Темы статей
Выбрать темы

Об особенностях казначейского обслуживания местных бюджетов в 2010 году при отсутствии решений органов местного самоуправления о местных бюджетах

Редакция ББ
Письмо от 30.01.2010 г. № 31-11010-15-24/1842

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2010 ГОДУ ПРИ ОТСУТСТВИИ РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О МЕСТНЫХ БЮДЖЕТАХ

Письмо от 30.01.2010 г. № 31-11010-15-24/1842

 

Министерство финансов рассмотрело письмо <…> об особенностях казначейского обслуживания местных бюджетов в 2010 году при условии отсутствия соответствующих решений органов местного самоуправления о местных бюджетах и сообщает.

В случаях несвоевременного принятия соответствующих решений о местных бюджетах особенности их выполнения предусмотрены статьей 79 Бюджетного кодекса Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» (с изменениями и дополнениями) и от 29.12.2009 г. № 1414 «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» (с изменениями и дополнениями), а также приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2002 г. № 205 «Об утверждении Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов» (с изменениями и дополнениями).

 

О правомерности погашения местными бюджетами кредиторской задолженности по капитальным расходам

, образовавшейся по состоянию на 01.01.2010 г.

Статьей 79 Бюджетного кодекса Украины определено, что в случае, если до начала нового бюджетного периода не принято соответствующее решение о местном бюджете, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов имеют право осуществлять расходы из соответствующего бюджета только на цели, определенные в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период. При этом ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных решением соответствующего совета о бюджете на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 и частью четвертой статьи 23 этого Кодекса.

До принятия решения о местном бюджете на текущий бюджетный период осуществлять капитальные расходы запрещается.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.01.2010 г. № 48 «О дополнении пункта 4 постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1414» распорядителям бюджетных средств разрешается до вступления в силу Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» осуществлять погашение кредиторской задолженности, в том числе по капитальным расходам, возникшей по общему и специальному фонду государственного и местных бюджетов, за счет собственных поступлений бюджетных учреждений.

 

Об использовании в 2010 году свободного остатка средств местных бюджетов на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы, предоставленные услуги и приобретенные товары

Согласно пункту 4 статьи 141 Бюджетного кодекса Украины свободный остаток бюджетных средств — разница между остатком средств общего фонда бюджета и оборотной кассовой наличностью на конец бюджетного периода. Свободный остаток бюджетных средств не подлежит изъятию и используется на проведение расходов согласно решению соответствующего совета.

Остаток средств общего фонда соответствующего местного бюджета определяется по результатам годового отчета о выполнении соответствующего местного бюджета за предыдущий бюджетный период.

В то же время пунктом 3 статьи 141 Бюджетного кодекса Украины определено, что оборотная кассовая наличность устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета и утверждается соответственно в законе о Государственном бюджете Украины и решении о местном бюджете.

Учитывая изложенное,

определить объем свободного остатка бюджетных средств возможно только после принятия в установленном порядке решения о местном бюджете, в котором будет определен размер оборотной кассовой наличности соответствующего бюджета.

 

О возможности использования местными бюджетами собственных поступлений бюджетных учреждений

В соответствии с пунктом 14 статьи 69 Бюджетного кодекса Украины собственные поступления бюджетных учреждений, содержащиеся за счет средств местных бюджетов, относятся к доходам местных бюджетов, не учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов.

Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их образованию и направлениям использования определены постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 659.

Статьей 13 Бюджетного кодекса Украины установлено, что источники формирования специального фонда бюджета определяются исключительно законами Украины.

Согласно пункту 4 постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1414 «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» Государственному казначейству поручено до вступления в силу Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» зачислять налоги, сборы (обязательные платежи) и другие поступления в государственный и местные бюджеты согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и другим нормативно-правовым актам.

Так, согласно статье 48 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» собственные поступления бюджетных учреждений, содержащиеся за счет средств соответствующих местных бюджетов, являются источниками формирования специального фонда местных бюджетов.

В соответствии с подпунктом 4.2.9 пункта 4.2 раздела 4 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2002 г. № 205 (с изменениями и дополнениями), если местный бюджет не утвержден в установленный законодательством срок, расходы за счет собственных поступлений распорядителей бюджетных средств осуществляются в пределах временных индивидуальных смет и имеющихся средств на специальных регистрационных счетах распорядителей на основании платежных поручений и подтверждающих документов на осуществление платежа.

Учитывая указанное, использование местными бюджетами собственных поступлений бюджетных учреждений должно осуществляться в соответствии с процедурами обслуживания местных бюджетов по расходам, определенными Порядком казначейского обслуживания местных бюджетов, с учетом требований постановлений Кабинета Министров Украины от 27.01.2010 г. № 48 «О дополнении пункта 4 постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1414» и от 17.05.2002 г. № 659 «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлениям использования».

 

Об использовании средств специального фонда местного бюджета, имеющих постоянное бюджетное назначение

Статьей 79 Бюджетного кодекса Украины определено, что в случае, если до начала нового бюджетного периода не принято соответствующее решение о местном бюджете, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов имеют право осуществлять расходы из соответствующего бюджета только на цели, которые определены в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период. При этом ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных решением соответствующего совета о бюджете на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 и частью четвертой статьи 23 этого Кодекса.

Частью четвертой статьи 23 этого Кодекса определено, что расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, дающее право осуществлять их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд согласно законодательству, если законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено другое.

Учитывая указанное, использование средств специального фонда местного бюджета, имеющих постоянное бюджетное назначение, осуществляется за счет налогов, сборов (обязательных платежей) и других поступлений, которые зачисляются в доходы специального фонда местных бюджетов согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и другим нормативно-правовым актам и направляются на расходы специального фонда на цели, определенные решением о местном бюджете на предыдущий бюджетный период.

Вместе с тем отмечаем, что любое несоблюдение участником бюджетного процесса, установленного Бюджетным кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета является бюджетным правонарушениям (статья 116 Бюджетного кодекса Украины)

Учитывая указанное, органы власти и местного самоуправления обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными законами и нормативно-правовыми актами Украины.

 

Заместитель Министра А. Ярковский

 

Комментарий редакции

 

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
ПРИ УСЛОВИИ ОТСУТСТВИЯ РЕШЕНИЙ О МЕСТНЫХ БЮДЖЕТАХ: РАЗЪЯСНЯЕТ МИНФИН

Вопросы, рассматриваемые Минфином в комментируемом

письме, касаются функционирования местных бюджетов в условиях, когда еще не был принят Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI (далее — Закон о госбюджете-2010) и, как следствие, не приняты решения о местных бюджетах. Остановимся подробнее на рассматриваемых вопросах.

Особенности функционирования местных бюджетов в ситуации непринятия решений о местных бюджетах в первую очередь предусмотрены в

Бюджетном кодексе Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ).

Так, в соответствии с

п. 1 ст. 70 БКУ, если до начала нового бюджетного периода не принято соответствующее решение о местном бюджете, Совет министров АР Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов имеют право осуществлять расходы из соответствующего бюджета только на цели, определенные в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период. При этом ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных решением соответствующего совета о бюджете на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 15 и ч. 4 ст. 23 БКУ). До принятия решения о местном бюджете на текущий бюджетный период осуществлять капитальные расходы запрещается.

До принятия

Закона о госбюджете-2010 действовало постановление КМУ «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» от 29.12.2009 г. № 1414 (далее — постановление № 1414), в соответствии с п. 4 которого распорядителям бюджетных средств было разрешено осуществлять погашение кредиторской задолженности, в том числе по капитальным расходам, возникшей по общему и специальному фондам государственного и местных бюджетов. При этом главным условием было погашение кредиторской задолженности за счет собственных поступлений бюджетных учреждений. Кроме того, отдельными учреждениями такое погашение могло осуществляться за счет средств от сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и возврата средств в части возмещения стоимости сельскохозяйственной техники, переданной субъектам хозяйствования на условиях финансового лизинга.

В этом случае также возникал вопрос: можно ли использовать свободные остатки средств местного бюджета на погашение кредиторской задолженности?

По этому поводу Минфин указывает, что

объем свободного остатка бюджетных средств можно определить исключительно после принятия решения о местном бюджете в связи с тем, что только в соответствии с этим решением определяется размер оборотной кассовой наличности. Таким образом, не может быть и речи о погашении задолженности за счет свободного остатка бюджетных средств.

Минфин напоминает, что собственные поступления бюджетных учреждений, финансируемых за счет местных бюджетов, являются

источниками формирования специального фонда соответствующих местных бюджетов.

До принятия решений о местном бюджете расходы за счет собственных поступлений должны осуществляться

согласно временным индивидуальным сметам.

Также следует помнить, что расходы специального фонда

имеют постоянное бюджетное назначение и осуществляются только в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд сметы.

Согласно

п.п. 1 п. 4 постановления № 1414 до вступления в силу Закона о госбюджете-2010 Госказначейство должно было зачислять налоги, сборы (обязательные платежи) и другие поступления в государственный и местный бюджеты в соответствии с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (далее — Закон № 835) и другими нормативно-правовыми актами.

В связи с этим Минфин в комментируемом письме отмечает, что использование средств специального фонда местного бюджета до принятия решения о местном бюджете осуществляется за счет налогов, сборов (обязательных платежей) и других поступлений, зачисляемых в доходы специального фонда местных бюджетов в соответствии с Законом № 835, и эти средства направляются на цели, определенные решением о местном бюджете на предыдущий бюджетных период. И хотя в настоящее время постановление № 1414 утратило силу в связи с принятием Закона о госбюджете-2010, рекомендации, изложенные в комментируемом письме, будут полезны для тех регионов, где местные бюджеты еще не приняты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше