ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО ОТВЕЧАЕТ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
(ОБЗОР ПИСЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ)
Предлагаем вашему вниманию очередную подборку писем Государственного казначейства Украины. В данном материале представлены разъяснения Госказначейства о порядке отражения в бухгалтерском учете различных хозяйственных операций.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Жилищный кодекс
— Жилищный кодекс Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-X.ГКУ
— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.Закон о бухучете
— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.Закон № 3814 —
Закон Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 24.12.93 г. № 3814-XII.Закон № 2535 —
Закон Украины «О плате за землю» 03.07.92 г. № 2535-XII.Порядок № 1314 —
Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.Перечень № 659
— Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их образованию и направления использования, утвержденные постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659.Порядок № 228
— Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ 28.02.2002 г. № 228.Порядок № 1760
— Порядок определения категорий памятников для занесения объектов культурного наследия в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1760.Перечень № 435
— Перечень услуг по воспитанию и обучению, операции по предоставлению которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 08.06.2005 г. № 435.План счетов
— План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденные приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114.Приказ № 67
— приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» от 11.03.96 г. № 67.Инструкция № 90
— Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.Инструкция № 495 —
Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495.Инструкция № 64 —
Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.Инструкция № 125
— Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125.Инструкция № 22
— Инструкции по учету документов, находящихся в библиотечных фондах, утвержденная приказом Минкультуры от 03.04.2007 г. № 22.Методические рекомендации № 321
— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету библиотечных фондов, утвержденные приказом Минкультуры от 27.03.2008 г. № 321/0/16/-08.Положение № 466
— Положение о Государственном реестре национального культурного наследия, утвержденное постановлением КМУ от 12.08.92 г. № 466.Положение № 839
— Положение о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением КМУ от 10.09.2008 г. № 839.Инструкция № 125/70
— Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.Налоговое разъяснение № 186
— Обобщающее налоговое разъяснение о плате за землю с юридических лиц, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 186.Положение № 37
— Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР, утвержденное постановлением Совета Министров Украинской ССР от 04.02.88 г. № 37.
№ п/п | Вопрос | Ответ Госказначейства | Комментарий редакции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Как учитывать | Письмо от 17.03.2010 г. № 15-04/579-4824. Учет денежных документов осуществляется на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте». Вместе с тем стоимость бланков документов строгого учета учитывается на забалансовом счете 08 «Бланки строго учета». Дебиторская задолженность, образовавшаяся в связи с выдачей под отчет бланков трудовых книжек, талонов на бензин, марок, отражается в строке 186 «Расчеты с подотчетными лицами» формы № 1 «Баланс» и в форме № 7д «Отчет по задолженности по бюджетным средствам» | Бланки строгой отчетности, к которым, в частности, относятся бланки трудовых книжек, талоны на бензин и марки, бюджетные учреждения учитывают на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте» по стоимости, состоящей из расходов на их изготовление или приобретение. Кроме того, одновременно с учетом на субсчете 331 бланки строгой отчетности должны учитываться на забалансовом счете 08 «Бланки строгого учета», на котором они отражаются по: |
2 | Как списать просроченную дебиторскую задолженность? | Письмо от 31.03.2010 г. № 15-04/713-5705. Безнадежная дебиторская задолженность — текущая дебиторская задолженность, по которой существует уверенность в невозврате ее должником или по которой истек срок исковой давности. Исходя из этого Госказначейство в письме приходит к выводу о том, что просроченная дебиторская задолженность является безнадежной в случаях: — когда просроченная дебиторская задолженность учитывается за субъектами хозяйствования, ликвидированными без правопреемников и исключенными из Единого государственного реестра предприятий, учреждений и организаций; — когда учреждением приняты все меры по проведению претензионно-исковой работы, другие меры взыскания задолженности в соответствии с действующим законодательством | Выявление просроченной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляется в ходе проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, которую бюджетные учреждения должны проводить не менее двух раз в год, а по плановым платежам — ежемесячно согласно требованиям Инструкции № 90. |
3 | Как учитывать расходы, связанные с приобретением жилья, и жилой фонд? | Письма от 05.05.2010 г. № 15-04/961-7621 и от 04.08.2010 г. № 17-04/1951-14494. Согласно ст. 5 Жилищного кодекса государственный жилой фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилой фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилой фонд). Дома ведомственного жилого фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов. Жилые дома, построенные с привлечением в порядке паевого участия средств государственных предприятий, учреждений, организаций, зачисляются (если иное не предусмотрено законодательством) в состав жилого фонда местных Советов народных депутатов, когда функции единого заказчика по строительству этих домов выполнял исполнительный комитет Совета народных депутатов. В соответствии с п. 5 Положения № 37 учет жилых служебных помещений во всех домах независимо от их принадлежности осуществляется в исполнительном комитете районного, местного, районного в городе Совета народных депутатов, который принял решение о включении жилого помещения в число служебных. Как отмечает Госказначейство, если учреждение осуществляет передачу квартир, приобретенных за счет бюджетных средств, органам местного самоуправления (где находятся на квартирном учете работники), такая операция должна сопровождаться оформлением Акта приемки-передачи при участии уполномоченных представителей сторон. Таким образом, в письмах делается вывод о том, что служебные квартиры или квартиры, которые были получены бесплатно от предприятий-застройщиков и учреждению не принадлежат, не отражаются в бухгалтерском учете такого учреждения | Как предусмотрено п. 1.19 Инструкции № 64, в случае приобретения (строительства) бюджетными учреждениями домов, предназначенных для проживания и являющихся их собственностью, такие дома учитываются в бухгалтерском учете учреждения. Такой же порядок учета распространяется на жилые помещения для военнослужащих, которые строятся в военных городках для их проживания. |
4 | Как учитывать техническую документацию по нормативной денежной оценке | Письмо от 07.05.2010 г. № 15-04/1015-7949. | Как отмечает Госказначейство в письме, к его компетенции не относится решение вопроса об отнесении технической документации по нормативной денежной оценке земель к документации по типовому проектированию. Разъяснения по этому вопросу должны предоставляться соответствующими учреждениями, осуществляющими разработку такой документации. |
5 | По какому КЭКР осуществлять расходы, связанные | Письмо от 11.05.2010 г. № 15-04/1021-7999. По КЭКР 1166 «Оплата прочих энергоносителей» осуществляются расходы на оплату прочих энергоносителей: дров, нефтепродуктов, торфа, угля, природных энергетических ресурсов (ядерная, гидравлическая, геотермальная энергия) и т. п. Также сюда относятся расходы, связанные с погрузкой и перевозкой. В связи с этим Госказначейство обращает внимание, что при осуществлении согласно договору на поставку топлива расходов на оплату услуг по подаче и уборке вагонов с котельным топливом, а также его погрузке и транспортировке применяется КЭКР 1166. | Согласно п. 49 Инструкции № 125 не относятся на увеличение первоначальной стоимости запасов расходы, связанные с наймом транспорта для их перевозки. Эти затраты относятся на фактические расходы учреждения по соответствующим кодам экономической классификации расходов, по которым они были предусмотрены сметой. Таким образом, расходы, связанные с оплатой погрузочно-разгрузочных услуг и перевозкой такого вида запасов, как уголь, дрова и нефтепродукты и прочие энергоносители, хотя и не включаются в их первоначальную стоимость, осуществляются по тому же КЭКР, по которому приобретаются указанные запасы, т. е. по КЭКР 1166. При этом главное условие — поставка непосредственно топлива и предоставление указанных услуг — должна осуществляться на основании единого договора на поставку топлива. И только в том случае, если такие услуги предоставляются согласно отдельному договору, расходы на их оплату осуществляются по другому КЭКР — 1134 |
6 | Как учитывать расходы на изготовление генерального плана города? | Письмо от 25.05.2010 г. № 15-04/1168-8949. В связи с тем, что изготовление генерального плана выполняется более одного бюджетного периода с поэтапной сдачей выполненных работ на основании актов, понесенные расходы до окончания его изготовления должны относиться на незавершенное капитальное строительство отражаться в бухгалтерском учете записью: Дт 142 — Кт 402 до ввода генплана в эксплуатацию. При вводе объекта в эксплуатацию списание сумм по незавершенному капитальному строительству отражается записью: Дт 402 — Кт 142. Одновременно принятие в эксплуатацию (оприходование) изготовленного генерального плана отражается записью: Дт 119 — Кт 401 | Долгое время вопрос о том, как учитывать расходы на изготовление генерального плана города, оставался открытым, поскольку такой объект, как генеральный план города, не указан в перечне объектов необоротных активов, приведенном в п. 1.3 Инструкции № 64. |
7 | Каков порядок возмещения убытков предприятиям-перевозчикам? | Письмо от 30.06.2010 г. № 17-10/1656-11767. Распорядитель бюджетных средств может принять решение о предоставлении поддержки предприятию-перевозчику, т. е. предоставлении средств на покрытие убытков путем включения перевозчика в свою сеть как получателя бюджетных средств, или об осуществлении возмещения фактически понесенных убытков путем перечисления средств с регистрационного счета распорядителя бюджетных средств на счета перевозчиков, открытые в учреждениях банков. Если распорядитель бюджетных средств осуществляет возмещение расходов путем перечисления средств со своего регистрационного счета на счет предприятия-перевозчика, открытый в учреждении банка, в органы Госказначейства должны подаваться подтверждающие документы: договоры, акты сверок, расчет стоимости льготных перевозок и/или списки граждан, которым предоставлены льготы (если договор заключен на перевозку определенного количества граждан). В случае если предприятие-перевозчик является получателем бюджетных средств, на него распространяются требования бюджетного законодательства. Подтверждающие документы предоставляются в зависимости от экономической сути расходов, осуществляемых получателем в соответствии с планом использования бюджетных средств. Кроме того, предприятия-перевозчики ежемесячно подают расчеты стоимости услуг по форме № 2-льгота, предоставленных льготникам, или подают расчеты по форме, установленной договором на перевозку льготных категорий граждан | Как предусмотрено ст. 29 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г № 2344-III, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозку пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию согласно закону. |
8 | Как учитывать узлы, детали и материалы, оставшиеся после списания имущества? | Письмо от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395. Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье. В бухгалтерском учете оприходование деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, которые пригодны для ремонта другого оборудования, а также материалов, полученных от ликвидации необоротных активов, отражается на соответствующих субсчетах Плана счетов. В письме отмечается, что непригодные детали и материалы отражаются в бухгалтерском учете на субсчете 239 «Прочие материалы» и подлежат обязательной сдаче учреждениям, на которые возложен сбор такого сырья | Напомним, что для установления факта непригодности использования имущества и невозможности и/или неэффективности произведения его соответствующего ремонта или невозможности его использования иным образом, а также для документального оформления списания имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества. |
9 | Могут ли бюджетные учреждения для проведения инвентаризации разрабатывать собственные документы? | Письмо от 09.08.2010 г. № 17-05/1976-14777. Для отражения результатов инвентаризации материалов, продуктов питания и других материальных запасов применяется Инвентаризационная опись прочих необоротных материальных активов и запасов. Эта опись составляется на основании пересчета, взвешивания, замера ценностей отдельно по местонахождению и каждому материально ответственному лицу или группе лиц, на хранении которых находятся ценности. | Как известно, Инвентаризационная опись прочих необоротных материальных активов и запасов применяется для отражения результатов инвентаризации достаточно большого количества материальных ценностей — для объектов, учитываемых в составе прочих необоротных материальных активов бюджетных учреждений (субсчета 111 — 119), а также для некоторых видов запасов (счета 20, 22, 23). |
10 | Каков порядок начисления износа на библиотечные фонды, в том числе на ценные, | Письмо от 04.08.2010 г. № 17-04/1958-14531. В соответствии с Законом № 3814 уникальным документом является документ Национального архивного фонда, который представляет исключительную культурную ценность, имеет важное значение для формирования национального самосознания украинского народа и определяет его вклад во всемирное культурное наследие. В Государственный реестр национального культурного наследия Украины включаются особо ценные, редкие документы и коллекции с учетом требований Положения № 466, в частности документальные памятники — уникальные акты государственности, другие важные архивные материалы, кино- и фотодокументы, старинные рукописи, редкие печатные издания. В итоге Госказначейство в письме отмечает, что порядок начисления износа на библиотечные фонды, в том числе и на ценные, редкие документы и коллекции, которые включаются в Государственный реестр национального культурного наследия Украины, урегулирован Инструкцией № 64 | Отметим, что Государственный реестр национального культурного наследия ведется в целью учета объектов материальной и духовной культуры исключительной исторической, художественной, научной или другой культурной ценности, имеющих важное значение для формирования национального самосознания украинского народа и определяющих его вклад во всемирное культурное наследие. В этот Реестр включаются: памятники истории, археологии, градостроения и архитектуры, искусства и документальные памятники, а также могут быть внесены и другие объекты, представляющие исключительную ценность с позиции истории, культуры, этнологии и науки в соответствии с Положением № 466. |
11 | Каков порядок отражения в бухгалтерском учете капитальных вложений в многолетние насаждения? | Письмо от 16.08.2010 г. № 17-04/2028-15236. В соответствии с Планом счетов многолетние насаждения учитываются на субсчете 108 «Многолетние насаждения». Многолетние насаждения увеличиваются на сумму капитальных вложений. Молодые насаждения всех видов учитываются отдельно от насаждений, достигших полного развития, т. е. возраста начала плодоношения, смыкания крон и т. п. Согласно п. 1.18 Инструкции № 64 капитальные вложения в многолетние насаждения включаются в состав необоротных активов ежегодно в сумме расходов на принятые в эксплуатацию площади независимо от окончания всего комплекса работ. Отражение поступления, выбытия, ликвидации и движения необоротных активов осуществляется в соответствии с типовыми формами, утвержденными Инструкцией № 125/70. В бухгалтерском учете многолетние насаждения, которые включаются в состав необоротных активов, отражаются согласно Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61 | Зеленые насаждения, срок полезного использования которых превышает один год и стоимость превышает 1000 грн. (без НДС), зачисляются в состав необоротных активов и учитываются на субсчете 108 «Многолетние насаждения». Так, на этом субсчете учитывают многолетние насаждения, |
12 | Каким образом проводить оценку многолетних насаждений, выявленных при инвентаризации как | Письмо от 16.08.2010 г. № 17-04/2028-15236. | Заметим, что Инструкцией № 90 предусмотрено, что при инвентаризации садов, виноградников, ягодников, лесопосадок, прудов, водоемов, ирригационных и мелиоративных сооружений составляются отдельные описи. Насаждения записываются по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются в опись по виду и роду сооружения с указанием их размеров, года сооружения, балансовой стоимости и других сведений, которые характеризуют их назначение и состояние |
13 | Каков порядок оплаты общественных работ? | Письмо от 10.09.2010 г. № 17-06/2250-17162. Для проведения оплачиваемых общественных работ (независимо от источников их финансирования) между городским, районным, районным в городе или горрайонным центром занятости и работодателями заключается договор об организации и проведении оплачиваемых общественных работ. Оплата таких работ может проводиться за счет средств местных бюджетов, Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (в части организации таких работ для безработных), работодателей, для которых указанные работы выполняются, и других источников в соответствии с законодательством. В соответствии с Перечнем № 659 средства, которые бюджетные учреждения получают для выполнения отдельных конкретных поручений от предприятий, организаций или физических лиц, от других бюджетных учреждений, относятся ко второй подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Средства, которые получают бюджетные учреждения на оплату общественных работ, относятся ко второй группе собственных поступлений как «Суммы по поручениям» и зачисляются на соответствующие счета, предназначенные для зачисления собственных поступлений распорядителей бюджетных средств. В связи с этим Госказначейство в письме обращает внимание на то, что распорядители бюджетных средств осуществляют расходы на оплату общественных работ за счет средств специального фонда бюджета исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд в соответствии со сметами и внесенными в них изменениями с учетом требований Порядка № 228 | Отметим, что оплачиваемые общественные работы организуются для: |
14 | Каков порядок уплаты земельного налога за земельные участки под переданными в аренду зданиями? | Письмо от 11.08.2010 г. № 17-06/1999-14985. В то же время, если освобожденное от уплаты земельного налога бюджетное учреждение сдает во временное пользование (аренду) отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые зданиями (или их частями), переданными во временное пользование, уплачивается на общих основаниях. Таким образом, плательщиками земельного налога на общих основаниях являются собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование. Как предусмотрено ст. 797 ГКУ, плата, взимаемая с арендатора здания или другого капитального сооружения (их отдельных частей), состоит из платы за пользование ими и платы за пользование земельными участками. Основываясь на выводах, приведенных в Налоговом разъяснении № 186, Госказначейство считает, что источником уплаты бюджетным учреждением земельного налога в бюджет в связи с потерей им льготы является плата за пользование земельным участком, которую уплачивает арендатор здания, другого капитального сооружения (их частей). В связи с этим в письме делается вывод о том, что плата за аренду здания, другого капитального сооружения (их частей) и плата за пользование земельным участков, на котором находится арендованное здание, сооружение (их части), должна зачисляться на один счет бюджетного учреждения, открытый для учета собственных поступлений за аренду имущества. Арендатор — бюджетное учреждение отражает в учете операции по перечислению платы за пользование земельным участков по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)», а арендодатель уплату земельного налога в бюджета отражает по КЭКР 1135 «Прочие расходы» | Действительно, учреждения и организации, пользующиеся льготами по уплате земельного налога, при сдаче в аренду отдельных зданий или их частей налог на земельные участки, занятые этими зданиями (их частями), уплачивают в установленных размерах на общих основаниях. |
15 | Каков порядок отражения в бухгалтерском учете объектов архитектурного и градостроительного наследия, отнесения расходов по их улучшению и начислению износа? | Письмо от 20.07.2010 г. № 17-04/1836-13379. Для обеспечения сохранности объектов архитектурного и градостроительного наследия могут производиться ремонтно-реставрационные работы. В письме Госкомстроительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.02.99 г. № 7/81 определено, что ремонтно-реставрационные работы — это комплекс мероприятий по восстановлению и физическому сохранению достопримечательностей в существующем виде без изменения их художественно-исторического вида, включающих реставрацию достопримечательностей архитектуры, элементы ремонта, консервирования, а также приспособления их для нового использования. В письме также указывается, какие виды работ относятся к ремонтно-реставрационным. Госказначейство отмечает, что отнесение расходов на проведение ремонтно-реставрационных работ в бухгалтерском учете отражается согласно их экономической сущности. Вопрос начисления износа на объекты архитектурного и градостроительного наследия урегулирован п. 7.3. Инструкции № 64. Так, износ не начисляется на достопримечательности культурного наследия национального или местного значения, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр недвижимых достопримечательностей Украины, уникальные документы Национального архивного фонда Украины, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр национального культурного наследия, которые хранятся в библиотеках, в соответствии с Законом № 3814 и т. п. как объекты с неопределенным сроком полезного использования | Заметим, что в Государственный реестр недвижимых достопримечательностей Украины включаются те объекты культурного наследия, которые соответствуют критериям достопримечательностей, определенных в Порядке № 1760. |
16 | Как учитывать средства, полученные от студентов за изготовление документов об образовании? | Письмо от 10.08.2010 г. № 17-04/1986-14829. Средства, полученные учебными заведениями за изготовление документов об образовании, согласно Перечню № 659 можно отнести к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений — плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их функциональным полномочиям. Госказначейство в письме также обращает внимание на то, что изготовление документов об образовании не облагается НДС, поскольку такие услуги включены в Перечень № 435. При отражении в учете таких операций Госказначейство придерживается позиции, изложенной в письме от 17.06.2009 г. № 15-06/1605-9817 | Напомним, что бланки документов об образовании являются документами строго учета и должны учитываться на забалансовом счете 08 «Бланки строгого учета». Подробнее эти вопросы рассматривались в материале «Документы об образовании» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 30, с. 23). |
Материал подготовила Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»