Темы статей
Выбрать темы

Использование платы за обслуживание пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ И ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Территориальный центр получает 5 % пенсии лиц, находящихся на домашнем обслуживании и имеющих трудоспособных родственников, которые по уважительным причинам не могут за ними ухаживать.

Какие расходы можно осуществлять терцентру за счет средств, поступивших от платного обслуживания граждан преклонного возраста? Можно ли за такие средства приобрести для работников терцентра велосипеды?

(Одесская обл.)

 

Начнем с того, что недавно был принят новый нормативный документ, которым необходимо руководствоваться терцентрам в своей деятельности, а именно

Типовое положение о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденное постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — Типовое положение № 1417).

Предыдущее

Типовое положение (образцовое) о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, утвержденное приказом Министерства социальной защиты населения Украины от 01.04.97 г. № 44 , утратило силу 22.06.2009 г. на основании приказа Министерства юстиции Украины «Об отмене решения о государственной регистрации нормативно-правового акта» от 22.06.2009 г. № 1101/5.

Типовым положением

, утратившим силу, было предусмотрено, что в отдельных случаях отделения социальной помощи на дому могли принимать на обслуживание нетрудоспособных граждан, имеющих трудоспособных детей или родственников, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны их содержать, но по уважительным причинам не имеют возможности осуществлять за ними уход (проживают в другом населенном пункте или отдельно и по состоянию здоровья или из-за территориальной отдаленности не могут оказывать помощь родителям, находятся в командировке, на лечении и т. п.). В таких случаях нетрудоспособные граждане, получающие пенсию в минимальных размерах, обслуживались бесплатно, а те, кто получает пенсию в размере больше минимального, вносили плату в размере 5 % получаемой пенсии.

Типовым положением № 1417

, вступившим в силу 20.01.2010 г., получение терцентрами указанной выше платы не предусмотрено. Теперь взимание платы за обслуживание нетрудоспособных граждан, имеющих трудоспособных детей или родственников, должно производиться следующим образом.

Как и ранее, обслуживать таких граждан имеют право только

работники отделения социальной помощи на дому.

В соответствии с

п. 19 Перечня социальных услуг, условий и порядка их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденных постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — Перечень социальных услуг), отделение социальной помощи на дому может осуществлять обслуживание граждан преклонного возраста, инвалидов (достигших 18-летнего возраста), больных (из числа лиц трудоспособного возраста на период до установления им группы инвалидности, но не более четырех месяцев), которые не способны к самообслуживанию, но имеют родных, которые должны обеспечить им уход и помощь. Обслуживание таких граждан осуществляется за плату в соответствии с тарифами на платные социальные услуги.

Как определено в

п. 20 Перечня социальных услуг, местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, создавший территориальный центр, может принимать, в виде исключения, решение (распоряжение) об освобождении от платы за социальное обслуживание (предоставление социальных услуг) отделением социальной помощи на дому граждан, имеющих родных, которые должны обеспечить им уход и помощь. В таком случае расходы, связанные с социальным обслуживанием (предоставлением социальных услуг) граждан, предусматриваются в смете территориального центра за счет дополнительных средств местных бюджетов.

На основании данных карты индивидуальных потребностей в социальном обслуживании (предоставлении социальных услуг) и медицинского заключения гражданин и терцентр заключают

договор, в котором указываются виды, содержание и объем услуг, которые будут предоставляться бесплатно или за плату, оговариваются периодичность, сроки предоставления социальных услуг отделением социальной помощи на дому и другие условия (п. 24 Перечня социальных услуг).

Напомним, что бюджетные учреждения могут предоставлять только те платные услуги, которые предусмотрены перечнями разрешенных платных услуг, определенными нормативными документами для соответствующих отраслей. В данном случае таким документом является

Перечень платных социальных услуг, утвержденный постановлением КМУ от 14.01.2004 г. № 12.

Плата за такие услуги рассчитывается на каждый отдельный вид услуг в соответствии с калькуляцией расходов. В стоимость услуги входят все расходы, связанные с предоставлением соответствующей услуги.

При определении себестоимости платных социальных услуг следует руководствоваться

Порядком регулирования тарифов на платные социальные услуги, утвержденным постановлением КМУ от 09.04.2005 г. № 268.

Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, относится к

первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений в соответствии с Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениям использования, утвержденными постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659 (далее — Перечень № 659). Такие поступления имеют постоянный характер и обязательно планируются в бюджете. Средства, полученные от предоставления платных услуг, включаются в состав специального фонда сметы.

Статьей 13 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III

определено, что специальный фонд бюджета включает бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений.

Расходы специального фонда

за счет собственных поступлений планируются в следующей последовательности: в первую очередь — по установленным направлениям использования (в соответствии с п. 3 Перечня № 659 плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, используется на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением таких услуг), затем на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы и на осуществление мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения, которые не обеспечены в полном объеме расходами общего фонда.

Исходя из указанного выше

средства, поступившие как плата за социальные услуги, расходовать на приобретение велосипедов для работников нельзя.

Приобретение велосипедов является общепроизводственной необходимостью терцентра для обслуживания не только платного контингента, но и всех лиц, обслуживаемых на дому, потому расходы на приобретение велосипедов для работников терцентра целесообразно запланировать по общему фонду сметы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше