Темы статей
Выбрать темы

О проведении инвентаризации

Редакция ББ
Письмо от 19.08.2010 г. № 25-14/1056

ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ

О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Письмо от 19.08.2010 г. № 25-14/1056

(извлечение)

 

<…>

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона

органам ГКРС предоставлено право требовать от руководителей ревизуемых подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций — обращаться в суд для побуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом — в присутствии понятых и представителей указанных предприятий, учреждений и организаций, в которых проводится ревизия, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.

Согласно пункту 16 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550, должностные лица службы

имеют право требовать от руководителей объекта контроля организацию и проведение фактической проверки в присутствии должностных лиц службы и при участии материально ответственных лиц.

Кроме того, пункт 3.4 Практических рекомендаций по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы), одобренных на заседании Методологического совета ГлавВКРУ 4 августа 2009 года (далее — Практические рекомендации), предусматривает, что фактическая проверка предусматривает контроль за наличием наличных, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, оборотных и необоротных активов, других материальных и нематериальных ценностей путем проведения инвентаризации, применение норм расходов сырья и материалов, обследования и контрольного обмера выполненных работ и т. п., которые

инициируются должностными лицами службы и проводятся соответствующими комиссиями, назначенными приказом руководителя бюджетного учреждения в присутствии должностных лиц ГКРС при участии материально ответственного лица, а в случае проверки объема выполненных работ — также представителя субъекта хозяйствования, которым выполнялись работы.

Согласно Практическим рекомендациям присутствие работника службы при проведении инвентаризации рекомендуется подтверждать путем указания в акте инвентаризации после подписей членов инвентаризационной комиссии о том, что инвентаризация проводилась в присутствии ревизора, и эту запись скреплять его подписью.

Учитывая указанное,

должностное лицо Службы не имеет права принимать участия в проведении инвентаризации, входить в состав инвентаризационной комиссии и подписывать акты инвентаризации как член комиссии.

В отношении работы инвентаризационной комиссии не в полном составе следует отметить, что согласно п. 1.11 Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 г. под № 728/3168 (далее — Инструкция № 90), для проведения инвентаризации приказом руководителя учреждения создается комиссия из числа работников учреждения при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера. Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель учреждения или его заместитель. Приказом устанавливаются также сроки начала и окончания работ по проведению инвентаризации и порядок отражения ее результатов в учете.

Также пунктом 1.21 Инструкции № 90 установлено, что описи подписываются председателем и

всеми членами инвентаризационной комиссии.

В отношении инвентаризации испорченных материальных ценностей обращаем внимание, что пунктом 1.3 Инструкции № 90 установлено, что инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по материально ответственным лицам. В ходе инвентаризации в обязательном порядке

проводится констатация наличия объектов.

 

Первый заместитель Председателя В. Костюшко

 

Комментарий редакции

 

ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ: РАЗЪЯСНЯЕТ ГлавКРУ

Вопрос первый:

должны ли включаться в состав инвентаризационной комиссии работники органов ГКРС, проводящие ревизию финансово-хозяйственной деятельности, и могут ли они подписывать инвентаризационные описи?

Для ответа на этот вопрос в первую очередь следует обратиться к

п. 1.11 Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90 (далее — Инструкция № 90), в котором указано, что для проведения инвентаризации приказом руководителя учреждения создается комиссия из числа работников учреждения при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера. Работники органов ГКРС не являются работниками учреждения, где они проводят ревизию, потому они не могут входить в состав инвентаризационной комиссии и подписывать инвентаризационные описи как члены комиссии.

Но при этом, как указало ГлавКРУ, согласно требованиям

п. 16 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550, должностные лица органов ГКРС имеют право требовать от руководителей объекта контроля организации и проведения инвентаризации в присутствии должностных лиц службы.

Присутствие работников органов ГКРС при проведении инвентаризации также предусмотрено и

п. 3.4 Практических рекомендаций по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы), одобренных методологическим советом ГлавКРУ от 04.08.2009 г., протокол № 9.

ГлавКРУ в комментируемом

письме рекомендует такое присутствие работников органов ГКРС подтверждать путем указания в акте инвентаризации после подписей членов комиссии того, что инвентаризация проводилась в присутствии ревизора, и эту запись скреплять подписью ревизора.

Так, в инвентаризационном акте может быть следующая запись:

«Инвентаризация проведена в присутствии ведущего контролера-ревизора КРО в г. Донецке Охрименко В. М.», и рядом с этой записью должна быть подпись Охрименко В. М.

Отметим, что присутствие работников органов ГКРС при проведении инвентаризации усиливает контроль за деятельностью инвентаризационной комиссии и позволяет избежать нарушений при проведении инвентаризации.

Важно знать, что согласно

п. 4 ст. 10 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII в случае отказа в проведении инвентаризации по требованию работников органов ГКРС такие работники имеют право обратиться в суд по поводу побуждения к проведению инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом — в присутствии понятых и представителей предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится ревизия, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.

Также напомним, что согласно

ст. 1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X нарушения относительно несвоевременного или некачественного проведения инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей влекут за собой наложение штрафа от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое правонарушение, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

Второй вопрос

касается работы инвентаризационной комиссии при отсутствии одного из ее членов.

Как указало ГлавКРУ, инвентаризационная опись должна быть подписана всеми членами инвентаризационной комиссии, в связи с чем можно сделать вывод, что проводить инвентаризацию при неполном составе комиссии

нельзя.

Кстати, непосредственно в

п. 1.15 Инструкции № 90 содержится запрет проведения инвентаризации ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Учитывая, что в жизни бывает всякое, в том числе и отсутствие при проведении инвентаризации по каким-либо причинам одного из членов комиссии, учреждения, чтобы не нарушать требования

Инструкции № 90, могут воспользоваться одним из двух вариантов:

1) перенести срок проведения инвентаризации, если имеется такая возможность;

2) утвердить новый состав инвентаризационной комиссии.

Третий вопрос

, рассмотреный ГлавКРУ, касается инвентаризации испорченных товарно-материальных ценностей.

ГлавКРУ по этому поводу отмечает: инвентаризации подлежат

все товарно-материальные ценности, принадлежащие учреждению, без исключения, т. е. испорченные тоже. При проведении инвентаризации констатируется наличие объектов как по их местонахождению, так и по материально ответственным лицам.

При этом, как предусмотрено

п. 4.2 Инструкции № 90, на выявленные при инвентаризации непригодные или испорченные материальные ценности дополнительно составляются акты, в которых указываются причины, степень и характер порчи материальных ценностей, а также виновные лица, допустившие их порчу.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше