Темы статей
Выбрать темы

Ответственность главного бухгалтера

Редакция ББ
Статья

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

 

Когда говорят, что работа главного бухгалтера очень ответственная, то это не пустые слова. Именно главный бухгалтер несет наибольшую ответственность за правильность ведения бухгалтерского и налогового учета.

Какие виды ответственности предусмотрены действующим законодательством, что могут применить к главному бухгалтеру? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Дарья ДАВЫДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Говоря об ответственности главного бухгалтера, необходимо отметить следующее.

Во-первых, главный бухгалтер является наемным работником, т. е. находится в трудовых отношениях с работодателем. Это значит, что, как и любой другой работник учреждения, он может быть привлечен к

дисциплинарной ответственности, которая представляет собой ответственность работника за невыполнение трудовых обязанностей или нарушение трудовой дисциплины (трудового законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов и т. п.). Подробнее о привлечении работников к дисциплинарной ответственности см. статью «Дисциплинарная ответственность работников» на с. 14 этого номера.

Во-вторых, главный бухгалтер является не просто работником учреждения, но и должностным лицом. Это обстоятельство предусматривает возможность привлечения его к

административной и даже уголовной ответственности.

Кроме того, несмотря на то что главный бухгалтер не является материально ответственным лицом, он может быть привлечен к

материальной ответственности независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 3 ст. 130 КЗоТ).

Прежде чем рассмотреть вышеуказанные виды ответственности подробнее, остановимся на должностных (трудовых) обязанностях главного бухгалтера.

 

Должностные обязанности главного бухгалтера

Должностные обязанности главного бухгалтера установлены, прежде всего,

Законом о бухучете. Главный бухгалтер:

1. Обеспечивает соблюдение на предприятии, в учреждении, организации установленных единых методологических основ (принципов) бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности.

2. Организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций.

3. Участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия, учреждения, организации.

4. Обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах и других обособленных подразделениях предприятия, учреждения, организации.

Таким образом, главный бухгалтер отвечает

за ведение учета согласно требованиям законодательства, а за правильную организацию учета ответственность несет руководитель учреждения (ч. 2 и 3 ст. 8 Закона о бухучете).

Конкретные задачи, обязанности, права и ответственность главного бухгалтера в процессе работы устанавливается в его должностной инструкции, которая разрабатывается на основе

Закона о бухучете и Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, а также:

Типовых профессионально-квалификационных характеристик должностных лиц местного самоуправления, утвержденных приказом Главного управления государственной службы Украины от 29.12.2009 г. № 406, — для главных бухгалтеров, которые являются должностными лицами органов местного самоуправления;

Справочника типовых профессиональных характеристик должностей государственных служащих (выпуск 76), утвержденного приказом Главного управления государственной службы Украины от 01.09.99 г. № 65, — для главных бухгалтеров, которые являются государственными служащими.

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Материальная ответственность является одним из видов юридической ответственности и заключается в обязанности работника возместить ущерб, который был нанесен им работодателю при выполнении своих трудовых обязанностей.

Следовательно, если в результате возложенных на главного бухгалтера обязанностей учреждение понесло материальный ущерб, то его можно привлечь к материальной ответственности. Ответственность работника за ущерб, причиненный своему работодателю, регулирует трудовое законодательство, в частности

глава ІХ КЗоТ.

Согласно положениям

КЗоТ материальная ответственность наступает только:

1) если ущерб нанесен в результате нарушения

возложенных на работника трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 130 КЗоТ). Трудовые обязанности работника могут определяться законодательством, коллективным, трудовым договором, другими локальными нормативными и индивидуальными актами, например должностными инструкциями. Например, к трудовым обязанностям главного бухгалтера (или лица, выполняющего его функции) относится обеспечение перечисления предусмотренных законодательством налогов и сборов;

2)

за прямой действительный ущерб (ч. 2 ст. 130 КЗоТ). При этом под прямым действительным ущербом следует понимать потерю, ухудшение или снижение ценности имущества, необходимость для учреждения понести расходы на восстановление, приобретение имущества или других ценностей либо провести излишние, т. е. вызванные нарушением работником трудовых обязанностей, денежные выплаты (абз. 2 п. 4 постановления № 14).

Если вред причинен приписками и другими искажениями данных о выполнении работ, то к прямому действительному ущербу могут быть отнесены: суммы незаконно начисленной заработной платы и премий, излишние выплаты в виде штрафа, наложенного соответствующими органами, стоимость горючего и масел, сырья, полуфабрикатов и других материальных ценностей, безосновательно списанных в связи с искажением данных об объеме работ (

абз. 3 п. 17 постановления № 14);

3) если причиненный ущерб

не относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (ч. 4 ст. 130 КЗоТ);

4) если

работник, причинивший ущерб, не находился в состоянии крайней необходимости (ч. 4 ст. 130 КЗоТ);

5) если ущерб причинен

виновными противоправными действиями (бездействием) работника (ч. 2 ст. 130 КЗоТ). Привлечение к материальной ответственности возможно только при наличии вины работника. Основанием для этого может быть не только преднамеренная вина, но и вина по неосторожности.

При этом работник несет материальную ответственность

в размере, не превышающем его средний месячный заработок (ч. 2 ст. 130, ч. 1 ст. 132 КЗоТ). Напомним, что размер среднемесячного заработка определяется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Если работник возмещает нанесенный ущерб добровольно, то сумма возмещения может покрывать размер ущерба полностью.

По правилу, установленному

ст. 136 КЗоТ, возмещение нанесенного ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка, осуществляется по распоряжению собственника или уполномоченного им органа, а руководителями предприятий, учреждений, организаций (а значит, и главными бухгалтерами) и их заместителями — по распоряжению вышестоящего органа путем удержания из заработной платы работника. Такое распоряжение должно быть издано не позднее двух недель со дня выявления причиненного работником вреда. Дату обнаружения ущерба следует как можно точнее зафиксировать, подтвердив необходимыми документами. Например, днем выявления вреда, установленного в результате проведения инвентаризации, является день составления и подписания руководителем соответствующей инвентаризационной описи; днем выявления ущерба, установленного в результате проведения ревизии контролирующими органами, является день подписания акта ревизии.

Согласно

ст. 136 КЗоТ распоряжение должно быть обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Уведомить работника желательно под роспись.

В остальных случаях возмещение ущерба осуществляется путем подачи собственником или уполномоченным им органом иска в районный, районный в городе, городской суд.

 

Если по вине главного бухгалтера не уплачены налоги, можно ли взыскать с него суммы штрафов в полном размере?

Свое мнение по данному вопросу высказали Минтруда в

письме от 15.02.2010 г. № 30/06/186-10 (опубликовано на с. 11 этого номера) и Минфин в письме от 09.03.2010 г. № 31-28020-04-10/5186 (опубликовано на с. 12 этого номера). Разъяснения специалистов сводятся к следующему.

В соответствии с

ч. 3 ст. 134 КЗоТ в случае, когда ущерб причинен действиями работника, имеющими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке, работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине учреждению, организации.

Статья 212 УКУ

определяет таким деянием умышленное уклонение от уплаты налогов, входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты средств в значительных размерах (суммы, которые в тысячу и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан).

Таким образом, если вследствие совершения

должностным лицом учреждения деяний, предусмотренных ст. 212 УКУ , к учреждению были применены финансовые санкции, что является ущербом, указанное должностное лицо несет материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по его вине учреждению.

Заметим, что обязанность возместить ущерб в связи с несвоевременной уплатой налоговых платежей в равной мере лежит и на руководителе учреждения.

Дополнительно укажем, что согласно

ст. 134 КЗоТ главный бухгалтер также может быть привлечен к полной материальной ответственности, если:

— имущество или другие ценности были получены им под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

— он нанес ущерб, будучи в нетрезвом состоянии;

— ущерб нанесен недостачей, преднамеренным уничтожением или преднамеренной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, спецодежды и других предметов, выданных предприятием ему в пользование;

— ущерб нанесен не при исполнении трудовых обязанностей.

При этом главный бухгалтер

не является материально ответственным лицом, поскольку его должность не предполагает выполнения работ, непосредственно связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей и не входит в Перечень № 447/24 (напомним, что указанный Перечень содержит список должностей работников, с которыми можно заключать договоры о полной материальной ответственности). Исключение — когда главный бухгалтер выполняет функции кассира. При таких условиях с ним обязательно должен быть заключен договор о полной материальной ответственности.

 

Если учреждение оштрафовано за несвоевременную сдачу отчета, можно ли привлечь к ответственности главного бухгалтера, если в это время он болел, что подтверждается листком нетрудоспособности?

В этом случае считаем, что главного бухгалтера привлечь к ответственности нельзя. Прежде всего напомним, что

ч. 2 ст. 130 КЗоТ предусматривает, что работник несет ответственность, если ущерб причинен виновными противоправными действиями. В данном случае вины работника нет, поскольку по состоянию здоровья он не мог выполнять свои трудовые обязанности.

Как мы указали выше, главный бухгалтер отвечает

за ведение учета согласно требованиям законодательства, а за правильную организацию учета ответственность несет руководитель учреждения (ч. 2
и 3 ст. 8 Закона о бухучете). Таким образом, в данном случае руководителем учреждения на время болезни главного бухгалтера должно было быть назначено лицо, на которое возлагаются функции главного бухгалтера. Если руководитель учреждения своевременно не предпринял такой шаг, то ответственность за неподачу отчета будет лежать на нем.

 

Ограниченная материальная ответственность

В соответствии с

ч. 2 ст. 133 КЗоТ руководители структурных подразделений в учреждениях, организациях (к их числу относится и главный бухгалтер) и их заместители несут ограниченную материальную ответственность, если ущерб причинен:

— необоснованными денежными выплатами, в том числе в связи с наложением на предприятие штрафов в связи с невыполнением бухгалтером своих трудовых функций;

— неправильной организацией учета и хранения материальных или денежных ценностей;

— неприменением необходимых мер по предотвращению простоя, выпуска некачественной продукции, хищения, уничтожения и порчи материальных или денежных ценностей.

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Согласно

ст. 9 КоАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (преднамеренное или неосторожное) действие или бездействие, которое нарушает общественный порядок, посягает на собственность, права и свободы граждан, а также на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Напомним, что основные моменты, связанные с порядком применения административных взысканий органами ГКРС, рассматривались в «Бюджетной бухгалтерии», 2009, № 25, с. 37.

Выделим общие моменты, связанные с привлечением к административной ответственности.

1. Ответственность за административные правонарушения

применяется только к физическим лицам, к юридическим лицам она применяться не может. Как правило, за это же нарушение юридическое лицо привлекается к административно-хозяйственной ответственности параллельно с привлечением его должностного лица либо другого работника к ответственности за админправонарушение.

Заметим, что

КоАП не поясняет, кого именно следует считать должностными лицами.

В

письме от 02.11.2006 г. № 309/13/133-06 Минтруда отметило, что служебными (т. е. должностными) лицами, постоянно осуществляющими функции представителей власти, а также постоянно занимающими на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, считаются лица, пребывание которых на должности не ограничивается определенным сроком (назначены на должность на неопределенный срок). А служебными лицами, временно осуществляющими такие функции, а также временно занимающими должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, являются лица, пребывание которых на должности ограничивается определенным сроком. Пребывание служебного лица на должности (постоянное или временное) оформляется соответствующим приказом.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве»

от 26.04.2002 г. № 5 предусмотрено, что:

организационно-распорядительные обязанности — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и пр.);

административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению либо распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом. Такими полномочиями наделены начальники планово-хозяйственных, финансовых отделов и служб, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместители, руководители отделов и др.

Такую же позицию в отношении данного вопроса занимает Минюст (см.

письмо от 09.08.2002 г. № 24-30-2054) и ГНАУ (см. Порядок применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», утвержденный приказом ГНАУ от 19.03.2001 г. № 113).

2.

Для привлечения к административной ответственности должна быть установлена вина лица в совершении админправонарушения. В связи с этим главный бухгалтер не может быть привлечен к ответственности за нарушение, совершенное в тот период, когда он в учреждении еще не работал. Тот факт, что осуществлялась передача дел от лица, которое ранее занимало эту должность, новому работнику, не дает оснований для его привлечения к ответственности. С другой стороны, если лицо на момент выявления нарушения уже уволилось, оно может быть привлечено к ответственности (см., например, Рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях и применении административных взысканий органами государственной контрольно-ревизионной службы, утвержденные приказом ГКРУ от 30.07.2002 г. № 160).

В

письме от 19.02.2010 г. № 607-0-26-10-3 (опубликовано на с. 13 этого номера) Минюст рассмотрел вопрос об ответственности главного бухгалтера в случае направления руководителю записки с уведомлением о незаконности совершаемой операции. Вопрос возник в связи с абз. 2 п. 15 Положения о главных бухгалтерах, которым установлено следующее. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. В случае получения от руководителя учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель учреждения.

Прежде всего Минюст подчеркнул, что

Положение о главных бухгалтерах признано недействующим, поскольку все вопросы, которые им устанавливались, теперь урегулированы другими нормативными актами, в частности Законом о бухучете.

Направление руководителю записки

с уведомлением о незаконности совершаемой операции в том случае, если в последующем она все же будет выполнена бухгалтером, не освобождает бухгалтера от ответственности. В зависимости от того, признаки какого правонарушения будут иметь такие действия, бухгалтер может быть привлечен к уголовной или административной ответственности.

В

письме Минюст также подчеркнул, что бухгалтер может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности в случае выполнения незаконного распоряжения руководителя даже при условии, что он первоначально отказывался от осуществления незаконных действий и в письменном виде указывал на их противоправность руководителю. Такие обстоятельства не могут считаться освобождающими от ответственности.

3.

При совершении одним лицом двух и больше административных правонарушений административное взыскание применяется за каждое нарушение отдельно (ч. 1 ст. 36 КоАП). Например, если главный бухгалтер допустил два правонарушения, выявленные при проверке разными инстанциями, то он будет нести ответственность за каждое правонарушение отдельно, поскольку органы, которые применяют административное взыскание, разные.

С другой стороны, согласно

ч. 1 ст. 36 КоАП если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкций, установленных за более серьезное правонарушение из числа совершенных. Например, если бухгалтер несвоевременно подал платежное поручение на перечисление налога и нарушил установленный порядок ведения налогового учета (оба эти правонарушения рассматриваются налоговыми органами), то к нему может быть применен один админштраф.

4.

Административное взыскание может налагаться не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его выявления (ч. 1 ст. 38 КоАП) за исключением случаев, когда дела об админнарушениях подлежат рассмотрению в суде. В таких случаях взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся — не позднее чем через три месяца со дня его выявления.

Какие правонарушения считаются разовыми, а какие — длящимися? Ответ на данный вопрос предоставило ГлавКРУ в

письме от 18.06.2009 г. № 25-18/745 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 26, с. 11). По мнению ГлавКРУ, под длящимся нарушением следует понимать нарушение, которое продолжается непрерывно определенный период времени, под разовым — нарушение, совершенное одноразово.

Например, в учреждении бухгалтерский учет расчетов по каждому дебитору и кредитору ведется в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами», в то время как бухгалтерский учет расчетов с дебиторами следует вести отдельно в мемориальном ордере № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с другими дебиторами». Это нарушение является длящимся.

Пример разового нарушения: работнику была начислена заработная плата в мае 2010 года за полный рабочий месяц, в то время как в соответствии с приказом по учреждению работник с 17.05.2010 г. по 21.05.2010 г. находился в отпуске без сохранения заработной платы.

Главная государственная налоговая инспекция Украины в

письме от 22.03.94 г. № 04-115/10-1018 к разовым нарушениям отнесла несвоевременную подачу деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений на внесение платежей в бюджеты и государственные целевые фонды и др.; к длящимся — отсутствие бухгалтерского учета объектов налогообложения, ведение его с нарушением установленного порядка и др.

Минюст в

письме от 01.12.2003 г. № 22-34-1465 разъяснил, что длящимися правонарушениями являются проступки, связанные с продолжительным, непрекращающимся невыполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой. Такие правонарушения прекращаются либо выполнением установленных обязанностей, либо привлечением виновного лица к ответственности.

5.

Если лицо, которое привлекалось к административной ответственности, в течение года со дня окончания выполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то считается, что это лицо не привлекалось к административной ответственности (ст. 39 КоАП).

6. При привлечении лица к административной ответственности применяется тот закон, который предусматривал соответствующий вид взыскания, действующий на момент совершения нарушения

. Поэтому, например, если в ходе проверки будет выявлено, что лицо совершило действие, которое не считалось админнарушением на момент его совершения, но на момент проверки за него уже введена административная ответственность, то наложить взыскание на такое лицо нельзя. В то же время, если на момент совершения действия оно считалось админнарушением, но на момент наложения взыскания норма, предусматривающая ответственность за него, уже отменена, лицо также не может быть привлечено к ответственности.

Приведем в таблице перечень нарушений и размеры штрафных санкций, которые могут быть применены к главному бухгалтеру.

 

№ п/п

Вид административного нарушения

Статья
КоАП

Ответственность

Примечания

1

2

3

4

5

Нарушения налогового законодательства

1

Отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе неподача или несвоевременная подача аудиторских заключений, предоставление которых предусмотрено законами Украины

Ст. 1631

Штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (т. е. от 85 до 170 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.)

Налагаются судом (ст. 221 КоАП) на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых налоговыми органами (ст. 255 КоАП)

2

Непредоставление или несвоевременное предоставление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей)

Ст. 1632

Штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (т. е. от 85 до 170 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.)

3

Невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций (включая учреждения НБУ, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения) законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы, перечисленных в пп. 5 — 8 ч. 1 ст. 11 Закона № 509

Ст. 1633

Предупреждение или штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (т. е. от 85 до 170 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.)

4

Неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физическому лицу доходов; перечисление НДФЛ за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством); несообщение или несвоевременное сообщение ГНИ по установленной форме сведений о доходах граждан

Ст. 1634

Предупреждение или штраф в размере от 2 до
3 ннмдг (т. е. от 34 до 51 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 3 до 5 ннмдг (т. е. от 51 до 85 грн.)

Нарушения правил ведения учета

5

Сокрытие в учете валютных и других доходов, непроизводственных затрат и убытков; отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка; внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности; несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей; нарушение правил ведения кассовых операций; препятствование работникам ГКРС в проведении ревизий и проверок

Ст. 1642

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (т. е. от 136 до 255 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (т. е. от 170 до 340 грн.)

Налагается органами ГКРС на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ГКРС (ст. 2341 КоАП)

Нарушения трудового законодательства

6

Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, выплата их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде

Ст. 41

Штраф от 30 до 100 ннмдг (т. е. от 510 до 1700 грн.)

Налагается судом (ст. 221 КоАП) на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых органами в сфере труда и социальной политики (ст. 255 КоАП)

Нарушения общеобязательного социального пенсионного страхования

7

Сокрытие (занижение) суммы заработной платы (выплат, дохода), на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд; нарушение установленного порядка начисления страховых взносов; непредоставление сведений об обстоятельствах, которые повлекли за собой изменение юридического статуса предприятия, порядка уплаты им страховых взносов; нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами ПФУ и Накопительного фонда; неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности в Пенсионный фонд или подача недостоверных сведений, которые используются в системе персонифицированного учета, и другой отчетности и сведений, предусмотренных Законом № 1058

Ч. 1 — 2 ст. 1651

Штраф в размере от 20 до 30 ннмдг (т. е. от 340 до 510 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 30 до 40 ннмдг (т. е. от 510 до 680 грн.)

Налагаются органами Пенсионного фонда на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами Пенсионного фонда (ст. 2442 КоАП)

8

Неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, в том числе авансовых платежей, в сумме, не превышающей 300 ннмдг*

Ч. 3 ст. 1651

Штраф в размере от 25 до 50 ннмдг (т. е. от 425 до 850 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 100 до 300 ннмдг (т. е. от 1700 до 5100 грн.)

 

9

Неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, в том числе авансових платежей, в сумме свыше 300 ннмдг*

Ч. 4 ст. 1651

Штраф в размере от 50 до 100 ннмдг (т. е. от 850 до 1700 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 100 до 300 ннмдг (т. е. от 1700 до 5100 грн.)

* Согласно п. 22.5 Закона № 889 при квалификации административных правонарушений ннмдг принимается равным на уровне налоговой социальной льготы соответствующего года.

10

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов ПФУ в осуществлении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой страховых взносов

Ст. 18823

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (т. е. от 136 до 255 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (т. е. от 170 до 340 грн.)

 

Нарушения общеобязательного социального страхования на случай безработицы

11

Несвоевременная или неполная уплата страховых взносов в ФССБ

Ст. 1653

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (т. е. от 136 до 255 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (т. е. от 170 до 340 грн.)

Налагается органами ФССБ на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ФССБ (ст. 2449 КоАП)

Нарушения общеобязательного социального страхования от несчастного случая на производстве

12

Нарушение сроков и объемов уплаты страховых взносов, сокрытие (занижение) суммы заработной платы (дохода), на которую начисляются страховые взносы в ФНС; неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности в ФНС; несвоевременное информирование ФНС о численности работников, годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), сумме заработной платы на предприятии, несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, произошедших на предприятии, об изменении технологии работ или вида деятельности предприятия

Ст. 1654

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (т. е. от 136 до 255 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (т. е. от 170 до 340 грн.)

Налагается органами ФНС на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ФНС (ст. 24410 КоАП)

13

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФНС осуществлению проверок, связанных с начислением, исчислением, уплатой страховых взносов и целевым использованием средств ФНС

Ст. 18824

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (т. е. от 136 до 255 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (т. е. от 170 до 340 грн.)

Нарушения общеобязательного социального страхования по временной потере трудоспособности

14

Несвоевременная или неполная уплата страховых взносов в ФССВПТ, а также нарушение порядка использования этих средств

Ст. 1655

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (т. е. от 136 до 255 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (т. е. от 170 до 340 грн.)

Налагается органами ФССВПТ на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ФССВПТ (ст. 24411 КоАП)

Нарушение правил предоставления статистической отчетности

15

Неподача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или подача их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, либо с опозданием, необеспечение надлежащего состояния первичного учета

Ст. 1863

Штраф в размере от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.);
при повторном нарушении лицом в течение года размер штрафа составляет от 15 до 25 ннмдг (т. е. от 255 до 425 грн.)

Налагается органами статистики на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами статистики (ст. 2443 КоАП)

 

Если по результатам проверки возбуждено уголовное дело, то по фактам, по которым оно было возбуждено, к должностным лицам админвзыскания не применяются.

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Основанием для применения уголовной ответственности является совершение лицом общественно-опасного деяния (действия, бездействия), которое содержит состав преступления, предусмотренного

УКУ. Причем пока вина лица не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда, такое лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию (ст. 2 УКУ).

В отношении работников бухгалтерской службы этот вид ответственности наиболее часто применяется за такие нарушения:

1)

уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (ст. 212 УКУ). Если указанные деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах, бухгалтер может быть оштрафован в размере от 300 до 500 ннмдг (от 5100 до 8500 грн.) или лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц или повлекшие фактическое непоступление в бюджеты либо государственные целевые фонды средств

в крупных размерах, наказываются штрафом от 500 до 2000 ннмдг (от 8500 до 34000 грн.) или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Лицо, которое впервые совершило уклонение от уплаты налогов в значительных или крупных размерах, освобождается от уголовной ответственности, если оно до момента привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило ущерб, нанесенный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня);

2)

мошенничество с финансовыми ресурсами (ст. 222 УКУ). По этой статье может быть привлечено к ответственности лицо, которое предоставило заведомо ложные сведения с целью получения налоговых льгот.

Такие противоправные действия караются штрафом в размере

от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) или лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Те же деяния, совершенные повторно или причинившие крупный материальный ущерб, караются лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Имейте в виду: ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, предусмотренная

ст. 212 и 222 УКУ, наступает только в случае, если оно совершено с прямым умыслом.

Под прямым умыслом

ч. 2 ст. 24 УКУ понимает умысел, когда лицо сознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления;

3)

злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УКУ). Под этим нарушением понимается умышленное, из корыстных мотивов либо в других личных интересах или в интересах третьих лиц использование должностным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило вред (в определенном размере) охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц;

4)

служебный подлог (ст. 366 УКУ). Такое нарушение может проявляться в умышленном внесении ложных сведений в налоговую отчетность или в отчетность, предоставляемую в Пенсионный фонд или фонды социального страхования, следствием которого явилось фактическое недопоступление в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах. За это нарушение виновное лицо может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере до 50 ннмдг (до 850 грн.) или лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет;

5)

служебная халатность (ст. 367 УКУ). Здесь имеется в виду ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного к ним отношения, причинившего вред (в определенном размере) охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц.

Для квалификации действий как халатности достаточно и такой формы вины, как преступная небрежность или преступная самонадеянность, поэтому эта

статья универсальна для большинства должностных преступлений, где следствию не удается доказать прямого умысла виновного в совершении инкриминируемого деяния.

При этом следует учесть, что для привлечения к уголовной ответственности по этой

статье следует установить, что должностное лицо имело реальную возможность выполнить свои обязанности.

Кроме того, ущерб, причиненный вследствие неопытности, недостаточной квалификации должностного лица либо по иным обстоятельствам, не зависящим от него и не дававшим возможности справиться надлежащим образом с работой, не дают оснований говорить о наличии преступной халатности.

За данное нарушение виновное лицо несет ответственность в виде штрафа от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.), или исправительных работ на срок до 2 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет. За такие же деяния, повлекшие тяжкие последствия, виновное лицо может быть наказано лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет и со штрафом от 100 до 250 ннмдг (от 1700 до 4250 грн.) или без него.

Также бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности, если он причастен к растрате денежных средств учреждения либо к хищению его имущества и т. п. В таких случаях к нему будут применены меры наказания именно за эти преступления, предусмотренные соответствующими

статьями УКУ.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

УКУ —

Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

КЗоТ —

Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о бухучете —

Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 1058 —

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Перечень № 447/24

— Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им на хранение, обработку, продажу (отпуск), перевозку или применение в процессе производства, утвержден постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 28.12.77 г. № 447/24.

Постановление № 14

— постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах о возмещении ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками» от 29.12.92 г. № 14.

Положение о главных бухгалтерах — Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 24.01.80 г. № 59 (утратило силу).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше