Темы статей
Выбрать темы

Ликвидация и реорганизация бюджетных учреждений: вопросы и ответы

Редакция ББ
Статья

ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Хотя ликвидация бюджетных учреждений не такое уж и частое явление, но все же она имеет место. В нашу редакцию приходят вопросы, касающиеся процесса и этапов ликвидации, снятия с учета в налоговых органах, фондах социального страхования и т. п. В этой статье мы дадим ответы на ваши вопросы.

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

 

В связи с чем может проводиться ликвидация и реорганизация бюджетного учреждения?

 

Прекращение деятельности субъекта хозяйствования согласно

ст. 59 ХКУ осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации — по решению собственника (собственников) либо уполномоченных им органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных ХКУ, — по решению суда.

При

слиянии субъектов хозяйствования все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к субъекту хозяйствования, образованному в результате слияния.

При

присоединении одного или нескольких субъектов хозяйствования к другому субъекту хозяйствования к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных субъектов хозяйствования.

При

делении субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях к каждому из новых субъектов хозяйствования, которые образовались в результате этого разделения. В случае выделения одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

При

преобразовании одного субъекта хозяйствования в другой к вновь образованному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

Согласно

п. 6 ст. 59 ХКУ субъект хозяйствования ликвидируется:

— по инициативе собственника (собственников) или уполномоченных им органов, учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников;

— в связи с истечением срока, на который он создавался, либо при достижении цели, для которой он был создан;

— в случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

— в случае отмены его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством.

Однако если речь идет о ликвидации бюджетных организаций, учреждений, заведений (далее — бюджетные учреждения), то она может осуществляться не по всем этим основаниям.

Чаще всего основанием для ликвидации бюджетных учреждений является

решение учредителя субъекта хозяйствования. Решение о ликвидации бюджетных учреждений относится к полномочиям тех органов, к сфере управления которых относятся эти учреждения.

Так, решение о ликвидации или реорганизации клинического заведения здравоохранения согласно

Положению № 174 принимает областная (городская) государственная администрация по представлению соответствующего управления здравоохранения по согласованию с Министерством здравоохранения Украины, о ликвидации высшего учебного заведения III или IV уровня аккредитации государственной формы собственности согласно ст. 27 Закона № 2984 — Кабинет Министров Украины, II уровня аккредитации государственной формы собственности — специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки и другие центральные органы исполнительной власти, имеющие в своем подчинении высшие учебные заведения.

Следует обратить внимание на то, что некоторые виды бюджетных учреждений имеют свои особенности, касающиеся оснований для их ликвидации.

Так, согласно

п. 6 ст. 11 Закона № 651 реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускаются только при согласии территориальных громад. Поэтому если сессией местного совета по тем или иным обстоятельствам решение о ликвидации сельского общеобразовательного учебного заведения не принято, то проводить его ликвидацию нельзя.

Также ликвидация некоторых бюджетных учреждений может проводиться

в связи с истечением срока, на который они создавались, либо при достижении цели, ради которой они были созданы. Такими учреждениями, например, могут быть территориальные избирательные округа, создаваемые только на время проведения выборов.

В отношении ликвидации субъекта хозяйствования в связи с его банкротством отметим следующее.

Банкротством

согласно ст. 209 ХКУ является неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов. Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти и местного самоуправления, являются неприбыльными и полностью содержатся за счет соответственно государственного или местных бюджетов.

Согласно

п. 5 ст. 51 БКУ бюджетные организации могут брать обязательства только в соответствии с бюджетными назначениями, поэтому кредиторская задолженность, которую бюджетное учреждение не в состоянии погасить, возникать не должна.

В связи с этим бюджетные учреждения

не могут быть банкротами и, как следствие, не могут ликвидироваться в связи с банкротством.

Кроме того, согласно

ст. 209 ХКУ банкротом могут быть только субъекты предпринимательской деятельности, к которым бюджетные учреждения не относятся, в связи с тем, что предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли.

Что касается

отмены государственной регистрации субъекта хозяйствования, то она может произойти в связи с нарушениями при его создании, которые нельзя устранить, или в других случаях, установленных законодательством. Отмена государственной регистрации субъекта хозяйствования осуществляется по решению суда и лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица, а также является основанием для исключения его из государственного реестра.

 

 

Кто осуществляет ликвидацию и как правильно дать объявление о ликвидации?

 

Согласно

п. 1 ст. 60 ХКУ процедура ликвидации осуществляется ликвидационной комиссией, которая образуется собственником имущества субъекта хозяйствования, либо его представителями (органами), либо другим органом, определенным законодательством. Ликвидация может быть также возложена на орган управления ликвидируемого субъекта. Орган, принявший решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации.

Следует отметить, что со дня назначения ликвидационной комиссии к ней переходят

права управления учреждением.

Нормативными документами состав ликвидационной комиссии не регламентирован, но обычно в ее состав входят руководитель, главный бухгалтер и другие специалисты.

Первое, что должна сделать ликвидационная комиссия, — опубликовать

объявление о ликвидации субъекта хозяйствования.

Ликвидационная комиссия согласно

п. 3 ст. 60 ХКУ помещает в печатных органах сообщение о ликвидации и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий, а явных (известных) кредиторов извещает персонально в письменной форме. Срок заявления кредиторами претензий согласно п. 4 ст. 105 ГКУ не может составлять менее двух месяцев со дня публикации сообщения о прекращении юридического лица.

Кроме того, регистрирующим органом публикуется объявление согласно

п. 8 ст. 59 ХКУ в специальном приложении к газете «Урядовий кур’єр»* и/или официальном печатном издании органа государственной власти или местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение 10 дней со дня прекращения его деятельности.

* Согласно Указу № 503/97, кроме газеты «Урядовий кур’єр», официальным печатным изданием является также «Офіційний вісник України».

Субъект хозяйствования считается ликвидированным

со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности (п. 7 ст. 59 ХКУ).

Следует обратить внимание, что в соответствии с

п. 7 ст. 22 Закона № 755 сообщение о принятии учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом решения о прекращении юридического лица должно содержать сведения о:

— наименовании юридического лица;

— идентификационном коде юридического лица;

— местонахождении юридического лица;

— основании для принятия решения о прекращении юридического лица;

— месте и дате внесения записи о принятии решения учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом о прекращении юридического лица;

— дате назначения и сведения о комиссии по прекращению (ликвидаторе, ликвидационной комиссии и т. п.);

— порядке и сроке заявления кредиторами требований к юридическому лицу, которое прекращается.

Для наглядности приведем

пример сообщения о ликвидации.

 


Согласно решению Коцюбинского районного совета от 05.08.2009 г. № 854/25 и приказу Метрофановского областного отдела образования от 05.08.2009 г. № 137 принято решение о ликвидации детского сада № 2 с. Павловка Коцюбинского района Метрофановской области (код ЕГРПОУ 36245895, юридический адрес: 43002, Метрофановская обл., Коцюбинский р-н, с. Павловка, ул. Ленина, 3) в связи с отсутствием детей дошкольного возраста.

Ликвидатором по делу согласно приказу Метрофановского областного отдела образования от 05.08.2009 г. № 34/р назначен Коцюбинский районный отдел образования (код ЕГРПОУ 36259674, юридический адрес: 43256, Метрофановская обл., г. Коцюбинск, ул. Гоголя, 25).

Претензии кредиторов принимаются в течение двух месяцев со дня опубликования этого объявления по указанному адресу Коцюбинского районного отдела образования.


 

 

Как составить в ликвидируемом учреждении приказ о ликвидации?

 

На основании решений о ликвидации органов, уполномоченных на их принятие, непосредственно ликвидируемое бюджетное учреждение составляет свой приказ о ликвидации.

Приведем условный

пример такого приказа.

 


Приказ

от 06.08.2009 г. № 53

о ликвидации детского сада № 2

с. Павловка Коцюбинского района Метрофановской области

 

Согласно ст. 110 — 112 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, ст. 59 — 61 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV и во исполнение решения Коцюбинского районного совета от 05.08.2009 г. № 854/25 и приказа Метрофановского областного отдела образования от 05.08.2009 г. № 137 приказываю:

 

1. Прекратить деятельность детского сада № 2 с. Павловка Коцюбинского района Метрофановской области (далее — сад).

2. Учесть, что ликвидационная комиссия создана приказом Метрофановского областного отдела образования от 05.08.2009 г. № 34/р в составе:

Галаган Петр Иванович — начальник Коцюбинского районного отдела образования — председатель комиссии;

Барыхина Ольга Петровна — заместитель начальника Коцюбинского районного отдела образования — заместитель председателя комиссии.

 

Члены комиссии:

Гудзь Елена Николаевна — главный бухгалтер Коцюбинского районного отдела образования.

Потаева Нина Андреевна — бухгалтер Коцюбинского районного отдела образования.

Кобыляцкий Олег Игоревич — заведующий детским садом № 2 с. Павловка Коцюбинского района Метрофановской области.

3. Установить, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами сада.

4. Установить:

4.1. Срок проведения ликвидации сада — до 01.11.2009 г.

4.2. Срок для предъявления (заявления) кредиторами требований (претензий) к саду — два месяца.

5. Оказывать содействие работе комиссии по размещению объявления о ликвидации в соответствующих печатных средствах массовой информации, письменному извещению кредиторов, взысканию дебиторской задолженности и удовлетворению требований кредиторов, проведению расчетов кредиторов, проведению инвентаризации, составлению ликвидационного баланса и т. п.

6. Осуществить другие необходимые действия, которые следуют из настоящего приказа.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Заведующий детским садом № 2 с. Павловка Коцюбинского района

Метрофановской области

О. И. Кобыляцкий

 

Из каких этапов состоит ликвидация?

 

Документа, который бы регламентировал этапы проведения ликвидации, организации, нет, поэтому этапы ликвидации определяются на основании отдельных нормативных документов, регламентирующих процесс ликвидации.

Сгруппируем этапы проведения ликвидации в таблице:

 

Этап

Примечания

1

2

3

1

Принятие решения о ликвидации учреждения

Решение принимает учредитель субъекта хозяйствования, к сфере управления которого относится бюджетное учреждение

2

Извещение о решении о ликвидации учреждения органа, осуществляющего государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения

Осуществляется немедленно после принятия решения о ликвидации (ч. 1 ст. 105 ГКУ)

3

Создание ликвидационной комиссии

Создается собственником имущества субъекта хозяйствования, либо его представителями (органами), или другим органом, определенным законодательством. Ликвидация может быть также возложена на орган управления ликвидируемого субъекта (п. 1 ст. 60 ХКУ)

4

Публикация объявления о ликвидации учреждения и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий

Хотя конкретный срок подачи объявления не установлен, считаем, что ликвидационная комиссия должна его подать сразу после ее создания

5

Подача документов государственному регистратору

Подается нотариально удостоверенная копия решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица, а также документ, подтверждающий внесение платы за публикацию сообщения о принятии учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом решения о прекращении юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации (ст. 34 Закона № 755)

6

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 1 ст. 111 ГКУ)

7

Проведение инвентаризации и передача товарно-материальных ценностей

Проведение инвентаризации является обязательным (п. 1.9 Инструкции № 90). После проведения инвентаризации осуществляется передача имущества ликвидируемого учреждения

8

Удовлетворение требований кредиторов

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в очередности, определенной ст. 112 ГКУ

9

Взыскание задолженностис дебиторов

Принимаются меры по взысканию задолженности

10

Осуществление расчетов с работниками и их увольнение

См. статью на с. 21 этого номера газеты «Бюджетная бухгалтерия»

11

Снятие с учета в Пенсионном фонде Украины

Окончательный расчет с органом Пенсионного фонда Украины производится на основе акта документальной проверки, которая проводится в 10-дневный срок по получении органом Пенсионного фонда Украины документов, указанных в п.п. 3.4.1 Инструкции № 21-1 (п.п. 3.4.2 Инструкции № 21-1)

12

Снятие с учета в Фонде социального страхования по временной потере трудоспособности (ФСС по ВПТ)

Окончательный расчет с ФСС по ВПТ производится на основании акта документальной проверки, которая проводится органом ФСС по ВПТ в 15-дневный срок после получения документов о ликвидации страхователя, указанных в п. 2.15 Инструкции № 16 (п. 4.8 Инструкции № 16)

13

Снятие с учета в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ФСС НСППЗ)

Окончательный расчет с ФСС НСППЗ производится на основании акта проверки полноты начисления и уплаты страховых взносов (п. 3.13 Инструкции № 36)

14

Снятие с учета в Фонде социального страхования на случай безработицы (ФСС СБ)

Окончательный расчет с ФСС СБ производится на основе акта документальной проверки, которая в 10-дневный срок проводится органом ФСС СБ (п. 3.8 Инструкции № 339)

15

Закрытие счетов в Госказначействе

Закрытие счетов осуществляется согласно разделу 7Порядка № 221

16

Снятие с учета в качестве плательщика НДС (если ликвидируемое учреждение является плательщиком НДС)

Решение об аннулировании регистрации по заявлению плательщика налога принимается налоговым органом в течение 10 календарных дней после предоставления необходимых документов (п. 25.1 Положения № 79)

17

Снятие с учета как плательщика налогов

Согласно п. 8.1 Порядка № 80 подачу в орган государственной налоговой службы документов для снятия учреждения как плательщика налогов следует осуществить в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения

18

Сдача печатей и штампов для уничтожения

Представление письменного ходатайства в органы внутренних дел согласно п.п. 3.4.2 Инструкции № 17

19

Сдача документов в архив

Сдача документов в архив осуществляется согласно требованиям, определенным Правилами № 16

20

Утверждение окончательного ликвидационного баланса

Окончательный баланс утверждается после проведения инвентаризации, передачи ТМЦ, взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности

21

Внесение записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр

Дата внесения в Единый государственный реестр записи о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, в результате его ликвидации является датой государственной регистрации прекращения юридического лица (п. 9 ст. 36 Закона № 755)

 

 

Какова очередность погашения кредиторской задолженности?

 

Как указывалось выше, ликвидационная комиссия при проведении ликвидации информирует кредиторов прямо —

путем посылания каждому из них персонального письменного сообщения о ликвидации с указанием порядка и сроков для предъявления претензий (п. 4 ст. 105 ХКУ и п. 3 ст. 60 ГКУ) и путем публикации объявления о ликвидации с указанием сроков и порядка заявления кредиторами претензий (п. 4 ст. 105 ГКУ и п. 3 ст. 60 ХКУ).

Требования кредиторов, которые не признаны ликвидационной комиссией, если кредитор в

месячный срок после получения сообщения о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском, требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, а также требования, которые не удовлетворены по причине отсутствия имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена

ст. 112 ГКУ.

Так, в случае ликвидации требования кредиторов удовлетворяются

в следующей очередности:

1) в первую очередь

удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или другим способом;

2) во вторую очередь

удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

3)

в третью очередь удовлетворяются требования по налогам, сборам (обязательным платежам);

4)

в четвертую очередь удовлетворяются все другие требования.

Требования одной очереди удовлетворяются

пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди.

 

 

Каков порядок снятия с учета в органах налоговой службы и социальных фондах?

 

Исключение из Реестра плательщиков НДС

Прекращение деятельности юридического лица, являющегося плательщиком НДС, в результате принятия решения о ликвидации в соответствии с

п.п. «б» п. 9.8 ст. 9 Закона № 168 является одним из оснований для аннулирования Свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и, как следствие, исключения такого юридического лица из Реестра плательщиков НДС.

Как определено в

п. 25.1 Положения № 79, для исключения плательщика НДС из Реестра плательщиков НДС и аннулирования Свидетельства о регистрации плательщиков НДС по инициативе плательщика НДС в налоговый орган по месту регистрации подаются следующие документы:

— заявление об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 3-ПДВ;

— Свидетельство о регистрации плательщика НДС и все его удостоверенные копии.

Аннулирование регистрации в случае, если плательщик налога ликвидируется в результате принятия решения о его ликвидации, может быть инициировано плательщиком налога на добавленную стоимость — юридическим лицом после составления комиссией по прекращению (ликвидационной комиссией, ликвидатором) ликвидационного баланса (

п. 25 Положения № 79).

Налоговый орган не может отказать в аннулировании регистрации в случае ликвидации плательщика налога.

Решение об аннулировании регистрации по заявлению плательщика налога принимается налоговым органом

в течение 10 календарных дней. Данные о рассмотрении заявления и аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость указываются в соответствующей графе заявления по форме № 3-ПДВ.

 

Снятие с учета как плательщика налогов в органах налоговой службы

в случае принятия решения о ликвидации юридические лица, кроме воинских частей, обязаны в соответствии с

п. 8 Порядка № 80 в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения, подать в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик состоит на учете, следующие документы:

— заявление о прекращении плательщика налогов по форме № 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по форме № 6-ОПП;

— оригинал справки по форме № 4-ОПП;

— копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации;

— копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.

В связи с проведением реорганизации или ликвидации юридического лица органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении

внеплановой выездной проверки плательщика налогов, состоящего на учете в таком органе, в случае получения хотя бы одного из таких документов (сведений):

— заявления по форме № 8-ОПП от плательщика налогов;

— сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о реорганизации или ликвидации юридического лица;

— сведений из Единого государственного реестра или ЕГРПОУ, извещение органа государственной регистрации о закрытии обособленного подразделения.

Назначается проверка, которую соответствующие подразделения начинают

в течение месяца после получения документа, поступившего в орган государственной налоговой службы первым.

Если после проведенной проверки плательщика налогов установлен факт наличия налогового долга, неуплаты налога с дохода физических лиц из сумм доходов, начисленных (выплаченных) наемным работникам, подразделение учета и отчетности и соответствующие подразделения, которые осуществляли проверку, составляют

уведомление о налоговых обязательствах и неуплаченных налогах по форме № 10-ОПП, после чего передают его подразделению погашения просроченных налоговых обязательств для направления комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии, ликвидатору) или лицу, ответственному за погашение налоговых обязательств или налогового долга, которое является таковым согласно законодательству в случае ликвидации плательщика налогов.

Лицом, ответственным за погашение налоговых обязательств или налогового долга в случае ликвидации плательщика налогов относительно ликвидируемого плательщика налогов, является

ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию согласно законодательству (п. 8.5 Порядка № 80).

В соответствии с

п.п. 8.7.3 Порядка № 80 в случае реорганизации плательщика налогов путем слияния, присоединения, преобразования к учетным делам правопреемников добавляются учетные дела реорганизованных плательщиков налогов. Если правопреемник состоит на учете не в том органе государственной налоговой службы, в котором стоял на учете реорганизованный плательщик налогов, то после завершения реорганизации и снятия его с учета учетное дело реорганизованного плательщика налогов передается в орган государственной налоговой службы, где состоит на учете правопреемник.

 

Снятие с учета в Пенсионном фонде Украины

Согласно

п.п. 3.4.1 Инструкции № 21-1 в случае принятия решения соответствующими органами об отмене регистрации страхователей страхователь обязан в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения подать в орган Пенсионного фонда Украины следующие документы:

— заявление о снятии с учета, дата которого фиксируется в журнале учета как «основание снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины»;

— копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии (для воинских частей);

— копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации;

— копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.

Получив указанные документы, орган Пенсионного фонда Украины в

10-дневный срок проводит документальную проверку правильности исчисления и уплаты страховых взносов. На основании акта проверки страхователь рассчитывается с органом Пенсионного фонда Украины.

При установлении задолженности страхователя, который снимается с учета, орган Пенсионного фонда Украины составляет в трех экземплярах справку о долге по платежам в Пенсионный фонд Украины, один из которых посылает ликвидационной комиссии, второй — правопреемнику, если он есть (

п.п. 3.4.3 Инструкции № 21-1).

Согласно

п.п. 3.4.5 Инструкции № 21-1 после проведения окончательного расчета страхователем орган Пенсионного фонда Украины снимает его с учета, а дело страхователя закрывает. Регистрационный номер ликвидированного страхователя в дальнейшем не используется, его платежи учитываются в базе данных до конца текущего года.

 

Снятие с учета в ФСС по ВПТ

Как указано в

ст. 23 Закона № 2240, в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица страхователь обязан провести полный расчет по уплате страховых взносов в ФСС по ВПТ по день ликвидации (реорганизации) и обратиться по месту его учета как страхователя для получения справки об отсутствии задолженности.

Порядок снятия с учета юридического лица в ФСС по ВПТ предусмотрен

Инструкцией № 16.

Согласно

п. 2.15 Инструкции № 16 в случае получения органом ФСС по ВПТ извещения из Единого государственного реестра о внесении записи о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица, после окончательного расчета страхователя по средствам ФСС по ВПТ, согласно п. 4.8 этой Инструкции по его заявлению, составленному в произвольной форме, орган ФСС по ВПТ предоставляет ему справку об отсутствии задолженности по средствам ФСС по ВПТ.

Как указано в

п. 4.8 Инструкции № 16, при ликвидации страхователь обязан провести полный расчет с ФСС по ВПТ на день ликвидации.

После получения упомянутых выше документов о ликвидации страхователя органы ФСС по ВПТ в

15-дневный срок проводят документальную проверку в отношении полноты уплаты им страховых взносов.

Если ликвидируемое юридическое лицо имеет задолженность по выплате заработной платы, в том числе начисленной за последний отчетный месяц, а срок уплаты страховых взносов еще не наступил, то ликвидационная комиссия обязана включить надлежащую сумму уплаты средств в ликвидационный баланс юридического лица и оформить это отдельным актом. В акте указываются правопреемник (если он определен), сумма надлежащих платежей и дата их внесения, которая не может быть позднее даты, установленной для выплаты заработной платы до ликвидации.

Копии акта, подписанного ликвидационной комиссией и правопреемником (если он определен), подаются в органы ФСС по ВПТ по месту учета страхователя, который подлежит ликвидации, и правопреемнику.

Если надлежащая сумма платежей, которая должна вноситься ликвидируемым юридическим лицом, превышает сумму, указанную в акте, то правопреемник (если он определен) обязан внести надлежащую сумму полностью и одновременно внести соответствующие изменения в баланс, полученный от ликвидационной комиссии.

Пунктом 2.16 Инструкции № 16

предусмотрено, что после получения из Единого государственного реестра уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр и сведения регистрационной карточки на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица органы ФСС по ВПТ фиксируют полученную информацию в карточке страхователя и снимают его с учета.

После снятия с учета в органах ФСС по ВПТ субъект хозяйственной деятельности утрачивает статус страхователя. Органами ФСС по ВПТ вносятся соответствующие данные в персональное дело страхователя, а само дело закрывается.

 

Снятие с учета в ФСС НСППЗ

Согласно ст.

10 Закона № 1105 снятие с учета работодателя как плательщика страховых взносов осуществляется ФСС НСППЗ на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором.

В соответствии с

п. 3.13 Инструкции № 36 после получения от государственного регистратора извещения о решении о прекращении юридического лица рабочий орган исполнительной дирекции ФСС НСППЗ проводит документальную проверку полноты начисления и уплаты страховых взносов. На основании акта проверки плательщик рассчитывается с рабочим органом исполнительной дирекции ФСС НСППЗ.

В случае установления задолженности плательщика рабочий орган исполнительной дирекции ФСС НСППЗ составляет в

трех экземплярах справку о долге по платежам в ФСС НСППЗ, один из которых посылает ликвидационной комиссии, второй — правопреемнику, если таковой имеется.

Рабочий орган исполнительной дирекции ФСС НСППЗ после окончательного погашения страхователем суммы задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов в ФСС НСППЗ и выполнения им требований, предусмотренных в

п. 5.9 Инструкции № 36, на следующий рабочий день выдает (посылает письмом с уведомлением о вручении адресату) страхователю справку об отсутствии задолженности.

Копия справки, заверенная ответственным лицом рабочего органа исполнительной дирекции ФСС НСППЗ, и уведомления о вручении почтового отправления подшиваются в личное дело страхователя.

Рабочий орган исполнительной дирекции ФСС НСППЗ снимает с учета страхователя и закрывает его дело только

после получения от государственного регистратора уведомления о государственной регистрации прекращения юридического лица. Номер страхового свидетельства этого страхователя в дальнейшем не используется, его платежи учитываются в базе данных до конца текущего года, сведения о его платежах сохраняются рабочим органом исполнительной дирекции ФСС НСППЗ не менее 3-х лет.

 

Снятие с учета в ФСС СБ

Согласно

п. 3.8 Инструкции № 339 после получения от государственного регистратора извещения о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица (в результате слияния, присоединения, деления, преобразования (реорганизации), ликвидации) работники центра занятости в 10-дневный срок осуществляют документальную проверку правильности расчетов работодателя, по результатам которой составляется акт в двух экземплярах.

Если работодатель имеет недоимку по уплате страховых взносов, то ему начисляются пеня и штраф в соответствии с действующим законодательством. В

15-дневный срок производятся полные расчеты по уплате недоимки, пени, штрафа на основании акта.

В случае установления задолженности плательщика, государственная регистрация которого отменяется, центр занятости составляет в произвольной форме справку о его задолженности по платежам в ФСС СБ в

трех экземплярах, один из которых направляется ликвидационной комиссии, второй — правопреемнику (если он определен), третий — соответствующему органу государственной регистрации.

Погашение долгов по уплате страховых взносов в ФСС СБ проводится в порядке очередности их взыскания.

Центром занятости после окончательного погашения работодателем суммы задолженности по уплате страховых взносов и других платежей в ФСС СБ выдается Справка об отсутствии задолженности (посылается по почте с уведомлением о вручении). Копия Справки (уведомления о вручении почтового отправления) подшивается в личное дело страхователя.

Юридические лица снимаются с учета как плательщики страховых взносов

после получения от государственного регистратора сведений из регистрационной карточки о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

 

 

Кто утверждает ликвидационный баланс?

 

Согласно

п. 1 ст. 111 ГКУ ликвидационная комиссия по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации бюджетного учреждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет

ликвидационный баланс, который также утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 111 ГКУ).

При реорганизации бюджетного учреждения путем слияния, присоединения, деления и преобразования согласно

п. 2 ст. 107 ГКУ по окончании срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) либо распределительный баланс (в случае деления), которые должны содержать положение о правопреемственности в отношении всех обязательств прекращаемого юридического лица, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются сторонами. Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются органом, принявшим решение о прекращении юридического лица. Нотариально удостоверенные копии передаточного акта и распределительного баланса передаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации прекращаемого юридического лица, а также в орган, который осуществляет государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица-правопреемника.

 

 

Куда деть материальные ценности?

 

При ликвидации учреждения обязательным является проведение

инвентаризации всех активов и обязательств, что предусмотрено п. 1.9 Инструкции № 90. Конкретная дата, на которую необходимо проводить инвентаризацию, этим документом не определена, но логично допустить, что инвентаризацию следует произвести на дату принятия решения о ликвидации.

Кроме того, согласно

п. 5 ст. 60 ХКУ ликвидационной комиссии необходимо оценить имеющееся имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования. Оценка имущества должна быть проведена в соответствии с требованиями, определенными Законом № 2658. Согласно ст. 7 Закона № 2658 оценка имущества при ликвидации, реорганизации является обязательной.

Как определено в

п.п. 7.11.11 ст. 7 Закона № 334/94, при ликвидации неприбыльного учреждения (все бюджетные учреждения являются неприбыльными) его активы должны быть переданы другой неприбыльной организации соответствующего вида или зачислены в доход бюджета.

Напомним, что согласно

п. 21 Инструкции № 142/181 бесплатная передача разрешается:

— с балансов учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, —

в пределах одного центрального органа исполнительной власти (главного распорядителя бюджетных средств);

— с балансов учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, —

в пределах одного местного бюджета.

То есть бесплатная передача ТМЦ с баланса на баланс разрешается только

на одном бюджетном уровне.

Основанием для передачи материальных ценностей с баланса на баланс учреждений, относящихся к сфере управления одного и того же центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств, является

решение главного распорядителя бюджетных средств. То есть учреждения, в которые будут переданы материальные ценности ликвидируемого учреждения, определяются главным распорядителем бюджетных средств.

 

 

Куда и как сдать печать и штампы?

 

Порядок уничтожения печатей и штампов регламентирован

Инструкцией № 17. Согласно п.п. 3.4.2 Инструкции № 17 руководители ликвидируемого юридического лица обязаны сдать в органы внутренних дел печати и штампы для уничтожения.

Подтверждением уничтожения печатей и штампов является

квитанция.

Для получения квитанции об уничтожении печатей и штампов в органы внутренних дел подается

письменное ходатайство, где указываются:

— количество печатей и штампов, которые предполагается уничтожить;

— основание для уничтожения;

— лицо, ответственное за уничтожение печатей и штампов, фамилия, имя, отчество, паспортные данные;

— фамилия, имя, отчество, паспортные данные руководителя или уполномоченного им лица, которое подает ходатайство в орган внутренних дел.

К ходатайствам прилагаются:

— печати и штампы;

— оттиски печатей и штампов в двух экземплярах;

— платежные поручения или квитанции об оплате услуг, связанных с выдачей квитанций об уничтожении печатей и штампов.

За выдачу квитанций взимается плата, размер и порядок использования которой устанавливаются Кабмином.

Об уничтожении печатей и штампов выдается

квитанция, на обороте которой делаются оттиски уничтоженных печатей и штампов, после чего они уничтожаются.

 

 

Как сдать документы в архив?

 

Каждое учреждение в процессе своей деятельности имеет много разнообразных документов — бухгалтерских, кадровых, распорядительных и т. п.

Порядок уничтожения и передачи документов на хранение в архив обусловливается в приказе по учреждению или решении о ликвидации и зависит от сроков хранения документов, которые определены в

Перечне № 41.

При передаче документов в архив следует руководствоваться

Правилами № 16. Исходя из этих Правил документы подразделяются по срокам хранения на документы:

— постоянного, длительного хранения (свыше 10 лет);

— временного хранения (менее 10 лет).

Согласно

Перечню № 41 для большей части первичной бухгалтерской документации установлен срок хранения 3 года при условии проведения ревизии.

Сроки хранения, указанные в

Перечне № 41, являются минимальными, и сокращать их запрещается.

Обратите внимание на то, что согласно

Перечню № 41 отдельные виды документов на государственное хранение не передаются.

Определение сроков хранения документов проводится с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводства.

Ликвидационная комиссия проводит экспертизу ценности документов, составляет акты о выделении дел к уничтожению, а также описи дел постоянного, длительного хранения и дел по личному составу для последующей передачи их в архив. К таким делам в основном относятся приказы руководителя по личному составу, лицевые счета или расчетно-платежные ведомости при их отсутствии.

Перед передачей в архив документы следует оформить надлежащим образом. В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел.

Дела по личному составу подлежат

полному оформлению, которое предусматривает:

— подшивку и оправку дела;

— нумерацию листов;

— составление удостоверительной надписи дела;

— внесение необходимых уточнений.

Частичному оформлению

подлежат дела временного хранения (до 10 лет включительно). Такие дела хранятся в скоросшивателях, систематизация документов по делу не проводится, листы не нумеруются, удостоверительные надписи не делаются.

Дела временного хранения (до 10 лет включительно) могут передаваться в архив учреждения по решению его руководителя (

п. 5 Правил № 16).

Принятие архивных дел ликвидируемых учреждений осуществляется специальным работником государственного архива в присутствии ответственного работника учреждения, определенного ликвидационной комиссией.

Лицу, передавшему документы в архив, предоставляется

справка из архива о приеме документов.

В случае реорганизации все документы передаются учреждению-правопреемнику.

Документы временного хранения, которые не передаются в архивное учреждение,

подлежат уничтожению. Уничтожение документов проводится по актам, которые должны быть согласованы с экспертно-проверочной комиссией соответствующего архивного учреждения.

Подготовленные к уничтожению документы передаются организациям, занимающимся заготовкой вторичного сырья. Как определено в

письме Государственного комитета архивов Украины от 12.01.2001 г. № 05-26, отнесение организации к категории, занимающейся заготовкой вторичного сырья, подтверждается ее уставом, утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке.

При незначительном объеме документов, выделенных к уничтожению,

они могут быть сожжены, о чем в акте делается соответствующая отметка.

 

Нормативные документы

БКУ —

Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 2984

— Закон Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III.

Закон № 651

— Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 168

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.11.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 1105

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 334/94

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Закон № 2658

— Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Указ № 503/97

— Указ Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10.06.97 г. № 503/97.

Положение № 174

— Положение о клиническом лечебно-профилактическом заведении здравоохранения, утвержденное приказом Минздрава Украины от 05.06.97 г. № 174.

Инструкция № 16

— Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16.

Инструкция № 36

— Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 12.07.2007 г. № 36.

Инструкция № 339

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.12.2000 г. № 339.

Инструкция № 90

— Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.

Порядок № 221

— Порядок открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 02.12.2002 г. № 221.

Положение № 79

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.03.2000 г. № 79.

Порядок № 80

— Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 г. № 80.

Инструкция № 17

— Инструкция о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утвержденные приказом МВД Украины от 11.01.99 г. № 17.

Инструкция № 21-1

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1.

Правила № 16

— Правила работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, утвержденные приказом Государственного комитета архивов Украины от 16.03.2001 г. № 16.

Перечень № 41

— Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.98 г. № 41.

Инструкция № 142/181 — Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше