Темы статей
Выбрать темы

Налоговый кодекс: первое знакомство

Редакция ББ
Статья

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

 

С 1 января 2011 года вступит в силу Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, который станет основным налоговым документом, регулирующим отношения в сфере взимания налогов и сборов. Уникальность этого документа заключается в том, что он определяет не только общие правила администрирования налогов и сборов (заполнение и подача налоговой отчетности, уплата налоговых обязательств, проведение проверок, учет налогоплательщиков, а также привлечение к ответственности и применение штрафных санкций за нарушение налогового законодательства), но и виды налогов, сборов (обязательных платежей) и порядок их взимания.

В данном материале мы рассмотрим основные новшества в налогообложении, которые коснутся бюджетных учреждений уже с начала следующего года.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Бюджетные учреждения в процессе исполнения смет выступают плательщиками различных налогов и сборов (обязательных платежей). Рассмотрим, какие изменения ожидают таких налогоплательщиков с 1 января 2011 года в связи со вступлением в силу

НКУ.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Прежде всего заметим, что в соответствии с

п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ разд. III «Налог на прибыль предприятий» (ст. 133 — 161) вступит в силу лишь с 1 апреля (т. е. со II квартала) 2011 года. Поэтому до этой даты, т. е. в течение всего I квартала 2011 года, налогоплательщики будут работать и отчитываться по старым правилам, установленным Законом о налоге на прибыль. С 1 апреля 2011 года Закон о налоге на прибыль утратит силу (за исключением п. 1.20, действие которого будет продолжаться до 1 января 2013 согласно п.п. 2 п. 2 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ) и налогоплательщики будут руководствоваться нормами, установленными НКУ.

 

Плательщики

Согласно

ст. 133 НКУ плательщиками налога на прибыль из числа резидентов являются неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и/или доходов, подлежащих налогообложению.

При этом к

неприбыльным организациям (п.п. 14.1.121 НКУ) относятся предприятия, учреждения и организаций, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а осуществление благотворительной деятельности и меценатства, а также другой деятельности, предусмотренной законодательством.

Порядок налогообложения неприбыльных организаций регламентируется специальной

ст. 157 НКУ (по аналогии с п. 7.11. Закона о налоге на прибыль), согласно которой к неприбыльным организациям, в частности, относятся органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов (п.п. «а» п. 157.1 НКУ).

Как и прежде, для неприбыльных организаций установлен льготный режим налогообложения при условии, что такие организации зарегистрированы согласно требованиям законодательства и внесены органами государственной налоговой службы в Реестр неприбыльных организаций и учреждений. Такой Реестр ведется согласно

приказу ГНАУ от 11.07.97 г. № 232.

 

Объект налогообложения

В соответствии с

п. 157.2 НКУ от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1, полученные в виде:

— денежных средств или имущества, которые поступают безвозмездно либо в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;

— пассивных доходов;

— денежных средств или имущества, поступающих в такие неприбыльные организации в качестве компенсации стоимости полученных государственных услуг, в том числе доходов государственных учебных заведений, полученных от изготовления и реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, в том числе от предоставления платных услуг, связанных с их основной уставной деятельностью;

— дотаций или субсидий, полученных из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов либо в рамках технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи, кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, предоставляемые таким неприбыльным организациям либо через них их получателям согласно законодательству, с целью снижения уровня таких цен.

Как видим, перечень

доходов бюджетных учреждений, освобожденных от налогообложения, никаких изменений не претерпел.

Кроме того, как и прежде, к таким доходам относятся

собственные поступления бюджетных учреждений, зачисляемые в состав специального фонда бюджета в соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ. Так, доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1 ст. 157 НКУ, в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных учреждений и реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих соответствующую лицензию, содержащихся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы в следующем году.

При этом из суммы превышения доходов над расходами указанных неприбыльных организаций налог, предусмотренный в

п. 151.1 НКУ, не уплачивается. Перечни платных услуг, которые могут предоставляться указанными учреждениями, утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Налогообложение доходов, полученных бюджетными учреждениями, которые не указаны среди источников доходов, освобожденных от налогообложения, т. е.

налогооблагаемых доходов, осуществляется согласно требованиям п. 157.11 НКУ. В частности, налог на прибыль определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких других доходов. При этом расходы не могут превышать такие доходы.

Как и раньше, при исчислении суммы налогооблагаемой прибыли

сумма амортизационных отчислений не учитывается (п. 157.11 НКУ).

Таким образом, для бюджетных учреждений порядок исчисления налога на прибыль с 1 января 2011 года особо не изменится: они уплачивают налог на прибыль

при получении доходов от неосновной деятельности (п. 152.6 НКУ).

Есть, правда, некоторые моменты, на которые все же нужно обратить внимание:

— несколько подкорректировано определение термина «основная деятельность» (

п. 157.15 НКУ). Так, под основной деятельностью следует понимать деятельность неприбыльных организаций, которая определена для них как основная законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации, в том числе по предоставлению реабилитационных и физкультурно-спортивных услуг для инвалидов (детей-инвалидов), благотворительной помощи, просветительских, культурных, научных, образовательных, социальных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию систем социального самообеспечения граждан (негосударственные пенсионные фонды и другие подобные организации). При этом уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности, не предусматривающих получения прибыли в соответствии с нормами законов, регулирующих их деятельность;

— при получении доходов от неосновной деятельности, т. е. подлежащих налогообложению, следует учесть, что согласно

п. 137.1 НКУ доходы от реализации товаров признаются по дате перехода покупателю права собственности на товар, а при предоставлении услуг (выполнении работ) — по дате составления акта или другого документа, подтверждающего выполнение работ или предоставление услуг . Напомним, что момент перехода права собственности установлен в ст. 334 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, в которой указано, что право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом;

— как и прежде, центральный орган государственной налоговой службы устанавливает порядок учета и представления налоговой отчетности об использовании средств неприбыльных организаций, а также решает вопрос об исключении организаций из Реестра неприбыльных организаций и учреждений и налогообложении их доходов в случае нарушения ими положений

НКУ и других законодательных актов о неприбыльных организациях. При этом в п. 157.14 НКУ уточнено, что к таким нарушениям относится: использование освобожденных от налогообложения средств на цели, не предусмотренные уставом, в частности для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае денежные средства и имущество, использованные не по целевому назначению, считаются доходом и подлежат налогообложению в общем порядке.

 

Ставка налога

Согласно

п. 10 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ ставка налога на прибыль с 1 апреля по 31 декабря 2011 года — 23 %. Как уже отмечалось, в I квартале 2011 года учет налога на прибыль ведется по правилам, установленным Законом о налоге на прибыль, поэтому за этот период прибыль облагается налогом по ставке 25 %.

 

НДС

Плательщики налога

Согласно

п. 181.1 НКУ регистрация плательщиком НДС является обязательной в случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, в совокупности превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС).

Как видим, после вступления в силу

НКУ единственным критерием обязательной регистрации бюджетных учреждений плательщиком НДС окажется превышение объема налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев 300 тыс. грн.

И поэтому в случае превышения этого предела бюджетному учреждению предстоит в обязательном порядке зарегистрироваться плательщиком НДС, подав налоговому органу соответствующее регистрационное заявление не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем достижения 300-тысячного предела (

п. 183.2 НКУ), однако плательщиком НДС такое лицо станет только с первого числа месяца, следующего за таким месяцем (п. 183.10 НКУ).

 

Объект и база налогообложения

НКУ

расширено определение «поставка товаров» и введены понятия «место поставки товаров» и «место поставки услуг».

База налогообложения операций по поставке товаров/услуг (на таможенной территории Украины) по-прежнему определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со

ст. 39 НКУ, независимо от того, насколько эти величины отличаются.

Правило первого события для определения даты возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по НДС сохранится (

пп. 187.1, 198.2 разд. V НКУ). Также остались особые правила начисления НДС (по денежным расчетам) для таких операций:

— поставка коммунальных услуг и услуг ЖКХ (поставки тепловой энергии, газа, услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг, стоимость которых включается в состав квартирной платы), для которых датой возникновения налоговых обязательств по-прежнему будет являться дата зачисления средств на банковский счет плательщика налога, а датой возникновения права на налоговый кредит окажется дата списания средств с банковского счета в оплату приобретенных товаров, услуг (

п. 187.10 НКУ);

— поставка товаров (услуг) с оплатой за счет бюджетных средств, при которых налоговые обязательства будут отражаться по дате зачисления бюджетных средств на банковский счет плательщика налога (

п. 187.7 НКУ).

 

Операции, не являющиеся объектом обложения, и операции, освобожденные от налогообложения

Перечень операций, не являющихся объектом налогообложения, приведен в

ст. 196 НКУ. Часть операций, не являющихся объектом налогообложения согласно п. 3.2 Закона об НДС, теперь НКУ относит к операциям, освобожденным от налогообложения, а именно:

— предоставление государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (

п.п. 197.1.18 НКУ);

— бесплатная передача имущества в государственную собственность или коммунальную собственность (

п.п. 197.1.16 НКУ).

Что касается операций, освобожденных от налогообложения, то такие операции определены в

ст. 197 НКУ и в основном повторяют перечень операций, освобождавшихся от налогообложения в соответствии со ст. 5 Закона об НДС. При этом если ранее в ст. 5 Закона об НДС содержалась ссылка на то, что перечни образовательных услуг, услуг по здравоохранению и др., операции по предоставлению которых освобождаются от обложения НДС, должен был утверждать Кабмин, то теперь такие услуги указаны непосредственно в НКУ (пп. 197.1.2, 197.1.5, 197.1.7).

 

Распределение налогового кредита

Бюджетным учреждениям, которые осуществляют как освобожденные, так и облагаемые НДС операции, следует знать, что со следующего года изменяются правила пропорционального распределения налогового кредита по НДС (

ст. 199 НКУ).

Как и прежде, в состав налогового кредита включается та часть уплаченного (начисленного) НДС, которая соответствует части использования таких товаров/услуг в налогооблагаемых операциях (доля). Но принципиальным отличием является то, что такая часть определяется как отношение объемов по поставке налогооблагаемых операций (без учета сумм НДС) за предыдущий календарный год к совокупным объемам поставки облагаемых и не облагаемых налогом операций (без учета сумм НДС) за этот же предыдущий календарный год. Такая величина применяется

в течение текущего календарного года (п. 199.2 НКУ).

Плательщики, которые были созданы в текущем году, а также плательщики, у которых в предыдущем году не было не облагаемых налогом операций, рассчитывают долю по фактическим данным объемов по поставке облагаемых и не облагаемых налогом операций первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы такие операции. Такой

расчет подается в орган ГНС одновременно с налоговой декларацией отчетного налогового периода, в котором задекларированы такие облагаемые и не облагаемые налогом операции.

По итогам календарного года

осуществляется перерасчет доли исходя из фактических объемов осуществленных в течение года облагаемых и не облагаемых налогом операций.

Кроме того, нужно учесть, что в

НКУ предусмотрено ограничение срока, в течение которого плательщик может воспользоваться своим правом на включение суммы уплаченного НДС в налоговый кредит. Так, в п. 198.6 НКУ установлено, что, в случае если плательщик налога не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты выписки налоговой накладной.

 

Налоговые накладные

Правила оформления налоговых накладных остались прежними. Как и раньше, плательщики НДС должны предоставлять в налоговый орган

Реестр выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде. При этом в п. 201.6 НКУ сказано, что налоговые органы по данным реестров уведомляют плательщика налога о наличии в таком Реестре расхождений с данными контрагентов. В течение 10 дней после получения такого уведомления налогоплательщик имеет право уточнить налоговые обязательства без применения штрафных санкций.

Кроме того,

п. 201.10 НКУ предусмотрено, что продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную после ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — Единый реестр). Подтверждением приема налоговой накладной (или расчета корректировки) в Единый реестр является квитанция в электронном виде, направляемая в течение операционного дня. Порядок ведения Единого реестра устанавливается Кабмином.

Как предусмотрено в

п. 11. подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, такой регистрации подлежат налоговые накладные, если сумма НДС в одной налоговой накладной превышает:

— 1 млн грн. — с 01.01.2011 г.;

— 500 тыс. грн. — с 01.04.2011 г.;

— 100 тыс. грн. — с 01.07.2011 г.;

— 10 тыс. грн. — с 01.01.2012 г.

Налоговые накладные с суммой НДС,

не превышающей 10 тыс. грн., не подлежат включению в Единый реестр.

Покупатель имеет право сверять соответствие данных полученной налоговой накладной с данными Единого реестра. При этом отсутствие факта регистрации налоговых накладных плательщиком налогов — продавцом в Едином реестре и нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дают покупателю права на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождают продавца от обязанности включения суммы НДС в налоговые обязательства за соответствующий отчетный период. Следует учесть, что выявление расхождений данных налоговой накладной и Единого реестра является основанием для проведения органами ГНС документальной внеплановой выездной проверки продавца и покупателя.

 

Ставка

налога

С 1 января 2011 года НДС по-прежнему будет уплачиваться

по ставке 20 % (вплоть до конца 2013 года). Обещанная «пониженная» ставка НДС 17 % начнет применяться лишь с 1 января 2014 года (п. 10 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ).

Также сохраняется

ставка 0 % (для операций, указанных в п. 195.1, пп. 8 и 15 подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ); нулевая ставка также будет применяться и при экспорте «льготных» (освобожденных от НДС на территории Украины) товаров (п. 195.2 НКУ).

 

Отчетные периоды

Обращаем внимание на то, что с 01.01.2011 г. отчетный период по НДС —

календарный месяц. Исключение будет сделано лишь для отдельной категории «нулевых» плательщиков налога на прибыль, которые имеют право на применение ставки 0 % согласно п.п. «б» п. 154.6 разд. III НКУ (т. е. перешли на ставку 0 % действующих предприятий с годовым доходом не выше 3 млн грн. и среднеучетным количеством работников до 20 человек) и которые смогут выбрать квартальный отчетный период по НДС (п. 202.2 разд. V НКУ). Однако квартального периода по НДС для плательщиков с небольшими объемами (по аналогии с п.п. 7.8.2 Закона об НДС) уже не будет.

Срок подачи отчетности

Налоговая декларация по НДС подается за базовый отчетный (налоговый) период, который равен календарному месяцу,

в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п. 203.1 НКУ). Срок уплаты налогового обязательства по ней — в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи декларации (п. 203.2 НКУ).

Кроме того,

п. 201.15 НКУ предусмотрено, что плательщики НДС ежемесячно в сроки, предусмотренные для подачи налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе те, для которых установлен отчетный налоговый период — квартал, подают в орган ГНС копии записей в реестре выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде.

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Порядок налогообложения доходов физических лиц с 1 января 2011 года регулируется

разд. IV НКУ, и соответственно с этой даты Закон № 889 утратит силу. Рассмотрим, какие изменения внесены в порядок налогообложения доходов физических лиц.

 

Плательщики налога

Согласно

п. 162.1 НКУ плательщиками налога на доходы являются:

физическое лицо — резидент, которое получает доходы как с источником их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;

физическое лицо — нерезидент, получающее доходы с источником их происхождения в Украине, за исключением нерезидента, который имеет дипломатические привилегии и иммунитет, установленные действующим международным договором Украины, в отношении доходов, которые он получает непосредственно от осуществления дипломатической и приравненной к ней деятельности;

налоговый агент, которым является юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, которые обязаны исчислять, удерживать и уплачивать налог в бюджет от имени и за счет физического лица, вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность налоговым органам и нести ответственность за нарушение норм НКУ (п.п. 14.1.180).

 

Объект налогообложения

Объектом налогообложения

является:

— общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход;

— доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогами во время их начисления (выплаты, предоставления);

— иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины — для резидентов.

Перечень доходов, которые включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, указан в

п. 164.2 НКУ. Доходы, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода, приведены в ст. 165 НКУ.

Под доходами в виде

заработной платы понимаются основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) налогоплательщику в связи с отношениями трудового найма в соответствии с законом (п.п. 14.1.48 НКУ). В период действия Закона № 889 для целей определения составляющих заработной платы нужно было руководствоваться Инструкцией № 5.

Учитывая, что

Инструкция № 5 — единственный документ, разработанный в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, вероятнее всего, что для целей определения составляющих заработной платы нужно будет продолжать руководствоваться этим документом.

Как известно, к заработной плате относятся и отдельные выплаты, которые не входят в фонд оплаты труда, в частности больничные, которые полностью или частично компенсируют заработную плату. Нормы

НКУ свидетельствуют о том, что этот принцип сохранится: к заработной плате приравниваются отдельные выплаты, которые согласно Инструкции № 5 не входят в фонд оплаты труда. Например, из п.п. 169.4.1 НКУ можно сделать вывод, что, как и прежде, к доходам в виде заработной платы будут относиться больничные.

В соответствии с

п. 164.6 НКУ при определении базы налогообложения доход в виде заработной платы уменьшается на сумму единого социального взноса (далее — ЕСВ) в части удержаний и на сумму налоговой социальной льготы (НСЛ) при ее наличии. Как известно, с 1 января 2011 года ЕСВ будет начисляться на заработную плату и удерживаться с нее вместо взносов в четыре фонда социального страхования согласно Закону Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Обращаем внимание: на сумму удержанного ЕСВ уменьшаются исключительно доходы в виде заработной платы и приравненных к ней согласно

НКУ выплат (конечно, если такие выплаты облагаются ЕСВ). В связи с этим стоит обратить внимание на то, что, например, сумма вознаграждения по договорам гражданско-правового характера будет облагаться налогом на доходы без уменьшения на сумму ЕСВ в части удержаний.

Ставки налога

Налогообложение доходов, полученных (в том числе, но не исключительно)

в виде зарплаты, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры, будет осуществляться по прогрессивной шкале:

— по ставке

15 % — с суммы доходов, не превышающих 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (абз. 1 п. 167.1 НКУ);

— по ставке

17 %с суммы превышения указанных выше доходов 10-кратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (абз. 2 п. 167.1 НКУ).

Для работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты, в угольной промышленности — по

Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденному постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 36, ставка налога на доходы составляет 10 % (п. 167.4 НКУ).

Кстати, если в течение календарного года налогоплательщик получал доходы, облагаемые по ставкам, установленным

п. 167.1 НКУ (15 % с суммы дохода, не превышающей 10-кратный размер минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, 17 % с суммы превышения), от двух и более налоговых агентов и при этом общая сумма таких доходов за какой-либо календарный месяц превысила 10-кратний размер минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, то он должен будет подать налоговую декларацию по результатам отчетного года (п.п. «є» п. 176.1 НКУ).

 

НСЛ

В соответствии с

п.п. 169.4.1 НКУ НСЛ применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующему для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 гривень.

При этом предельный размер дохода, дающего право на получение НСЛ одному из родителей, который содержит двоих и более детей в возрасте до 18 лет, будет определяться кратно количеству детей. НСЛ может применяться только по одному месту работы, которое налогоплательщик определяет самостоятельно.

До 2015 года

размер «обычной» НСЛ будет равен 50 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года. «Повышенная» НСЛ будет предоставляться в размере, равном 150 % «обычной» НСЛ, «максимальная» НСЛ — в размере, равном 200 % «обычной» НСЛ.

Как и ранее,

любой налогоплательщик, заработная плата которого не превышает предельный размер дохода, дающего право на применение НСЛ, сможет воспользоваться правом на «обычную» НСЛ. При этом п.п. 169.1.2 НКУ определено, что «обычная» НСЛ предусмотрена теперь для лиц, которые содержат двоих и более детей в возрасте до 18 лет. Такие лица смогут претендовать на НСЛ в размере, равном «обычной» НСЛ из расчета на каждого ребенка.

Обращаем внимание, что в перечне плательщиков, которые смогут претендовать на повышенный и максимальный размер НСЛ, также есть некоторые изменения.

Так, теперь претендовать на

«повышенную» НСЛ смогут, в частности, участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551, кроме инвалидов I и II группы. Такие лица, как вдова и вдовец, смогут претендовать на «повышенную» НСЛ только при наличии ребенка (детей) в возрасте до 18 лет.

При этом из перечня налогоплательщиков, имеющих право на «максимальную» НСЛ,

исключены лица, имеющие троих и более детей. Кстати, в данном перечне появились новые категории налогоплательщиков — лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу» и инвалиды I и II группы из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551.

Если плательщик налога имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, то применяется одна налоговая социальная льгота по основанию, которое предусматривает ее наибольший размер. Пользоваться одновременно двумя НСЛ («на себя» и «на детей») смогут только лица, содержащие двоих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов), что определено в

п.п. 169.3.1 НКУ.

Также учтите, что теперь НСЛ будет применяться и в месяце увольнения. Это следует из положений

п.п. 169.3.4 НКУ.

Согласно

п. 169.1 НКУ НСЛ применяется к начисленному месячному доходу плательщика налогов в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты). Для этого налогоплательщик должен подать работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения НСЛ. При этом к заработной плате государственных служащих НСЛ применяется при ее начислении до завершения начисления таких доходов без подачи соответствующего заявления, однако при условии подачи подтверждающих документов для установления размера НСЛ (п.п. 169.2.3 НКУ).

 

Налогообложение излишне

израсходованных подотчетных сумм

Согласно

п. 170.9 НКУ под налогообложение подпадают суммы излишне израсходованных денежных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленный срок:

на командировку — в сумме, превышающей сумму расходов налогоплательщика на такую командировку, рассчитанную согласно разд. III НКУ. Как отмечалось выше, этот раздел НКУ вступит в силу только с 1 апреля 2011 года. И поэтому пока непонятно, чем должны руководствоваться работодатели при определении суммы превышения в течение I квартала 2011 года. Надеемся, что вскоре появится соответствующие разъяснения налоговых органов;

под отчет для выполнения отдельных гражданско-правовых действий — в сумме, превышающей сумму фактических расходов налогоплательщика на выполнение таких действий.

Сумма излишне израсходованных средств

должна быть возвращена в кассу или зачислена на банковский счет выдавшего их лица до или во время предоставления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, срок предоставления которого изменился. Так, с 1 января 2011 года такой Отчет должен быть предоставлен до окончания пятого (раньше было — третьего) банковского дня, следующего за днем, в котором налогоплательщик:

заканчивает командировку;

завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет лица, выдавшего средства под отчет.

Сумма налога, начисленная на сумму такого превышения, удерживается лицом, выдавшим такие средства, за счет любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) плательщика налога за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы дохода — за счет налогооблагаемых доходов последующих отчетных месяцев до полной уплаты суммы такого налога.

Таким образом,

сумма излишне израсходованных средств, выданных на командировку или по отчет, не сданная в вышеуказанный срок, подлежит обложению налогом на доходы по ставке 15 % — с суммы, не превышающей 10-кратный размер минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, и 17 % — с суммы превышения. Как и ранее, для целей налогообложения дохода в виде несвоевременно возращенных излишне израсходованных подотчетных сумм применяется «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ).

Заметим, что

штраф в размере 15 % излишне израсходованных сумм, который ранее применялся к налогоплательщикам, не возвратившим такие суммы в течение отчетного месяца, в котором истекал предельный срок возврата наличности, нормами НКУ не предусмотрен.

 

Порядок уплаты

Налог на доходы

уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода (п.п. 168.1.2 НКУ). Как и ранее, платежные документы на выплату дохода будут приниматься только при условии одновременной подачи расчетного документа на перечисление налога на доходы.

При предоставлении физлицу дохода в неденежной форме или выплате наличными из кассы налог подлежит уплате (перечислению) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления) (

п.п. 168.1.4 НКУ).

 

Отчетность

В настоящее время сведения о выплаченных налогоплательщикам доходах и удержанном налоге с доходов налоговые агенты подают ежеквартально в виде Налогового расчета по форме № 1ДФ, которая не имеет статуса налоговой декларации в понимании

Закона № 2181.

Со вступлением в силу

НКУ на налоговых агентов возлагаются, в частности, такие обязанности (пп. «б» и «д» п. 176.2 НКУ):

— предоставлять в сроки, установленные

для налогового квартала (в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала), налоговый расчет, имеющий статус налоговой декларации. Указанные в нем суммы налога, которые уплачиваются в бюджет, являются согласованными суммами налоговых обязательств налогового агента и в случае неполной или несвоевременной уплаты взыскиваются в бюджет вместе с уплатой штрафов и пени;

— предоставлять в сроки, установленные для

налогового месяца (в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца), налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц об общих суммах доходов, которые начислены (выплачены, предоставлены) в пользу налогоплательщиков, и общих суммах налога на доходы физических лиц, которые удержаны из этих доходов, а также объемах перечисленного налога в бюджет. Форма такой декларации должна быть установлена центральным налоговым органом.

При этом обращаем внимание, что ежеквартальный налоговый расчет и ежемесячная налоговая декларация должны подаваться

независимо от того, выплачивает налоговый агент доходы физическим лицам или нет.

За непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (выплаченных) в пользу налогоплательщиков, и суммах удержанного с них налога налоговые агенты несут ответственность в соответствии со

ст. 119 НКУ .

 

СБОР ЗА ПЕРВУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Само название

разд. VII НКУ «Сбор за первую регистрацию транспортного средства» (далее — сбор) указывает на то, что юридические лица — владельцы автомобилей (в том числе бюджетники) будут уплачивать сбор за первую регистрацию транспортного средства.

Главным новшеством является то, что такой сбор необходимо будет уплачивать только

при первой регистрации такого средства. При этом под первой регистрацией транспортного средства понимается регистрация, осуществляемая уполномоченными государственными органами Украины впервые в отношении этого транспортного средства в Украине (п.п. 14.1.163 НКУ).

Большинство юридических лиц — владельцев автомобилей, безусловно, вздохнут с облегчением, поскольку те из них, у которых

по состоянию на 1 января числятся на балансе ранее зарегистрированные транспортные средства, уже не должны будут подавать годовой расчет транспортного налога и уплачивать его поквартально, как это было прежде. Никаких налоговых последствий не возникнет и в том случае, если речь пойдет о приобретении транспортного средства (например, подержанного автомобиля), которое уже было зарегистрировано на территории Украины.

Вместе с тем, как только юрлицо приобретет одно из транспортных средств, которое является

объектом налогообложения в соответствии со ст. 232 НКУ (колесные транспортные средства; суда; самолеты и вертолеты) и которое ранее в Украине не регистрировалось, оно будет обязано в 10-дневный срок после первой регистрации в Украине такого транспортного средства представить соответствующему органу ГНС по месту своего нахождения и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы транспортного сбора по установленной форме. К расчету должны обязательно прилагаться копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим такую регистрацию.

 

Транспортные средства, не являющиеся объектом обложения сбором

Существенно расширен перечень транспортных средств, которые согласно

ст. 232 НКУ не являются объектом обложения сбором. В частности, к таким относятся:

— транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы, закрепленные на праве оперативного управления за воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, полностью содержащимися за счет бюджета, кроме тех, которые отнесены к транспортной группе, в порядке, определенном главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности в военной сфере, обороны и военного строительства;

— транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы, закрепленные на праве оперативного управления за воинскими формированиями главного органа в системе центральных органов исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, безопасности дорожного движения, полностью содержащимися за счет бюджета, кроме тех, которые отнесены к транспортной группе, в порядке, определенном таким главным органом;

— транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы, закрепленные на праве оперативного управления за подразделениями службы гражданской защиты, полностью содержащихся за счет бюджета, кроме тех, которые отнесены к транспортной группе, в порядке, определенном главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере гражданской защиты населения;

— транспортные средства скорой медицинской помощи;

— машины и механизмы для сельскохозяйственных работ — товарные позиции

8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД;

— прицепы (полуприцепы);

— мопеды;

— велосипеды.

Кроме того, не являются объектом обложения сбором самолеты и вертолеты Вооруженных Сил Украины, самолеты и вертолеты главного органа в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в сфере гражданской защиты населения, а также органов управления и сил гражданской защиты, выполняющих задачи гражданской защиты.

В отношении уплаты сбора

ст. 235 НКУ установлены некоторые льготы. В частности, от уплаты сбора освобождаются легковые автомобили для инвалидов с объемом цилиндров двигателя до 1500 куб. см, приобретенные за счет средств государственного или местных бюджетов и/или бесплатно переданные инвалидам в соответствии с законодательством Украины, транспортные средства домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, детских домов-интернатов, пансионатов для ветеранов войны и труда, гериатрических пансионатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, финансируемых из государственного и местных бюджетов.

 

Порядок исчисления сбора

Ставки сбора установлены

ст. 234 НКУ и по-прежнему зависят от вида транспортного средства и его технических характеристик (для колесных транспортных средств — это объем цилиндров двигателя в куб. см или мощность двигателя в кВт; для судов — мощность двигателя в кВт или длина корпуса судна в сантиметрах; для самолетов, вертолетов — максимальная взлетная масса в килограммах).

Заметим, что

ставки сбора для тракторов, седельных тягачей, автобусов, грузовых и легковых автомобилей (за исключением малолитражных и тех, объем двигателя у которых превышает 4500 куб. см) остались на том же уровне, на котором прежде уплачивался транспортный налог при первой регистрации новых транспортных средств.

Согласно

ст. 238 НКУ сумма сбора исчисляется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей базы налогообложения, ставки сбора и соответствующего коэффициента.

При этом теперь в зависимости от «возраста» транспортного средства, проходящего первую регистрацию, применяются такие

коэффициенты:

для новых транспортных средств — 1;

— для транспортных средств, которые

использовались до 8 лет (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов), — 2;

— для судов, а также самолетов и вертолетов, которые

использовались более 8 лет, — 3;

— для остальных транспортных средств (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов), которые

использовались более 8 лет, — 40.

Обращает на себя внимание норма, предусмотренная

п. 4 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ, где идет речь об индексации ставок сбора. Согласно этому пункту Кабмин должен ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в НКУ в отношении ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, в том числе по сбору за первую регистрацию транспортного средства.

 

Уплата сбора

Сбор уплачивается по месту регистрации транспортных средств по ставкам, действующим на день уплаты

(ст. 239 НКУ). Плательщики сбора обязаны при первой регистрации в Украине предъявлять квитанции или платежные поручения об уплате сбора с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения, а плательщики, освобожденные от уплаты сбора, — соответствующий документ, дающий право на пользование такими льготами. При этом в случае отсутствия документов об уплате сбора или документов, дающих право на пользование льготами, первая регистрация в Украине не проводится.

Юридические лица в 10-дневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств должны подать в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы сбора за такие транспортные средства. К расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим такую регистрацию.

Также следует обратить внимание на

п. 1 подразд. 9 разд. XX «Переходные положения» НКУ, в котором указано, что зачисление в бюджет сумм налога с владельцев транспортных средств, уплачиваемого в I квартале 2011 года за последний отчетный (налоговый) период 2010 года, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до 1 января 2011 года. Таким образом, последний раз указанный налог бюджетным учреждениям нужно будет уплатить не позднее 14 января 2011 года.

 

ПЛАТА (НАЛОГ) ЗА ЗЕМЛЮ

Плата за землю в

НКУ представлена как общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.147 НКУ).

В свою очередь,

земельный налог — это обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (п.п. 14.1.72 НКУ), а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) — обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (п.п. 14.1.136 НКУ).

Как видим, подход к плате за землю, закрепленный в

разд. XIII НКУ, ничем не отличается от принятого ранее в Законе № 2535, который утратит силу 1 января 2011 года.

 

Льготы по уплате земельного налога

Согласно

п. 282.1 НКУ от уплаты налога освобождаются:

— заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и коммунальной собственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища и парки-памятники садово-паркового искусства;

— опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, заведения, учреждения и организации, специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, воинские формирования, созданные в соответствии с законами Украины, Вооруженные Силы Украины и Государственная пограничная служба Украины, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов;

— детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций;

— дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования, а также заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов.

Требование, содержащееся в

ст. 12 Закона № 2535, перекочевало и в п. 284.3 НКУ, а именно: если налогоплательщики, пользующиеся льготами по этому налогу, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях, с учетом придомовой территории. Однако теперь указано, что эта норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

Таким образом, только в том случае, когда бюджетные учреждения

сдают в аренду здания или их части другим бюджетным учреждениям, льгота по налогу на землю для них будет сохранена. И соответственно во всех остальных случаях, т. е. при сдаче в аренду помещений (или их частей) другим юридическим лицам такое учреждение должно будет уплачивать земельный налог на общих основаниях.

В связи с этим стоит обратить внимание на

ст. 276 НКУ, в которой определены особенности установления ставок земельного налога. В частности, в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями другим субъектам земельный налог за площади, предоставленные в аренду, следует рассчитывать от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора. Однако заметим: данная норма (п. 276.5 НКУ) вступает в силу с 01.01.2015 г.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

Этот налог является аналогом ныне взимаемого сбора за загрязнение окружающей природной среды. Так,

экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, образовавшихся радиоактивных отходов, а также радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года (п.п. 14.1.57 НКУ).

Согласно

п. 240.1 НКУ плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, во время ведения деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья ;

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Кроме того,

п. 240.2 НКУ к числу плательщиков экологического налога относит вышеперечисленных лиц, а также граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства еще и в том случае, если они осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива.

В то же время

удерживать и перечислять такой налог в бюджет во время реализации такого топлива, предоставлять соответствующую отчетность контролирующему органу, а также нести ответственность за определенные нарушения придется не самим плательщикам налога, а так называемым налоговым агентам.

В соответствии с

п. 241.2 НКУ к налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые:

осуществляют оптовую торговлю топливом;

осуществляют розничную торговлю топливом (кроме тех, которые реализуют топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных выше).

Таким образом, после 1 января 2011 года количество лиц, непосредственно осуществляющих перечисление экологического налога в бюджет, существенно сократиться, а бюджетные учреждения будут уплачивать этот налог

в составе цены топлива непосредственно при его приобретении поставщикам топлива.

Обратите внимание: как предусмотрено

п. 1 подразд. 9 разд. XX «Переходные положения» НКУ, зачисление в бюджет сумм сбора за загрязнение окружающей природной среды, уплачиваемого в I квартале 2011 года за последний отчетный (налоговый) период 2010 года, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до 1 января 2011 года. Таким образом, последний раз отчетность по этому сбору бюджетным учреждениям нужно будет предоставить не позднее 9 февраля 2011 года, а перечислить суммы сбора — не позднее 21 февраля 2011 года.

 

СБОР ЗА СПЕЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ

Согласно

п. 323.1 НКУ плательщиками сбора за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствованиянезависимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Как видим, из определения плательщиков сбора за специальное использование воды четко следует, что бюджетные учреждения с 1 января 2011 года к этой категории не относятся и соответственно расходы на уплату этого сбора не осуществляют.

Вместе с тем, как определено в

п.п. 326.13 НКУ, в случае если водопользователи, полностью содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах поставки.

Итак, первое знакомство с

НКУ состоялось. Более подробно с особенностями применения новых норм этого документа мы будем вас знакомить на страницах нашей газеты в следующем году.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

БКУ —

Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2535

— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2010 г. № 2181-III.

Закон № 3551

— Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше