Темы статей
Выбрать темы

Установление главному бухгалтеру сельсовета надбавки за разработку нормативно-правовых документов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОМУ БУХГАЛТЕРУ СЕЛЬСОВЕТА НАДБАВКИ ЗА РАЗРАБОТКУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

 

На основании п. 2 постановления КМУ от 09.03.2006 г. № 268 главному бухгалтеру сельского совета в соответствии с распоряжением председателя сельского совета была установлена надбавка за разработку нормативно-правовых актов в размере 20 % должностного оклада. Согласно должностной инструкции в обязанности главного бухгалтера входит разработка проектов решений сессий о бюджете сельского совета и по другим вопросам, представление этих проектов на заседание сессии. Указанная надбавка начислялась и выплачивалась главному бухгалтеру сельского совета в период с 01.06.2008 г. по 29.05.2009 г.

При проведении ревизии работники ГКРС установили, что предоставление главному бухгалтеру указанной надбавки является незаконным. Кроме того, по указанному факту в отношении главного бухгалтера правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 191 Уголовного кодекса Украины. Правомерно ли это?

(Житомирская обл.)

 

Согласно

п. 2 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 руководящим работникам и специалистам департаментов, управлений, отделов, других структурных подразделений, которые непосредственно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов, проводят экспертизу проектов таких актов (если положениями о подразделениях предусмотрено выполнение такой работы) может устанавливаться надбавка в размере до 100 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг государственного служащего (дипломатический ранг, классный чин, квалификационный класс, специальное звание) и надбавки (вознаграждения) за выслугу лет.

Нормативно-правовой акт

— это официальный письменный документ, принятый или утвержденный уполномоченным на это субъектом нормотворчества в определенной законодательством форме и по установленной законодательством процедуре, направленный на регулирование общественных отношений, который содержит нормы права, имеет неперсонифицированный характер и рассчитан на неоднократное применение.

Как определено в

п. 1 ст. 4 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ), нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в Украине, являются:

1)

Конституция Украины;

2)

БКУ;

3) закон о Государственном бюджете Украины;

4) другие законы, которые регулируют бюджетные правоотношения, предусмотренные

ст. 1 БКУ;

5) нормативно-правовые акты КМУ, принятые на основании и во исполнение

БКУ и других законов Украины, предусмотренных п. 3 и 4 ч. 1 ст. 4 БКУ;

6) нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти, принятые на основании и во исполнение

БКУ, других законов Украины и нормативно-правовых актов КМУ, предусмотренных п. 3, 4 и 5 ч. I ст. 4 БКУ;

7)

решения органов АР Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятые в соответствии с БКУ, нормативно-правовыми актами, предусмотренными п. 3, 4, 5 и 6 ч. 1 ст. 4 БКУ.

Учитывая указанное,

решение сельского совета является нормативно-правовым документом.

До 30.05.2009 г. главные бухгалтеры сельских советов, занимавшиеся разработкой проектов решений сессий сельских советов при условии, что это предусмотрено в их должностных обязанностях,

имели право на указанную надбавку.

Этому вопросу также была посвящена консультация специалиста контрольно-ревизионной службы «Разработка нормативно-правовых актов: будет ли надбавка?» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 7, с. 25).

В соответствии с

постановлением КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 27.05.2009 г. № 504, вступившим в силу 30.05.2009 г., указанная надбавка не устанавливается сельским, поселковым председателям, их заместителям и другим руководящим работникам и специалистам аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов. Следовательно, с 30.05.2009 г. работники сельских и поселковых советов не имеют права на такую надбавку.

Таким образом, установление надбавки главному бухгалтеру сельского совета в период с 01.06.2008 г. по 29.05.2009 г. за разработку нормативно-правовых документов в вашем случае

является правомерным. Тем более, что надбавка была установлена на основании распоряжения председателя сельского совета, а не по собственному решению главного бухгалтера. Также председателем сельского совета была подписана должностная инструкция главного бухгалтера , в которой предусматривались обязанности по разработке проектов решений сельского совета. Это полностью правомерно, что подтверждает и письмо Минтруда от 03.10.2005 г. № 36-508, в котором указано, что утверждает должностные инструкции работников именно руководитель организации, учреждения, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников и особенности штатного расписания.

Если главный бухгалтер не согласен с заключениями и нарушениями, изложенными и установленными специалистами ГКРС в акте ревизии, то он имеет право не подписывать акт или подписать его с возражениями.

Так, согласно

п. 40 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550 (далее — Порядок № 550), подписанные экземпляры акта ревизии объект контроля обязан возвратить органу службы в срок не позднее чем через 3 рабочих дня после получения акта. В случае непоступления в орган службы подписанных экземпляров акта ревизии в течение указанного срока должностные лица службы удостоверяют это актом об отказе от подписи, составляемым в трех экземплярах, один из которых выдается объекту контроля способом, указанным в п. 39 Порядка № 550 (лично под роспись, через канцелярию или по почте).

После составления акта об отказе от подписи орган службы имеет право осуществить надлежащие мероприятия по реализации результатов ревизии с

обязательным информированием о факте отказа от подписания акта ревизии органа управления объекта контроля и при необходимости соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

В случае невозврата объектом контроля первого и третьего экземпляров акта ревизии орган службы представляет

правоохранительным органам акт об отказе от подписи, надлежащим образом заверенную копию второго экземпляра акта ревизии и приобщает оригинал этого экземпляра к материалам ревизии.

Далее нерешенные в ходе ревизии вопросы, повлекшие отказ от подписи объекта контроля, решают уже правоохранительные органы.

Как указывалось выше, кроме отказа от подписи акта ревизии, объект контроля может подписать акт с

возражениями по отдельным вопросам (в данном случае по вопросу установления надбавки за разработку нормативно-правовых актов).

Обстоятельно вопрос, касающийся возражений к акту ревизии, был рассмотрен в консультации «Что делать, если имеются возражения к акту ревизии КРУ?» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 11, с. 43).

Напомним основные моменты, касающиеся возражений к акту.

Акт, составленный по результатам проведенной ревизии и подписанный должностным лицом ГКРС в срок

не позднее 5 рабочих дней после окончания ревизии, предоставляется подконтрольному объекту для ознакомления и подписания одним из таких способов:

— лично под роспись руководителю или главному бухгалтеру объекта контроля;

— через канцелярию (делопроизводственную службу) с отметкой на экземпляре акта органа службы о дате регистрации в журнале входящей корреспонденции объекта контроля и подписью работника канцелярии (общего отдела), осуществившего регистрацию;

— заказным почтовым отправлением с уведомлением. При этом на экземпляре акта, который остается в органе службы, указываются реквизиты почтового уведомления, которое приобщается к материалам ревизии.

В случае подписания акта ревизии с возражениями (замечаниями) руководитель объекта контроля в срок

не позднее 5 рабочих дней после возврата органу службы акта ревизии должен подать ему письменные возражения (замечания) (п. 42 Порядка № 550).

Обратим ваше внимание на то, что для положительного рассмотрения возражений объекта контроля необходимо четко ссылаться на нарушения, установленные в акте ревизии, по которым возникли возражения, и четко обосновывать свои возражения со ссылками на нормативно-правовые акты.

Орган службы анализирует правильность обоснований, изложенных в возражениях (замечаниях), и в срок

не позднее 15 рабочих дней после получения возражений (замечаний) дает на них письменное заключение, которое утверждается руководителем органа службы или его заместителем.

С целью уточнения изложенных в возражениях (замечаниях) фактов должностные лица службы имеют право требовать от объекта контроля необходимые для проверки документы и дополнительные объяснения.

Если возражения к акту органом ГКРС не были рассмотрены или ответ органа ГКРС не удовлетворил объект контроля, можно составить

жалобу.

Как определено в

ст. 13 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII, действия или бездействие служебных лиц ГКРС могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

Жалобы на действия служебных лиц:

— в районах, городах, районах в городах и служебных лиц контрольно-ревизионных управлений рассматриваются и решаются начальниками этих управлений;

— ГлавКРУ и начальников КРУ Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя рассматриваются и решаются начальником Главного контрольно-ревизионного управления Украины.

Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются руководителями соответствующих органов ГКРС

не позднее чем в месячный срок с момента их поступления.

В случае несогласия юридических и физических лиц с этими решениями они могут быть обжалованы

в судебном порядке.

Согласно

п. 1 разд. ІV Порядка рассмотрения обращений и организации личного приема граждан в органах государственной контрольно-ревизионной службы, утвержденного приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 28.10.2008 г. № 383 (далее — Порядок № 383), к решениям, действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы в органах ГКРС, относятся:

— отказ в проведении ревизии;

— проведение ревизии без установленных законом оснований и/или с нарушением законодательства;

действия (бездействие) должностных лиц органов ГКРС при проведении ревизии;

— постановления по делам об административном правонарушении, принятые с нарушением законодательства;

— требования об устранении нарушений, направляемые по результатам ревизий;

— приостановление операций с бюджетными средствами;

— приостановление бюджетных ассигнований;

— ненадлежащее рассмотрение предыдущей жалобы на решение, действия (бездействие) должностных лиц органов ГКРС.

Жалоба на обжалуемое решение может быть подана в орган ГКРС или должностному лицу вышестоящего уровня

в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются (п. 4 разд. IV Порядка № 383).

Теперь что касается уголовного дела по

ч. 2 ст. 191 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III (далее — УКУ).

Указанная

часть этой статьи предусматривает ответственность за присвоение, растрату или завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным лицом своим служебным положением.

Как определено в

Научно-практическом комментарии к ст. 191 УКУ от 01.01.2009 г., завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебного лица своим служебным положением имеет место тогда, когда служебное лицо незаконно обращает чужое имущество в свою пользу или пользу третьих лиц, используя при этом свое служебное положение.

В вашем случае считаем целесообразным в связи с отсутствием состава преступления подать жалобу в апелляционный суд.

Порядок и сроки подачи апелляции определены в

гл. 29 Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28.12.60 г. (далее — УПКУ).

Апелляция на приговор, определение или постановление суда первой инстанции, если иное не предусмотрено

УПКУ, может быть подана в течение 15 суток с момента их провозглашения, а осужденным, находящимся под стражей, — в тот же срок с момента вручения ему копии приговора.

В апелляции указываются:

— название суда, которому адресуется апелляция;

— лицо, подающее апелляцию;

— приговор, определение или постановление, на которые подается апелляция, и название суда, который их вынес;

— указание на то, в чем заключается незаконность приговора, определения, постановления и доводы в его обоснование;

— просьба лица, подающего апелляцию;

— перечень документов, прилагаемых к апелляции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше