Темы статей
Выбрать темы

Индексация необоротных активов со 100-процентным износом

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ИНДЕКСАЦИЯ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ СО 100-ПРОЦЕНТНЫМ ИЗНОСОМ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

На балансе бюджетной организации числится объект основных средств — компьютер, первоначальная стоимость которого составляет 5000 грн., сумма начисленного износа — 5000 грн. Фактический срок эксплуатации такого объекта — 7 лет. Известно, что стоимость нового аналогичного компьютера — 3000 грн.

Обязательно ли проводить переоценку такого объекта и кто должен заниматься этим вопросом? Как в данной ситуации определить переоцененную остаточную стоимость такого объекта основного средства? Как в бухгалтерском учете отражать проведение переоценки необоротных активов?

(г. Донецк)

 

Для бюджетных учреждений основным документом, определяющим порядок формирования информации в бухгалтерском учете об операциях с необоротными активами, а также механизм проведения их индексации (переоценки), является

Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64).

По общему правилу индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов проводится в соответствии с коэффициентом индексации, который определяется по формуле, предусмотренной

п.п. 8.3.3 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР), а именно:

Кі = [I(а - 1) - 10] : 100

,

где І(а - 1) — индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация.

Индексация проводится только в том случае, если

коэффициент индексации превышает единицу (т. е. если годовой индекс инфляции более 110 %). В случае если значение Кі не превышает единицы (т. е. когда индекс инфляции менее 110 %), то необоротные активы не индексируются.

По данным Госкомстата, индекс инфляции за 2009 год составил

112,3 %. Коэффициент индексации за 2009 год составляет:

Кі = [112,3 - 10] : 100 =

1,023.

В связи с тем, что коэффициент индексации за 2009 год превышает единицу, в 2010 году бюджетные учреждения имеют право провести индексацию необоротных активов на указанный коэффициент.

Как указано в

п. 1.7 Инструкции № 64, индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов может проводиться по самостоятельному решению руководителя учреждения.

Непосредственно индексацией необоротных активов занимается

постоянно действующая комиссия, которую назначают приказом руководителя учреждения ежегодно и которая действует в течение года. В состав комиссии входят:

— руководитель бюджетного учреждения или его заместитель (председатель комиссии);

— главный бухгалтер бюджетного учреждения или его заместитель (в тех учреждениях и организациях, где штатным расписанием не предусмотрена должность главного бухгалтера, лицо, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета);

— руководитель групп учета (в централизованной бухгалтерии) или другие работники бухгалтерии, которые ведут учет необоротных активов;

— материально ответственное лицо;

— другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения).

Как разъясняет Госказначейство в

письме от 07.06.2007 г. № 3.4-04/1458-6755 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 26), в состав комиссии по переоценке могут быть включены субъекты оценочной деятельности по решению руководителя учреждения и в случаях необходимости проведения независимой оценки. Подробнее о таких случаях можно узнать из материала «Дооценка основных средств» // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 35, с. 41.

В ходе проведения индексации (переоценки) комиссия осматривает каждую отдельную единицу необоротных активов и устанавливает на них новые цены. В случае если стоимость проиндексированных необоротных активов

значительно отличается от стоимости аналогичных новых объектов, стоимость этих необоротных активов нужно привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов. Об этом сказано в п. 1.10 Инструкции № 64 и письме Госказначейства 02.02.2007 г. № 3.4-05/397-1346 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 8). Для этого придется провести переоценку таких видов необоротных активов и установить новые цены, отвечающие ценам аналогичных новых образцов, действующим на дату проведения индексации. Ответственность за организацию работы комиссии возлагается на руководителя учреждения, а за объективность определения реальной стоимости активов — на руководителя и председателя комиссии.

В рассматриваемой ситуации на балансе бюджетного учреждения числится объект основных средств (компьютер), первоначальная стоимость которого составляет 5000 грн., а сумма начисленного износа — 5000 грн., т. е. износ начислен в размере 100 % и остаточная стоимость такого объекта равняется нулю. Что делать учреждению с таким объектом?

В этом случае прежде всего необходимо помнить о том, что износ, начисленный в размере 100 % стоимости на необоротные активы, не может быть основанием для их списания, если такие объекты пригодны к дальнейшей эксплуатации. Поэтому комиссия прежде всего должна установить, что объект основных средств, на который начислен износ в размере 100 %, пригоден для дальнейшей эксплуатации. После чего на такой объект основных средств нужно установить новую стоимость. Как предусмотрено

п. 1.10 Инструкции № 64, если остаточная стоимость объекта необоротных активов равняется нулю, его переоцененная остаточная стоимость добавляется к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа.

Отвечая на подобные вопросы, в своих консультациях (

см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 5, с. 20; № 37, с. 17) мы рекомендовали при переоценке объектов, остаточная стоимость которых равняется нулю, применять механизм переоценки, который используют предприятия, учреждения и организации небюджетной сферы, руководствуясь п. 17 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92 (далее — П(С)БУ 7).

Такого же мнения мы придерживаемся и сейчас. Тем более, что начиная с

1 января 2013 года действие П(С)БУ 7, а также некоторых других П(С)БУ будет распространено и на бюджетные организации, что предусмотрено приказом Министерства финансов Украины от 30.11.2009 г. № 1396. В связи с этим считаем, что бюджетные учреждения могут применять механизм переоценки объектов с нулевой остаточной стоимостью, предусмотренный П(С)БУ 7.

Так, если остаточная стоимость объекта основных средств равняется нулю, то его

переоцененная остаточная стоимость определяется прибавлением справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа объекта. При этом для таких объектов, которые продолжают использоваться, обязательно определяется ликвидационная стоимость. Под ликвидационной стоимостью понимается сумма средств или стоимость других активов, которые ожидается получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).

В результате переоценки первоначальная стоимость таких объектов будет увеличена на

переоцененную остаточную стоимость, а сумма износа останется без изменений. В этом случае переоцененная остаточная стоимость представляет собой справедливую стоимость, по которой может быть осуществлена продажа или обмен объекта, т. е. переоцененная остаточная стоимость будет равна справедливой стоимости.

Конечно, для бюджетного учреждения при определении справедливой стоимости объектов

идеальный вариант — привлечение субъектов оценочной деятельности.

Если у бюджетного учреждения нет такой возможности, то считаем, что для расчета справедливой стоимости можно воспользоваться одним из методов оценки, предусмотренных

Национальным стандартом № 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденным постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1440. Как предусмотрено этим документом, при определении стоимости объекта оценки применяются следующие методы оценки: доходный, сравнительный и затратный.

Результаты проведенной индексации необоротных активов, остаточная стоимость которых равняется нулю, необходимо оформить

актом оценки. Кроме того, результаты переоценки целесообразно отражать в отдельных ведомостях. В связи с тем, что на сегодняшний день Госказначейством не разработана специальная форма такой ведомости, такие документы составляются в произвольной форме.

После проведения переоценки комиссия составляет

акт об изменении стоимости необоротных активов, который утверждает руководитель бюджетного учреждения. Об обязательности составления этого документа идет речь в п. 1.10 Инструкции № 64.

В бухгалтерском учете индексация (дооценка) необоротных активов, в частности компьютера, отражается следующей записью:

Дт 104 «Машины и оборудование» и Кт 401 «Фонд в необоротных активах». В данном случае эта запись выполняется на переоцененную остаточную стоимость. Поскольку сумма износа остается без изменений, то никакие записи в бухгалтерском учете в корреспонденции с субсчетом 131 «Износ основных средств» не делают.

Также не забудьте, что информацию об изменении первоначальной стоимости и суммы износа необоротных активов необходимо отразить в инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях по форме № ОЗ-6 (бюджет).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше