Темы статей
Выбрать темы

Введение новой структуры управления Госкомзема в районе

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСКОМЗЕМА В РАЙОНЕ

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

 

Пунктом 5 постановления КМУ «Некоторые вопросы реализации права собственности на землю гражданами Украины» от 05.08.2009 г. № 844 предписано увеличить предельную численность работников Государственного комитета по земельным ресурсам. На данное время управлению Госкомзема дана для введения в действие новая структура управления, в которой не предусмотрены некоторые отделы и должности, которые были в ранее действующей структуре.

1. Необходимо ли вводить новую структуру управления, если не происходят изменения в организации производства и труда?

2. Нужно ли управлению для введения в действие новой структуры предупредить работников, должности которых сокращаются, об изменении существенных условий труда?

(Сумская обл.)

 

Прежде всего скажем несколько слов о реформировании структуры Государственного комитета по земельным ресурсам (далее — Госкомзем) и включении в его состав Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель (далее — Госинспекция).

В соответствии с

постановлением КМУ «Об образовании Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель» от 25.12.2002 г. № 1958 в составе Госкомзема образована Госинспекция как правительственный орган государственного управления.

Пунктом

6 ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 16.05.2008 г. № 279-VI (далее — Закон про КМУ) установлено, что Кабинет Министров Украины образует, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти в соответствии с законом в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на содержание органов исполнительной власти, утверждает положение об указанных органах.

С целью приведения решений Правительства в соответствие с

Законом про КМУ Кабинетом Министров Украины принято постановление «О дополнительных мерах по урегулированию земельных отношений» от 26.08.2009 г. № 901, которым Госинспекция как правительственный орган ликвидирована и включена в состав Госкомзема как отдельное структурное подразделение. Этим же постановлением предусмотрено выделение средств на содержание и оплату труда увеличенного количества работников Госкомзема и его территориальных органов.

Таким образом, Госинспекция по сути не была ликвидирована, а из юридического лица была преобразована в отдельное структурное подразделение Госкомзема.

В свою очередь,

п. 5 постановления КМУ «Некоторые вопросы реализации права собственности на землю гражданами Украины» от 05.08.2009 г. № 844 с целью обеспечения реализации государственной политики в сфере земельных отношений было предписано увеличить предельную численность работников Госкомзема до 335 единиц и подчиненных ему территориальных органов до 14374 единиц.

Также было поручено Госкомзему образовать в центральном аппарате и в территориальных органах структурные подразделения на базе Госинспекции и ее территориальных органов.

Учитывая такое поручение КМУ,

структура Госкомзема должна была быть преобразована.

При этом согласно

п. 10 Положения о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденного постановлением КМУ от 19.03.2008 г. № 224, утверждает структуру и предельную численность работников территориальных органов Госкомзема в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе в пределах предельной численности работников Госкомзема, а также их штатное расписание и смету председатель Госкомзема.

В свою очередь, согласно

п. 10 Положения об управлении (отделе) Госкомзема в районе, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 17.06.2008 г. № 123, структуру и численность работников управления (отдела) в районе в пределах предельной численности утверждает председатель Госкомзема. Штатное расписание и смету управления (отдела) в районе утверждает Председатель Республиканского комитета по земельным ресурсам АР Крым, начальник главного управления Госкомзема в области.

Как следует из вопроса, приказом вышестоящей организации вашему управлению Госкомзема в районе была утверждена новая структура и численность работников управления.

На основании данного приказа необходимо было ввести новую структуру управления с установленной в приказе даты.

При этом поскольку новая структура управления предполагает увольнение работников, то увольнение таких работников должно осуществляться по

п. 1 ст. 40 КЗоТ.

Согласно

п. 1 ст. 40 КЗоТ трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до окончания срока его действия может быть расторгнут собственником или уполномоченным им органом в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.

Сокращение штата работников

— увольнение всех представителей определенной категории (специальности, профессии) или подразделения, которое сокращается полностью. Сокращение численности работников — уменьшение общего количества персонала путем увольнения работников разных категорий (специальностей, профессий) в целом по организации (учреждению).

В вашем случае имеет место сокращение численности и штата работников в связи с тем, что происходит сокращение отдельных отделов управления Госкомзема. Так, из письма автора вопроса следует, что в управлении был общий отдел, в котором

три работника (начальник отдела и два специалиста), а в новой структуре общего отдела нет, вместо него есть сектор кадрового и документального обеспечения, который состоит из двух работников (заведующий сектором, специалист).

Подробно порядок увольнения работников в связи с сокращением штата рассматривался в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 45, с. 9.

Поэтому вкратце остановимся на главном.

 

Уведомление работников о предстоящем увольнении

Работники, которые подлежат сокращению,

должны быть уведомлены о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца. Указанное требование предусмотрено ч. 1 ст. 492 КЗоТ.

Работодатель должен уведомить о предстоящем увольнении

лично каждого работника под роспись. Уведомление составляется в письменном виде произвольной формы примерно следующего содержания: «Уважаемый <…>, на основании статьи 492 КЗоТ Украины и в соответствии с приказом от <…> № <…> сообщаем, что по истечении 2 месяцев с момента вручения вам настоящего уведомления вы можете быть уволены в связи с сокращением численности работников (п. 1 ст. 40 КЗоТ). В соответствии со статьей 492 КЗоТ Украины при отсутствии работы по профессии, специальности или в случае отказа от перевода на другую работу в учреждении вы имеете право по своему усмотрению обращаться за содействием в Государственную службу занятости либо трудоустроиться самостоятельно».

Несоблюдение срока уведомления работника об увольнении в случае возникновения судебного спора не рассматривается как основание для восстановления работника на работе. В этом случае, если работник подлежит восстановлению по другому основанию, суд изменяет дату увольнения работника, засчитав срок уведомления, в течение которого он работал. Об этом говорится в

абз. 6 п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г. № 9 (далее — постановление № 9).

Одновременно с уведомлением об увольнении

(не позже чем за два месяца до планируемой даты увольнения) работодатель предлагает работнику другую работу в этом же учреждении (ч. 3 ст. 492 КЗоТ).

 

Соблюдение ч. 2 ст. 40 КЗоТ о переводе работников на другую должность

Следует помнить, что увольнение в связи с сокращением численности или штата возможно

только в том случае, если работника невозможно по его согласию перевести на другую работу (ч. 2 ст. 40 КЗоТ).

В этом вопросе следует исходить из того, что работнику должна быть предложена имеющаяся работа по соответствующей профессии или специальности и только при ее отсутствии — другая имеющаяся работа.

Работодатель может в пределах однородных профессий и должностей перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее на этом основании менее квалифицированного работника (

абз. 4 п. 19 постановления № 9).

Если работодатель при увольнении по

п. 1 ст. 40 КЗоТ не предложит работнику перевод на другую работу, которую тот мог бы выполнять исходя из его квалификации и опыта или в случае отсутствия такой работы заблаговременно не предупредит работника об этом в установленном порядке, суд может восстановить работника на работе.

При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу в этом же учреждении, организации работник по своему усмотрению обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно.

При этом отказ работника от перевода на другую должность должен быть оформлен в

письменной форме. Так, в случае возникновения трудового спора суд должен будет выяснить, какие существуют доказательства того, что работник отказался от перевода на другую работу (абз. 1 п. 19 постановления № 9).

 

Соблюдение гарантий для определенных категорий работников

При увольнении по

п. 1 ст. 40 КЗоТ следует помнить, что не допускается увольнение (ст. 184, 1861, 198 КЗоТ):

— беременных женщин*;

— женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет*;

— женщин, имеющих детей в возрасте до шести лет, если медицинским заключением предусмотрено, что такие дети нуждаются в домашнем уходе*;

— одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида*;

— отцов, воспитывающих детей без матери, в том числе в случае долгого пребывания матери в лечебном заведении, а также опекунов (попечителей)*;

работников младше восемнадцати лет без согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних**.

* Расторжение трудового договора с указанными работниками возможно только в случае

полной ликвидации учреждения при условии обязательного трудоустройства.

** Увольнение несовершеннолетних допускается

в исключительных случаях и при условии их обязательного трудоустройства.

 

Согласование с профсоюзной организацией

Решение об увольнении по сокращению численности работников принимает работодатель. В то же время законодательство обязывает работодателя провести определенные мероприятия по информированию и согласованию предстоящего увольнения с

первичной профсоюзной организацией (далее — профсоюз).

Информирование профсоюза

. Согласно ч. 2 ст. 494 КЗоТ и ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII (далее — Закон № 803) работодатель должен проинформировать профсоюз не позднее чем за три месяца до планируемых увольнений путем предоставления информации о:

— причинах последующих увольнений;

— количестве и категориях работников, которых предполагается уволить;

— сроках проведения увольнений.

Согласование увольнения с профсоюзом

. Согласно ст. 43 КЗоТ расторжение трудового договора на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (кроме случая ликвидации предприятия, учреждения, организации) может быть проведено только с согласия выборного органа (профсоюзного представителя) первичной профсоюзной организации, членом которой является работник. Если в учреждении нет профсоюза, вопросы увольнения работников в связи с сокращением численности необходимо согласовать с выборным представителем от трудового коллектива.

 

Уведомление центра занятости о предстоящем высвобождении работников

Согласно

ч. 1 п. 5 ст. 20 Закона № 803 работодатель не позднее чем за два месяца должен уведомить в письменной форме о предстоящем увольнении государственную службу занятости (по месту регистрации).

 

Гарантии и компенсации при увольнении

В день увольнения

по сокращению численности (штата) с работником должен быть произведен окончательный расчет . Кроме того, ему должны быть выплачены:

заработная плата за фактически отработанное время;

компенсация за неиспользованный отпуск (ст. 83 КЗоТ, ст. 24 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР). При этом в случае увольнения работника до окончания года, за который он уже получил отпуск полной продолжительности, отчисления из заработной платы излишне выплаченной суммы отпускных не производятся;

выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка (ст. 44 КЗоТ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше