Темы статей
Выбрать темы

Об оказании методологической помощи

Редакция ББ
Письмо

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

ОБ ОКАЗАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Письмо от 15.12.2010 г.

 

Минэкономики на многочисленные обращения распорядителей государственных средств с целью оказания методологической помощи по применению законодательства в сфере государственных закупок сообщает.

С 30.07.2010 г. введен в действие Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон), устанавливающий правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

Согласно части второй статьи 2 Закона условия, порядок и процедуры закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств могут устанавливаться или изменяться исключительно данным Законом, кроме случаев, предусмотренных этим Законом.

 

По вопросу закупок услуг почтовой связи, телекоммуникационных услуг, услуг централизованного водоснабжения и водоотведения, электрической энергии, централизованной поставки тепловой энергии и других предметов закупок, определенных в части четвертой статьи 2 Закона

Отдельными законами Украины определяются особенности осуществления закупки товаров, работ и услуг, определенные в части четвертой статьи 2 Закона. В то же время перечень случаев, на которые не распространяется действие Закона, установлен в части третьей статьи 2 этого Закона.

Согласно пункту 5 раздела ХI «Заключительные положения» Закона Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу этого Закона поручено разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, которые определяют особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг, указанных в абзаце втором части второй и части четвертой статьи 2 данного Закона.

До принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов закупка указанных товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с этим Законом. Закупка может осуществляться путем применения одной из процедур, предусмотренных статьей 12 Закона.

В соответствии с частью пятой статьи 2 Закона запрещаются заключение договоров, предусматривающих расходование государственных средств, и/или оплата заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных данным Законом.

 

О выполнении договоров, заключенных до введения в действие Закона, и внесении изменений в них (заключении дополнительных соглашений)

Согласно части первой статьи 629 Гражданского кодекса Украины договор является обязательным для выполнения сторонами.

В соответствии с частью первой статьи 631 Гражданского кодекса Украины сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права, исполнить свои обязанности согласно договору.

Таким образом, если договор не прекратил действие в установленном законодательством порядке и обязательства, принятые заказчиком (участником), не выполнены, выполнение обязательств сторонами договора должно осуществляться с соблюдением норм Гражданского кодекса Украины.

Согласно статье 5 Гражданского кодекса Украины акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность.

Учитывая, что Закон не содержит норму об обратном действии во времени, нормы этого Закона не распространяются на договоры о закупке, заключенные до введения его в действие, т. е. до 30.07.2010 г.

При этом выполнение обязательств сторонами договора без изменения условий договора о закупке, заключенного до вступления в силу Закона, не требует применения норм этого Закона.

Вместе с тем в соответствии с частью пятой статьи 40 Закона условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке.

По вопросу дополнительных соглашений к действующим договорам в начале года на сумму до 15 % от суммы заключенного договора

Заключение дополнительных соглашений к действующим договорам в начале года на сумму до 15 % от суммы заключенного договора Законом не предусмотрено.

Вместе с тем сообщаем, что при заключении дополнительных соглашений к договору после введения в действие Закона заказчик должен учитывать требования этого Закона.

 

По вопросу обязанности заказчика требовать все квалификационные критерии согласно требованиям статьи 16 Закона, а также перечня документов, которые может требовать заказчик для их подтверждения

В соответствии с частью второй статьи 16 Закона для участия в процедурах закупок участники должны иметь квалификационные данные, соответствующие следующим критериям: наличие оборудования и материально-технической базы; наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт; наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных договоров; наличие финансовой возможности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам).

Вместе с тем в соответствии с частью четвертой статьи 16 Закона документы, не предусмотренные законодательством для участников или участников предварительной квалификации — физических лиц, в том числе физических лиц — предпринимателей, не подаются ими в составе предложения конкурсных торгов или квалификационного предложения и не требуются при проведении переговоров с участником (в случае применения процедуры закупки у одного участника).

Таким образом, заказчик требует от участников или участников предварительной квалификации предоставления ими документально подтвержденной информации об их соответствии всем квалификационным критериям, определенным в статье 16 Закона, поскольку указанная норма Закона является императивной.

При этом в соответствии с частью третьей статьи 16 Закона определенные заказчиком согласно этой статье квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников или участников предварительной квалификации о соответствии их таким критериям, указываются в документации конкурсных торгов или квалификационной документации и требуются при проведении переговоров с участником (в случае применения процедуры закупки у одного участника).

В то же время частью третьей статьи 5 Закона определено, что заказчик не может устанавливать дискриминационные требования к участникам.

 

По вопросу внесения изменений в типовой договор о закупке

В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 8 Закона определено, что основными функциями Минэкономики являются разработка и утверждение, в частности, типового договора о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства.

Вместе с тем частью четвертой статьи 179 Хозяйственного кодекса Украины определено, что при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия.

Руководствуясь этим, заказчики не могут отступать от содержания типового договора о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного приказом Минэкономики от 27.07.2010 г. № 925 «Об утверждении Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкции по заполнению Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства», но имеют право конкретизировать его условия.

 

По вопросу опубликования документов о проведении государственных закупок на английском языке

В соответствии со статьей 15 Закона при проведении процедур закупок все документы, подготавливаемые заказчиком, излагаются на украинском языке, а также по решению заказчика одновременно все документы могут иметь

аутентичный перевод на другой язык. Определяющим является текст, изложенный на украинском языке. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 10 этого Закона, документы заказчика по процедуре закупки, предусмотренные данным Законом, излагаются на украинском и английском языках. Тексты должны быть аутентичными, определяющим является текст, изложенный на украинском языке.

Вместе с тем в соответствии с частью четвертой статьи 10 Закона объявления о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки обязательно дополнительно размещаются в международном информационном издании по вопросам государственных закупок Уполномоченного органа и на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров — 200 тыс. евро; для услуг — 300 тыс. евро; для работ — 500 тыс. евро.

 

По вопросу опубликования документов по вопросам государственных закупок в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок

Статьей 10 Закона определен перечень информации, подлежащей обнародованию на веб-портале Уполномоченного органа и опубликованию в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.

В то же время даты и сроки, в которые такая информация должна быть обнародована и опубликована, установлены соответствующими статьями Закона в зависимости от выбранной заказчиком процедуры.

Вместе с тем пунктом вторым приказа Минэкономики от 28.07.2010 г. № 932 «Об определении официального печатного издания по вопросам государственных закупок, международного информационного издания по вопросам государственных закупок и веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок» Государственному хозрасчетному издательско-полиграфическому предприятию «Внешторгиздат» поручено осуществлять издание официального печатного издания по вопросам государственных закупок; издание международного информационного издания по вопросам государственных закупок; наполнение веб-портала Уполномоченного органа в сфере закупок.

При этом если Законом установлена обязанность заказчика обеспечить публикацию в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок соответствующей информации, то это заказчик может осуществить путем направления такой информации в ГХИПП «Внешторгиздат».

При этом направление заказчиком указанных документов на публикацию почтовой и другой связью не является официальной публикацией в понимании Закона.

В свою очередь, в соответствии со статьей 42 Закона договор о закупке является ничтожным в случае его заключения в период обжалования процедуры закупки согласно статье 18 этого Закона, а также в случае его заключения с нарушением сроков, предусмотренных абзацами третьим, четвертым части второй статьи 31, абзацем четвертым части пятой статьи 36 и абзацем первым части третьей статьи 39 этого Закона.

 

По вопросу закупок, имеющих сложный или специализированный характер (применения других критериев оценки, кроме цены)

В соответствии с частью пятой статьи 28 Закона заказчик определяет победителя торгов из числа участников, предложения конкурсных торгов которых не были отклонены согласно этому Закону (в количестве не менее двух), на основе критериев и методики оценки, указанных в документации конкурсных торгов.

Критериями оценки являются: в случае осуществления закупки товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или предоставляемых не по отдельно разработанной спецификации (техническому проекту), для которых существует постоянно действующий рынок, — цена; в случае осуществления закупки, имеющей сложный или специализированный характер (в том числе консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, опытно-конструкторских работ), — цена вместе с другими критериями оценки, в частности такими: качество выполнения работ, услуг; условия оплаты; срок выполнения; гарантийное обслуживание; эксплуатационные расходы; передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров, включая использование местных ресурсов, в том числе средств производства, рабочей силы и материалов для изготовления товаров, выполнения работ, предоставления услуг, предлагаемых участником. При этом Закон не содержит определение понятия «закупка, имеющая сложный или специализированный характер».

Вместе с тем отнесение закупки предмета закупки к имеющей сложный или специализированный характер производится заказчиком самостоятельно. В то же время такое решение должно быть документально обоснованным.

 

По вопросу проведения закупок коммунальными предприятиями

В соответствии с пунктом 10 части первой статьи 1 Закона заказчики — это распорядители государственных средств, осуществляющие закупку в порядке, определенном этим Законом.

Пунктом 27 части первой статьи 1 Закона определено, что распорядитель государственных средств — это органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения, организации, определенные Конституцией и другими актами законодательства Украины, а также учреждения или организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, а также предприятия и их объединения.

Согласно пункту 21 части первой статьи 1 Закона предприятия — это предприятия, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственные, казенные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов, объединения таких предприятий (хозяйственных обществ).

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 1 Закона государственные средства — средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, средства Национального банка Украины, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, средства общеобязательного государственного социального страхования, средства общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, средства общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, средства, предусмотренные Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», средства учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями или органами местного самоуправления, средства государственных и местных фондов, средства государственного оборонного заказа, средства государственного заказа для удовлетворения приоритетных государственных нужд, средства государственного материального резерва, средства Аграрного фонда, средства Фонда социальной защиты инвалидов, средства, предоставляемые заказчикам под гарантии Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления по кредитам, займам, которые предоставляются иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями или на условиях софинансирования совместно с иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, средства предприятий и их объединений.

Таким образом, коммунальные предприятия подпадают под термин «предприятия», определенный в пункте 21 части первой статьи 1 Закона, который в свою очередь обязывает их осуществлять закупку товаров, работ и услуг в порядке, установленном этим Законом, не только за государственные средства, предусмотренные в пункте 4 части первой статьи 1 Закона, а также за другие средства, полученные ими от финансово-хозяйственной деятельности.

 

По вопросу проведения закупок субъектами естественных монополий

В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона Украины «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий осуществляют закупку товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями и процедурами, определенными Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» независимо от доли государственной собственности в их уставном капитале.

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК ЗА ГОССРЕДСТВА: РАЗЪЯСНЯЕТ МИНЭКОНОМИКИ

Спустя 5 месяцев со дня вступления в силу

Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-IV (далее — Закон) Минэкономики решило разъяснить наиболее актуальные вопросы, касающиеся применения законодательства в сфере государственных закупок. Рассмотрим их по порядку.

Вопросы 1, 2, 3.

Пожалуй, на сегодняшний день эти вопросы являются для заказчиков процедур закупок (распорядителей бюджетных средств) одними из самых актуальных. И это неудивительно, ведь в ч. 4 ст. 2 Закона перечислены товары, работы и услуги, закупка которых определяется отдельными законами Украины. Однако, как известно, до сих пор такие документы так и не были приняты.

Не менее интересно обстоят дела с заключением дополнительных соглашений к действующим договорам.

Подробно все эти вопросы мы рассматривали в статье «Закупка услуг по теплоснабжению» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 47).

Вопрос 4.

Как указано в ст. 16 Закона, к участию в процедуре закупки допускаются участники, которые должны подтвердить соответствие определенным квалификационным критериям. При этом Минэкономики в комментируемом письме отмечает, что заказчик требует от участников или участников предварительной квалификации подачи ими документально подтвержденной информации об их соответствии всем квалификационным критериям, поскольку указанная норма Закона является императивной. Таким образом, участники должны подтвердить соответствие всем квалификационным критериям, так как это является обязательным требованием Закона.

Известно, что в

Законе не указано, какие именно документы должен подать участник для подтверждения квалификационных критериев, и не содержится требований к содержанию указанных документов. В связи с тем, что формы таких документов не утверждены, считаем, что они могут составляться в произвольной форме. Подробнее об этом читайте в статье «Закупка услуг по теплоснабжению» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 47).

Вопрос 5.

По результатам процедуры закупки между заказчиком и участником заключается договор о закупке, предусматривающий предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары. Напомним, что Типовая форма договора о закупке товаров (работ, услуг) за государственные средства и Инструкция по его заполнению утверждены приказом Минэкономики от 27.07.2010 г. № 925 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 33).

Достаточно часто в ходе выполнения договора о закупке возникает вопрос о возможности и правомерности внесения каких-либо изменений в этот документ. В

письме обращается внимание на то, что заказчики не могут отступать от содержания типового договора, однако имеют право конкретизировать его условия. Добавим, что при этом также нужно помнить о требованиях ч. 5 ст. 40 Закона, а именно: условия договора о закупке не должны изменяться после подписания договора до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами цены договора.

Вопрос 6.

В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 10 Закона, объявление о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки должно дополнительно размещаться в международном информационном издании по вопросам государственных закупок. При этом такие документы излагаются на украинском и английском языках. В соответствии с приказом Минэкономики от 28.07.2010 г. № 932 международным информационным изданием по вопросам государственных закупок является международное печатное издание «Announcer of the public purchasing».

Вопрос

7. Перечень документов, подлежащих обнародованию на официальном общегосударственном веб-портале «Государственные закупки» (www.tender.me.gov.ua) и публикации в официальном печатном издании по вопросам государственных закупок (информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»), а также сроки, в течение которых такая информация должны быть размещена, установлены ст. 10 Закона.

Порядок направления такой информации заказчиками Государственному хозрасчетному издательско-полиграфическому предприятию «Внешторгиздат» установлен

Инструкцией подачи, приема, регистрации и размещения информации о государственных закупках в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и на официальном общегосударственном веб-портале «Государственные закупки». Так, информацию для публикации заказчики подают лично, по телефаксу или через веб-портал, а информацию для размещения на веб-портале — по электронной почте.

В связи с этим в

письме делается вывод: в случае направления заказчиком информации для публикации и обнародования по почте и другим способом, это не является официальным опубликованием в понимании Закона.

Вопрос 8.

В ряде случаев заказчик для определения победителя руководствуется критериями оценки, перечисленными в ч. 5 ст. 28 Закона. Так, в случае осуществления закупок, имеющих сложный или специализированный характер (в том числе консультационных услуг, научных исследований, экспериментов и разработок, опытно-конструкторских работ), кроме такого критерия, как цена, используются также и другие критерии оценки.

Поскольку в

Законе нет определения понятия «закупка, имеющая сложный или специализированный характер», Минэкономики разрешает заказчикам самостоятельно принимать решение об отнесении предмета закупки к закупкам, которые имеют сложный или специализированный характер. При этом такое решение заказчик должен обосновать документально.

Вопрос 9.

Аналогичное мнение по этому вопросу Минэкономики высказывало и в письме от 21.09.2010 г. № 3303-25/9208-12.

Вопрос 10.

Правовые, экономические и организационные основы деятельности субъектов естественных монополий регулируются Законом Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 г. № 1682-III, к которым относятся субъекты хозяйствования (юридические лица) какой-либо формы собственности, которые производят (реализуют) товары на рынках, и находятся в состоянии естественной монополии. Учитывая, что для субъектов естественных монополий Законом не предусмотрено никаких исключений, то закупку товаров, работ и услуг они должны осуществлять в общем порядке, т. е. с учетом требований и процедур, установленных Законом.

Как видим, Минэкономики в комментируемом письме достаточно уклончиво ответило на многие вопросы, в большей степени ограничившись лишь цитированием норм Закона. Надеемся, что в следующем году эти вопросы все-таки будут урегулированы и мы с вами получим на них более конкретные ответы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше