Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Учет аптечек в немедицинских учреждениях

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2010/№ 1
Печать
Ответы на вопросы

УЧЕТ АПТЕЧЕК В НЕМЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Каким образом бюджетной организации, не относящейся к медицинской сфере, следует списывать аптечки, если большая часть медикаментов, находившихся в аптечке, уже использована, а срок использования некоторых медикаментов истек?

(Киевская обл.)

 

Практически в каждом учреждении, в том числе и в не относящемся к медицинской сфере, имеется стандартный набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи заболевшим сотрудникам. Некоторые учреждения и организации для своевременного оказания первой медицинской помощи своим сотрудникам даже содержат медицинские пункты.

Как определено в

письме Исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 16.08.2005 г. № 261-05-3, в настоящее время нет единого нормативно-правового акта по охране труда, который обязывал бы предприятия иметь медицинские аптечки. Однако необходимость обеспечения рабочих мест медицинскими аптечками существует.

Так, в соответствии со

ст. 13 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII работодатель обязан создать на каждом рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства, касающихся прав работников в сфере охраны труда.

С этой целью работодатель, в частности,

должен принимать срочные меры для помощи пострадавшим, привлекать при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев.

Кроме того, согласно

п. 8 Порядка расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденного постановлением КМУ от 25.08.2004 г. № 1112, при наступлении несчастного случая непосредственный руководитель работ (уполномоченное лицо предприятия) обязан, в частности, срочно организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему, обеспечить в случае необходимости его доставку в лечебно-профилактическое заведение.

Как определил Фонд соцстраха в упомянутом выше

письме, перечень необходимых лекарственных средств, которыми должны комплектоваться медицинские аптечки, определяется характером вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте.

Так, аптечка может содержать такой базовый комплект изделий и медикаментов для оказания первой медицинской помощи: раствор перекиси водорода, спиртовый раствор йода, нашатырный спирт, обезболивающие (анальгин, амидопирин), средства, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы (настойка валерианы, кофеин, валидол, нитроглицерин, кордиамин, папазол), жаропонижающие (ацетилсалициловая кислота, фенацетин), противомикробные — сульфаниламид и антибиотики, слабительные средства, кровоостанавливающий жгут, термометр, индивидуальный перевязочный пакет, стерильные бинты, вату, шприц.

Кроме того, требования по наличию аптечки с медикаментами могут быть предусмотрены отдельными нормативно-правовыми документами. Так,

Правилами безопасности при проведении занятий по допризывной подготовке в общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях и высших учебных заведениях первого и второго уровней аккредитации, утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 21.08.2000 г. № 213, предусмотрено, что в кабинете допризывной подготовки должна находиться аптечка с набором медикаментов и соответствующих принадлежностей.

Следует отметить, что в приложении к этим

Правилам определен конкретный перечень медикаментов, перевязочных материалов и принадлежностей для аптечки кабинета допризывной подготовки.

Также отметим, что на балансах почти всех бюджетных учреждений имеются автотранспортные средства, которые

должны содержать аптечку.

В соответствии со

ст. 48 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII водители обязаны следить за наличием на транспортных средствах специальных медицинских аптечек, их укомплектованием.

Требования по укомплектованию аптечек автотранспортных средств определены

приказом Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении перечней лекарственных средств в медицинских аптечках транспортных средств» от 07.07.98 г. № 187.

Приведем в таблице перечень лекарственных средств, которые должны быть в медицинских аптечках первой медицинской помощи для пассажирских легковых с количеством пассажиров до 9 человек и грузовых транспортных средств.

 

№ п/п

Медицинские препараты и изделия медицинского назначения

Количество

Средства для остановки кровотечения, наложения повязок при травмах/p>

1

Жгут для остановки кровотечения

1 ед.

2

Бинт стерильный 5 мх10 см

1 ед.

3

Салфетки с хлоргексидином 6 смх10 см

2 ед.

4

Салфетки кровоостанавливающие с фурагином 6 смх10 см

2 ед.

5

Пакет перевязочный стерильный

1 ед.

6

Лейкопластырь в рулоне 5 смх5 м

1 ед.

7

Пластырь бактерицидный 2,3 смх7,2 см

4 ед.

8

Косынка медицинская перевязочная 50 смх50 см

1 ед.

Антисептические средства

9

Раствор йода 5 % — 10 мл

1 фл.

Обезболивающие и сердечные средства

10

Буторфанола тартрат 0,2 % — 1 мл в шприце

2 ед.

11

Нитроглицерин 1 % в капсулах (0,0005)

20 капс.

Дополнительные средства/p>

12

Ножницы с тупыми концами

1 ед.

13

Перчатки медицинские № 8 из полиэтилена

1 пара

14

Пленка (клапан) для проведения искусственной вентиляции легких

1 ед.

115

Сульфацил натрия 20 % — 1 мл в шприце

2 ед.

16

Булавки английские

6 ед.

 

Кроме того, автомобильная аптечка должна содержать инструкцию по пользованию находящимися в ней средствами и футляр для аптечки.

Расходы на приобретение аптечек (в том числе дорожных) и их пополнение, если учреждение (организация)

не имеет медицинского кабинета или пункта, а также расходы на приобретение медикаментов, медицинских материалов, медицинского инвентаря, используемых медицинскими учебными заведениями в учебном процессе, в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495, необходимо проводить по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».

Аптечки должны учитываться в соответствии с требованиями

Инструкции по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125 (далее — Инструкция № 125).

Медикаменты и перевязочные материалы учреждений, средства на которые предусмотрены в сметах по КЭКР 1131 в соответствии с

Инструкцией № 125, учитываются на субсчете 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности».

В соответствии с

п. 27 Инструкции № 125 в небольших учреждениях канцелярские принадлежности (бумага, карандаши и т. п.) и медикаменты (за исключением спирта и медикаментов, имеющих высокую стоимость), приобретенные и одновременно выданные на текущие нужды, могут сразу списываться на фактические расходы с отражением их общей стоимости по дебету и кредиту субсчета 234. Но в этом случае считаем, что аптечки с медикаментами и изделиями медицинского назначения должны учитываться в связи с тем, что содержимое аптечек фактически используется в течение длительного времени, а не сразу выдается на текущие нужды.

Медикаменты и изделия медицинского назначения, содержащиеся в аптечках, обычно учитываются в составе аптечки. При использовании медикаментов или их пополнении стоимость аптечки соответственно изменяется.

Списание медикаментов и изделий медицинского назначения осуществляется после их фактического использования. Фактическое использование медикаментов следует подтвердить отдельными актами, в которых нужно указать наименование медицинского препарата, количество использованного препарата, фамилию и должность работника, который его применил.

Что касается списания медикаментов, срок годности которых истек, отметим следующее.

Во-первых, случаев наличия таких медикаментов

не должно быть вообще. Материально ответственное лицо должно тщательным образом контролировать сроки их использования.

Во-вторых, негодность таких медикаментов определяет специальная комиссия, после чего проводится их соответствующая утилизация.

Куда же девать медикаменты, срок годности которых подходит к окончанию, а случаев, в которых потребовалось бы использование таких медикаментов, к счастью, нет? В таких ситуациях считаем целесообразным медикаменты передать медицинскому учреждению, в котором они могут быть использованы до окончания срока их годности.

Напомним, что согласно

п. 21 Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181, бесплатная передача материальных ценностей разрешается:

— с балансов учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, —

в пределах одного центрального органа исполнительной власти (главного распорядителя бюджетных средств);

— с балансов учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, —

в пределах одного местного бюджета.

Бесплатная передача материальных ценностей от одного учреждения другому, относящихся к сфере управления одного и того же центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств, осуществляется на основании решения главного распорядителя бюджетных средств.

Если же все-таки медикаменты, срок годности которых истек, имеются в наличии, то следует обратиться к

Правилам проведения утилизации и уничтожения некачественных лекарственных средств, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.07.2004 г. № 349 (далее — Правила № 349).

В соответствии с

п.п. 3.1 Правил № 349 наличие в обороте некачественных или фальсифицированных лекарственных средств, включая те, срок годности которых истек, устанавливается органами государственного контроля лекарственных средств и должностными (уполномоченными) лицами субъектов хозяйствования в сфере оборота лекарственных средств. Факт наличия некачественных лекарственных средств фиксируется актом.

То есть определить непригодность таких медикаментов работники учреждения самостоятельно

не имеют права. Утилизировать медикаменты, срок годности которых истек, работники учреждения также не имеют права.

Отходы лекарственных средств изымаются из оборота путем их возврата субъекту хозяйствования (поставщику или производителю), указанному в решении или предписании органов государственного контроля лекарственных средств об исключении лекарственного средства из оборота. Субъект хозяйствования, который в соответствии с решением об исключении лекарственного средства из оборота получает отходы лекарственных средств, осуществляет операции по их утилизации или уничтожению за собственный счет.

Порядок проведения, выбор метода уничтожения (инкапсуляция, инертизация, термические методы и т. п.) определяются в соответствии с требованиями, предусмотренными государственными санитарными нормами, с учетом их опасности для здоровья населения и окружающей среды.

Подробнее об этом вопросе см. консультацию «Что делать с непригодными медикаментами?» («Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 40, с. 19).

Приведем

пример учета аптечки в учреждении.

Учреждение приобрело аптечку для оказания первой медицинской помощи работникам общей стоимостью 52 грн. (НДС не предусмотрен), содержащую:

— раствор перекиси водорода 3 % 100 мл — 2,10 грн.;

— спиртовый раствор йода 5 % 10 мл — 1,65 грн.;

— раствор аммиака 10 % 10 мл — 1,40 грн.;

— анальгин табл. 0,5 г № 10 — 0,85 грн.;

— экстракт валерианы, табл. 0,02 г № 50 — 2,78 грн.;

— валидол — табл. 0,06 г № 10 — 0,59 грн.;

— нитроглицерин табл. 0,0005 г № 40 — 1,96 грн.;

— ацетилсалициловая кислота табл. 0,5 г № 10 — 0,70 грн.;

— цитрамон табл. 0,5 г № 6 — 0,74 грн.;

— кровоостанавливающий жгут — 5,80 грн.;

— термометр — 5,31 грн.;

— стерильный бинт марлевый медицинский 5 мх10 см — 2,00 грн.;

— вата медицинская гигиеническая 100 г — 4,95 грн.;

— шприц 10 мл — 0,48 грн.;

— пакет перевязочный стерильный — 4,04 грн.;

— пластырь бактерицидный 1,9 смх7,2 см — 0,20 грн.;

— пластырь катуш. 1,0 мх2,5 см — 1,23 грн.;

— перчатки медицинские — 0,89 грн.;

— футляр для аптечки — 14,33 грн.

Спустя некоторое время было использовано 5 таблеток анальгина, 6 таблеток цитрамона, 10 таблеток ацетилсалициловой кислоты, флакон перекиси водорода и бактерицидный пластырь. Общая сумма использованных медикаментов составила 4,17 грн. (0,43 грн. + 0,74 грн. + 0,70 грн. + 2,10 грн. + 0,20 грн.).

Для пополнения аптечки были приобретены медикаменты на общую сумму 13,38 грн., а именно: цитрамон табл. 0,5 г № 6 — 0,65 грн.; ацетилсалициловая кислота табл. 0,5 г № 10 — 0,93 грн.; раствор перекиси водорода 3 % 100 мл — 2,30 грн. и бактерицидные пластыри 1,9 смх7,2 см в количестве 10 штук на сумму 9,50 грн.

Также в связи с тем, что срок годности валидола и нитроглицерина истекал, эти медикаменты были переданы для дальнейшего использования в районную больницу по решению главного распорядителя бюджетных средств. Общая сумма переданных медикаментов составила 2,55 грн. (0,59 грн. +  1,96 грн.).

В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходована аптечка

234

675

52,00

2

Перечислены средства за аптечку поставщику

675

321

52,00

3

Списана стоимость использованных медикаментов согласно акту списания

801 (802)

234

4,17

4

Увеличена стоимость аптечки на сумму приобретенных медикаментов

234

675

13,38

5

Перечислены средства за медикаменты поставщику

675

321

13,38

6

Медикаменты, срок использования которых истекает, переданы в районную больницу согласно акту приемки-передачи

801 (802)

234

2,55

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше