Темы статей
Выбрать темы

О признании бюджетным правонарушением наличия у распорядителей, получателей бюджетных средств дебиторской или кредиторской задолженности

Редакция ББ
Письмо от 15.06.2009 г. № 31-09030-07-24/15992

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

О ПРИЗНАНИИ БЮДЖЕТНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ НАЛИЧИЯ У РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ДЕБИТОРСКОЙ ИЛИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Письмо от 15.06.2009 г. № 31-09030-07-24/15992

 

Министерство финансов Украины <…> рассмотрело вопрос о признании бюджетным правонарушением наличия у распорядителей, получателей бюджетных средств дебиторской или кредиторской задолженности и сообщает следующее.

Бюджетным кодексом Украины определяются основы бюджетной системы Украины, ее структура, принципы, правовые основы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ответственность за нарушение бюджетного законодательства и регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Конституцией Украины (статья 92) предусмотрено, что исключительно законами Украины определяются принципы гражданско-правовой ответственности и деяния, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.

Статьей 116 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) предусмотрено, что бюджетным правонарушением признается несоблюдение участником бюджетного процесса установленного кодексом и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, исполнения бюджета или отчета об исполнении бюджета.

Положениями статей 117 — 122 Кодекса определены уполномоченные органы и меры, применяемые ими к участникам бюджетного процесса в результате выявления бюджетных правонарушений.

При этом к полномочиям Госказначейства согласно положениям статьи 112 Кодекса отнесены, в частности, установление единых правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, смет, издание инструкций по этим вопросам и осуществление контроля за их соблюдением, а также осуществление контроля за соответствием платежей взятым обязательствам и бюджетным ассигнованиям.

В соответствии с положениями Хозяйственного кодекса Украины (статьи 67, 173, 193, 216, 218) отношения предприятия (в том числе бюджетного учреждения) с другими предприятиями, организациями, гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договоров, из которых могут возникать хозяйственные обязательства. Вместе с тем участники бюджетного процесса должны совершать действия по взятию обязательств и проведению расходов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Учитывая изложенное,

действия распорядителей, получателей бюджетных средств с нарушением установленных Кодексом и другими нормативно-правовыми актами требований, в частности по исполнению бюджета, в том числе приведшие к возникновению дебиторской или кредиторской задолженности, являются бюджетными правонарушениями, за которые соответствующие уполномоченные органы могут применять санкции, предусмотренные нормами Бюджетного кодекса Украины.

 

Заместитель министра финансов А. Мярковский

 

Комментарий редакции

 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ИЛИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
 ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ?

В комментируемом

письме Минфин указал, что действия распорядителей, получателей бюджетных средств, совершенные с нарушением установленных Бюджетным кодексом Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) и другими нормативно-правовыми актами требований, в частности касающихся исполнения бюджета, в том числе вызвавшие возникновение дебиторской или кредиторской задолженности, являются бюджетными правонарушениями.

Именно здесь возникает вопрос: следует ли считать бюджетным правонарушением любую дебиторскую или кредиторскую задолженность? Разберемся в этом вопросе.

Для этого обратимся в первую очередь к

БКУ. В его ст. 51 предусмотрено, что распорядители бюджетных средств принимают решения об оплате товаров, работ и услуг и подают поручения на осуществление платежа органам Госказначейства после получения товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства. То есть согласно указанной норме отвлечение бюджетных средств на дебиторскую задолженность недопустимо. Но эта же статья предусматривает и исключения из этого правила: «если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами».

Такие нормативно-правовые акты существуют — это

постановление КМУ «Некоторые вопросы организации бюджетного процесса» от 26.11.2008 г. № 1036 (далее — постановление № 1036) и постановление КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 (далее — постановление № 1404), которыми допускается предварительная оплата некоторых товаров и услуг при определенных обстоятельствах и на определенные сроки.

В частности, среди других разрешенных случаев предварительной оплаты указанными

постановлениями допускается предварительная оплата работ и услуг, если размер такой оплаты не превышает 30 % их стоимости на срок не более одного месяца.

То есть если речь идет о дебиторской задолженности, то

нарушением являются случаи ее просрочки, а не наличие вообще.

Напомним, что в соответствии с

Инструкцией по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 26.12.2003 г. № 242, просроченная дебиторская задолженность — это задолженность, возникающая на 30-й день после окончания срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена после выписки счета на оплату.

По поводу возникновения кредиторской задолженности отметим следующее.

Учитывая тот факт, что распорядитель бюджетных средств должен принимать решения об оплате товаров, работ и услуг согласно

ст. 51 БКУ только после их получения, возникновение кредиторской задолженности является неизбежным и обязательным.

Если говорить о нарушении, заключающемся в наличии кредиторской задолженности, то это касается наличия в финансовой отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств

просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители.

Это связано с тем, что законы о госбюджете на соответствующие годы всегда содержат требование по обеспечению в полном объеме потребности в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы, а также проведение расчетов за электрическую энергию, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями,

не допуская никакой просроченной задолженности по указанным расходам.

Кроме того, бюджетным правонарушением является наличие в годовой финансовой отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств

небюджетной кредиторской задолженности.

Как определено в

ст. 51 БКУ, распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Никакие обязательства, взятые физическими и юридическими лицами по бюджетным средствам без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о госбюджете, не считаются бюджетными обязательствами. Расходы бюджетных средств на покрытие таких обязательств не могут осуществляться.

Таким образом, наличие дебиторской задолженности, образование которой не противоречит требованиям

постановлений № 1036 и 1404, и кредиторской задолженности, образование которой не противоречит законам о государственных бюджетах на соответствующие годы и другим нормативно-правовым актам, расценивать как бюджетное правонарушение нельзя.

За бюджетные правонарушения действующим законодательством предусмотрены соответствующие санкции.

Напомним, что согласно

ст. 124 БКУ взыскания за бюджетные правонарушения могут налагаться по решениям:

— министра финансов Украины;

— руководителя органа Государственного казначейства Украины;

— руководителя органа Государственной контрольно-ревизионной службы Украины;

— министра финансов Автономной Республики Крым;

— руководителя местного финансового органа;

— председателя исполнительного органа городского города районного значения, поселкового и сельского совета.

В частности, органы Госказначейства составляют протоколы о выявленных бюджетных правонарушениях в соответствии с

Порядком составления протоколов о бюджетных правонарушениях органами Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 24.07.2009 г. № 303.

В указанном

Порядке предусмотрено составление протоколов (относительно наличия задолженности) исключительно в случаях наличия:

— в финансовой отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств

просроченной дебиторской задолженности;

— в финансовой отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств

просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители;

— в годовой финансовой отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств

небюджетной кредиторской задолженности.

По вопросам образования и учета дебиторской задолженности смотрите консультацию «Учет дебиторской задолженности» («Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 15, с. 13), кредиторской — консультацию «Кредиторская задолженность» («Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 9, с. 15).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше