Темы статей
Выбрать темы

На пороге новогодние праздники: проведение мероприятий по их празднованию

Редакция ББ
Статья

НА ПОРОГЕ НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ: ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ ПРАЗДНОВАНИЮ

 

Новый год и Рождество — именно те праздники, которых ждут люди независимо от возраста — от малышей до их дедушек и бабушек. Праздничные мероприятия, проводимые в каждом населенном пункте, посещают тысячи празднично настроенных почитателей этих праздников. Но если для посетителей проведение праздника — приятное событие, то для организаторов — достаточно ответственное дело.

Итак, какие бюджетные учреждения могут проводить такие мероприятия, какие расходы можно производить при их проведении и какая документация должна сопровождать проведение мероприятий? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Елена МОРЕВА, консультант

 

Начнем с того, что мероприятия по празднованию новогодних и рождественских праздников могут проводиться учреждениями и заведениями культуры, а также учреждениями и заведениями, осуществляющими реализацию соответствующих программ (мероприятий) для детей, молодежи, женщин и семьи.

Кроме того, иногда проведение мероприятий по празднованию поручается учреждениям и заведениям образования.

При этом заведения

культуры руководствуются Методическими рекомендациями по порядку проведения культурно-художественных мероприятий, творческих программ и проектов в сфере культуры, утвержденными приказом Министерства культуры и туризма Украины от 10.04.2009 г. № 230/0/16-09 (далее — Методические рекомендации).

В свою очередь заведения, осуществляющие реализацию соответствующих программ (мероприятий) для

детей, молодежи, женщин и семьи, руководствуются Положением о порядке реализации программ и проведения мероприятий по вопросам детей, молодежи, женщин и семьи, утвержденным приказом Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины от 01.11.2000 г. № 2111 (далее — Положение № 2111).

Для заведений и учреждений сферы

образования не существует отдельного нормативного документа по проведению праздничных мероприятий.

Согласно

п. 5.1 Положения № 2111 за месяц до установленного срока проведения конкретной программы (мероприятия) составляется и утверждается Положение о программе (мероприятии) (далее — Положение). В Положении определяются дата и место проведения, сценарный план, характеристика материально-технического обеспечения, структура расходов с указанием бюджетных и внебюджетных источников, размер долевого участия организаций-участников (если их несколько) и взносов за участие, общая численность физических лиц — участников программы (мероприятия), перечень учреждений (организаций), которые привлекаются для выполнения соответствующих работ и предоставления определенных услуг, связанных с проведением программы (мероприятия).

В соответствии с

п. 3.6 Методических рекомендаций ответственные за выполнение и реализацию мероприятия обеспечивают не позднее чем за 20 дней до установленного срока его проведения подачу организаторами — исполнителями указанного мероприятия Положения в Минкультуры (или соответствующее управление культуры по местным программам).

Положение в обязательном порядке согласовывается с финансовой службой организации — распорядителя средств.

Положение утверждается руководителем учреждения, согласно календарному плану которого осуществляется программа (мероприятие), по согласованию с организациями, средства которых привлекаются для финансирования программы (мероприятия).

В соответствии с утвержденным Положением (если этого требует данная программа или мероприятие) формируются списки участников (физических лиц) программы (мероприятия) и утверждаются руководителем ответственного учреждения. К участникам программ (мероприятий) относятся лица, которые принимают непосредственное участие в программе (мероприятии) и расходы на содержание (или частичное содержание) которых финансируются за счет сметы на проведение программы (мероприятия).

Согласно

п. 5.2 Положения № 2111 и п. 5.7 Методических рекомендаций финансирование программы (мероприятия) осуществляется в два этапа:

1) для обеспечения подготовки и проведения программы (мероприятия) выделяется 75 % средств, определенных сметой;

2) остальные средства перечисляются после проведения программы (мероприятия) и подачи отчета с учетом перерасчета на фактические расходы.

При финансировании долгосрочных мероприятий и мероприятий, срок проведения которых превышает месяц, средства выделяются поэтапно согласно графику их проведения и финансирования.

Расходы на проведение отдельных мероприятий среди детей и молодежи, к которым относятся и новогодние праздники, осуществляются согласно

Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495 (далее — Инструкция № 495), по КЭКР 1172 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенных к мероприятиям развития».

 

СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТЫ

Расходы на проведение мероприятия можно разделить на

два основных направления:

— расходы непосредственно на подготовку и проведение мероприятия;

— расходы, связанные с пребыванием участников мероприятия на таком мероприятии, и командировочные расходы.

Положение № 2111

различает смету доходов и расходов учреждения и смету расходов (индивидуальную смету) на проведение программы (мероприятия).

Смета доходов и расходов учреждения

— это основной планово-финансовый документ, определяющий общий объем и направления использования средств, утвержденных учреждению на год в соответствии с бюджетными назначениями для выполнения функций и достижения целей. То есть это обычная смета, которую составляет каждая бюджетная организация.

Смета расходов (индивидуальная смета) на проведение программы (мероприятия)

определяет общий объем и структуру расходов на подготовку и проведение конкретной программы (мероприятия), предусмотренной календарным планом программ (мероприятий) в пределах средств, утвержденных сметой доходов и расходов, по соответствующему коду бюджетной классификации, и данные о фактическом использовании средств. То есть это смета, касающаяся только отдельного мероприятия.

Методические рекомендации

также выделяют смету расходов (индивидуальную смету) на проведение программы (мероприятия). Кроме того, различают расчетную смету расходов на проведение мероприятия, исполнительную смету расходов на проведение мероприятия и сводную смету расходов.

Расчетная смета расходов на проведение мероприятия

— это документ, содержащий расчеты плановых статей расходов на подготовку и проведение мероприятия и фактические расходы за осуществленные работы, услуги и на подготовку и реализацию творческого проекта (гастрольного мероприятия).

Исполнительная смета расходов на проведение мероприятия

— это документ, содержащий данные о фактическом перечислении и использовании средств.

Сводная смета расходов учитывает

все источники финансирования (в случае финансирования на долевых принципах).

Остановимся подробнее на смете расходов (индивидуальная смета) на проведение программы (мероприятия).

В смету расходов на проведение программы (мероприятия)

включаются только те расходы, необходимость и законность которых обусловлены характером и спецификой программы (мероприятия), исходя из действительной потребности в средствах и с учетом соблюдения режима экономии и эффективного использования средств.

Планирование расходов на проведение программы (мероприятия) осуществляется исходя из количества участников, продолжительности мероприятий, места проведения в соответствии с Положением, условиями приглашения и соглашений между соисполнителями программы.

Как определено в

п. 7.2 Положения № 2111, при определении объема средств в смету расходов для проведения конкретной программы (мероприятия) расходы включаются в пределах ассигнований, утвержденных сметами доходов и расходов учреждения, с учетом норм расходов.

Расходы, на которые нормы не утверждены, рассчитываются на основании расчетов (калькуляций) в соответствии с договорами, заключенными с исполнителями определенных работ или услуг, перечнем материалов, товаров и т. п. При этом учитывается уровень фактических расходов по таким же расходами за прошлые отчетные периоды.

Бюджетные средства, запланированные и выделенные на программы и мероприятия,

не могут быть направлены на приобретение основных средств — мебели, оргтехники, компьютеров, транспортных средств и т. п. (кроме случаев, когда осуществление таких расходов предусмотрено соответствующим решением органов исполнительной власти с определением их объемов), а также на расходы для содержания учреждений и общественных организаций и объединений.

В календарный план включаются только программы (мероприятия), осуществление которых за счет бюджетных средств соответствующих уровней бюджета предусмотрено действующим законодательством и финансирование которых обеспечено средствами, запланированными в смете соответствующего учреждения. Объем средств на реализацию каждой программы (мероприятия) определяется индивидуальной сметой

на основании отдельных расчетов.

Заведения культуры при составлении сметы расходов (индивидуальной сметы) на проведение программы (мероприятия) должны использовать форму, приведенную в

Методических рекомендациях, заведения, осуществляющие реализацию соответствующих программ (мероприятий) для детей, молодежи, женщин и семьи, — форму, приведенную в Положении № 2111.

Как указывалось выше, для учреждений и заведений сферы образования нет нормативного документа, которым бы они могли руководствоваться при проведении мероприятий. Однако ввиду того, что учреждения и заведения образования иногда все же проводят праздничные мероприятия, приведем условный пример составления ими сметы на проведение новогоднего праздника.

 

img 1
img 2

 

Также обратим внимание на вопрос составления смет при проведении

общегосударственных мероприятий.

Общегосударственные мероприятия относятся к

централизованным мероприятиям, к которым, в свою очередь, относятся мероприятия по организации и осуществлению непосредственно аппаратом главного распорядителя или аппаратом уполномоченного им распорядителя нижестоящего уровня или уполномоченным им учреждением закупок товаров, работ и услуг в рамках реализации утвержденных в установленном порядке государственных целевых программ, а также общегосударственных мероприятий программного характера с целью обеспечения соответствующими товарами, работами, услугами заведений и учреждений системы главного распорядителя и/или соисполнителей соответствующих государственных целевых программ.

Кстати,

постановлением КМУ «Некоторые вопросы обеспечения проведения новогодних и рождественских праздников для детей» от 29.11.2010 г. № 1078 предусмотрено обеспечение проведения новогодних праздников для детей, нуждающихся в особом социальном внимании и поддержке, в Национальном дворце искусств «Украина».

Госказначейство в

письме от 23.03.2010 г. № 15-06/615-5051 отметило, что смета на проведение централизованного мероприятия составляется по форме сметы, утвержденной приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении докумен-тов, применяемых в процессе исполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57.

Однако еще раз отметим: это касается

только централизованных мероприятий .

 

ОПЛАТА ТРУДА

Расходы на заработную плату (выплату гонорара) с начислениями предусматриваются только для выплаты вознаграждения работникам, привлекаемым к выполнению работ (предоставлению услуг) по подготовке, проведению, выполнению программы (мероприятия) на основании договора гражданско-правового характера.

Такой договор для выполнения определенной работы привлеченными работниками заключается

при условии невозможности выполнения такой работы штатными работниками учреждений. Расходы на оплату труда при этом исчисляются исходя из средних размеров должностных окладов (ставок заработной платы), утвержденных для аналогичных категорий работников соответствующих отраслей, и отработанного времени.

При этом в договоре гражданско-правового характера и в расчетах к смете

приводится ссылка на нормативный акт по оплате труда, согласно которому осуществлены расчеты.

Для мероприятий, проводимых учреждениями и заведениями культуры, имеется еще одно требование, которое определено

п.п. 5.8.5 Методических рекомендаций. Так, расходы на оплату труда лиц по договору гражданско-правового характера не могут превышать нижний предел схемы тарифных разрядов, утвержденных для концертных организаций государственной подчиненности в соответствии с приказом Министерства культуры и туризма Украины «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745.

Штатным

работникам учреждений, которые непосредственно привлекаются к подготовке и участию в программах (мероприятиях), сохраняется заработная плата по основному месту работы.

Также отметим, что такие денежные выплаты, как премии, стипендии, вознаграждения, материальная помощь, за счет бюджетных средств, предусмотренных на выполнение программ (мероприятий),

не осуществляются.

 

ОПЛАТА ПРОЕЗДА, СУТОЧНЫХ И ПИТАНИЯ

Мероприятия по празднованию могут быть как невыездными, так и выездными.

При проведении выездных программ (мероприятий) возмещение участникам расходов на проезд, суточные, проживание осуществляется

в порядке и в размерах, определенных действующим законодательством.

При этом следует руководствоваться

постановлением КМУ «О нормах возмещения командиро-вочных расходов в пределах Украины и за границу» от 23.04.99 г. № 663 и Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. № 59.

Расходы на проезд участников к месту проведения программы (мероприятия) в оба конца, суточные в пути

оплачивает сторона, направляющая участников. При этом в случае отсутствия средств у стороны, направляющей участников программы (мероприятия), сторона, проводящая программу (мероприятие), может осуществлять компенсацию командировочных расходов путем проведения расчетов через авизо при условии, что эти расходы были предусмотрены в смете на проведение программы (мероприятия).

Другие расходы на содержание участников (проживание, питание или суточные) по договоренности

может возмещать сторона (организация), проводящая программу (мероприятие).

Суточные участникам при проведении программы (мероприятия) на выезде выплачиваются согласно утвержденным действующим законодательством нормам возмещения командировочных расходов только в том случае,

если участники во время участия в мероприятии не обеспечиваются питанием.

При проведении международных мероприятий размеры расходов на проезд и проживание, выплату суточных определяются с учетом условий приглашения и согласно действующему законодательству.

Возмещение расходов за проживание участников мероприятий (реализации программы) осуществляется в размере фактических расходов

при наличии подтверждающих документов (в оригинале).

При планировании расходов на питание следует исходить из того, что участники программ (мероприятий) могут обеспечиваться питанием только в дни их непосредственного участия в мероприятии.

Расходы на питание участников программ (мероприятий) включаются в индивидуальные сметы расходов согласно утвержденным спискам участников и количеству дней питания.

При проведении мероприятия учреждениями и заведениями, осуществляющими реализацию соответствующих программ (мероприятий) для детей, молодежи, женщин и семьи, применяются

натуральные нормы. Согласно п.п. 9.3.5 Положения № 2111 расходы на питание участников программ (мероприятий) включаются в индивидуальные сметы расходов согласно натуральным нормам, которые приведены в приложении 4 к Положению № 2111 в денежном эквиваленте, определенном по ценам, действующим в данной местности.

При проведении программ (мероприятий) местного, областного и межобластного уровней натуральные нормы применяются с коэффициентом 0,8; всеукраинского — с коэффициентом 1; международного — с коэффициентом 2.

 

РАСХОДЫ НА НАГРАЖДЕНИЕ И ПОДАРКИ

В рамках проведения новогоднего праздника может быть предусмотрено награждение, например, выдающихся деятелей города, района по итогам работы за год и т. п.

В соответствии с

п. 9.4 Положения № 2111 расходы на награждение (денежные вознаграждения и призы) в первую очередь осуществляются за счет средств призового фонда, который создается из взносов участников программ (мероприятий) (организаций-участников) за счет внебюджетных средств.

При отсутствии такого фонда расходы на денежные вознаграждения и призы предусматриваются в сметах расходов в размерах, приведенных в

приложении 5 к Положению № 2111.

Расходы на приобретение подарков, памятных сувениров для участников массовых программ (мероприятий), посвященных празднованию праздников и определенных календарных дат, в том числе рождественских и новогодних праздников, определяются исходя из норм, установленных для поощрительных призов в

п.п. 9.4.2 Положения № 2111, и с учетом финансовых возможностей.

В учреждениях культуры в соответствии с

п.п. 5.8.12 Методических рекомендаций расходы на приобретение подарков, памятных сувениров для участников мероприятий определяются в каждом случае отдельно, с учетом финансовых возможностей и по предварительному согласованию с Минкультуры.

Кроме того, отметим: если средства на проведение праздников, конкурсов и приобретение призов (выплата вознаграждений для участников и победителей таких мероприятий) предусмотрены в местном бюджете по соответствующему коду программной классификации расходов, то такие вознаграждения, в том числе призы и подарки,

не подлежат налогообложению на основании п.п. 4.3.1 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV. Подробнее по этому поводу см. консультацию «Призы и подарки в рамках программы городского совета: облагать ли их НДФЛ?» («Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 23, с. 13).

 

ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Расходы на оплату услуг за использование транспорта для перевозки участников программ (мероприятий) в пределах территории их проведения рассчитываются на основании заключенных с транспортной организацией соглашений на обслуживание.

В соглашении обязательно указываются маршрут, километраж и общая сумма предоставленных услуг.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ, ОТЧЕТНОСТЬ, КОНТРОЛЬ

В Положении обязательно указываются источник финансирования, объем расходов и порядок отчетности. Учреждение, получившее бюджетные средства на проведение мероприятия в сроки, установленные в приказе о перечислении средств, подает после проведения мероприятия учреждению, выделявшему средства на его проведение, отчет и данные об исполнении сметы.

Контроль за использованием средств, выделенных на проведение мероприятия, осуществляется заведением, учреждением, организацией, выделявшей средства.

При этом подаются следующие документы:

— фактические списки участников мероприятия, подписанные руководителем (уполномоченным лицом), ответственным за проведение мероприятия;

— копия приказа на проведение мероприятия, в котором определяются срок и место его проведения, количество участников;

— заверенная уполномоченным лицом и печатью организации-исполнителя мероприятия смета мероприятия;

— отчет о реализации программы, проведении мероприятия, который подается в произвольной форме.

В отдельных случаях по требованию финансово-экономического управления предоставляются другие документы, такие как:

— копии договоров на выполнение работ или предоставление услуг с организациями, обслуживающими мероприятие;

— копии трудовых соглашений с привлеченными работниками на выполнение определенных работ и ведомостей о выплате заработной платы; счета на оплату и копии накладных на приобретение товаров, призов, подарков, предоставленных услуг и т. п.;

— заверенные ответственным учреждением копии сведений о вручении призов; акты списания товарно-материальных ценностей;

— копии калькуляций стоимости человеко-дня питания одного участника и акт закрытия питания; акт выполненных работ или предоставленных услуг;

— документы о подтверждении расходов на проезд и проживание;

— другие необходимые документы, касающиеся проведения мероприятия.

Ответственность за эффективное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на проведение мероприятия, своевременную и достоверную подачу отчетности о понесенных расходах и их соответствии плановым назначениям несут руководитель и главный бухгалтер организации — исполнителя мероприятия согласно действующему законодательству.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше