Госбюджет-2010: основные новости

В избранном В избранное
Печать
Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Май, 2010/№ 18
Статья

ГОСБЮДЖЕТ-2010: ОСНОВНЫЕ НОВОСТИ

 

Главным финансовым документом нашей страны является Закон о госбюджете. В этом году он был принят с опозданием, а бюджетный процесс в стране до принятия Закона о госбюджете регулировало постановление КМУ «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» от 29.12.2009 г. № 1414

. Основные правила организации бюджетного процесса из года в год остаются неизменными, остальные имеют свои особенности. Рассмотрим главные новости, приготовленные Госбюджетом-2010.

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В первую очередь обратим внимание на то, что

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI (далее — Закон о госбюджете-2010) вступил в силу со дня его опубликования, а именно с 30.04.2010 г. (газета «Урядовий кур’єр», 2010, № 80), но применяется с 01.01.2010 г., кроме некоторых отдельных норм. Это означает, что операции, проведенные до принятия Закона о госбюджете-2010, должны быть приведены в соответствие с его положениями начиная с 01.01.2010 г. Прежде всего это касается установления должностных окладов в соответствии с минимальной заработной платой, корректировки выплат, рассчитываемых исходя из прожиточного минимума, и т. п. О новостях в оплате труда и социальной сфере будет идти речь далее, а теперь рассмотрим основные положения, установленные Законом о госбюджете-2010, касающиеся бюджетной сферы.

Следует отметить, что почти все основные нормы

Закона о госбюджете-2010, имеющие непосредственное отношение к бюджетникам, подобны тем, которые были установлены в Законе о госбюджете на предыдущий год.

 

СОБСТВЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Как известно, не все поступления бюджетных учреждений в полном объеме остаются в их распоряжении. В частности, это касается средств, полученных бюджетными учреждениями за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни, которые в соответствии с

постановлением КМУ «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлениям использования» от 17.05.2002 г. № 659 (далее — постановление № 659) относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Согласно

п. 17 ст. 2 и п. 20 ст. 34 Закона о госбюджете-2010 80 % средств, полученных за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных за сданное в виде лома и отходов серебро, относятся к доходам общего фонда соответствующего бюджета. Таким образом, в распоряжении бюджетных учреждений в этом случае остается соответственно 20 и 50 % таких средств.

Напомним, что средства четвертой подгруппы первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений в соответствии с

постановлением № 659 могут расходоваться на ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей, на покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты, на премирование лиц, непосредственно занятых сбором отходов и лома, а также на хозяйственные нужды бюджетных учреждений.

Кроме того, не остается полностью в распоряжении учреждений и другой вид поступлений — арендная плата, которая в соответствии с

постановлением № 659 относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Так, в соответствии с

п. 25 ст. 2 Закона о госбюджете-2010 50 % арендной платы за пользование имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, содержащимся за счет государственного бюджета, относятся к доходам общего фонда государственного бюджета.

Исключением

является арендная плата за пользование военным имуществом, имуществом Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, которая полностью зачисляется в доход специального фонда их сметы.

Обратим внимание, что такой порядок распределения арендной платы касается только тех бюджетных учреждений, которые

содержатся за счет государственного бюджета .

Что касается учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, то распределение арендной платы между учреждением и местным бюджетом

регулируется решениями местных советов.

Напомним, что средства арендной платы, остающиеся в распоряжении учреждения, могут расходоваться в соответствии с

постановлением № 659 на содержание, оборудование, ремонт имущества бюджетных учреждений.

Остальные

собственные поступления бюджетных учреждений (в том числе научных учреждений Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук) и средства за пользование учреждениями банков временно свободными средствами высших и профессионально-технических учебных заведений, полученными за предоставление платных услуг и размещенными на вкладных (депозитных) счетах, в полном объеме принадлежат бюджетным учреждениям и зачисляются в доход специального фонда сметы.

Кроме того, отметим, что согласно

п. 46 ст. 6 Закона о госбюджете-2010 к источникам формирования специального фонда государственного бюджета относится плата за административные услуги.

Напомним, что к административным услугам относятся государственные услуги, являющиеся результатом осуществления субъектом полномочий по принятию согласно нормативно-правовым актам по обращению физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязанностей (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т. п.).

Средства, полученные от предоставления административных услуг, в соответствии с

п. 58 ст. 33 Закона о госбюджете-2010 направляются на расходы главных распорядителей средств государственного бюджета, связанные с предоставлением административных услуг.

Средства, относящиеся к собственным поступлениям бюджетных учреждений, в соответствии с

п. 16 ст. 33 Закона о госбюджете-2010 в первую очередь направляются на мероприятия, связанные с организацией предоставления услуг, реализацией продукции и выполнением работ бюджетными учреждениями, и другие мероприятия по содержанию этих учреждений согласно законодательству. Но при этом не следует забывать и о нормах, определенных п. 23 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 , в соответствии с которыми средства специального фонда используются:

1) согласно направлениям использования;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.

Если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают расходы, утвержденные в смете, то согласно

ст. 65 Закона о госбюджете-2010 распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.

Если такая задолженность

отсутствует, распорядитель бюджетных средств направляет:

— 50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;

— 50 % средств на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, которые не обеспечены средствами общего фонда сметы.

В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда сметы.

Такой же порядок действовал и в 2009 году.

 

РАЗМЕЩЕНИЕ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКОВ

В соответствии со

ст. 18 Закона о госбюджете-2010 министр финансов Украины имеет право в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсных принципах и/или путем проведения аукционов размещение временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов государственного бюджета на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг с дальнейшим возвратом таких средств до конца текущего бюджетного периода.

Как определено в этой

статье, порядок осуществления предусмотренных в ней операций определяется Кабмином.

На сегодня существует такой порядок только в отношении размещения временно свободных средств фондов общеобязательного государственного социального страхования, а именно

Порядок размещения временно свободных средств фондов общеобязательного государственного социального страхования, в том числе резерва средств этих фондов, на вкладных (депозитных) счетах, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.2003 г. № 111 .

Что касается средств местных бюджетов, то

ст. 18 Закона о госбюджете-2010 определено, что министр финансов АР Крым, руководитель местного финансового органа имеют право по решению Верховной Рады АР Крым, соответствующего местного совета в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсных принципах размещение временно свободных средств местных бюджетов на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг, ценных бумаг, эмитированных АР Крым, соответствующим местным советом, с дальнейшим возвратом таких средств до конца текущего бюджетного периода.

В 2009 году размещение временно свободных средств местных бюджетов было урегулировано

Порядком размещения в 2009 году временно свободных средств местных бюджетов на вкладных (депозитных) счетах в учреждениях банков, утвержденным постановлением КМУ от 28.01.2009 г. № 52.

Затем действие этого

Порядка было продлено и на 2010 год в соответствии с п.п. 3 п. 4 постановления КМУ «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» от 29.12.2009 г. № 1414, которое, как известно, регулировало бюджетный процесс в стране до принятия Закона о госбюджете-2010.

При этом порядок размещения временно свободных средств местных бюджетов на 2010 год не утвержден и

Законом о госбюджете-2010 не определено, каким нормативным документом следует при этом руководствоваться, потому на сегодня этот вопрос остается законодательно не урегулированным.

 

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ

В процессе финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений бывают случаи, когда после утверждения бюджетных назначений возникает необходимость в перераспределении расходов по бюджетной программе в разрезе КЭКР.

Таким случаям посвящена

ст. 26 Закона о госбюджете-2010.

Перераспределение осуществляется Минфином в исключительных случаях по обоснованному представлению главного распорядителя бюджетных средств отдельно по общему и специальному фондам.

Перераспределение бюджетных назначений по бюджетным программам в пределах общего объема главного распорядителя средств государственного бюджета, увеличение бюджетных назначений на расходы развития за счет уменьшения бюджетных назначений на расходы потребления отдельно по общему и специальному фондам осуществляются по решению Кабмина.

Запрещается

увеличение бюджетных назначений по общему и специальным фондам государственного бюджета на:

1)

оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов.

Следует обратить внимание на то, что

ст. 63 Закона о госбюджете-2010, как и в предыдущие годы, обязывает руководителей бюджетных учреждений содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществлять фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного сметой или планом использования бюджетных средств;

2)

расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти, за счет уменьшения расходов по другим бюджетным программам.

Так же как и ежегодно,

Законом о госбюджете-2010 определены защищенные статьи расходов.

Так, согласно

ст. 27 Закона о госбюджете-2010 к защищенным статьям расходов отнесены:

— оплата труда работников бюджетных учреждений;

— начисления на заработную плату;

— приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

— обеспечение продуктами питания;

— оплата коммунальных услуг и энергоносителей;

— обслуживание государственного долга;

— текущие трансферты населению;

— текущие трансферты местным бюджетам.

 

РАСЧЕТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ

В предыдущие годы законы о госбюджете содержали требование по снижению объема потребления энергоносителей. Так, в 2009 году распорядителям средств государственного и местных бюджетов необходимо было обеспечить заключение соглашений по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления с учетом снижения объемов потребления энергоносителей не менее чем на 20 %, в 2008 — на 10 %.

В этом году

Закон о госбюджете-2010 такого требования об экономии не содержит.

Так, согласно

ст. 26 Закона о госбюджете-2010 распорядителям средств государственного и местных бюджетов необходимо обеспечить заключение соглашений по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления в натуральных единицах в соответствии с установленными ассигнованиями .

При этом распорядители бюджетных средств при исполнении бюджета должны

обеспечить в полном объеме проведение расчетов за:

— электрическую энергию;

— тепловую энергию;

— водоснабжение;

— водоотведение;

— природный газ;

— услуги связи,

потребляемые бюджетными учреждениями,

не допуская никакой просроченной задолженности по оплате указанных выше товаров и услуг .

В случае наличия у распорядителей бюджетных средств просроченной кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг и энергоносителей Госказначейство может осуществлять платежи общего фонда по расходам (кроме защищенных статей расходов, перечисленных в

ст. 27 Закона о госбюджете-2010) только после погашения такой задолженности.

В свою очередь местные органы власти согласно

ст. 43 Закона о госбюджете-2010 при утверждении соответствующих бюджетов должны обеспечить в полном объеме потребность в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы, проведение расчетов за электрическую энергию, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по указанным расходам.

Также местные органы власти должны установить

лимиты потребления энергоносителей в физических объемах по каждому бюджетному учреждению исходя из объемов назначений, утвержденных главным распорядителям бюджетных средств в решениях о соответствующих бюджетах на 2010 год.

 

БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Основные требования по взятию бюджетных обязательств содержит

Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ).

Напомним, что

бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Самым ярким примером взятия бюджетного обязательства является заключение договоров на приобретение товаров, работ или услуг.

В соответствии с

п. 1 ст. 23 БКУ любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять только при наличии соответствующего бюджетного назначения.

Кроме того, согласно

п. 5 ст. 51 БКУ распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, дающее право осуществлять их

исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд (п. 4 ст. 23 БКУ).

Теперь обратимся к

Закону о госбюджете-2010, который повторяет требования БКУ по взятию обязательств. Так, согласно ст. 60 Закона о госбюджете-2010 брать бюджетные обязательства и осуществлять соответствующие расходы по общему фонду бюджета можно:

— только

в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами;

— учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Госказначейства;

— в случае их соответствия бюджетным паспортам.

По специальному фонду обязательства можно брать

исключительно в пределах фактических поступлений в этот фонд.

Любые обязательства, взятые распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных

БКУ и Законом о госбюджете , не считаются бюджетными обязательствами и не подлежат оплате за счет бюджетных средств.

То есть бюджетные учреждения не имеют права заключать договоры на приобретение товаров, работ или услуг, в соответствии с которыми необходимо осуществить платежи на сумму большую, нежели утверждена в смете, или если расходы по такому договору вообще не запланированы в смете на текущий бюджетный год.

Кроме того, в соответствии со

ст. 60 Закона о госбюджете-2010 при наличии просроченной задолженности:

— по заработной плате (денежному обеспечению);

— по стипендиям;

— за потребленные коммунальные услуги и энергоносители

распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду

не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи по другим мероприятиям, связанными с функционированием бюджетных учреждений, до погашения такой задолженности.

Расходы по защищенным статьям

можно осуществлять даже при наличии указанной задолженности.

Обязательства по выплате субсидий, пособий, льгот по оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги и компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываются органами Госказначейства

независимо от определенных на эти цели бюджетных назначений. По своей сути такие обязательства можно отнести к трансфертам населению, относящимся к защищенным статьям расходов, которые обязательно должны быть начислены, даже если на данный момент средства на такие цели отсутствуют.

Кроме того, обратим ваше внимание на то, что при регистрации и учете бюджетных обязательств органы Государственного казначейства должны

осуществлять проверку соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы.

 

АРЕНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОММУНАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Как и в предыдущих годах,

Законом о госбюджете-2010 установлено, что в 2010 году передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных принципах (ст. 72).

Без конкурса государственное и коммунальное имущество может передаваться только:

— бюджетным учреждениям;

— музеям;

— предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусств (в том числе национальным творческим союзам и их членам под творческие мастерские);

— общественным организациям ветеранов;

— общественным организациям инвалидов;

— центрам профессиональной, социальной реабилитации инвалидов и центрам ранней социальной реабилитации детей-инвалидов;

— предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которым определена целесообразность предоставления государственной помощи в соответствии со

ст. 141и 142 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII;

— Пенсионному фонду Украины и его органам;

— государственным издательствам и предприятиям книгораспространения;

— отечественным издательствам и предприятиям книгораспространения книжной продукции, которые обеспечивают подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 % книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера);

— религиозным организациям для обеспечения проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязанности по договору аренды недвижимого имущества, срок действия которого истекает,

имеет право на продление договора аренды на новый срок, но не более чем на два года.

Если арендатор намеревается воспользоваться таким правом, то он должен сообщить об этом арендодателю

не позднее чем за месяц до окончания срока договора аренды недвижимого имущества.

Напомним, что условия проведения конкурса определены

Порядком проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденным приказом Фонда государственного имущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149.

Передача в аренду имущества, принадлежащего АР Крым, осуществляется в соответствии с порядком, определенным Верховной Радой АР Крым, а передача в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности, регулируется решениями, принятыми органами местного самоуправления.

Согласно

ст. 72 Закона о госбюджете-2010 при определении арендных ставок за пользование коммунальным имуществом в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе арендные ставки за пользование государственным имуществом, утверждаемые Кабмином, являются индикативными и применяются в качестве стартовых при проведении конкурса.

Размер арендной платы государственного имущества определяется в соответствии с

Методикой расчета и порядком использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика № 786).

Что касается коммунального имущества, то методики определения арендной платы коммунального имущества устанавливаются местными органами власти, однако следует обратить внимание, что Кабмин

распоряжением «Об индикативных ставках арендной платы за использование коммунального имущества» от 23.05.2007 г. № 301-р рекомендовал органам местного самоуправления при определении размера арендной платы за коммунальное имущество руководствоваться Методикой № 786.

Кроме того, отметим, что согласно

ст. 72 Закона о госбюджете-2010 в 2010 году недвижимое имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных и таможенных органов, не используемое указанными органами для осуществления своих функций, может быть передано в аренду сроком до 1 января 2011 года.

 

ТЕНДЕРЫ

В соответствии с

п. 30 ст. 2 Закона о госбюджете-2010, как и в предыдущих годах, в 2010 году к доходам общего фонда госбюджета относятся средства, которые получены от предоставления участниками процедуры закупок обеспечения их тендерного предложения и которые не подлежат возврату этим участникам, в случаях, предусмотренных законодательством по вопросам закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, в части осуществления закупок за счет средств государственного бюджета.

Если закупка осуществлялась за счет средств местных бюджетов, то в соответствии с

п. 18 ст. 34 Закона о госбюджете-2010 средства, которые получены от предоставления участниками процедуры закупок обеспечения их тендерного предложения и которые не подлежат возврату этим участникам, относятся к доходам местных бюджетов.

В

п. 44 Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921, определены случаи, когда сумма тендерного обеспечения не возвращается заказчиком участнику торгов. Такими случаями являются:

— отзыв или изменение тендерного предложения участником после окончания срока его подачи;

— неподписание участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке;

— непредоставление участником, ставшим победителем торгов, необходимых гарантий по выполнению договора о закупке после акцепта его тендерного предложения, если предоставление таких гарантий предусмотрено тендерной документацией.

Кроме того, в соответствии с

п. 31 ст. 2 Закона о госбюджете-2010 к доходам общего фонда госбюджета относятся средства, которые получены от участника — победителя процедуры закупки при заключении договора о закупке в качестве обеспечения выполнения этого договора и которые не подлежат возврату участнику-победителю, в части осуществления закупок за счет средств государственного бюджета.

При осуществлении закупки

за средства местных бюджетов средства, которые получены от участника — победителя процедуры закупки при заключении договора о закупке в качестве обеспечения выполнения договора и которые не возвращаются участнику-победителю, в соответствии с п. 19 ст. 34 Закона о госбюджете-2010 относятся к доходам общего фонда местных бюджетов.

Кроме того, следует отметить, что согласно

ст. 26 Закона о госбюджете-2010 распорядители и получатели средств государственного и местных бюджетов при заключении соглашений (договоров, контрактов и т. п.) по закупке товаров, работ и услуг за государственные средства обязательно должны предусмотреть условия применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств.

Средства, полученные от уплаты таких штрафных санкций,

зачисляются соответственно в доходы общего фонда государственного или местных бюджетов.

 

НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Как определено в

ст. 119 БКУ, нецелевым использованием бюджетных средств является расходование их на цели, которые не соответствуют бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, выделенным бюджетным ассигнованиям или смете.

Одним из примеров такого нарушения является использование средств соответствующего местного бюджета на осуществления расходов, которые должны производиться согласно

БКУ из другого бюджета (ст. 40 Закона о госбюджете-2010).

Такое действие квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств, кроме случаев, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств или перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета при отсутствии задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов в течение года на любую дату.

Объемы этих расходов, использованных не по целевому назначению,

бесспорно изымаются из соответствующего местного бюджета в Государственный бюджет Украины органами Госказначейства в порядке, установленном Кабмином, в том числе и за счет уменьшения трансфертов соответствующему местному бюджету на соответствующую сумму.

Статьей 66 Закона о госбюджете-2010

установлено, что допущение нецелевого использования бюджетных средств в текущем или прошлых годах приводит:

— для распорядителей бюджетных средств — к

уменьшению ассигнований этим распорядителям на сумму средств, израсходованных не по целевому назначению;

— для получателей бюджетных средств — к

возврату средств в сумме, израсходованной не по целевому назначению, в доход соответствующих бюджетов.

Кроме того,

статьей 119 БКУ определено, что следствием нецелевого использования бюджетных средств является привлечение соответствующих должностных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, определенном законами Украины.

 

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вопрос уплаты налога на землю является актуальным для бюджетных учреждений, которые сдают недвижимое имущество в аренду.

Согласно

ст. 62 Закона о госбюджете-2010 в 2010 году по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные ч. 2 ст. 7 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII (далее — Закон № 2535), увеличенные в 3,2 раза .

Обратите внимание, что размер увеличения ставок земельного налога изменился по сравнению с 2008 — 2009 гг., в которых такое увеличение составляло 3,1 раза.

По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2010 года, применяются ставки земельного налога, установленные

ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона № 2535 .

 

УПЛАТА НАЛОГОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА

В 2010 году продолжает действовать норма, согласно которой в случае изменения плательщиком налогов юридического адреса (с изменением административно-территориальной единицы) уплата налогов, сборов (обязательных платежей) осуществляется им по предыдущему месту государственной регистрации до окончания текущего бюджетного периода

(ст. 35 Закона о госбюджете-2010).

 

СБОР ЗА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ

Законом о госбюджете-2010

были внесены некоторые изменения в Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI . В частности, согласно изменениям к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, которые утверждены постановлением КМУ «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания» от 29.01.99 г. № 115, применяется коэффициент 3,19. Ранее этот коэффициент составлял 2,27.

 

ПОЛНОМОЧИЯ КАБМИНА И ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Обратим ваше внимание на еще один важный момент. В

п. 7 Заключительных положений к Закону о госбюджете-2010 определено, что с целью уменьшения дефицита бюджета в 2010 году Кабмину предоставлено право по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета принимать решения о пересмотре некоторых размеров выплат, определенных законодательством, и по другим законодательным актам, которые предусматривают дополнительные расходы из государственного и местных бюджетов.

То есть Закон о госбюджете-2010 предусматривает особые права для Кабмина, согласно которым Кабмин имеет право пересматривать размеры даже тех выплат, которые установлены законами Украины. Таким образом, выходит, что решения Кабмина становятся весомее законов Украины.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд