Темы статей
Выбрать темы

О применении коэффициентов корректировки норм расхода топлива

Редакция ББ
Письмо от 10.11.2009 г. № 5391-01/07/19-09

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

Письмо от 10.11.2009 г. № 5391-01/07/19-09

 

<…> Эксплуатационные нормы расхода топлива рассчитывают на предприятиях на основании утвержденной (согласно установленному Минтранссвязи в нормативном документе «Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», далее — «НД», порядку) базовой нормы и системы корректирующих коэффициентов, которые учитывают определенные специфические условия эксплуатации. Следует отметить, что при этом право установления конкретных величин корректирующих коэффициентов (надбавок) в регламентированных «НД» пределах и срока их действия предоставляется непосредственно руководителям предприятий.

1. По первому вопросу.

В отношении применения надбавки за работу в зимних условиях в зависимости от фактической температуры воздуха следует отметить следующее. Надбавку внедряют на предприятии согласно порядку, определенному примечанием 1 к п.п. 3.1.1 «НД». Таким образом, может быть применено

либо фиксированное значение надбавки с первого дня установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне, либо надбавка по решению руководства предприятия может пересматриваться ежедневно в зависимости от фактических потребностей.

Естественно, что при существенном повышении температуры по сравнению с температурой на день внедрения на предприятии надбавки за работу в зимних условиях исчезает сама необходимость в применении коэффициента по п.п. 3.1.1 по крайней мере на уровне ранее установленного значения. При

частом изменении температуры и особенно при ее частых колебаниях около нуля с постоянным повышением до плюсовой отметки целесообразно либо вообще не использовать надбавку за работу в зимних условиях, либо пересматривать надбавку каждый день в зависимости от температуры воздуха и увеличения потребности в топливе. Считаем необоснованным установление коэффициента по п.п. 3.1.1 в условиях плюсовой температуры.

2. По второму вопросу.

Коэффициенты из пп. 3.1.5 и 3.1.6, учитывающие работу в напряженных дорожных условиях, применяются отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть соответствующим образом задокументировано

(распоряжениями, записями ответственных лиц в путевых листах и т. п. по решению руководства предприятия). Порядок применения коэффициентов из пп. 3.1.5 и 3.1.6 и порядок ведения отчетности в отношении эксплуатационных условий их применения устанавливаются непосредственно руководством предприятия и утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию.

В случае когда водитель самостоятельно выполнял задание, соответствие указанных в путевом листе условий движения (что является основанием применения коэффициентов из пп. 3.1.5 и 3.1.6)

рекомендовано подтверждать подписью ответственного должностного лица, назначенного соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию.

 

Заместитель Министра — глава Госавтотрансадминистрации П. Кравчук

 

Комментарий редакции

 

НЮАНСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ: РАЗЪЯСНЕНИЕ МИНТРАНСА

Напомним, что

нормирование расходов топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяются базовые линейные нормы, установленные по моделям (модификациям) автомобилей, и система нормативов и корректирующих коэффициентов, позволяющих учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Так, при определении нормы расхода топлива сначала устанавливают базовую норму исходя из марки автомобиля и данных, приведенных в приложениях к

Нормам расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), а затем базовую норму корректируют с помощью коэффициентов при соответствующих условиях эксплуатации автомобиля.

Как определено в

п. 3 Норм № 43, право установления конкретных величин коэффициентов в регламентированных пределах и срока их действия предоставляется руководителям предприятий и утверждается приказом (распоряжением) по предприятию.

В комментируемом

письме Минтранс предоставляет разъяснения по применению некоторых коэффициентов.

Так, согласно

п. 3.1 Норм № 43 предусмотрено применение коэффициента при работе в зимних условиях. При этом базовые нормы расходов топлива повышаются при температуре воздуха:

— от 0° С до -10° С — до 5 %;

— от -10° С до -20° С — от 5 % до 10 %;

— от -20° С и ниже — от 10 % до 15 %.

Такая надбавка вводится после установления в течение

не менее трех дней в восемь часов утра температуры в пределах определенного диапазона (по сводке территориального подразделения государственной службы гидрометеорологии или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных) с первого дня установления температуры либо по решению руководства предприятия может пересматриваться ежедневно.

Таким образом, одним из способов установления такой надбавки является установление ее фиксированного значения с первого дня установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне. При этом Минтранс в комментируемом

письме обращает внимание на то, что при повышении температуры такая надбавка должна пересматриваться, а при плюсовой температуре вообще отменяться. В связи с этим при частых колебаниях температуры воздуха целесообразно не устанавливать фиксированное значение надбавки на соответствующий период, а пересматривать ее значение каждый день.

Для получения данных о ежедневной температуре можно воспользоваться услугами гидрометеослужбы или пойти более экономным путем — измерять температуру самостоятельно. Подробнее по этому вопросу смотрите консультацию «Расходы на услуги Гидрометцентра» // «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 11, с. 11.

Приведем

пример расчета нормы топлива с учетом ее повышения в зимний период.

В учреждении на балансе числится автомобиль ВАЗ-2109. Ежедневный пробег автомобиля — 100 км. Согласно журналу измерения температуры имеем следующие данные:

 

Дата

08.02.2010

09.02.2010

10.02.2010

11.02.2010

12.02.2010

13.02.2010

Температура

-22

-21

-17

-8

-3

+ 5

 

В соответствии с Таблицей А.2 Приложения А к Нормам № 43 базовая линейная норма расходов топлива для автомобиля ВАЗ-2109 составляет 7,8 л/100 км.

Определим норму расхода топлива при работе автомобиля в зимних условиях за каждый день.

Для легковых автомобилей и автобусов нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:

Qн = 0,01

х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ),

где: Qн — нормативный расход топлива, литры (м3);

Hs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

KΣ — суммарный корректирующий коэффициент, %.

08.02.2010, 09.02.2010 (коэффициент при работе в зимних условиях — 15 %):

Qн = 0,01

х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ) = 0,01 х 7,8 х 100 х (1 + 0,01 х 15) = 8,97 л.

10.02.2010 (коэффициент при работе в зимних условиях — 10 %):

Qн = 0,01

х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ) = 0,01 х 7,8 х 100 х (1 + 0,01 х 10) = 8,58 л.

11.02.2010, 12.02.2010 (коэффициент при работе в зимних условиях — 5 %):

Qн = 0,01

х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ) = 0,01 х 7,8 х 100 х (1 + 0,01 х 5) = 8,19 л.

13.02.2010 такой коэффициент не применяется.

Кроме того, в комментируемом

письме Минтранс обращает внимание на особенности применения коэффициентов при работе, которая требует остановок, в напряженных дорожных условиях в центральных частях городов, при поездках на короткие расстояния с длительными перерывами между поездками, при выполнении работ, требующих сниженных скоростей в удовлетворительных дорожных условиях.

В

п.п. 3.1.5 Норм № 43 указано, что нормы расхода топлива повышаются в случае работы, требующей частых остановок (в среднем больше чем одна остановка на 1 км пробега), в том числе технологических остановок, связанных с загрузкой и разгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров (маршрутные автобусы, обслуживание почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание инвалидов, больных, клиентов и т. п.), а также работы в напряженных дорожных условиях в центральных частях городов и поездки на короткие расстояния (до 5 км) с длительными перерывами между поездками (один час и более) — до 10 %.

Также согласно

п.п. 3.1.6 Норм № 43 нормы расхода топлива повышаются при выполнении работ, требующих сниженных скоростей (до 20 км/ч) в удовлетворительных дорожных условиях (перевозка крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и т. п. грузов, при выполнении сельскохозяйственных работ, работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, движение в колоннах и т. п., а также движение в заторах в часы пик в центральных частях городов) — 10 %.

Указанные коэффициенты применяются

отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть соответствующим образом задокументировано распоряжениями, записями ответственных лиц в путевых листах и т. п.

Порядок применения таких коэффициентов и порядок ведения отчетности по эксплуатационным условиям их применения

устанавливаются непосредственно руководством предприятия (учреждения, организации) и утверждаются соответствующим приказом (распоряжением).

В комментируемом

письме Минтранс рекомендует в случае, когда водитель самостоятельно выполняет задание, соответствие указанных в путевом листе условий движения подтверждать подписью ответственного должностного лица, назначенного соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию.

Приведем

пример.

Автомобиль ВАЗ-21061 имеет за день пробег 250 км, из которых 100 км было отработано в удовлетворительных дорожных условиях, что подтверждено подписью ответственного должностного лица.

В соответствии с Таблицей А.2 приложения А к Нормам № 43 базовая линейная норма расходов топлива для автомобиля ВАЗ-21061 составляет 9,1 л/100 км.

Определим норму расходов топлива за отработанный день:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ) = 0,01 х 9,1 х 100 х (1 + 0,01 х 10) + 0,01 х 9,1 х 150 =23,66 л.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше