УЧЕТ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ В УТСЗН
Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На управление труда и социальной защиты населения городского совета (далее — УТСЗН) возложены функции по обеспечению инвалидов города техническими средствами реабилитации. За эти товарно-материальные ценности платит вышестоящая организация за счет средств государственного бюджета и отгружает их учреждениям своей системы, в том числе нашему управлению.
Учет таких средств (оприходование и передача в бесплатное пользование инвалидам) в управлении осуществляется на забалансовом счете 02 «Активы на ответственном хранении».
При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности контролирующим органом было установлено нарушение в части учета средств реабилитации и выдвинуто требование об их учете на субсчетах 104 и 113 в связи с тем, что средства реабилитации получены управлением как централизованная поставка. Правильно ли это, ведь никаких документов, подтверждающих централизованную поставку средств реабилитации, у нас нет, и на уровне области их централизованная поставка вообще не проводилась?
(Днепропетровская обл.)
Государство обеспечивает разработку, производство, закупку технических и других средств реабилитации, специального автотранспорта, изделий медицинского назначения для социальной адаптации, облегчения условий труда и быта, общения инвалидов, детей-инвалидов, распространяет информацию о такой продукции.
Статьей 26 Закона Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» от 06.10.2005 г. № 2961-IV
предусмотрено, что порядок обеспечения средствами реабилитации инвалидов, детей-инвалидов и формирования соответствующего государственного заказа утверждаются Кабинетом Министров Украины.Во исполнение этой
статьи постановлением КМУ от 29.11.2006 г. № 1652 был утвержден Порядок обеспечения отдельных категорий населения техническими и другими средствами реабилитации и формирования соответствующего государственного заказа (далее — Порядок № 1652).Согласно
п. 2 этого Порядка к техническим и другим средствам реабилитации относятся:— средства для передвижения;
— специальные средства для самообслуживания и ухода;
— специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией;
— протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь).
Согласно
п. 5 Порядка № 1652 технические и другие средства реабилитации для бесплатного обеспечения инвалидов и других лиц за счет средств государственного бюджета изготовляются, поставляются и ремонтируются субъектами хозяйственной деятельности, их обособленными структурными подразделениями, уставные положения которых предусматривают изготовление, поставку и ремонт указанных средств и которые получили согласно законодательству соответствующий государственный заказ (далее — предприятия).Инвалиды и другие лица обеспечиваются техническими и другими средствами реабилитации
за счет средств государственного бюджета, предусмотренных Фонду социальной защиты инвалидов на указанные цели.В соответствии с
п. 16 Порядка № 1652 учет инвалидов и других лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение техническими и другими средствами реабилитации, ведут органы труда и социальной защиты населения районной, районной в г. Киеве и Севастополе госадминистрации, исполкома городского, районного в городе совета по месту регистрации проживания лиц.Местный орган труда и социальной защиты населения на основании документов, указанных в
п. 17 Порядка № 1652:— формирует личное дело получателя технического и другого средства реабилитации;
— заполняет карточку обеспечения техническими и другими средствами реабилитации по форме, утвержденной Минтруда;
— заносит личные данные получателя технического и другого средства реабилитации в Централизованный банк данных по проблемам инвалидности и формирует электронные направления на обеспечение инвалидов и других лиц протезно-ортопедическими изделиями, ортопедической обувью и вспомогательными средствами для личного ухода и защиты, обязательными для применения в случае обеспечения протезными изделиями;
— выдает получателю технического и другого средства реабилитации направление на обеспечение протезными изделиями с учетом сроков их эксплуатации или медицинских заключений;
— информирует получателя технического и другого средства реабилитации о предприятиях.
Местные органы труда и социальной защиты населения подают
ежемесячно до 10 числа соответственно Минтруда АР Крым, главным управлениям труда и социальной защиты населения областных, Главному управлению социальной защиты населения Киевской и управлению труда и социальной защиты населения Севастопольской городской госадминистрации отчет об обращениях инвалидов и других лиц по вопросу выдачи направления для получения протезно-ортопедических изделий, ортопедической обуви, средств для личного ухода и защиты, надеваемых на тело, а также информацию о количестве полученных местными органами труда и социальной защиты населения специальных средств для самообслуживания и ухода (кроме защитных средств, надеваемых на тело), выданных инвалидам и другим лицам, а также об их остатках на начало и конец отчетного периода.После поступления средств реабилитации в УТСЗН они выдаются инвалидам и лицам, которые в них нуждаются, согласно составленному списку.
Кроме того, отметим, что согласно
п. 27 Порядка № 1652 в случае смерти инвалида и другого лица выданное бесплатно техническое или другое средство реабилитации, срок эксплуатации которого не закончился, возвращается местному органу труда и социальной защиты населения членами семьи умершего инвалида или другого лица.Возвращенные технические и другие средства реабилитации (кроме протезных изделий) могут
быть переданы в установленном порядке:— для обеспечения инвалидов и других лиц;
— для комплектования пунктов проката технических и других средств реабилитации;
— в территориальные центры социального обслуживания населения;
— в дома-интернаты;
— в другие учреждения, находящиеся в сфере управления Минтруда;
— в мастерские по их ремонту.
При этом согласно
п. 28 Порядка № 1652 технические средства реабилитации, срок эксплуатации которых истек, возврату не подлежат.В отношении учета технических средств реабилитации отметим следующее.
К централизованной поставке, которая предусматривает оприходование полученных товарно-материальных ценностей, указанный случай отнести нельзя, поскольку согласно
Инструкции о порядке отражения в учете бюджетных учреждений операций по централизованной поставке материальных ценностей, утвержденной приказом Госказначейства от 16.12.2002 г. № 232, учреждением- заказчиком является учреждение, для которого производится закупка. В этом случае УТСЗН не является учреждением, для которого производится закупка, потому что такая закупка производится для физических лиц, нуждающихся в средствах реабилитации, согласно составленным спискам таких лиц. То есть УТСЗН является лишь «транзитным учреждением» в этой ситуации, тем более что, как следует из письма корреспондента, документального оформления передачи средств реабилитации путем централизованной поставки в этом случае не было.Кроме того, согласно
п. 2.1 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, к основным средствам относятся материальные активы, используемые учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций. В этом случае средства реабилитации не подпадают под это определение, ведь они не обеспечивают функционирования УТСЗН и не используются учреждением многократно и непрерывно, а предусмотрены для использования исключительно физическими лицами.Кроме того, если учитывать средства реабилитации в составе необоротных активов, то
законодательных оснований для их списания как необоротных активов, принадлежащих УТСЗН, нет.Как известно, бюджетные учреждения и организации списывают материальные ценности с баланса согласно
Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной совместным приказом Госказначейства и Минэкономики от 10.08.2001 г. № 142/181, в соответствии с которой списанию подлежат такие материальные ценности:— непригодные для дальнейшего использования;
— выявленные в результате инвентаризации как недостача;
— морально устаревшие;
— физически изношенные;
— поврежденные в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы).
Списание материальных ценностей с баланса учреждений в связи с передачей их физическим лицам указанным нормативным документом
не предусмотрено.Бесплатная передача товарно-материальных ценностей от бюджетного учреждения к физическому лицу также
не предусмотрена действующим законодательством.Принимая во внимание указанное, считаем, что средства реабилитации не могут учитываться на балансе УТСЗН в составе необоротных активов, а
должны учитываться только за балансом, а именно на забалансовом счете 02 «Активы на ответственном хранении».Выдавать средства реабилитации инвалидам и другим лицам, которые в них нуждаются, необходимо под личную подпись получателей таких средств.