ПРИСВОЕНИЕ ЗВАНИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-МЕТОДИСТ»
Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий контролер-ревизор КРО в г. Харькове
Правомерно ли решение, принятое комиссией колледжа, о присвоении педагогического звания «преподаватель-методист» преподавателю высшей категории, который за последние 2 года межаттестационного периода получил два дисциплинарных взыскания, несвоевременно заполнял учебную документацию по аттестации студентов, нарушал критерии оценивания модульных контрольных работ, нарушал требования положения о текущей и семестровой аттестации, опаздывал на занятия?
(Львовская обл.)
Колледж
— высшее учебное заведение II уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения III или IV уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки (если является структурным подразделением высшего учебного заведения III или IV уровня аккредитации или входит в учебный или учебно-научно-производственный комплекс) или по нескольким родственным специальностям и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.Аттестация педагогических работников в колледже проводится в соответствии с требованиями
Типового положения об аттестации педагогических работников Украины, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 20.08.93 г. № 310 (далее — Положение № 310).Согласно
п. 1.2. Положения № 310 аттестация педагогических работников проводится в соответствии с Законом Украины «Об образовании» (статья 54) с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального и общего образования, качественной работы, повышения ответственности за результаты обучения, воспитания, обеспечения социальной защиты компетентного педагогического труда.В соответствии с
п. 5.6 Положения № 310 педагогическое звание «преподаватель-методист» присваивается педагогическим работникам, которые имеют квалификационную категорию «специалист высшей категории», отвечают требованиям для присвоения званий «старший учитель», «старший преподаватель», а также внедряют в учебно-воспитательный процесс эффективные формы, методы работы, обобщают передовой педагогический опыт, активно участвуют в разработке школьного компонента содержания образования, деятельности профессиональных педагогических объединений, ассоциаций, оказывают практическую помощь педагогическим работникам других учебно-воспитательных заведений в освоении опыта ведущих педагогов, имеют собственные методические разработки, прошедшие апробацию и одобренные научно-методическими учреждениями соответствующего уровня.При присвоении педагогических званий учитываются государственные награды, уровень моральных качеств и общей культуры педагогического работника, владение государственным языком
(п. 5.8 Положения № 310).Конкретный ответ на поставленный вопрос
Положением № 310 не предусмотрен. В данном случае каждый может выражать лишь собственное мнение, однако все же решение, принятое комиссией колледжа, о присвоении преподавателю высшей категории педагогического звания «преподаватель-методист» было неправомерным. Объясним почему.Полномочия аттестационных комиссий определены
разд. VII Положения № 310. Так, в соответствии с п. 7.2 Положения № 310 для педагогических работников профессиональных учебно-воспитательных заведений, колледжей, техникумов, образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров аттестационная комиссия при заведении только принимает решение и ходатайствует перед аттестационной комиссией при соответствующих высших органах государственного управления образования, имеющих указанные учебно-воспитательные заведения, об установлении, подтверждении (неподтверждении) педагогическим работникам квалификационной категории «специалист высшей категории», присвоении, подтверждении (неподтверждени) педагогического звания, а также о соответствующем моральном и материальном поощрении (награждение грамотой, премией и т. п.).Согласно
п. 7.4. Положения № 310 аттестационная комиссия при Министерстве образования Республики Крым, управлениях образования областных, Киевской, Севастопольской городских госадминистраций рассматривает ходатайство аттестационных комиссий при районных (городских) органах государственного управления образования, профессиональных учебно-воспитательных заведениях, высших учебных заведениях I — II уровня аккредитации, колледжах, образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров и принимает решение об установлении, подтверждении (неподтверждении) педагогическим работникам квалификационной категории «специалист высшей категории» и соответствующего педагогического звания. Решение этой комиссии является окончательным.Аналогичная компетенция аттестационных комиссий министерств, ведомств, имеющих в своем подчинении учебно-воспитательные заведения, определяется соответствующими министерствами, ведомствами.
Таким образом, аттестационная комиссия колледжа
может только ходатайствовать перед областным управлением образования о присвоении педагогического звания педагогическому работнику (при этом должны быть выполнены требования разд. VII Положения № 310).Обязательно в п. 10 аттестационного листа администрацией учреждения указывается объективная характеристика качества выполнения должностных обязанностей, результативности учебно-воспитательной работы, общий уровень профессиональной культуры педагогического работника. Решение аттестационной комиссии при областном управлении образования будет окончательным.