Темы статей
Выбрать темы

О применении отдельных норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 № 921

Редакция ББ
Письмо от 19.01.2010 г. № 3303-25/7

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КМУ ОТ 17.10.2008 № 921

Письмо-разъяснение от 19.01.2010 г. № 3303-25/7

 

Минэкономики на многочисленные обращения субъектов сферы государственных закупок по применению законодательства о государственных закупках сообщает следующее.

С 12.12.2009 вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 08.12.2009 № 1335 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» (далее — Постановление), которым внесен ряд изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921 (далее — Положение).

 

О начале торгов и внесении изменений в тендерную документацию

Согласно разъяснениям Минэкономики от 06.02.2009 № 3303-27/48 при проведении процедуры открытых торгов и двухступенчатых торгов началом процедуры закупки является дата размещения объявления о запланированной закупке.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Постановления, если объявление о проведении процедуры закупки было опубликовано (размещено) в бюллетене «Вестник государственных закупок» после вступления в силу Постановления, такая процедура осуществляется с соблюдением требований Постановления. Вместе с тем, если в таком случае тендерная документация, утвержденная до вступления в силу Постановления, не соответствует нормам Положения (в частности, в части сроков подачи и раскрытия тендерных предложений), заказчик вносит соответствующие изменения в тендерную документацию способом, предусмотренным пунктом 40 Положения.

 

О форме объявления о проведении редукциона и отчета о результатах проведения процедуры редукциона

Согласно пункту 19 Положения заказчик может осуществить закупку, в частности, путем проведения процедуры редукциона. Основания и порядок проведения редукциона определены в пунктах 711 и 712 Положения.

Согласно пункту 712 Положения процедура редукциона проводится в порядке, предусмотренном для процедуры открытых торгов, с учетом особенностей, установленных этим пунктом. Во время проведения процедуры редукциона заказчик размещает (распространяет) информацию, предусмотренную этим Положением, с соблюдением установленных требований и сроков.

Пунктом 4 Постановления министерствам, другим центральным органам исполнительной власти в месячный срок необходимо привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с этим постановлением.

Учитывая изложенное, до вступления в силу соответствующих изменений к приказу Минэкономики от 30.01.2009 № 61 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» объявление о проведении редукциона заполняется по форме объявления о проведении открытых и двухступенчатых торгов и согласно инструкции по ее заполнению, которые утверждены указанным приказом, с учетом следующего:

в пункте 4 формы объявления о проведении открытых и двухступенчатых торгов «Процедура закупки» указывается «редукцион»;

пункты 7 и 8 формы объявления о проведении открытых и двухступенчатых торгов должны содержать информацию об условиях подачи и раскрытия предварительных тендерных предложений.

Отчет о результатах проведения процедуры редукциона заполняется по форме отчета о результатах проведения процедур открытых и двухступенчатых торгов с указанием величины шага редукциона в пункте 11 «Другая информация» этой формы.

 

О сроках подачи и раскрытия тендерных предложений

Согласно пункту 36 Положения срок для подачи тендерных предложений должен составлять 21 календарный день с даты опубликования объявления о проведении торгов или направления приглашения к участию в них. В отдельных случаях указанный срок может быть сокращен до 14 календарных дней.

Таким образом, при заполнении объявления о проведении открытых и двухступенчатых торгов, объявления о проведении редукциона (составлении приглашения к участию в процедуре торгов с ограниченным участием) срок для подачи тендерных предложений может быть определен его заказчиком как не превышающий 21 календарный день, но и не менее 14 календарных дней с даты опубликования объявления о проведении торгов (направления приглашения к участию в них).

 

О направлении уведомления производителям и приглашении производителей к участию в торгах

Согласно абзацу четвертому пункта 6 Положения заказчик одновременно с подачей на опубликование объявления о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации направляет уведомление всем производителям, информация о которых является общедоступной и может быть получена без дополнительного расходования государственных средств.

Вместе с тем согласно абзацу третьему пункта 34 Положения при проведении торгов с ограниченным участием заказчик приглашает к участию в процедуре закупки участников, являющихся производителями, информация о которых общедоступна и может быть получена без дополнительного расходования государственных средств, количество которых могло бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения и конкуренцию, но не менее двух.

Во время применения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) заказчик подает запрос по ценовым предложениям (котировкам) не менее чем трем участникам, являющимся производителями, информация о которых общедоступна и может быть получена без дополнительного расходования государственных средств (пункт 73 Положения).

Следует отметить, что заказчик самостоятельно определяет источник, способ, сферу направления (опубликования) производителям, а также получение указанной информации о производителях с соблюдением принципов государственных закупок, закрепленных в пункте 8 Положения и с соблюдением вышеуказанных норм Положения.

 

Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства у производителей

В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Положения закупка товаров, работ и услуг осуществляется у отечественных производителей, а если товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины, — у производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг — нерезидентов.

Согласно статье 237 Гражданского кодекса Украины представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от имени другой стороны, которую она представляет. Представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 Положения филиал (представительство) юридического лица может быть участником процедуры закупки только в случае, если юридическое лицо предоставляет ему соответствующие полномочия.

Таким образом, анализируя нормы Положения и части второй статьи 237 Гражданского кодекса Украины, производитель товаров (исполнитель работ, предоставитель услуг) может принимать участие в процедурах государственных закупок как лично, так и в лице представителя, руководствуясь главой 17 Гражданского кодекса Украины и с учетом Закона Украины «О международном частном праве», если производителем является нерезидент.

При этом в тендерном (ценовом) предложении и договоре о закупке в качестве участника процедуры закупки указывается именно производитель.

 

О предоставлении подтверждения статуса отечественного производителя местными органами исполнительной власти

Согласно пункту 241 Положения документальное подтверждение статуса отечественного производителя может предоставляться местными органами исполнительной власти.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» местная государственная администрация является местным органом исполнительной власти и входит в систему органов исполнительной власти.

Таким образом, документы, подтверждающие статус отечественного производителя, могут предоставляться местными государственными администрациями, указанными в Законе Украины «О местных государственных администрациях».

 

Об обнародовании информации об отклонении тендерного или квалификационного предложения участника

Основания для отклонения тендерного предложения определены в пункте 61 Положения. Согласно пункту 29 Положения информация об отклонении тендерного или квалификационного предложения участника с указанием основания приводится заказчиком в отчете о результатах проведения процедуры закупки и сообщается в течение семи календарных дней со дня принятия решения об отклонении соответствующего предложения участнику, предложение которого отклонено, с обоснованием оснований отклонения и обнародуется в этот же срок на веб-портале уполномоченного органа.

Следует отметить, что обнародование такой информации осуществляется заказчиком в произвольной форме с указанием следующей информации:

дата и номер информационного бюллетеня «Вестник государственных закупок», в котором было опубликовано объявление о проведении процедуры закупки, номер объявления (для открытых, двухступенчатых торгов и редукциона);

наименование заказчика;

наименование предмета закупки, определенного согласно пунктам 3 и 4 Положения;

перечень тендерных предложений, которые были отклонены с указанием оснований отклонения со ссылкой на конкретный пункт и абзац Положения, где закреплено соответствующее основание;

причины отклонения предложений на основании, определенном Положением (в краткой форме).

Обнародование информации об отклонении тендерных или квалификационных предложений осуществляется в бумажном или электронном виде (с обязательным письменным подтверждением). Срок обнародования такой информации отчисляется с даты ее отправления заказчиком.

 

Об отклонении тендерных предложений в связи со сговором участников торгов

Согласно подпункту 28 пункта 2 Положения сговор — договоренность между двумя или несколькими участниками процедуры закупки, направленная на установление цены тендерного предложения, ценового предложения на искусственных или неконкурентных принципах с ведома или без ведома заказчика.

Согласно пункту 61 Положения заказчик отклоняет тендерное предложение, если, в частности, участники совершили сговор.

Следует отметить, что для принятия решения об отклонении тендерных предложений при таких основаниях заказчик должен иметь документальное подтверждение компетентного органа государственной власти о совершении сговора участниками торгов.

 

О проведении процедуры запроса ценовых предложений

Согласно пункту 651 Положения в случае отмены торгов заказчиком, кроме случая отмены при отклонении всех тендерных предложений до акцепта тендерного предложения в соответствии с пунктом 61 данного Положения, признания торгов несостоявшимися, или возникновения срочной необходимости в осуществлении закупки в связи с особыми экономическими или социальными обстоятельствами, которые заказчик не мог предусмотреть, он имеет право применить процедуру запроса ценовых предложений с учетом следующих особенностей:

процедура может применяться при закупке любых товаров, работ или услуг;

не применяются стоимостные ограничения по проведению процедуры запроса ценовых предложений;

запрос ценовых предложений бесплатно публикуется в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», который издается уполномоченным органом и размещается в день опубликования на веб-портале по вопросам государственных закупок.

Таким образом, исключительно в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений после наступления оснований, определенных в пункте 651 Положения, приглашаются все потенциальные участники процедуры закупки путем опубликования соответствующего объявления в бюллетене «Вестник государственных закупок» и его размещения на веб-портале по вопросам государственных закупок. Письменный запрос о ценовых предложениях направляется участникам торгов в день такого опубликования. При этом информация, указанная в таком запросе согласно пункту 73 Положения (в частности, срок подачи ценовых предложений и дата раскрытия ценовых предложений), должна совпадать с информацией, публикуемой в бюллетене «Вестник государственных закупок» и размещаемой на веб-портале уполномоченного органа.

При проведении процедуры запроса ценовых предложений без применения оснований, определенных в пункте 651 Положения, заказчик самостоятельно выбирает круг потенциальных участников процедуры закупки с соблюдением требований пунктов 72 и 73 Положения и принципов государственных закупок, закрепленных в пункте 8 Положения.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин

 

Комментарий редакции

 

МИНЭКОНОМИКИ РАЗЪЯСНЯЕТ ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСЗАКУПКАХ

В комментируемом

письме Минэкономики разъясняет порядок применения изменений, внесенных постановлением КМУ от 08.12.2009 г. № 1335 (далее — постановление № 1335; см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 47) в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (далее — Положение № 921). Рассмотрим основные моменты.

1.

Процедуры закупок, начатые до вступления в силу постановления № 1335, т. е. до 12.12.2009 г., необходимо завершать с учетом требований, установленных Положением № 921, редакция которого действовала в этот момент.

В связи с этим Минэкономики обращает внимание на то, что если

объявление о проведении процедуры закупки было опубликовано (размещено) в бюллетене «Вестник государственных закупок» после вступления в силу постановления № 1335, то такая процедура должна осуществляться уже с учетом требований этого документа. Вместе с тем если тендерная документация была утверждена до вступления в силу постановления № 1335, т. е. до 12.12.2009 г. и ее положения на сегодняшний день не соответствуют нормам Положения № 921 (в частности, это касается сроков подачи и раскрытия тендерных предложений), то заказчик должен внести соответствующие изменения в тендерную документацию.

2.

Как известно, к существующим ранее процедурам закупки добавлена еще одна процедура — редукцион. Однако пока для этой процедуры не утверждены специальные формы документов. Поэтому до внесения соответствующих изменений в приказ «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 30.01.2009 г. № 61 Минэкономики рекомендует объявление о проведении редукциона и отчет о проведении этой процедуры заполнять по форме объявления о проведении открытых и двухступенчатых торгов с учетом определенных особенностей.

3. В связи с тем, что сроки проведения тендерных процедур существенно сокращены

постановлением № 1335, Минэкономики акцентирует внимание на том, что сейчас срок для подачи тендерных предложений составляет 21 календарный день от даты опубликования объявления о проведении торгов или отправки приглашения к участию в них. В отдельных случаях этот срок может быть уменьшен до 14 календарных дней.

Учитывая это требование, заказчикам следует устанавливать такой срок подачи тендерных предложений, который бы не превышал 21 календарный день, но и не был меньше 14 календарных дней от даты опубликования объявления о проведении торгов (отправления приглашения к участию).

4. Минэкономики обращает внимание на то, что заказчик одновременно с подачей объявления о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации

отсылает уведомление всем производителям, информация о которых является общедоступной и может быть получена без дополнительного расходования государственных средств .

К сожалению, в комментируемом

письме Минэкономики только констатировало данное требование, но не указало, каким образом и где заказчики могут получить такую информацию. В этом вопросе Минэкономики предоставило заказчикам полную свободу действий, заметив при этом, что заказчики вправе самостоятельно определять источник, способ, сферу направления (опубликования) и получения такой информации производителями.

Вряд ли заказчики могли рассчитывать на получение иного ответа. Ведь на сегодняшний день действующее законодательство не содержит определения понятия «общедоступная информация». Основным документом, регламентирующим правовые основы получения, использования, распространения и сохранения информации, а также систему информации, ее источники, статус участников информационных отношений, доступ к информации и ее охрану, является

Закон Украины «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII. В этом документе (ст. 28) определено, что информация по режиму доступа к ней может быть открытой и с ограниченным доступом. В свою очередь, доступ к открытой информации обеспечивается путем систематической публикации в официальных печатных изданиях (бюллетенях, сборниках), распространения средствами массовых коммуникаций и непосредственного предоставления заинтересованным гражданам, государственным органам и юридическим лицам.

Таким образом, ориентируясь на указанные способы получения доступной информации (например, газеты, журналы, прайс-листы, Интернет), заказчики могут уведомить участников, являющихся производителями товаров, работ и услуг, о проводимых процедурах закупки.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с

постановлением КМУ от 27.01.2010 г. № 51 (см. с. 4 сегодняшнего номера) абз. 4 п. 6 Положения № 921 исключен. Однако следует учесть, что в п. 34 и 73 Положения № 921 все-таки осталось упоминание об общедоступной информации. Поэтому в отдельных случаях заказчики могут воспользоваться рекомендациями Минэкомики по этому вопросу.

5. Опираясь на

ст. 237 Гражданского кодекса Украины и п.п. 25 п. 2 Положения № 921, Минэкономики приходит к выводу о том, что филиалы (представительства) производителей товаров, работ и услуг могут принимать участие в процедурах закупки. Из этого следует, что производитель товаров (исполнитель работ, предоставитель услуг) может принимать участие в процедурах государственных закупок как лично, так и в лице представителя, руководствуясь гл. 17 Гражданского кодекса Украины и Законом Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 г. № 2709-IV в случае, если производителем является нерезидент.

В соответствии с

постановлением КМУ от 27.01.2010 г. № 51 (см. с. 4 сегодняшнего номера) абз. 3 п. 6 Положения № 921 изложен в новой редакции: «Закупка товаров, работ и услуг осуществляется у отечественных производителей или их представителей, дилеров, дистрибьюторов, а в случае, когда товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины, — у производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг — нерезидентов или их представителей, дилеров, дистрибьюторов».

В связи с этим разъяснения Минэкономики по данному вопросу утратили актуальность.

6. Минэкономики считает, что

документы, подтверждающие статус отечественного производителя, могут быть предоставлены местными государственными администрациями, которые относятся к местным органам исполнительной власти в соответствии с Законом Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV.

7. Если заказчиком

принято решение об отклонении тендерного (квалификационного) предложения при наличии оснований, перечисленных в п. 61 Положения № 921, то эту информацию необходимо указать в отчете о результатах проведения процедуры закупки и сообщить участнику, предложение которого отклонено, в течение 7 календарных дней со дня принятия решения. При этом заказчик должен обязательно обосновать причины такого отклонения. Кроме того, в п. 29 Положения № 921 определено, что такая информация должна быть обнародована на сайте (веб-порте) уполномоченного органа.

В комментируемом

письме Минэкономики отмечает, что обнародовать такую информацию заказчик может в произвольной форме с указанием необходимых данных.

8.

Напомним, что среди новых причин для отклонения тендерного предложения упоминается сговор участников. В связи с этим Минэкономики обращает внимание на то, что для принятия решения об отклонении тендерного предложения в случае сговора участников заказчик должен иметь документальное подтверждение компетентного органа государственной власти о совершении сговора участниками торгов. К сожалению, авторы письма не указали, какой именно орган государственной власти имеет полномочия на выдачу таких документов.

9. В отдельных случаях заказчики имеют право применять процедуру ценовых предложений с учетом особенностей, указанных в

п. 651 Положения № 921.

Минэкономики разъясняет, что к участию в такой процедуре заказчик приглашает

всех потенциальных участников процедуры закупки путем публикации объявления в бюллетене «Вестник государственных закупок» и размещения на веб-портале по вопросам государственных закупок. Кроме того, в тот же день участникам направляются письменные запросы о ценовых предложениях. При этом информация, указанная в таком запросе и объявлении, в частности срок подачи ценовых предложений и дата раскрытия ценовых предложений, должна быть тождественна.

В случае если процедура запроса ценовых предложений проводится по иным основаниям, чем перечислены в п. 651 Положения № 921, заказчик самостоятельно выбирает круг потенциальных участников процедуры закупки с соблюдением требований п. 72 и 73 Положения № 921.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше