4) получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования (за исключением пенсий всех видов). Это периоды получения пособия по временной потере трудоспособности за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также периоды получения пособия по безработице за время пребывания в центре занятости.
Также в страховой стаж засчитывается общий трудовой стаж лица до введения в действие Закона № 2240 в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, которое действовало ранее, а именно Правилами № 1658.
Согласно п. 4 Правил № 1658 в общий трудовой стаж засчитывалась служба в Вооруженных Силах, Национальной гвардии, Пограничных войсках, СБУ, внутренних войсках МВД, войсках гражданской обороны и других воинских формированиях, образованных в соответствии с законами Украины, а также в органах внутренних дел.
Время службы в Вооруженных Силах Украины после 28 февраля 2001 года (даты вступления в силу Закона № 2240) не засчитывается в страховой стаж застрахованного лица

Согласно ст. 37 Закона № 2240 пособие по временной потере трудоспособности выплачивается в зависимости от страхового стажа застрахованного лица.
Какие периоды включаются в страховой стаж, Минтруда перечислило в комментируемом письме.
Например, время нахождения работника в ежегодном отпуске включается в страховой стаж, поскольку в этот период работник подлежит соцстрахованию в связи с временной потерей трудоспособности и за него уплачиваются страховые взносы. Период же пребывания застрахованного лица в отпуске без сохранения заработной платы не включаются в страховой стаж, поскольку в этот период застрахованное лицо не уплачивало (за него не уплачивались) страховые взносы.
Обратите внимание: период нахождения застрахованного лица в отпуске для ухода за ребенком до достижения им шестилетнего возраста в страховой стаж не включается (см. письмо ФССВПТ от 02.10.2007 г. № 04-06/Х-179з-283).
Кроме того, в страховой стаж засчитывается общий трудовой стаж

лица до вступления в силу Закона № 2240 в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действующим законодательством. Поскольку Закон № 2240 вступил в силу 28.01.2001 г., для исчисления страхового стажа до этой даты необходимо руководствоваться Правилами № 1658. Так, при расчете страхового стажа за период до 28.02.2001 г. учитывается период, в частности, службы в Вооруженных Силах, Национальной гвардии, Пограничных войсках, СБУ, внутренних войсках МВД, войсках гражданской обороны и других воинских формированиях, образованных в соответствии с законами Украины, а также в органах внутренних дел.
Таким образом, период службы в армии:
\ — до 28.02.2001 г. (даты вступления в силу Закона № 2240) засчитывается в страховой стаж;
\ — после 28.02.2001 г. (даты вступления в силу Закона № 2240) не засчитывается в страховой стаж, что и подчеркнуло Минтруда в комментируемом письме

* Обратите внимание:

с 1 января 2011 года со вступлением в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI в Закон № 2240 будут внесены изменения, согласно которым период отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста не будет включаться в страховой стаж.

5

Можно ли доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника разделить между несколькими работниками?

Письмо от 08.07.2010 г. № 648/13/84-10
Согласно п.п. «г» п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов, предоставленное право в пределах утвержденного фонда оплаты труда устанавливать доплату специалистам и служащим (кроме заместителей руководителей органов исполнительной власти, прокуратуры, судов и других органов, руководителей структурных подразделений и их заместителей) за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников таких же категорий персонала (в случае отсутствия в результате временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, в отпуске в связи с беременностью и родами, в частично оплачиваемом отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или в отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком шестилетнего возраста) — в размере до 50 % должностного оклада по основной работе с использованием для этого до 50 % должностного оклада отсутствующего работника.
Эту доплату можно разделить между несколькими работниками в зависимости от объема дополнительно выполняемых работ (обязанностей)

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). То есть осуществление таких обязанностей не происходит в отношении вакантных должностей.
За выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается доплата. В частности, для госслужащих, должностных лиц органов местного самоуправления и служащих, такая доплата установлена п.п. «г» п. 2 постановления № 268 в размере до 50 % должностного оклада по основной работе с использованием для этого до 50 % должностного оклада отсутствующего работника.
Такая доплата может быть установлена:
одному работнику, если обязанности временно отсутствующего работника возложены именно на такого работника. В этом случае доплата будет устанавливаться только ему.
нескольким работникам, если обязанности временно отсутствующего работника распределены между такими работниками, что и подчеркнуло Минтруда в комментируемом письме.
Конкретный размер доплаты определяет руководитель в зависимости от объема дополнительно выполняемых работ (обязанностей)

6

Какими критериями руководствуются при установлении надбавки за знание и использование в работе иностранного
языка?

Письмо от 26.05.2010 г. № 477/13/84-10
Согласно п.п. 1 п. 3 постановления № 268 работникам выплачивается надбавка за знание и использование в работе иностранного языка:
— одного европейского — в размере 10 %;
— одного восточного, угро-финского или африканского — 15 %;
— двух и более языков — 25 % должностного оклада.
Критериями для определения использования работником иностранного языка можно считать, например, общение без переводчика с иностранными гражданами, которые обращаются по вопросам, относящимся к компетенции
органа управления, использование в роботе иностранной литературы и т. п.

Порядок и размеры надбавки за знание и использование в работе иностранного языка целесообразно предусматривать в положении, которое утверждается каждым органом государственного управления самостоятельно в зависимости от возложенных на него полномочий.
Знание работником иностранного языка подтверждается соответствующим документом, удостоверяющим соответствие этих знаний государственным стандартам.
Другого действующими нормативно-правовыми актами по оплате труда государственных служащих не предусмотрено

В письме Минтруда разъяснило порядок установления надбавки за знание и использование в работе иностранного языка работникам, оплата труда которых регулируется постановлением № 268.
Такая надбавка устанавливается согласно п.п. 1 п. 3 постановления № 268.
Вопрос возникал в связи с тем, что если знание работником иностранного языка подтверждается соответствующим документом (дипломом об окончании учебного заведения по соответствующей специальности, сертификатом и т. д.), то критерии для определения использования в работе иностранного языка постановлением № 268 не установлены.
В связи с этим Минтруда в письме разъяснило, что такими критериями могут быть:

— общение без переводчика с иностранными гражданами, которые обращаются по вопросам, относящимся к компетенции органа управления;

— использование в работе иностранной литературы и т. п.
Конкретные критерии, а также порядок и размеры надбавки за знание и использование в работе иностранного языка следует предусмотреть в отдельном положении.
Заметим, что постановлением № 1298, которым регулируется оплата труда работников на основе Единой тарифной сетки, предусмотрено, что надбавка за знание и использование в работе иностранного языка не устанавливается работникам, для которых требованиями для занятия должности предусмотрено знание иностранного языка.
В комментируемом письме Минтруда подчеркнуло, что в отношении госслужащих ни постановлением № 268, ни каким-либо другим документом такого ограничения не установлено

7

Устанавливается ли секретарю сельсовета доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего председателя сельского
совета?

Письмо от 17.05.2010 г. № 460/13/184-10
В соответствии со ст. 42 Закона № 280/97 полномочия сельского, поселкового, городского председателя начинаются с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании и заканчиваются в момент вступления в эту должность другого избранного в соответствии с законом лица, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского председателя или невозможности выполнения им своих полномочий полномочия сельского, поселкового, городского председателя осуществляет секретарь соответствующего сельского, поселкового, городского совета. Секретарь сельского, поселкового, городского совета временно осуществляет указанные полномочия с момента досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского председателя и до момента вступления в должность вновь избранного сельского, поселкового, городского председателя в соответствии с законом.

При этом п.п. «г» п.п. 1 п. 2 постановления № 268 предусмотрено установление специалистам доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения в размере разницы между фактическим должностным окладом временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения (без учета надбавок и доплаты) и должностным окладом работника, который исполняет обязанности временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения, если работник, который выполняет обязанности временно отсутствующего руководителя структурного подразделения, не является его заместителем.
Следовательно, такая доплата может устанавливаться только в случае выполнения специалистом обязанностей руководителя структурного подразделения, временно
отсутствующего.
Оплата труда секретаря сельского совета осуществляется по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством

Если председатель сельского совета отсутствует в связи с болезнью, отпуском, командировкой или по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность) и в это время его обязанности выполняет секретарь сельского совета, для решения вопроса об установлении доплаты секретарю необходимо руководствоваться п.п. «г» п.п. 1 п. 2 постановления № 268. Указанной нормой предусмотрено установление доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Как следует из ее формулировки, такая доплата может устанавливаться только в случае выполнения специалистом обязанностей временно отсутствующего руководителя структурного подразделения. На это и обращает внимание Минтруда в комментируемом письме.
Исходя из этого секретарю сельсовета доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего председателя сельского совета не может быть установлена, поскольку председатель сельсовета не является руководителем структурного подразделения. Со своей стороны отметим, что на время выполнения дополнительных обязанностей секретарю этого совета может быть увеличен размер премии.

Если же должность председателя сельского совета вакантна
(в случае досрочного прекращения полномочий), и полномочия председателя сельского совета осуществляет секретарь этого совета, доплата за выполнение обязанностей председателя секретарю сельского совета не устанавливается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено установление такой доплаты по вакантной должности

8

Госслужащему на протяжении года предоставлено два ежегодных отпуска — за текущий и за прошлый год. Имеет ли он право на две материальные помощи на оздоровление, по одной
к каждому
ежегодному
отпуску?

Письмо от 19.07.2010 г. № 671/13-84-10
Частью 1 ст. 35 Закона о госслужбе

предусмотрено предоставление госслужащим ежегодного отпуска продолжительностью 30 календарных дней с выплатой помощи
для оздоровления в размере должностного оклада.
При этом согласно п.п. 3 п. 2 постановления № 268 руководителям органов предоставлено право при наличии средств предоставлять работникам помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы
работника.
Это одна и та же помощь, выплата которой при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада является обязательной, а при наличии средств такая помощь может быть предоставлена в размере среднемесячной заработной платы.

При этом во время формирования фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривается одна помощь для оздоровления.
Статьей 11 Закона об отпусках запрещается непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд. Если же работник все-таки не был в отпуске и намеревается использовать свое право на отпуск в текущем году за предыдущий год, то выплата помощи для оздоровления за отработанный период проводится за счет экономии фонда оплаты труда без притеснений для других работников

Заметим, что указанный вопрос уже рассматривался на страницах нашей газеты (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 46, с. 24). Отвечая на него, специалистом Минтруда были предоставлены аналогичные разъяснения

9

Выплачивается ли заведующему учебно-методического кабинета и методисту медицинского университета надбавка за выслугу лет? Имеют ли они право на материальную помощь на оздоровление? На отпуск какой продолжительности они имею
право?

Письмо от 06.07.2010 г. № 634/13/84-10
Согласно Перечню № 963 должности заведующего учебно-методического кабинета и методиста отнесены к педагогическим работникам.
Согласно постановлению № 78 педагогическим работникам выплачивается надбавка за выслугу лет ежемесячно в процентах к должностному окладу в зависимости от стажа педагогической работы и материальная помощь на оздоровление в размере месячного должностного оклада при предоставлении ежегодного отпуска.
Что касается продолжительности ежегодного отпуска, то согласно ч. 6 ст. 6 Закона об отпусках руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56 календарных дней в порядке, утвержденном КМУ.
Так, согласно приложению к Порядку № 346 (раздел IV «Высшие учебные заведения, заведения последипломного образования, профессионально-технические учебные заведения») методисту и заведующему учебно-методического (учебного) кабинета, отдела, лаборатории установлена продолжительность ежегодного основного отпуска 42 календарных дня

Как подчеркнуло Минтруда в комментируемом письме, должности заведующего учебно-методического кабинета и методиста отнесены к педагогическим работникам. Следовательно, такие работники имеют право на:
— надбавку за выслугу лет согласно постановлению № 78;
— материальную помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска согласно приказу № 557;
— ежегодный основной отпуск продолжительностью 42 календарных дня согласно Порядку № 346

 

Материал подготовила Ольга ВИТКОВСКАЯ,
 экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше