Темы статей
Выбрать темы

Учреждение решило стать автономным: основные организационные моменты

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕШИЛО СТАТЬ АВТОНОМНЫМ: ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

При управлении культуры и туризма создана централизованная бухгалтерия, которая обслуживает 34 заведения культуры (централизованную библиотечную систему, музеи, клубы, школы эстетического воспитания и пр.). Главным распорядителем бюджетных средств для всех этих заведений является городское управление культуры и туризма.

Распоряжением КМУ «Об обеспечении целевого использования средств бюджетными учреждениями (заведениями) социально-культурной сферы» от 19.08.2009 г. № 1007-р предусмотрено, что бюджетные учреждения социально-культурной сферы могут принять решение о самостоятельном ведении бухгалтерского учета или продолжать обслуживаться централизованной бухгалтерией. Какие организационные изменения в связи с этим необходимо осуществить?

(г. Хмельницкий)

 

Действительно, из

п. 2 распоряжения КМУ «Об обеспечении целевого использования средств бюджетными учреждениями (заведениями) социально-культурной сферы» от 19.08.2009 г. № 1007-р (далее — распоряжение № 1007) следует, что бюджетные учреждения (заведения) социально-культурной сферы (образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и обеспечения, физической культуры и спорта) могут выбрать один из вариантов организации бухгалтерского учета:

— 1-й вариант: вести бухгалтерский учет самостоятельно;

— 2-й вариант: продолжать обслуживаться централизованной бухгалтерией.

И хотя основное отличие между этими вариантами как раз и заключается в способе организации бухгалтерского учета для бюджетных учреждений (централизованном или децентрализованном), должны сказать, что мероприятия по расширению автономии заведений социально-культурной сферы, предусмотренные

распоряжением № 1007, вносят значительные коррективы в существующую структуру финансирования бюджетных учреждений.

Напомним, что в первоначальной редакции

распоряжения № 1007 речь шла только о том, чтобы всем бюджетным учреждениям (заведениям) социально-культурной сферы (образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и обеспечения, физической культуры и спорта), которые обслуживаются централизованными бухгалтериями, открыть в территориальных органах Госказначейства до 1 октября 2009 года регистрационные и специальные регистрационные счета. Однако, для того чтобы бюджетные учреждения могли осуществлять операции по расходованию соответствующих средств, недостаточно было лишь формально открыть счет в Госказначействе. Распорядителям бюджетных средств нужно было проделать колоссальную работу, и к тому же (что немаловажно) израсходовать на эту немалую сумму бюджетных средств.

Оценив реальную ситуацию, Кабмин

распоряжением «О первоочередных мерах по обеспечению расширения автономии общеобразовательных учебных заведений» от 08.12.2009 г. № 1564-р (далее — распоряжение № 1564) внес определенные изменения в распоряжение № 1007, в результате чего перенес дату введения в действие распоряжения № 1007 и существенным образом расширил права бюджетных учреждений.

Рассмотрим основные организационные моменты, с которыми предстоит столкнуться бюджетным учреждениям, которые приняли решение реализовать мероприятия, предусмотренные

распоряжением № 1007.

1. Прежде всего каждое бюджетное учреждение (заведение) самостоятельно принимает решение об открытии в органах Госказначейства

регистрационного счета (для учета операций по исполнению общего фонда сметы) и специального регистрационного счета (для учета операций по выполнению специального фонда сметы и зачисления на этот счет средств за предоставленные учреждением платные услуги, а также благотворительных взносов, грантов и подарков). Такое решение принимается на общем собрании трудового коллектива.

Именно на этом этапе учреждения принимают решение о том, будут ли они вести бухгалтерский учет самостоятельно или по-прежнему будут обслуживаться централизованной бухгалтерией.

Если бюджетное учреждение будет вести бухгалтерский учет самостоятельно, то для этого в штат должна быть введена

должность главного бухгалтера (бухгалтера). Однако хотим подчеркнуть, что выбор такого варианта ведения бухучета — не обязанность, а исключительное право каждого учреждения (заведения) социально-культурной сферы.

Как следует из

п. 2 распоряжения № 1007, бюджетное учреждение может продолжать обслуживаться централизованной бухгалтерией. В этом случае ведением бухгалтерского учета, как и раньше, будет заниматься централизованная бухгалтерия. При этом взаимоотношения между централизованной бухгалтерией и бюджетным учреждением должны основываться на договорных принципах, что предусмотрено п. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. Для этого заключается договор на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию. При таком варианте право первой подписи на платежных документах при осуществлении расходов с регистрационных и специальных регистрационных счетов бюджетных учреждений имеет руководитель такого учреждения (другие должностные лица, которым предоставлено право первой подписи), а второй подписи — главный бухгалтер (бухгалтер) централизованной бухгалтерии. Подписи на указанных документах скрепляются печатью органа или учреждения, при которых создана централизованная бухгалтерия.

О принятом решении бюджетные учреждения в

течение недели после его принятия уведомляют главного распорядителя бюджетных средств. И хотя в этом вопросе инициаторами являются непосредственно бюджетные учреждения, все-таки окончательное решение принимает уполномоченный орган либо учредитель (создатель) такого учреждения.

По общему правилу прекращение деятельности субъекта хозяйствования согласно

ст. 59 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации по решению собственника (собственников) либо уполномоченных им органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом, — по решению суда.

В случае

выделения субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях к каждому из новых субъектов хозяйствования, которые образовались в результате такого разделения. При выделении одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

В нашем случае

решение о реорганизации главного распорядителя бюджетных средств путем выделения из его состава бюджетных учреждений в самостоятельные юридические лица принимают учредители бюджетных учреждений (орган исполнительной власти или орган местного самоуправления) по представлению соответствующего органа управления, к сфере которого относится такое учреждение (в данной ситуации управление образования).

Принятие таких решений влечет за собой необходимость

внесения соответствующих изменений в положения и уставы учреждений (заведений) социально-культурной сферы в части возможности самостоятельного ведения бухгалтерского учета, определения исчерпывающего перечня полномочий руководителей общеобразовательных учебных заведений, в частности по распоряжению имуществом и денежными средствами.

2. Для того чтобы каждое заведение социально-культурной сферы, обслуживающееся централизованной бухгалтерией, могло реализовать мероприятия, оговоренные в

распоряжении № 1007, такие заведения должны зарегистрироваться как самостоятельные юридические лица. Для этого нужно пройти процедуру госрегистрации в Едином государственном реестре, встать на учет как плательщик налогов в органе государственной налоговой службы, зарегистрироваться в Пенсионном фонде, в Фонде социального страхования по временной потере трудоспособности, в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в Фонде социального страхования на случай безработицы, в Фонде социальной защиты инвалидов, а также в органах статистики.

С момента взятия бюджетных учреждений на учет как плательщиков налогов и страховых взносов на них распространяется требование о своевременной подаче соответствующей отчетности, а также об уплате налогов и сборов в бюджет и соцфонды.

Учитывая, что неотъемлемым атрибутом деятельности каждого юридического лица является наличие печати, то бюджетному учреждению для заверения подписей должностных лиц на договорах, платежных документах, документах на отпуск материальных ценностей, отчетах и т. п. нужно получить разрешение на изготовление печатей и штампов и изготовить их в нужном количестве.

3. Следующий шаг — это

открытие регистрационного и специальных регистрационных счетов в территориальном органе Госказначейства. Процедура открытия счетов в органах Госказначейства установлена Порядком открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины от 02.12.2002 г. № 221. Для открытия бюджетных счетов распорядители бюджетных средств должны подать перечень документов, указанных в главе 4 данного Порядка.

И хотя в

распоряжении № 1564 Госказначейству предписано с 01.01.2010 г. обеспечить применение упрощенной процедуры открытия регистрационных и специальных регистрационных счетов бюджетным учреждениям (заведениям) социально-культурной сферы, которые обслуживаются централизованными бухгалтериями и приняли решение об открытии указанных счетов, а также не допускать случаи необоснованного отказа в открытии таких счетов, до сих пор в вышеупомянутый Порядок не было внесено никаких изменений.

Необходимо также обратить внимание на то, что с

01.01.2010 г. применяются новые счета для зачисления собственных поступлений бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств госбюджета, новый механизм учета указанных средств и отражения таких поступлений в отчетности об исполнении государственного бюджета по доходам и прочим поступлениям, о чем Госказначейство сообщало в письме от 31.12.2009 г. № 15-06/3297-23976 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 6). Порядок зачисления и учета собственных поступлений бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, остался прежним.

4. С целью получения полной и всеобъемлющей информации об участниках бюджетного процесса, которые содержатся за счет бюджетных средств и получают бюджетные средства, органы Госказначейства формируют Единый реестр распорядителей и получателей бюджетных средств (далее — Единый реестр) в соответствии с совместным

приказом Госказначейства и Минфина Украины от 05.02.2008 г. № 40. Для включения в Единый реестр распорядители бюджетных средств подают в органы Госказначейства заполненную Регистрационную карточку распорядителя (получателя) бюджетных средств установленного образца.

В случае внесения изменений в информацию, содержащуюся в Регистрационной карточке, распорядитель бюджетных средств должен подать

в течение 3-х рабочих дней такие изменения вместе с сопроводительным письмом в обслуживающий орган Госказначейства. При этом такие изменения подают по форме Регистрационной карточки и заполняют в ней только изменяемые поля.

Если распорядитель бюджетных средств был включен в Единый реестр раньше, то такая информация не вносится в базу данных реестра повторно и документы возвращаются назад распорядителю с отметкой о персональном коде, который был уже присвоен.

В случае преобразования распорядителя бюджетных средств за правопреемником, определенным соответствующим документом, остается код, присвоенный до преобразования. В случае выделения вновь созданный распорядитель бюджетных средств подает Регистрационную карточку и ему присваивается

новый персональный код.

Информация из Единого реестра используется для составления сети учреждений и организаций, получающих средства из государственного и местных бюджетов, а также для формирования в Госказначействе единой базы данных сети распорядителей и получателей бюджетных средств.

Если в процессе исполнения бюджета уполномоченным органом принимается решение о ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, выделение и пр.), то новое учреждение (организация) включают в сеть, а главный распорядитель бюджетных средств подает реестр изменений к сети.

5. После того как бюджетные учреждения получили статус самостоятельных юридических лиц, необходимо заключить

новые договоры с коммунальными службами (тепло-, энерго- и водоснабжение, вывоз мусора, услуги связи и пр.), а также с другими поставщиками. Связано это с тем, что раньше во всех договорах одной из сторон выступало управление культуры и туризма, а теперь заведение социально-культурной сферы.

Кроме того, в каждом бюджетном учреждении для организации и проведения процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства необходимо создать

тендерные комитеты.

6. Каждое заведение, ставшее автономным (независимо от того, ведет оно бухгалтерский учет самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией), должно составить

индивидуальную смету, план ассигнований общего фонда бюджета согласно Порядку составления, рассмотрения, утверждения и основным требованиям к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, и другие необходимые документы, применяемые в процессе выполнения бюджета по формам, утвержденным приказом Минфина Украины от 28.01.2002 г. № 57.

7. При реорганизации учреждений, как правило, основная часть работников переходит во вновь созданное учреждение. Связано это с тем, что в случае реорганизации учреждения действие трудовых договоров с работниками продолжается. Подробнее о вариантах оформления трудовых отношений с работниками читайте в статье «Увольнение и окончательный расчет с работниками при ликвидации и реорганизации учреждений» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 11, с. 21).

И последнее. В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII одним из оснований для проведения внеплановой проверки КРУ является реорганизация или ликвидация подконтрольного учреждения. Поэтому бюджетные учреждения, решившие реорганизоваться, не должны удивляться приходу ревизоров на проверку, которая не была предусмотрена планом работы органов КРУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше