ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ЦЕНТРОМ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Центр по гидрометеорологии является бюджетным учреждением, полностью финансируемым за счет средств государственного бюджета. Источниками поступлений в специальный фонд Центра являются средства, полученные за предоставление гидрометеорологических и других услуг. Предоставление платных услуг осуществляется на договорных началах.
Какими документами предусмотрено, что источником поступления средств в специальный фонд сметы являются средства, полученные от предоставления платных услуг?
Согласно каким документам устанавливается стоимость услуг, предоставляемых учреждениями гидрометеорологии за плату на договорных началах, в частности услуг по предоставлению информации о среднесуточной температуре воздуха за определенный период?
(г. Тернополь)
Правовые, экономические, социальные и организационные принципы осуществления гидрометеорологической деятельности в Украине определяет
Закон Украины «О гидрометеорологической деятельности» от 18.01.99 г. № 443-XIV.В соответствии со
ст. 3 этого Закона одним из принципов государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности является платность гидрометеорологического обслуживания, предоставления гидрометеорологических услуг юридическим и физическим лицам.Как мы уже многократно отмечали в своих консультациях, бюджетные организации
имеют право предоставлять те виды платных услуг, которые определены соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, учреждения сферы гидрометеорологии имеют право предоставлять платные услуги, определенные Перечнем информационных услуг общего пользования, предоставляемых учреждениями и организациями Госгидромета и Перечнем специализированной информации и других услуг в сфере гидрометеорологии, предоставляемых учреждениями и организациями Госгидромета Украины за плату, утвержденными постановлением КМУ от 02.11.98 г. № 1724.Следует обратить внимание, что платность гидрометеорологических услуг четко регламентирована. Так, согласно
п. 2 постановления КМУ «Об информационных услугах в сфере гидрометеорологии» от 02.11.98 г. № 1724 установлено, что:— услуги, включенные в перечень информационных услуг общего пользования, предоставляются учреждениями и организациями Государственной гидрометеорологической службы органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению (через средства массовой информации)
бесплатно, а другим пользователям — за плату в объемах, возмещающих расходы, связанные с удовлетворением запросов;— информационные и другие платные услуги, включенные в перечень специализированной информации и других услуг в сфере гидрометеорологии, предоставляются учреждениями и организациями Государственной гидрометеорологической службы юридическим и физическим лицам
на договорных началах.Средства, поступающие учреждениям и организациям Государственной гидрометеорологической службы, используются в установленном порядке согласно смете доходов и расходов.
Таким образом, стоимость услуги, предоставляемой гидрометеорологической службой, определяется в первую очередь
исходя из вида услуги. Так, если предоставляется услуга общего пользования за плату, то ее стоимость зависит от расходов, связанных с удовлетворением запроса, а если предоставляется услуга, включенная в перечень специализированной информации, то расчет ее стоимости должен включать все расходы, связанные с предоставлением такой услуги.Услуги, указанные в вопросе, а именно предоставление информации о среднесуточной температуре воздуха за определенный срок, предоставляются в соответствии с
Перечнем специализированной информации и других услуг в сфере гидрометеорологии, предоставляемых учреждениями и организациями Госгидромета Украины за плату, утвержденным постановлением КМУ от 02.11.98 г. № 1724 , как услуги по обобщению информации о гидрометеорологических и других параметрах окружающей природной среды в виде бюллетеней, обзоров, карт, справок и т. п. в объемах и форматах, определенных потребителями.В связи с этим калькуляция этих услуг должна включать все виды расходов, связанных с предоставлением услуг.
В соответствии со
ст. 7 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII на все виды продукции, товаров и услуг цену устанавливает само учреждение (за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов).Базой для определения цены услуги является
расчет валовых расходов, связанных с непосредственным предоставлением услуги. Валовые расходы определяются исходя из ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР и включают:— расходы на оплату труда;
— взносы на социальные мероприятия (на государственное социальное страхование, государственное пенсионное страхование и т. п.);
— материальные расходы, в том числе на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, инструментов, устройств, специальной одежды и обуви, защитных устройств и специального питания в случаях, предусмотренных законодательством; проведение текущего ремонта, технический осмотр и техническое обслуживание основных фондов, используемых для предоставления услуг; служебные командировки, оплату услуг связи, средств сигнализации, разрешений (лицензий) для предоставления платных услуг и т. п.;
— износ основных фондов, используемых для предоставления услуг;
— другие расходы, в частности расходы на реализацию услуг, и т. п.
Принцип такого подсчета стоимости платных услуг применяется для всех бюджетных учреждений, предоставляющих платные услуги, с учетом специфики функционирования каждого учреждения.
Средства, полученные как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, относятся к
первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений в соответствии с Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениям использования, утвержденными постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659 (далее — Перечень № 659).Такие поступления имеют постоянный характер и обязательно
планируются в бюджете. Средства, полученные от предоставления платных услуг, включаются в состав специального фонда сметы.Согласно
ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) специальный фонд бюджета включает:1) бюджетные назначения на расходы
за счет конкретно определенных источников поступлений;2) гранты или подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель;
3) разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.
Под конкретно определенными источниками поступлений понимают источники, которые предварительно можно спланировать. В частности, такими источниками являются средства от предоставления платных услуг, связанных с выполнением основных функций и задач бюджетных учреждений.
Требования по составлению смет бюджетных учреждений определены
Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).В соответствии с
п. 1 Порядка № 228 специальный фонд сметы содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации расходов на осуществление соответствующих расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций, или распределение предоставления кредитов из бюджета согласно законодательству по классификации кредитования бюджета.Рассмотрим основные принципы формирования специального фонда сметы, предусмотренные
Порядком № 228.Специальный фонд проекта сметы предусматривает свод показателей
по всем источникам поступления средств в этот фонд и соответствующим направлениям их использования.Расходы специального фонда бюджета
имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право осуществлять их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд согласно законодательству, если законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное (п. 4 ст. 23 БКУ).На основании показателей объемов поступлений в специальный фонд, в которые входит и прогнозный объем предоставления тех или иных платных услуг, определяется сумма поступлений в специальный фонд на следующий год с учетом конкретных условий работы учреждения. При этом следует учитывать
уровень фактического выполнения показателей за последний отчетный год, а также их ожидаемое выполнение за следующий отчетный период.Расходы специального фонда за счет собственных поступлений планируются в первую очередь
по установленным направлениям использования, затем на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы и в последнюю очередь — на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда. Но все же в первую очередь расходование средств, полученных в качестве платы за услуги, должно осуществляться на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением платных услуг, о чем указано в п. 3 Перечня № 659.Напоследок еще раз напомним, что в калькуляцию стоимости платной услуги обязательно должны включаться все расходы, связанные с ее предоставлением. Расходование средств общего фонда сметы на покрытие расходов, связанных с предоставлением платных услуг (заработная плата работников, занятых предоставлением платных услуг; коммунальные услуги, необходимые для предоставления платных услуг, и т. п.), недопустимо.