Темы статей
Выбрать темы

Закон о закупках: первое знакомство

Редакция ББ
Статья

ЗАКОН О ЗАКУПКАХ: ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

 

Данная консультация представляет собой расширенный комментарий к Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI, опубликованному на с. 4 этого номера нашей газеты.

Остановимся на основных, принципиально новых требованиях данного документа к процедурам закупки товаров, работ и услуг за государственные средства.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI

(далее — Закон), пришедший на смену Положению о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденному постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (далее — Положение № 921), опубликован в газете «Голос України» от 30.06.2010 г. № 118. В соответствии с Заключительными положениями Закона он вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через 30 дней со дня его опубликования, т. е. Закон вступил в силу с 30.06.2010 г., однако будет введен в действие с 31.07.2010 г.

Кабмину в десятидневный срок со дня вступления в силу

Закона предписано привести свои нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с Законом, а также обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений Закона. А пока у заказчиков и участников есть еще немного времени, для того чтобы изучить все премудрости Закона и попытаться сориентироваться в его лабиринтах, а до 31.07.2010 г. продолжать руководствоваться Положением № 921.

 

Общие положения

Целью

Закона является создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, а также предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции, а также обеспечение рационального и эффективного использования бюджетных средств.

По всему тексту

Закона привычное слово «тендер» заменено на «торги (конкурсные торги)», да и вся ранее употребляемая терминология также подверглась соответствующим изменениям.

Законом

внесены изменения в ранее существующие термины. Прежде всего это касается термина «государственные средства», к которым относятся не только средства Госбюджета Украины, бюджета АР Крым и местных бюджетов, средства НБУ, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, средства общеобязательного госсоцстрахования, средства общеобязательного госсоцстрахования на случай безработицы, средства общеобязательного госсоцстрахования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, средства, предусмотренные Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности», но и средства учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым, местными госадминистрациями или органами местного самоуправления, средства государственных и местных фондов, средства государственного оборонного заказа, средства госзаказа для удовлетворения приоритетных государственных нужд, средства государственного материального резерва, средства Аграрного фонда, средства Фонда социальной защиты инвалидов, средства, предоставляемые заказчикам под гарантии КМУ, Совета министров АР Крым и органов местного самоуправления по кредитам, займам, предоставляемым иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями или на условиях софинансирования совместно с иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, средства предприятий и их объединений.

В свою очередь,

Закон относит к предприятиям — предприятия, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственные, казенные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 %, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более % принадлежит государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 %, объединения таких предприятий (хозяйственных обществ).

Как видим, коммунальные предприятия теперь прямо указаны в определении «предприятия» и соответственно являются полноправными заказчиками государственных закупок и обязаны применять одну из процедур торгов.

Законом

изменен ряд терминов:

комитет по конкурсным торгам — служебные (должностные) и другие лица заказчика (генерального заказчика), назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки согласно Закону;

документация конкурсных торгов — документация, которая разрабатывается, утверждается, обнародуется для свободного доступа и бесплатно предоставляется заказчиком в ходе проведения торгов (конкурсных торгов) физическим/юридическим лицам;

услугилюбая закупка (кроме товаров и работ), включая транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, текущий ремонт, лизинг, наем (аренда), а также финансовые, банковские услуги;

предмет закупки — товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки и на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника. Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом (Минэкономики). Надеемся, что принятие специального документа снимет те вопросы, которые постоянно возникали у заказчиков в процессе определения предмета закупки. Напомним, что в соответствии с Положением № 921 предмет закупки товаров и услуг определяется на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 по показателю пятого знака, а по работам и текущему ремонту — на основе Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000.

Расширено понятие «связанное лицо». Так, для целей

Закона членами семьи считаются супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица при условии их постоянного проживания вместе со связанным лицом и ведения с ним совместного хозяйства. Данное определение аналогично определению «близкие лица», которое приведено в Законе Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI.

Также введен ряд

новых понятий: сговор, консультационные услуги, наиболее экономически выгодное предложение, срок действия предложения конкурсных торгов или ценового предложения, орган обжалования, субъект обжалования в органе обжалования, ценовое предложение, генеральный заказчик и закупка на принципах межведомственной координации (в связи с внедрением механизма межведомственной координации, о котором скажем чуть позже), объявление о проведении процедуры закупки и объявление о результатах процедуры закупки.

 

Сфера применения Закона

Как и прежде,

Закон применяется ко всем закупкам товаров, работ и услуг за государственные средства, если стоимость закупки товаров и услуг превышает 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.

Закон

значительным образом сократил перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется его действие, т. е. закупка которых осуществляется путем заключения прямых договоров (независимо от суммы договора) без проведения торгов, к числу которых относятся:

— товары и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот и монет, их хранением, транспортировкой и учетом;

— услуги, закупка которых осуществляется государственными банками и банками, в капитализации которых приняло участие государство, исключительно для проведения ими банковских операций в соответствии с

Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;

— товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками, расположенными за пределами Украины;

— товары, работы и услуги, закупка которых составляет государственную тайну в соответствии с  

Законом Украины «О государственной тайне»;

— услуги, необходимые для осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга.

Наряду с этим в

п. 4 ст. 2 Закона приведен перечень товаров, работ и услуг, по которым отдельными законами Украины будут определены особенности осуществления закупок, а именно:

— защищенные краски, бумага и другие материалы, используемые для изготовления бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности (учета) согласно схеме их защиты;

— услуги по перевозке железнодорожным транспортом; природный и нефтяной газ и услуги по его транспортировке, распределению и поставке;

— услуги почтовой связи, почтовые марки и маркированные конверты;

— телекоммуникационные услуги, в том числе по ретрансляции радио- и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и услуг интернет-провайдеров);

— централизованное водоснабжение и водоотведение;

— электрическая энергия, ее передача и распределение;

— централизованная поставка тепловой энергии; ядерное топливо, необлученные топливные элементы (твэлы) для ядерных реакторов;

— услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, других веществ трубопроводным транспортом;

— нефть или нефтепродукты сырые;

— услуги по подготовке кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации по госзаказу.

Заметим, что согласно

Положению № 921 практически относительно всех вышеуказанных предметов закупки предусмотрено освобождение от применения процедур закупок. Как известно, на введении этой нормы настаивал Всемирный банк, так как считал, что отдельными специальными законами должны быть урегулированы государственные закупки в сферах деятельности субъектов природных монополий и на совместных рынках, учитывая их правовую природу. В результате законодатели учли это требование и, преследуя цель пресечения коррупционных схем освоения бюджетных средств, в п. 5 Заключительных положений Закона дали поручение Кабмину в месячный срок со дня вступления в силу Закона разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, определяющих особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг, указанных в абз. 2 ч. 2 и ч. 4 ст. 2 данного Закона. До принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов закупка указанных товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с Законом, т. е. на общих основаниях.

Действие

Закона распространяется на финансовые и консультационные услуги международных финансовых учреждений (хотя в Законе нет определения, что же относится к ним), порядок закупки которых определяется специальным законом. Информацию по осуществлению закупок финансовых и консультационных услуг международных финансовых учреждений заказчик направляет Уполномоченному органу, Счетной палате (в случае использования средств Госбюджета Украины), ГлавКРУ в установленные этими органами сроки и по определенной ими форме. Такую информацию заказчик также направляет другим государственным органам, осуществляющим контроль в сфере закупок, в случае наличия соответствующих запросов.

Интересно то, что закупка товаров, работ и услуг за средства кредитов, займов, которые предоставлены в соответствии с заключенными в установленном порядке международными договорами Украины Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций, Международной ассоциацией развития, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Северным инвестиционным банком, а также другими международными валютно-кредитными организациями, осуществляется согласно

правилам и процедурам, установленным этими организациями , а в случае неустановления таких правил и процедур — в соответствии с Законом.

Обращаем внимание на то, что

Закон не содержит каких-либо норм, направленных на защиту отечественного производителя и ограничений для представителей, дилеров и дистрибьюторов. Более того, в ст. 5 Закона указано, что отечественные и иностранные участники принимают участие в процедурах закупок на равных условиях.

 

Планирование закупок

Как и прежде, закупка товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с

годовым планом. Однако следует учесть, что Закон не содержит нормы, разрешающей применять процедуры закупок до утверждения смет (планов использования бюджетных средств) аналогично той, которая предусмотрена п. 6 Положения № 921.

Стоит обратить внимание на то, что согласно

ст. 4 Закона годовой план закупок, изменения к нему в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения должны быть направлены заказчиком таким органам:

Госказначейству.

Конечно, необходимость подачи годового плана распорядителями бюджетных средств в органы Госказначейства не является особой новостью для них. Так, перечень документов, предоставляемых в органы Госказначейства при регистрации обязательств по договорам о закупке, приведен в

письме Госказначейства от 23.01.2009 г. № 17/3-06/116-1104 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 11), среди которых упоминается и годовой план закупок. Кроме того, данное требование предусмотрено п. 2.1 Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136;

Минэкономики.

Кроме годового плана закупок, также необходимо приложить смету (временную смету), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных) средств) и изменения к ним.

Напомним, что в соответствии

Положением № 921 годовой план государственных закупок и изменения к нему подлежат обнародованию путем размещения в Интернете (на собственном веб-сайте заказчика или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств) в течение 10 календарных дней с даты их утверждения.

 

Госказначейству и банкам — дополнительные полномочия

Законом

возложены дополнительные полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере закупок на органы Госказначейства и банковские учреждения.

Так,

Госказначейство Украины:

1) до осуществления оплаты по договорам о закупке проверяет наличие и соответствие заключенного договора о закупке отчету о результатах проведения процедуры закупки и годовому плану закупок, правильность их оформления согласно законодательству, а также наличие объявления о проведении процедуры закупки, сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, сведений о решении Уполномоченного органа о согласовании процедуры закупки (в случае применения процедуры закупки у одного участника), объявления о результатах процедуры закупки, которые были опубликованы в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и соответствующих международных изданиях в случаях, предусмотренных

Законом. Заметим, что ранее Госказначество проверяло только наличие заключенного договора о закупке и его соответствие отчету о результатах проведения процедуры закупки;

2) принимает меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случаях:

— отсутствия или несоответствия установленным законодательством требованиям необходимых документов, предусмотренных

Законом;

— отмены процедуры закупки;

— вступления в законную силу решения суда о признании результатов процедуры закупки недействительными;

— на период приостановления процедуры закупки;

— наличия соответствующего решения органа обжалования в соответствии со

ст. 18 Закона;

3) в случае выявления нарушений требований законодательства в сфере закупок уведомляет о таких случаях Уполномоченный орган и орган обжалования.

Банковские учреждения

при оплате по договорам о закупке, заключенным предприятиями (на которые распространяется сфера применения Закона ), проверяют наличие отчета о результатах осуществления процедуры закупки и других документов, подтверждающих выполнение такими предприятиями и хозяйственными обществами требований Закона. В случае их несоответствия требованиям настоящего Закона платежное поручение считается оформленным ненадлежащим образом. Наряду с этим неоднократно высказывалось мнение о том, что распространение на банки несвойственных им функций, в частности государственного контроля в сфере государственных закупок, приведет к вмешательству в хозяйственную деятельность банков и субъектов хозяйствования, а также будет мешать выполнению основных функций таких учреждений.

 

Обнародование и опубликование информации

Перечень документов, которые заказчик должен

обнародовать на веб-портале Минэкономики, значительно увеличился по сравнению с объемом информации, подлежащей обнародованию согласно Положению № 921 . Приведем в таблице эти документы, а также укажем сроки, в течение которых они должны быть обнародованы на веб-портале Минэкономики.

 

Название документа

В какие сроки документ подлежит обнародованию

1

2

Объявление о проведении процедуры закупки*

После опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом для отдельных процедур закупки не установлен иной срок

Обоснование применения процедуры закупки у одного участника

Одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки

Сведения о решении Уполномоченного органа о согласовании или отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника (письма об отказе в согласовании)*

Не позднее чем через 15 рабочих дней с даты выдачи письма-согласования (письма об отказе в согласовании)

Документация конкурсных торгов или квалификационная документация

После опубликования объявления о проведении процедуры закупки в государственном официальном печатном издании по вопросам закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом для отдельных процедур закупки не установлен иной срок

Изменения к документации конкурсных торгов или квалификационной документации и разъяснения к ней (при наличии)

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об их внесении, но не позднее чем за семь дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений

Протокол раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений

В течение трех рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений

Информация об отклонении предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений и основания такого отклонения в виде протокола

В течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения

Сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения*

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки

Сообщение участникам о результатах процедуры закупки

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки

Сообщение о результатах проведения предварительной квалификации

В течение трех рабочих дней после ее завершения

Объявление о результатах процедуры закупки*

После опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем через семь дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися

Сообщение об отмене торгов или признании их несостоявшимися, уведомление об отмене процедуры закупки у одного участника (при наличии)*

В течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения

Отчет о результатах проведения процедуры закупки

В течение трех рабочих дней со дня его утверждения

Информация об одностороннем расторжении договора о закупке (при наличии)

В течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения

* Эти документы должны быть также опубликованы в государственном официальном печатном издании по вопросам госзакупок. Как предусмотрено ч. 2 ст. 10 Закона, такие документы публикуются в сроки, установленные Законом для обнародования соответствующей информации, т. е. в идеале дата обнародования на веб-портале должна совпадать с датой опубликования в официальном издании.

 

Учитывая значительный объем информации, определенный

Законом для обнародования, это неизбежно приведет к увеличению загруженности персонала заказчиков, потребует существенного улучшения технического и организационного обеспечения информационных ресурсов, а также в случае объективной невозможности своевременного обнародования информации на веб-портале может привести к многочисленным жалобам в связи с формальными нарушениями требований Закона.

Принимая во внимание тот факт, что на практике достаточно сложно будет реализовать идеальный вариант, когда дата обнародования информации на веб-портала Минэкономики будет совпадать с датой публикации в официальном издании,

Законом предусмотрено, что:

— если информация, размещенная на веб-портале Уполномоченного органа, содержит сведения, отличающиеся от опубликованных в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок,

аутентичной считается информация, опубликованная в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок;

— если дата обнародования и дата опубликования информации о государственных закупках

не совпадают, дата опубликования в таком случае считается определяющей. При этом ответственность за полноту и достоверность информации, которая публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа, возложена на председателя и секретаря комитета по конкурсным торгам заказчика;

— информация, подлежащая обнародованию,

может дополнительно обнародоваться по выбору заказчика в других средствах массовой информации, на веб-сайтах заказчика (в случае наличия) или веб-сайтах соответствующих органов власти, органов местного самоуправления.

Несколько слов хотелось бы сказать о тех процедурах закупок, в которых принимают участие нерезиденты. В отношении таких процедур

Закон предусматривает обязательное дополнительное размещение объявления о проведении процедуры закупки и о ее результатах в международном информационном издании по вопросам государственных закупок Уполномоченного органа и на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке. Вопрос, касающийся размещения информации о запланированных закупках в международном издании, Минэкономики освещало в письме от 13.02.2010 г. № 3308-21/30 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 9).

При этом уточнено, что

курс евро, который применяется для определения ожидаемой стоимости предмета закупки товаров, работ и услуг, фиксируется согласно официальному курсу НБУ, установленному на день направления для опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок объявления о проведении процедуры закупки.

 

Комитет по конкурсным торгам

Согласно

ст. 11 Закона комитет по конкурсным торгам (далее — комитет) действует на принципах коллегиальности и непредвзятости членов комитета по конкурсным торгам (ранее употреблялся термин «тендерный комитет»). Членство в комитете по конкурсным торгам не должно создавать противоречия между интересами заказчика и участника или между интересами участников процедуры закупки, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решений по выбору победителя процедуры закупки.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с

Положением № 921 членами тендерного комитета могли быть исключительно работники заказчика, а сейчас Законом определено, что в комитет включаются служебные (должностные) и другие лица заказчика (генерального заказчика).

Если ранее в состав тендерного комитета

не могли входить должностные лица и представители участников, их близкие родственники, должностные лица объединений предприятия, их представители и близкие родственники, то сейчас в состав комитета не могут входить должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АР Крым и депутаты местных советов.

Как и прежде, в состав комитета по конкурсным торгам должно входить не менее пяти человек. Если штатная численность работников заказчика меньше пяти человек, то количество членов комитета должно равняться штатной численности заказчика.

И еще один момент.

Закон предусматривает, что все члены комитета по конкурсным торгам должны пройти обучение специалистов в сфере осуществления государственных закупок в порядке, установленном Уполномоченным органом, в то время как в Положении № 921 такое требование касается исключительно председателя, заместителя председателя и секретаря тендерного комитета. При этом повышение квалификации специалистов в сфере осуществления государственных закупок осуществляется не реже одного раза каждые два года в порядке, установленном Минэкономики.

 

Виды процедур закупок

Законом

установлены такие процедуры закупки, как:

открытые торги;

двухступенчатые торги;

запрос ценовых предложений;

предварительная квалификация участников;

закупка у одного участника.

Таким образом, о таких процедурах закупок, как торги с ограниченным участием и редукцион, придется забыть.

Статья 13 Закона

определяет порядок проведения закупок на принципах межведомственной координации. Этот вид закупок предполагает использование механизма взаимодействия генерального заказчика и заказчика. При этом в качестве генерального заказчика выступает орган государственной власти, государственное, коммунальное учреждение или организация, определенные соответственно Кабмином, Советом Министров АР Крым, местными госадминистрациями или исполнительными органами местных советов ответственными за организацию и проведение процедур закупок на принципах межведомственной координации.

Основной процедурой закупок являются

открытые торги . Этой процедуре посвящен раздел IV Закона.

Особенности применения остальных процедур закупок, предусмотренные

Законом, представим в таблице:

 

Вид процедуры

Особенности применения

Процедура двухступенчатых торгов

Может применяться при следующих условиях:

1) заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) товаров (работ) или определить вид услуг и если для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести предварительные переговоры с участниками;

2) предметом закупки является осуществление научных исследований, экспериментов или разработок, выполнение опытно-конструкторских, строительных работ

Процедура предварительной квалификации

Применяется в случае необходимости предварительного определения квалификационного соответствия, финансово-экономического состояния и технических и организационных возможностей участника

Процедура запроса ценовых предложений

Применяется по товарам и услугам, для которых существует постоянно действующий рынок, при условии, что их стоимость не превышает 200 тыс. грн.

Процедура закупки у одного участника

Применяется в виде исключения в случае:

1) закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;

2) отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы;

3) возникновения срочной необходимости в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику, которых нельзя было избежать;

4) если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников

 

Квалификационные требования к участникам

Закон

выдвигает следующие квалификационные требования к участникам:

— наличие оборудования и материально-технической базы;

— наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

— наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных договоров;

— наличие финансовой возможности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам).

Как видим, эти квалификационные требования не особо отличаются от тех требований, которые выдвигались к участникам согласно

Положению № 921.

Вместе с тем

Закон разграничивает ситуации, когда:

— заказчик

принимает решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и обязан отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации);

— заказчик

может принять решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и может отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации), —

и соответственно предусматривает для каждой из них разные основания

(ст. 17).

 

Документация конкурсных торгов

Законом

внесены определенные коррективы в порядок внесения изменений в документацию конкурсных торгов. В частности:

— заказчик имеет право по собственной инициативе или по результатам запросов внести изменения в документацию конкурсных торгов, продлив срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов

не менее чем на семь дней, и уведомить в письменном виде в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о внесении указанных изменений всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов;

— в случае осуществления

закупки по сокращенной процедуре заказчик не имеет права по собственной инициативе или по результатам запросов вносить изменения в документацию конкурсных торгов, кроме случаев, когда внесение таких изменений необходимо для приведения в соответствие документации конкурсных торгов с требованиями действующего законодательства или таких изменений требует решение органа обжалования. В таком случае заказчик обязан внести соответствующие изменения в документацию конкурсных торгов и продлить срок подачи предложений конкурсных торгов;

— в случае несвоевременного предоставления заказчиком разъяснений по содержанию документации конкурсных торгов или несвоевременного внесения в нее изменений заказчик должен продлить срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов

не менее чем на семь дней и сообщить об этом всем лицам, которым была выдана документация конкурсных торгов.

Такая информация подлежит обнародованию заказчиком в общем порядке в сроки, установленные

ст. 10 Закона.

 

Обеспечение конкурсных торгов и договора о закупке

Размер обеспечения конкурсных торгов

не изменился и составляет:

— при закупке работ —

не более 1 % от ожидаемой стоимости закупки;

— при закупке товаров и услуг —

не более 5 % от ожидаемой стоимости закупки.

При этом если заказчик торгов предоставляет участникам возможность подавать свои тендерные предложения к

отдельным частям предмета торгов (лотам), заказчик торгов устанавливает размер тендерного обеспечения для каждого отдельного лота исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки (ст. 24 Закона).

В случае если заказчик должен возвратить обеспечение предложения конкурсных торгов участнику, то такая операция должны быть осуществлена

в течение 3-х банковских дней (раньше было в течение 10 календарных дней) со дня наступления основания для возврата обеспечения предложения конкурсных торгов.

Размер обеспечения договора о закупке уменьшен до 5 % стоимости договора

(до этого было 10 % сметной стоимости при закупке товаров и услуг и соответственно 5 % при закупке работ).

Законом

предусмотрено, что заказчик имеет право требовать от участника-победителя внесения им не позднее даты заключения договора о закупке обеспечения выполнения такого договора, если внесение такого обеспечения предусмотрено документацией конкурсных торгов. Изменились условия, когда заказчик возвращает обеспечение выполнения договора о закупке:

— после выполнения участником-победителем договора;

— в случае признания судом результатов процедуры закупки или договора о закупке недействительными в случаях, предусмотренных

ч. 1 и 2 ст. 30, ч. 3 ст. 31 Закона, а также согласно условиям, указанным в договоре.

Для осуществления такой операции

Законом отведены 3 банковских дня со дня наступления указанных обстоятельств.

 

Раскрытие предложений конкурсных торгов

Согласно

ст. 27 Закона протокол раскрытия предложений конкурсных торгов составляется в день раскрытия предложений конкурсных торгов по форме, установленной Уполномоченным органом. Протокол раскрытия предложений конкурсных торгов подписывается членами комитета по конкурсным торгам и участниками, принимающими участие в процедуре раскрытия предложений конкурсных торгов.

Заверенная подписью председателя комитета по конкурсным торгам и печатью заказчика копия протокола раскрытия предложений конкурсных торгов предоставляется любому участнику по его запросу в течение одного рабочего дня со дня получения такого запроса. Протокол раскрытия предложений конкурсных торгов подлежит обнародованию в сроки, установленные

ст. 10 Закона.

 

Рассмотрение и оценка предложений конкурсных торгов

Статьей 28

Закона определены следующие критерии оценки предложений конкурсных торгов:

— в случае осуществления закупки товаров, работ и услуг, которые производятся, выполняются или предоставляются

не по отдельно разработанной спецификации (техническому проекту), для которых существует постоянно действующий рынок, — цена;

— в случае осуществления закупки,

имеющей сложный или специализированный характер (в том числе консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, опытно-конструкторских работ), — цена вместе с другими критериями оценки, в частности такими, как:

— качество выполнения работ, услуг;

— условия оплаты;

— срок выполнения;

— гарантийное обслуживание;

— эксплуатационные расходы;

— передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров, включая использование местных ресурсов, в том числе средств производства, рабочей силы и материалов для изготовления товаров, выполнения работ, предоставления услуг, предлагаемых участником.

Необходимо обратить внимание на то, что заказчик

имеет право обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации согласно их компетенции. В случае получения достоверной информации о его несоответствии требованиям квалификационных критериев, наличия оснований, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона, или факта указания в предложении конкурсных торгов любой недостоверной информации, являющейся существенными при определении результатов процедуры закупки, заказчик отклоняет предложение конкурсных торгов такого участника.

 

Отмена торгов

Законом

расширен перечень оснований для отмены торгов. Так, заказчик отменяет торги в случае:

— отсутствия дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ;

— невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам государственных закупок;

— выявления факта сговора участников;

— нарушения порядка опубликования объявления о проведении процедуры закупки, акцепта, объявления о результатах процедуры закупки;

— подачи для участия в них менее двух предложений конкурсных торгов;

— отклонения всех предложений конкурсных торгов согласно

Закону;

— если к оценке допущены предложения менее двух участников.

При этом основания для отмены процедуры закупки торгов должны быть четко определены в документации конкурсных торгов. Следует также учесть, что согласно

Закону торги могут быть отменены частично (по лоту).

 

Договор о закупке

Законом

предусмотрен ряд принципиально новых требований к договору о закупке, а именно:

1) перечислены существенные условия договора о закупке (

ст. 41).

При этом условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не

должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке;

2) в случае осуществления закупки за счет средств Госбюджета Украины, бюджета АР Крым и местных бюджетов заказчик

имеет право предусматривать в договорах о закупке осуществление предварительной оплаты согласно требованиям бюджетного законодательства;

3) участник — победитель процедуры закупки

при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии на осуществление такого вида деятельности предусмотрено законодательством;

4) заключенный

договор считается недействительным (ничтожным), если он:

— заключен в период обжалования согласно

ст. 18 Закона;

— заключен с нарушением сроков, предусмотренных

абз. 3, 4 ч. 2 ст. 31, абз. 4 ч. 5 ст. 36 и абз. 1 ч. 3 ст. 39 Закона.

 

Обжалование

Закон

устанавливает новый порядок обжалования процедур закупок, ключевыми моментами которого являются следующие:

органом обжалования является Антимонопольный комитет;

— жалоба может быть подана

только лицом, право или законный интерес которого нарушены в результате решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере государственных закупок. При этом подача жалобы в орган обжалования не требует предварительного обращения к заказчику с требованием по устранению нарушения в ходе проведения процедуры закупки;

— за

подачу жалобы в орган обжалования взимается плата, которая зачисляется в спецфонд Госбюджета Украины. Размер платы определяет КМУ;

— орган обжалования

имеет право по собственной инициативе или по заявлению субъекта обжалования принять решение о приостановлении процедуры закупки на срок до вынесения решения по жалобе. В течение одного рабочего дня орган обжалования уведомляет о приостановлении процедуры закупки Госказначейство Украины, редакцию государственного официального печатного издания по вопросам государственных закупок, заказчика и субъекта обжалования;

— приостановление процедуры закупки предусматривает

приостановление заказчиком любых действий и принятие любых решений по закупке, в том числе заключение договора о закупке. В случае приостановления процедуры закупки редакция государственного официального печатного издания по вопросам государственных закупок обязана не принимать к опубликованию информацию о закупке по приостановленной процедуре закупки, которая подлежит опубликованию согласно Закону.

 

Ответственность

Изменены в сторону увеличения размеры

административных штрафов за нарушения законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, установленные ст. 16414 КУоАП.

 

До изменений

После изменений

Штраф от 150 до 350 не облагаемых налогом минимумов граждан (от 2550 до 5950 грн.)

Штраф от 300 до 700 не облагаемых налогом минимумов граждан (от 5100 до 11900 грн.).

За повторное нарушение — штраф от 350 до 500 не облагаемых налогом минимумов граждан (от 5950 до 8500 грн.)

За повторное нарушение — штраф от 700 до 1000 не облагаемых налогом минимумов граждан (от 11900 до 17000 грн.)

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше