Темы статей
Выбрать темы

О правомерности принятия соответствующими местными советами бюджетов без учета объемов межбюджетных трансфертов

Редакция ББ
Письмо от 20.01.2010 г. № 31-11020-15-24/1010

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ БЮДЖЕТОВ БЕЗ УЧЕТА ОБЪЕМОВ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

Письмо от 20.01.2010 г. № 31-11020-15-24/1010

 

Министерство финансов Украины рассмотрело письма Государственного казначейства Украины <…> по поводу предоставления разъяснения о правомерности принятия соответствующими местными советами бюджетов без учета объемов межбюджетных трансфертов и сообщает.

Отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения местных бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением местных бюджетов, регулируются Бюджетным кодексом Украины (статья 1).

Порядок составления и утверждения местных бюджетов определен статьями 75 — 77 Бюджетного кодекса Украины.

Учитывая, что закон Украины о Государственном бюджете на 2010 год не принят, органы местной власти не имеют правовых оснований для принятия соответствующих решений о местных бюджетах.

В случае несвоевременного принятия местных бюджетов особенности их утверждения и исполнения предусматриваются статьей 79 Бюджетного кодекса Украины.

Расходы из соответствующего бюджета Советом министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией и исполнительным органом соответствующего совета могут осуществляться только на цели, определенные в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период. При этом ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных решением соответствующего совета о бюджете на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 и частью четвертой статьи 23 Кодекса. До принятия решения о местном бюджете на текущий бюджетный период осуществлять капитальные расходы запрещается.

При таких условиях временные росписи местных бюджетов должны быть составлены с учетом именно вышеприведенных особенностей.

В ином случае действия участников бюджетного процесса, не соответствующие действующему законодательству Украины, будут считаться бюджетными правонарушениями, за которые Бюджетным кодексом Украины предусматривается ответственность.

Кроме того,

с целью обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Украины в 2010 году Кабинетом Министров Украины принято постановление от 29 декабря 2009 г. № 1414 «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году», которым регламентирована деятельность всех участников бюджетного процесса в I квартале 2010 г., в том числе органов Государственного казначейства Украины.

 

Заместитель министра А. Мярковский

 

Комментарий редакции

 

ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
 О МЕСТНЫХ БЮДЖЕТАХ ДО ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ГОСБЮДЖЕТЕ

Вопрос, рассматриваемый Минфином в комментируемом

письме, касается возможности принятия местными советами бюджетов без учета объемов межбюджетных трансфертов. Напомним, что межбюджетные трансферты — это средства, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой. Трансферты являются одним из источников доходов бюджетов.

Объем доходов и расходов, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами, по видам доходов и по функциям

определяется в законах о государственном бюджете на соответствующий год. Как известно, на настоящее время закон о Госбюджете на 2010 год не принят, в связи с чем и возник вопрос составления местных бюджетов соответствующими советами.

Минфин в

письме отмечает, что оснований для принятия местных бюджетов сегодня вообще нет, не говоря уже о возможности принятия местными советами бюджетов без учета объемов межбюджетных трансфертов.

Дело в том, что органы местной власти при составлении и утверждении местных бюджетов должны руководствоваться

ст. 75 — 77 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ), в которых четко определен порядок действий по принятию местных бюджетов.

Напомним некоторые особенности принятия местных бюджетов, установленные

БКУ.

Так, в соответствии с

ч. 8 ст. 75 БКУ в недельный срок после принятия закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении Кабмин доводит Совету министров АР Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов положения и показатели межбюджетных отношений (объемы межбюджетных трансфертов для соответствующих бюджетов и текстовые статьи, определяющие особенности межбюджетных отношений на следующий бюджетный период), которые были проголосованы Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.

В свою очередь Верховная Рада АР Крым и соответствующие советы при утверждении местных бюджетов

должны учесть объемы межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, которые были утверждены Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении. Об этом идет речь в ч. 1 ст. 77 БКУ.

Напомним, что на настоящий момент не только во втором чтении, но и в первом чтении

проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 15.09.2009 г. № 5000 не принят (он был направлен на доработку).

Также отметим, что в соответствии со

ст. 77 БКУ:

бюджет АР Крым, областные и районные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского АР Крым и городов областного значения) бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются решением Верховной Рады АР Крым, соответствующего областного, районного или городского совета не позднее чем в двухнедельный срок после официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины;

городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если таковые созданы), поселковые и сельские бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются соответственно решениями городского, районного в городе, поселкового или сельского совета не позднее чем в двухнедельный срок после утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, городов республиканского АР Крым или городов областного значения) бюджета .

Как видим,

БКУ не предусмотрено принятие местных бюджетов до принятия закона о Государственном бюджете Украины.

В случае несвоевременного принятия местных бюджетов следует руководствоваться

ст. 79 БКУ.

Основные требования, определенные этой

статьей, следующие:

— расходы из соответствующего бюджета могут осуществляться

только на цели, определенные в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период;

— ежемесячные расходы

не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных решением соответствующего совета о бюджете на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 15 и ч. 4 ст. 23 БКУ );

— до принятия решения о местном бюджете на текущий бюджетный период

запрещается производить капитальные расходы на текущий бюджетный период.

В

п. 11 постановления КМУ «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» от 29.12.2009 г. № 1414 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 3, с. 27), которым принят ряд мер, которые будут регулировать бюджетный процесс в стране до принятия закона о Госбюджете на 2010 год, органам местного самоуправления рекомендовано в рамках своих полномочий обеспечить выполнение положений, предусмотренных п. 10 этого постановления, в частности:

обеспечить в установленном порядке формирование временных росписей местных бюджетов всех уровней и сети распорядителей средств местных бюджетов (при этом следует руководствоваться требованиями ст. 79 БКУ);

— осуществлять выделение средств главным распорядителям средств по незащищенным расходам и предоставлению кредитов общего фонда местных бюджетов с учетом возможностей бюджетов пропорционально неиспользованным суммам ассигнований согласно помесячной росписи, а также зарегистрированных финансовых обязательств и приоритетности проведения расходов и предоставления кредитов;

— обеспечить определение в сметах бюджетных учреждений в полном объеме ассигнований на оплату труда работникам бюджетных учреждений в соответствии с установленными законодательством условиями оплаты труда, выплату стипендий и проведение расчетов за коммунальные услуги и энергоносители;

— планировать расходы, связанные со стимулированием работников любого бюджетного учреждения, при условии обеспечения в полном объеме бюджетными средствами обязательных выплат по заработной плате работникам, других социальных выплат, в том числе стипендий, и расходов на проведение расчетов за коммунальные услуги и энергоносители всех бюджетных учреждений, относящихся к сфере управления соответствующих распорядителей.

В конце отметим, что несоблюдение участником бюджетного процесса установленного БКУ и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, исполнения бюджета или отчета об исполнении бюджета считается бюджетными правонарушениями, за которые предусмотрена ответственность. В частности, ст. 16412 «Нарушения законодательства о бюджетной системе Украины» КУоАП предусмотрено: использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению или несоблюдение порядка проведения операций с бюджетными средствами, как это установлено действующим бюджетным законодательством, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 1190 грн.). Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 70 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1700 грн.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше