Темы статей
Выбрать темы

Бюджетный кодекс: новости и основные положения

Редакция ББ
Статья

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС: НОВОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Всем известно, что основным нормативным документом, регулирующим бюджетный процесс в стране, является Бюджетный кодекс Украины (далее — БКУ). Действующий в настоящее время БКУ с 1 января 2011 года утратит силу в связи со вступлением в силу нового БКУ* от 8 июля 2010 года № 2456-VI. К этому событию необходимо своевременно подготовиться, поскольку его положения отличаются от положений БКУ, действующего сейчас. Отметим, что новый БКУ содержит как новые положения, так и перекочевавшие из его предшественника.

Итак, в этой статье рассмотрим основные отличия нового БКУ от предыдущего Кодекса и остановимся детальнее на его самых интересных положениях.

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

* Напомним, что

новый БКУ вы можете получить в качестве подарка . Для этого нужно заполнить купон-заявку, размещенный на с. 32 этого номера, и направить его в адрес редакции.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Определения, приведенные в новом

БКУ, заметно отличаются от имеющихся в его предшественнике — некоторые из них изменились по существу, у некоторых изменились только названия, появились совершенно новые, а некоторые исчезли совсем (так, определения «полномочия на будущие бюджетные обязательства» в новом БКУ нет).

Остановимся подробнее на основных изменениях, касающихся определений.

1. Четко регламентировано целевое ограничение

бюджетных назначений.

2.

Отдельно выделены определения государственных и местных заимствований.

3. Установлено, что

остаток бюджетных средств определяется на конец отчетного периода, а не на конец дня, как это предусмотрено в действующем БКУ.

4. Расширено понятие «расходы бюджета». К расходам бюджета, кроме расходов бюджета и средств на погашение основной суммы долга, относятся предоставление кредитов из бюджета, размещение бюджетных средств на депозитах и приобретение ценных бумаг.

5. Под «корзиной доходов местного бюджета» понимают все доходы общего фонда, закрепленные

БКУ за местными бюджетами, а не только налоги и сборы, как это предусмотрено в действующем БКУ.

В новом

БКУ наконец дано определение таким важным понятиям, как «бюджетные средства», «собственные поступления бюджетных учреждений», «смета», «получатель бюджетных средств», чего в действующем БКУ нет.

Обратим внимание, что определение понятия «

получатель бюджетных средств» в новом БКУ отличается от приведенного в Порядке составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

Так, согласно

п. 38 ст. 2 БКУ к получателям бюджетных средств относятся субъекты хозяйствования, общественные или другие организации, которые не имеют статуса бюджетного учреждения, уполномочены распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получают на их выполнение средства бюджета. В то же время, согласно п. 8 Порядка № 228 к получателям бюджетных средств отнесены не только небюджетные организации, выполняющие бюджетные программы, но и получающие финансовую поддержку из бюджета и уполномоченные органами государственной власти на предоставление услуг. Надеемся, что в ближайшее время определение понятия «получатель бюджетных средств» в Порядке № 228 будет приведено в соответствие с БКУ.

В новом

БКУ определено, что к бюджетам местного самоуправления , кроме бюджетов территориальных громад сел, их объединений, поселков и городов относятся бюджеты районов в городах.

Появилось понятие

«программно-целевой метод в бюджетном процессе», под которым понимают метод управления бюджетными средствами для достижения конкретных результатов за счет средств бюджета с применением оценки использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.

В связи с этим в

БКУ конкретизировано, что бюджетная программа должна быть направлена на ожидаемый результат.

Основным документом, характеризующим бюджетную программу, является

паспорт бюджетной программы.

Паспорт бюджетной программы, в частности, определяет:

— цель бюджетной программы;

— задачи бюджетной программы;

— направления использования бюджетных средств;

— ответственных исполнителей бюджетной программы;

— результативные показатели бюджетной программы и т. п.

Также в

БКУ дано определение такому понятию, как «инвестиционная программа». Это понятие шире, чем бюджетная программа, основывается на базе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики в масштабах государства. Инвестиционные программы направлены на развитие отдельных отраслей, секторов экономики, производств, регионов.

Кроме того, в

БКУ отдельно даны понятия долга: государственного, местного, долга АР Крым и территориальной громады города.

Также дано определение понятию «управление бюджетными средствами» и указано, что управлять бюджетными средствами могут

только участники бюджетного процесса.

Согласно

ст. 19 БКУ участниками бюджетного процесса являются органы, учреждения и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями (правами и обязанностями по управлению бюджетными средствами).

Появилось новое понятие «корзина доходов государственного бюджета», под которым понимают доходы общего фонда государственного бюджета, за счет которых осуществляется перечисление дотации выравнивания местным бюджетам.

Интересным новшеством, на которое следует обратить внимание, является то, что при отсутствии на соответствующей территории созданного финансового органа функции местного финансового органа

должен обеспечить сельский голова (п. 36 ст. 2 БКУ).

 

ИЗМЕНЕНЫ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ ГОСБЮДЖЕТА НА ПЕРИОД ИНОЙ, НЕЖЕЛИ ГОД

Как известно, бюджетный период для всех бюджетов бюджетной системы Украины составляет

один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Однако при некоторых обстоятельствах госбюджет может быть утвержден на другой период. Такими обстоятельствами согласно новому БКУ являются:

— введение военного положения;

— объявление чрезвычайного положения в Украине.

Объявление отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, необходимость устранения природных или техногенных катастроф по новому

БКУ уже не являются основанием для принятия госбюджета на другой период, как это предусмотрено действующим БКУ.

 

ДОПОЛНЕН СОСТАВ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В состав обновленного бюджетного законодательства

(ст. 4 БКУ) кроме документов, перечисленных в ст. 4 предыдущего БКУ, включены решения о местном бюджете.

Напомним, что

решение о местном бюджете — это нормативно-правовой акт Верховной Рады АР Крым или соответствующего местного совета, изданный в установленном порядке, который утверждает местный бюджет и определяет полномочия соответственно Совета министров АР Крым, местной государственной администрации или исполнительного органа местного самоуправления осуществлять исполнение местного бюджета в течение бюджетного периода.

Кроме того, четко определен приоритет

БКУ по отношению к другим нормативно-правовым актам бюджетного законодательства. Так, если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, нежели в БКУ, то применяются соответствующие нормы БКУ.

Также следует обратить внимание на то, что поступления и расходы госбюджета определяются

исключительно законом о госбюджете (ст. 4 БКУ).

 

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Принципы бюджетной системы в новом

БКУ по сравнению с действующим БКУ почти не изменились, не считая того, что в новом БКУ отсутствует принцип ответственности участников бюджетного процесса. Но это вовсе не означает, что участники бюджетного процесса теперь не будут отвечать за свои действия или бездействие на всех стадиях бюджетного процесса.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ БЮДЖЕТА

Для составления и исполнения государственного и местных бюджетов, осуществления контроля за финансовой деятельностью, проведения финанализа и т. п. применяется общепринятая

бюджетная классификация.

Напомним, что действующая бюджетная классификация утверждена

приказом Минфина «О бюджетной классификации и ее внедрении» от 27.12.2001 г. № 604 (далее — приказ № 604).

Составные части бюджетной классификации не изменились. К ним

БКУ по-прежнему относит классификацию доходов бюджета, классификацию расходов и кредитования бюджета, классификацию финансирования бюджета и классификацию долга.

В классификации доходов бюджета

(ст. 9 БКУ) существенных изменений не произошло. Следует отметить только, что к неналоговым поступлениям в новом БКУ не относят поступления от штрафов и финансовых санкций, как это предусмотрено в действующем.

Подробнее остановимся на классификации расходов и кредитования бюджета.

Большое внимание в новом

БКУ уделяется программной классификации расходов и кредитования бюджета. Она формируется исходя из Типовой программной классификации, утверждаемой Минфином, т. е. из той, которая утверждена приказом № 604.

На уровне местных бюджетов применяется Временная классификация расходов и кредитования местных бюджетов (с переходной таблицей к новой функциональной классификации расходов и кредитования бюджета), которая также утверждена

приказом № 604.

Отметим, что

БКУ предусматривает ведение Госказначейством Единого реестра распорядителей и получателей бюджетных средств на основе ведомственной классификации расходов и кредитования бюджета. При этом главные распорядители бюджетных средств должны определить сеть распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств с учетом требований по формированию Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств и данных такого Реестра.

В соответствии с новым

БКУ по экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. В действующем БКУ еще есть деление и на кредитование за вычетом погашения, которого с нового года не будет.

Кроме того отметим, что классификация кредитования бюджета определяется по типу заемщика и делит операции на предоставление кредитов из бюджета и возврат кредитов в бюджет.

 

СОБСТВЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В

п. 4 ст. 13 БКУ указано, что собственные поступления бюджетных учреждений получаются дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в специальный фонд бюджета. Это не новость, однако ранее то, что собственные поступления бюджетных учреждений относятся к спецфонду бюджета, указывалось ежегодно в законе о госбюджете на соответствующий год. Теперь, как видим, это записано непосредственно в БКУ.

Кроме того, в

п. 5 ст. 13 БКУ указано, что распределение бюджета на общий и специальный фонды и их составные части определяется не только законом о госбюджете, но БКУ. Раньше такое распределение определялось исключительно законом о госбюджете.

Статья 13 БКУ

содержит полный перечень собственных поступлений бюджетных учреждений и определяет направления их использования, что частично соответствует Перечню групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиям по их образованию и направлениям использования, утвержденному постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659 (далее — Перечень № 659). Соответствует частично потому, что в отличие от Перечня № 659 в ст. 13 БКУ к собственным поступлениям отнесена новая третья подгруппа второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений. К этой новой подгруппе принадлежат средства, которые получают высшие и профессионально-технические учебные заведения от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом дано соответствующее право.

БКУ

определены и новые направления использования собственных поступлений бюджетных учреждений.

Так, за счет поступлений платы

за аренду имущества бюджетных учреждений, кроме расходов на содержание, обустройство и ремонт имущества, разрешается также осуществлять и расходы на приобретение имущества.

Кроме того, в

БКУ указано, что средства от поступлений первой и третьей подгрупп второй группы собственных поступлений (поступления благотворительных взносов, грантов, подарков и средств, получаемых высшими и профессионально-техническими учебными заведениями от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг) должны расходоваться на организацию основной деятельности бюджетных учреждений.

Что касается поступлений, относящихся ко второй подгруппе второй группы собственных поступлений (средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий), то они

должны расходоваться на соответствующие целевые мероприятия.

В связи с указанным следует ожидать внесения соответствующих изменений в

Перечень № 659.

 

СОЗДАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ОТКРЫТИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СЧЕТОВ

Как и в предыдущем

Кодексе, новый БКУ содержит запрет на создание внебюджетных фондов и открытие внебюджетных счетов. Однако новый БКУ предусматривает исключительные случаи, когда открытие внебюджетных счетов все же разрешается.

Так, открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (включая собственные поступления бюджетных учреждений)

разрешается в случаях размещения:

1) временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов государственного бюджета на депозитах Министром финансов, а также размещение временно свободных средств местных бюджетов на депозитах руководителем местного финансового органа в соответствии с

ч. 8 ст. 16 БКУ;

2) иностранными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков в порядке, установленном Кабмином;

3) высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом дано соответствующее право.

 

ОСТАТОК БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В новом

БКУ несколько изменено определение свободного остатка бюджетных средств. Так, согласно п. 4 ст. 14 БКУ он является превышением остатка средств общего фонда бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода.

Свободный остаток бюджетных средств используется на осуществление расходов бюджета согласно закону о госбюджете в отношении государственных средств или решению о местном бюджете в отношении средств местного бюджета. То есть

свободный остаток не подлежит изъятию.

В свою очередь, под

оборотным остатком в БКУ понимается часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, которая образуется для покрытия временных кассовых разрывов. Оборотный остаток бюджетных средств на конец отчетного периода должен быть сохранен в установленном размере (не более 2 % плановых расходов общего фонда бюджета).

Отметим, что в предыдущем

БКУ вместо оборотного остатка бюджетных средств использовалось понятие «оборотная кассовая наличность».

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ

Как определено в

ст. 16 БКУ, местные внешние заимствования могут осуществлять только городские советы городов с численностью населения свыше 500 тысяч жителей по официальным данным органов государственной статистики на момент принятия решения об осуществлении местных заимствований.

При этом местные внешние заимствования путем получения кредитов (займов) от международных финансовых организаций могут осуществлять

все городские советы.

Право на осуществление местных заимствований в рамках, определенных решением о местном бюджете, принадлежит АР Крым, территориальной громаде города в лице руководителя местного финансового органа по поручению Верховной Рады АР Крым, городского совета.

Особенностям осуществлений местных заимствований посвящена

ст. 74 БКУ.

Обращаем внимание, что согласно новому

БКУ, как и ранее, бюджетные учреждения не имеют права осуществлять заимствования в любой форме (кроме случаев, предусмотренных ст. 74 БКУ). Кроме того бюджетные учреждения не имеют права предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов из бюджета).

 

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД

Большое внимание в новом

БКУ уделено программно-целевому методу в бюджетном процессе.

Напомним, что на сегодняшний день применение программно-целевого метода в бюджетном процессе осуществляется в соответствии с

Концепцией применения программно-целевого метода в бюджетном процессе, одобренной распоряжением КМУ от 14.09.2002 г. № 538-р. Но, как видим, с 2011 года применение программно-целевого метода в бюджетном процессе будет регулировать в первую очередь БКУ.

Немного остановимся на этом методе, ведь он согласно

ст. 20 БКУ применяется не только на государственном, но и на местном уровне.

Основной составляющей этого метода являются

бюджетные программы, определяемые главными распорядителями бюджетных средств.

Кроме того, главный распорядитель бюджетных средств определяет

ответственного исполнителя бюджетной программы*, которым может быть как сам главный распорядитель бюджетных средств, так и распорядитель бюджетных средств нижестоящего уровня.

* Ответственные исполнители сегодня действуют в соответствии с Инструкцией о статусе ответственных исполнителей бюджетных программ и особенностях их участия в бюджетном процессе, утвержденной приказом Минфина от 14.12.2001 г. № 574.

На ответственного исполнителя бюджетной программы возлагается целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего времени реализации бюджетной программы.

Как определено в

п. 6 ст. 22 БКУ, распорядитель бюджетных средств может уполномочить получателя бюджетных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и предоставить ему средства бюджета (на безвозвратной или возвратной основе) в пределах соответствующих бюджетных ассигнований. Получатель бюджетных средств использует такие средства на основании плана использования бюджетных средств, который содержит распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете этого распорядителя бюджетных средств.

Участники бюджетного процесса на всех его стадиях должны осуществлять

оценку эффективности бюджетных программ.

Главные распорядители средств местных бюджетов

в течение 45 дней со дня вступления в силу решения о местном бюджете утверждают совместно с местным финансовым органом паспорт бюджетной программы. При этом они должны руководствоваться Правилами составления паспортов бюджетных программ местных бюджетов, квартального и годового отчетов об их выполнении, осуществления мониторинга и анализа выполнения бюджетных программ, оценки эффективности бюджетных программ, утвержденными приказом Минфина от 09.07.2010 г. № 679.

Также отметим, что

ст. 21 БКУ введено прогнозирование бюджета на два бюджетных периода, следующих за плановым. Это касается как государственного, так и местных бюджетов.

 

РАСПОРЯДИТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Как и ранее,

БКУ делит распорядителей бюджетных средств на главных и распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.

Несколько изменились обязанности и задачи главных распорядителей бюджетных средств. Появились новые, большинство из которых связаны с выполнением бюджетных программ.

Отметим

новые. Так, главные распорядители бюджетных средств должны:

— разрабатывать планы на два бюджетных периода, следующих за плановым (включая мероприятия по реализации инвестиционных программ (проектов);

— принимать решения о делегировании полномочий на выполнение бюджетной программы;

— разрабатывать проекты порядков использования средств государственного бюджета по бюджетным программам;

— разрабатывать и утверждать паспорта бюджетных программ и составлять отчеты об их выполнении, осуществлять анализ показателей выполнения бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);

— обеспечивать организацию и ведение бухгалтерского учета, составление и подачу финансовой и бюджетной отчетности в порядке, установленном законодательством;

— обеспечивать доступность информации о бюджете в соответствии с законодательством и

БКУ.

 

БЮДЖЕТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ И АССИГНОВАНИЯ

Как и ранее,

БКУ содержит важное требование — любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения.

Расходы специального фонда бюджета

имеют постоянное бюджетное назначение, что дает право осуществлять их исключительно в пределах и за счет фактических поступлений специального фонда бюджета.

Имеются и новые требования, касающиеся выполнения бюджетных программ.

Так, перераспределение бюджетных ассигнований, утвержденных в росписи бюджета и смете в разрезе КЭКР, осуществляется

в пределах общего объема бюджетных назначений по бюджетной программе отдельно по общему и специальному фондам бюджета Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) по обоснованному представлению главного распорядителя бюджетных средств.

В пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя бюджетных средств перераспределение расходов по бюджетным программам, а также увеличение расходов развития за счет уменьшения других расходов (отдельно по общему и специальному фондам бюджета) осуществляются по решению Кабмина (Совета министров АР Крым, местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета), согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета (соответствующей комиссией Верховной Рады АР Крым, местного совета).

Также обратим внимание на то, что согласно

п. 11 ст. 23 БКУ запрещается без внесения изменений в закон о госбюджете (решение о местном бюджете) увеличение бюджетных назначений по общему и специальному фондам госбюджета (местного бюджета) на:

— оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов;

— расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти (органов власти АР Крым и органов местного самоуправления), за счет уменьшения расходов по другим бюджетным программам.

Также в

ст. 23 БКУ указывается, что Кабмин устанавливает предельные суммы расходов бюджетных учреждений на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и устройств для административных нужд. Напомним, что такие предельные суммы расходов установлены постановлением КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и устройств, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332.

 

БЕССПОРНОЕ СПИСАНИЕ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА

В новом

БКУ четко указано, что бесспорное списание средств государственного и местных бюджетов Госказначейство может осуществить только на основании решения суда.

Согласно

ст. 25 БКУ возмещение ущерба, нанесенного физическому или юридическому лицу в результате незаконно принятых решений, действий или бездействия органов государственной власти (органов власти АР Крым, органов местного самоуправления), а также их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий, осуществляется государством (АР Крым, органами местного самоуправления) в порядке, определенном законом. На сегодняшний день такой порядок законодательством еще не определен, потому для урегулирования бесспорного списания средств бюджета и возмещения убытков следует руководствоваться п. 9 Заключительных положений БКУ.

 

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

Следует отметить, что в новом

БКУ особое внимание уделено внутреннему контролю, под которым следует понимать комплекс мероприятий, применяемых руководителем для обеспечения соблюдения законности и эффективности использования бюджетных средств, достижения результатов согласно установленной цели, задачам, планам и требованиям, касающимся деятельности бюджетного учреждения и его подведомственных учреждений.

Кроме внутреннего контроля, распорядители бюджетных средств в лице их руководителей должны организовывать и внутренний аудит. Под

внутренним аудитом понимается деятельность подразделения внутреннего аудита в бюджетном учреждении, направленная на усовершенствование системы управления, предупреждение фактов незаконного, неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, возникновения ошибок или других недостатков в деятельности бюджетного учреждения и подведомственных ему бюджетных учреждений, улучшение внутреннего контроля.

Руководители бюджетных учреждений должны организовывать внутренний контроль и аудит и обеспечивать их осуществление в своих заведениях и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Кстати, на сегодняшний день действует утвержденная

распоряжением КМУ от 24.05.2005 г. № 158-р Концепция развития государственного внутреннего финансового контроля на период до 2017 года.

 

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О БЮДЖЕТЕ

БКУ

сократил сроки публичного предоставления и публикации главными распорядителями средств государственного бюджета информации о бюджете по бюджетным программам и показателям, бюджетные назначения по которым определены им законом о Государственном бюджете Украины. Так, ранее срок публичного предоставления отчетов о расходовании бюджетных средств был до 15 апреля, а согласно новому БКУ до 15 марта года, следующего за отчетным.

Сроки публичного предоставления отчетов об исполнении местных бюджетов не изменились —

до 20 марта года, следующего за отчетным.

Следует обратить внимание на то, что к требованиям об официальном опубликовании информации об исполнении бюджета

БКУ добавил требование о размещении на официальном сайте Госказначейства квартальной и годовой отчетности об исполнении Государственного бюджета Украины (ст. 28) .

Публичное предоставление информации об исполнении бюджета села, поселка осуществляется

в порядке, определенном соответствующим местным советом.

 

СОСТАВ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

В новом

БКУ, в отличие от действующего в настоящее время, определен полный состав доходов государственного бюджета (ст. 29 БКУ).

В частности, если предыдущей редакцией

БКУ было определено, что в состав доходов государственного бюджета относят доходы, которые получаются в соответствии с законодательством о налогах, сборах и обязательных платежах, то в новой редакции БКУ такие доходы четко определены: налог на прибыль предприятий, 50 % сбора за специальное использование лесных ресурсов государственного значения, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, ввозная и вывозная таможенные пошлины и т. д.

Кроме того, новым

БКУ определены источники формирования общего фонда госбюджета в части кредитования, чего ранее не было.

 

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ЗАПРОСОВ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ГОСБЮДЖЕТА

В новом

БКУ определены новые требования по составлению бюджетных запросов главными распорядителями средств госбюджета (ст. 35).

Кроме общей информации, главные распорядители бюджетных средств должны включить в бюджетные запросы

показатели по бюджетным программам (в случае их одобрения).

Также бюджетные запросы должны содержать информацию, позволяющую провести анализ показателей на два бюджетных периода, следующих за плановым.

 

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ УКРАИНЫ

В первую очередь отметим, что в

БКУ определен исчерпывающий перечень вопросов, регулирующий закон о госбюджете (ст. 40). Новый БКУ не содержит, в отличие от своего предшественника, обширных требований по рассмотрению, подготовке проекта указанного Закона.

Также отметим, что процедура рассмотрения и согласования Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период перенесена на более ранний срок —

до 1 апреля (ст. 33 БКУ).

Стоит обратить внимание на требования по формированию поступлений бюджета и осуществлению расходов бюджета

в случае несвоевременного вступления в силу закона о госбюджете, установленные ст. 41 БКУ. В новом БКУ они остались почти такими, как и в ныне действующем БКУ.

Так, если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о госбюджете или решение о местном бюджете, расходы осуществляются согласно следующим требованиям:

— расходы могут осуществляться только на бюджетные программы, бюджетные назначения

по которым установлены законом о госбюджете (для местных бюджетов — решением о местном бюджете) на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о госбюджете (решении о местном бюджете) на следующий бюджетный период, по которым полностью сохраняются целевые ограничения;

— ежемесячные бюджетные ассигнования общего фонда бюджета суммарно

не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, определенных законом о госбюджете (решением о местном бюджете) на предыдущий бюджетный период

Стоит также учитывать, что до вступления в силу закона о госбюджете на текущий бюджетный период

запрещается из общего фонда государственного бюджета осуществлять расходы в части капитальных расходов и предоставления кредитов из бюджета, кроме капитальных расходов, связанных с ликвидацией аварий на объектах социально-культурной сферы, жилищного хозяйства, систем тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также расходов, связанных с введением военного или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации и выделением средств из резервного фонда государственного бюджета.

БКУ

установил, что до вступления в силу закона о госбюджете действуют нормы закона о госбюджете на предыдущий бюджетный период, кроме норм, которыми определены общие показатели государственного бюджета, бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета и объемы трансфертов между государственным и местными бюджетами.

Все мы хорошо помним, какая непростая ситуация сложилась в начале 2010 года при определении уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума в связи с несвоевременным принятием закона о госбюджете на 2010 год, при том что в то время действовал

Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.2009 г. № 1646-VI.

Работодатели никак не могли определиться, какой размер этих социальных гарантий применять с 1 января 2010 года — прошлогодний или установленный указанным

Законом, пока Минтруда своим разъяснением не поставило точку в этом вопросе. В дальнейшем таких ситуаций не будет, поскольку новым БКУ предусмотрено, что социальные стандарты и социальные гарантии, в том числе прожиточный минимум, уровень его обеспечения, минимальная заработная плата, предоставление льгот, компенсаций и гарантий населению, в текущем бюджетном периоде применяются в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода.

 

КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Как и в настоящее время, при исполнении государственного и местных бюджетов

будет применяться казначейское обслуживание бюджетных средств (ст. 43 БКУ).

В новом

БКУ определено, что казначейское обслуживание предусмотрено не только для распорядителей, но и для получателей бюджетных средств.

Другие обязанности Госказначейства остались такими же.

 

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ

В новом

БКУ несколько изменены стадии исполнения бюджета по расходам. В частности, ко второй стадии — утверждение смет — добавилось еще и утверждение паспортов бюджетных программ и порядков использования бюджетных средств. Также уточнено, что осуществление платежей (пятая стадия) проводится согласно взятым бюджетным обязательствам. Появилась и новая, седьмая стадия — возврат кредитов в бюджет (по кредитованию бюджета).

Напомним, что основанием для утверждения смет являются

бюджетные ассигнования. Как в действующем, так и в новом БКУ определено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами (ст. 48 БКУ). При этом следует учитывать необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Госказначейства.

По специальному фонду сметы

распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства в пределах соответствующих фактических поступлений в специальный фонд бюджета.

В новом

БКУ осталось неизменным требование о том, что оплата за товары, работы и услуги должна проводиться после их фактического получения .

Так, согласно

п. 1. ст. 49 БКУ распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и дает поручение на осуществление платежа органу Госказначейства.

Напомним, что в настоящее время по некоторым товарам и услугам проведение предварительной оплаты разрешено

постановлением КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404.

Кроме того, обратим внимание, что

БКУ определен порядок возврата кредитов в бюджет, которого ранее не было (ст. 50).

Также

ст. 51 БКУ определен ряд требований по осуществлению расходов бюджета, которые ранее в БКУ не указывались, но ежегодно устанавливались законами о госбюджете на соответствующий год. В частности:

1. Руководители бюджетных учреждений содержат численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь,

только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.

2. Расходы на бесплатное или льготное материальное и бытовое обеспечение, на которое согласно законодательству Украины имеют право отдельные категории работников бюджетных учреждений, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава (кроме категорий, льготы которым предусматриваются

п.п. «ї» ч. 1 ст. 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-XII, ч. 4 ст. 29 Основ законодательства Украины о культуре от 14.02.92 г. № 2117-ХII, абз. 1 ч. 4 ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII), а также в части оказания медицинской помощи и санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления — члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, пенсионеры из числа военнослужащих, лиц рядового и начальственного состава и члены их семей, осуществляются за счет бюджетных ассигнований на функционирование этих бюджетных учреждений.

К таким расходам относятся:

— обеспечение форменной одеждой, вещевым имуществом, служебным обмундированием;

— обеспечение бесплатной медицинской помощью;

— предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления;

— предоставление жилого помещения или выплата денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения;

— снижение платы за пользование жильем (квартирной платы), топливом, телефоном и платы за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия);

— бесплатный проезд и перевоз багажа;

— бесплатные установка квартирной охранной сигнализации и пользование ею;

— бесплатные отправка и получение писем военнослужащими срочной службы.

3. Распорядители бюджетных средств

обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах обоснованных лимитов потребления, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств.

4.

При наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи по другим мероприятиям, связанным с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных ст. 55 БКУ), до погашения такой задолженности.

5. При предоставлении льгот и осуществлении расходов из бюджета по их выплате

к членам семьи льготника относятся: жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет); неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II групп или инвалидами I группы; лицо, которое проживает вместе с инвалидом войны I группы и ухаживает за ним, при условии что инвалид войны не состоит в браке; нетрудоспособные родители; лицо, находящееся под опекой или попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживающее вместе с ним.

6. Если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений

превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о госбюджете (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислениям на заработную плату, стипендиям, коммунальным услугам и энергоносителям.

Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет:

— 50 % средств — на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;

— 50 % средств — на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.

В таком случае распорядитель бюджетных средств

осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.

Кроме того, в

п. 8 ст. 51 БКУ определено: если фактический объем собственных поступлений по специальному фонду сметы бюджетного учреждения ниже плановых показателей, учтенных в специальном фонде его сметы, распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в специальный фонд сметы по уменьшению собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого исполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. Распорядители бюджетных средств упорядочивают бюджетные обязательства с учетом внесенных изменений в специальный фонд сметы.

При этом следует отметить, что согласно действующей редакции

п. 49 Порядка № 228 распорядители бюджетных средств такие изменения должны внести за три недели до конца бюджетного периода. Считаем, что такая норма Порядка № 228 не противоречит требованиям нового БКУ, а только уточняет сроки внесения изменений. Если Кабмин будет считать необходимым изменить этот срок, он внесет соответствующие изменения в Порядок № 228.

Кроме того, в

БКУ внесена норма, которая обычно фигурировала в законах о госбюджете, о запрете проведения расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях (ст. 45 БКУ).

 

ЗАЩИЩЕННЫЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ

В предыдущих годах перечень защищенных статей расходов определялся только в законах о госбюджете. Теперь

исчерпывающий перечень защищенных статей расходов госбюджета утвержден в ст. 55 БКУ. К ним отнесены следующие известные всем статьи, которые из года в год содержались в законах о госбюджете:

— оплата труда работников бюджетных учреждений;

— начисления на заработную плату;

— приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

— обеспечение продуктами питания;

— оплата коммунальных услуг и энергоносителей;

— обслуживание государственного долга;

— текущие трансферты населению;

— текущие трансферты местным бюджетам;

— подготовка кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации;

— обеспечение инвалидов техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения для индивидуального пользования;

— фундаментальные исследования, прикладные научные и научно-технические разработки.

Отметим, что перечень защищенных расходов местного бюджета определяется на основании этого перечня

(ст. 76 БКУ).

Напомним: защищенными расходами бюджета признаются расходы общего фонда бюджета,

объем которых не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Обратите внимание: согласно

ст. 56 БКУ регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов осуществляется Минфином, который координирует деятельность Госказначейства Украины и согласовывает его нормативно-правовые акты по этим вопросам.

Бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (с

01.01.2013 г.), которые утверждаются Минфином, а также другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета.

Госказначейство

устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета.

В ближайшее время следует ожидать приведения в соответствие с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета всех нормативных документов Госказначейства по учету в бюджетных организациях и учреждениях.

На сегодня уже принято

Положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Подача финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541, которое бюджетные учреждения будут применять с 01.01.2013 г.

Кроме того, Минфином издан

приказ «Об утверждении Изменений к некоторым положениям (стандартам) бухгалтерского учета» от 30.11.2009 г. № 1396, которым предусмотрено, что с 01.01.2013 г. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 31.03.99 г. № 87, Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92, Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 18.10.99 г. № 242, и Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246, будут распространяться и на бюджетные учреждения и фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Интересно также, что согласно

п. 3 ст. 56 БКУ задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях — главного бухгалтера и требования к его профессионально-квалификационному уровню определяются Кабмином.

Кроме этого,

БКУ предусматривает, что назначение и увольнение главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляются согласно законодательству о труде с учетом типовых профессионально-квалификационных характеристик главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденных Кабмином.

Такие нормы

БКУ отвечают требованиям Стратегии модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007 — 2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 16.01.2007 г. № 34, п. 1 которой предусмотрено даже внедрение института государственных бухгалтеров.

Поэтому ожидаем от Кабмина соответствующих документов.

 

ПОРЯДОК ЗАКРЫТИЯ СЧЕТОВ

Срок закрытия счетов, открытых в текущем бюджетном периоде,

БКУ не изменил. Не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода или последнего дня другого бюджетного периода Госказначейство должно закрыть все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для исполнения бюджета.

Однако

БКУ предусматривает, что при исключительных обстоятельствах Министр финансов Украины может определить другой срок закрытия счетов , который должен наступить не позднее чем через пять рабочих дней после окончания бюджетного периода.

По специальному фонду бюджета

остатки средств хранятся для покрытия расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. Если же назначения в следующем бюджетном периоде отсутствуют, то такие средства перечисляются в общий фонд бюджета.

 

ОТЧЕТНОСТЬ

БКУ

различает финансовую и бюджетную отчетность.

При этом

финансовая отчетность бюджетных учреждений составляется в соответствии с требованиями национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета (с 01.01.2013 г.).

Бюджетная отчетность

отражает состояние исполнения бюджета (сметы) и содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.

При этом формы финансовой отчетности утверждаются Минфином, а бюджетной — Госказначейством по согласованию с Минфином.

Отчетность может быть четырех видов — оперативной, месячной, квартальной и годовой.

Сроки подачи отчетности по исполнению государственного и местных бюджетов одинаковы, но по сравнению с предыдущей редакцией

БКУ они несколько изменены. Остановимся на них подробнее.

Месячный отчет

об исполнении бюджета подается Госказначейством, как и ранее, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов, информация об исполнении защищенных статей расходов подаются

не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Отчет о бюджетной задолженности со вступлением в силу нового

БКУ нужно будет подавать не позднее 1 числа второго месяца, следующего за отчетным. Ранее срок подачи такого отчета заканчивался 15 числа второго месяца, следующего за отчетным.

Месячный отчет о фактических поступлениях налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов в бюджет, месячный отчет о налоговой задолженности, включая суммы недоимки и переплат, подаются

органами, контролирующими взимание поступлений бюджета, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Ранее срок подачи такого отчета заканчивался 12 числа месяца, следующего за отчетным.

Квартальный отчет об исполнении бюджета

, как и ранее, Госказначейство будет подавать не позднее 35 дней после окончания отчетного квартала. Однако состав квартальной отчетности изменился. Так, в ее состав согласно п. 1 ст. 60 БКУ включены:

1) отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины;

2) отчет о финансовых результатах исполнения Государственного бюджета Украины (

вступит в силу с 01.01.2013 г.);

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об исполнении Государственного бюджета Украины (включая отчеты об исполнении показателей по форме приложений к закону о Государственном бюджете Украины);

5) отчет о состоянии государственного долга;

6) сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов;

7) отчет об операциях по государственным гарантийным обязательствам;

8) информация об осуществленных операциях с государственным долгом;

9) информация о предоставленных государственных гарантиях;

10) пояснения о состоянии исполнения показателей Государственного бюджета Украины и местных бюджетов за отчетный период.

Годовой отчет

о выполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабмином Верховной Раде Украины, Президенту Украины и Счетной палате не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Состав годовой отчетности также изменился. Он определен в ст. 61 БКУ.

 

ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Состав доходов местных бюджетов изменился.

По сравнению с действующим

БКУ согласно п. 1 ст. 64 нового БКУ среди доходов бюджетов местного самоуправления, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, отсутствуют такие доходы, как:

— плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

— поступления административных штрафов, налагаемых исполнительными органами соответствующих советов или созданными ими в установленном порядке административными комиссиями;

— единый налог для субъектов малого предпринимательства в части, подлежащей уплате в соответствующие бюджеты.

Наряду с этим в новом

БКУ появились новые виды доходов местных бюджетов, которые ранее не были предусмотрены:

— 50 % сбора за специальное использование лесных ресурсов государственного значения, зачисляемые в городские бюджеты городов Киева и Севастополя;

— 50 % сбора за специальное водопользование (кроме сбора за специальное водопользование местного значения), зачисляемые в городские бюджеты городов Киева и Севастополя пользователями воды по месту ее забора;

— 50 % платежей за пользование недрами общегосударственного значения, зачисляемые в городские бюджеты городов Киева и Севастополя;

— плата за использование других природных ресурсов, зачисляемая в городские бюджеты городов Киева и Севастополя.

Доходы от платы за лицензии в новом

БКУ приведены в разрезе видов лицензий.

Нормативы отчислений налога с доходов физических лиц в бюджеты местного самоуправления в новом

БКУ по сравнению с действующим не изменились .

В отношении

доходов бюджета АР Крым и областных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, имеются также некоторые изменения (ст. 66 БКУ).

Так, в составе таких доходов

отсутствуют некоторые доходы, предусмотренные действующим БКУ, а именно 25 % платы за землю, которая уплачивается (перечисляется) согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц» на территории АР Крым и соответствующей области.

Доходы от платы за лицензии также приводятся в разрезе видов лицензий.

В новом

БКУ появились новые виды доходов бюджета АР Крым и областных бюджетов, не предусмотренные действующими БКУ:

— 50 % сбора за специальное водопользование (кроме сбора за специальное водопользование местного значения), зачисляемые в бюджет АР Крым и областные бюджеты пользователями воды по месту ее забора;

— 50 % платежей за пользование недрами общегосударственного значения;

— 50 % сбора за специальное использование лесных ресурсов государственного значения;

— плата за использование других природных ресурсов;

— акцизный сбор с произведенных в Украине товаров (кроме сбора, зачисляемого в специальный фонд государственного бюджета согласно закону о государственном бюджете Украины), уплачиваемый плательщиками, зарегистрированными в АР Крым, — в доходы бюджета АР Крым;

— плата за государственную регистрацию;

— плата за предоставленные в аренду пруды, находящиеся в бассейнах рек общегосударственного значения.

К доходам районных бюджетов, учитываемым при определении объемов межбюджетных трансфертов, согласно

БКУ с 01.01.2011 г. уже не относятся 15 % платы за землю, уплачиваемой на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений. Другие виды доходов в этой категории не изменились.

Следует обратить внимание, что

БКУ предусмотрено: если законом установлен новый вид дохода местных бюджетов, его зачисление определяется законом о госбюджете на период до внесения соответствующих изменений в БКУ.

Изменился также состав доходов местных бюджетов,

не учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов. Он определен в ст. 69 БКУ.

БКУ

делит такие доходы на доходы общего и доходы специального фонда.

Отметим, что к

поступлениям бюджетов развития местных бюджетов, кроме ранее предусмотренных, новым БКУ добавлены такие:

— налог на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности) согласно дополнительным ставкам такого налога, в размерах, определенных законом по вопросам налогообложения (применяются со дня предоставления законом Верховной Раде АР Крым, областным, районным, городским (городов Киева и Севастополя, городов республиканского АР Крым и областного значения) советам права на установление дополнительной ставки налога на прибыль предприятий в размерах, определенных законом по вопросам налогообложения);

— единый налог для субъектов малого предпринимательства, зачисляемый в бюджеты местного самоуправления;

— плата за предоставление местных гарантий;

— средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности до размежевания земель государственной и коммунальной собственности (кроме земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации).

В расходы бюджета развития

, кроме ранее предусмотренных, включены расходы на проведение экспертной денежной оценки земельного участка, подлежащего продаже согласно ст. 128 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III, за счет аванса, внесенного покупателем земельного участка.

Кроме того, в

ст. 72 нового БКУ достаточно подробно изложены аспекты утверждения местных бюджетов с дефицитом и профицитом.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ И УТВЕРЖДЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Отметим новости, имеющиеся по этому вопросу в новом

БКУ.

Как определено в

п. 7 ст. 75 БКУ, территориальные громады сел, поселков и городов могут объединять на договорных принципах средства бюджетов для выполнения совместных проектов или для общего финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений.

Следует отметить, что со дня одобрения

проекта закона о госбюджете в недельный срок обеспечивается доведение Совету министров АР Крым, местным государственным администрациям, исполкомам соответствующих местных советов расчетов прогнозных объемов межбюджетных трансфертов, методики их определения, организационно-методических требований и других показателей по составлению проектов местных бюджетов, а также предложения по форме проекта решения о местном бюджете.

Пояснительная записка к проекту решения о местном бюджете, кроме информации, которую она должна содержать согласно действующему

БКУ, со следующего года должна содержать прогноз местного бюджета на два бюджетных периода, следующие за плановым.

Перечень инвестиционных программ к пояснительной записке также должен подаваться на плановый и

на два бюджетных периода, следующие за плановым.

Кроме того, в самом решении о местном бюджете, кроме определенных в настоящее время положений, должно определяться еще и

финансирование местного бюджета по бюджетной классификации.

При утверждении местных бюджетов согласно

ст. 77 БКУ Верховная Рада АР Крым, областные, городские, районные, поселковые, сельские советы должны учитывать в первую очередь потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными законодательством Украины условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы; на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями. Лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения устанавливаются исходя из объемов соответствующих бюджетных ассигнований.

Верховная Рада АР Крым, местные советы при утверждении соответствующих местных бюджетов учитывают в полном объеме целевые средства, предусмотренные в составе расходов при определении межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами. Объемы таких средств

уменьшению не подлежат.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИЗ РАЗНЫХ БЮДЖЕТОВ

Всем известно, что финансирование бюджетных учреждений из разных бюджетов запрещено.

Это четко прописано в

п. 2 ст. 85 БКУ в действующей редакции, в соответствии с которым запрещено планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местным бюджетам БКУ, а также осуществлять в течение бюджетного периода расходы на финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, за исключением государственных профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений государственной формы собственности. При этом финансирование указанных учебных заведений за счет средств местных бюджетов может осуществляться исключительно в случае перевыполнения доходной части общего фонда соответствующего бюджета.

В

п. 2 ст. 85 нового БКУ указано, что запрещено осуществление в течение бюджетного периода расходов на функционирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, кроме случаев, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств или перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета при условии отсутствия задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов в течение года на любую дату.

При этом ранее допускались еще исключительные случаи финансирования бюджетных учреждений из разных бюджетов, на которые обращали внимание Минфин и Госказначейство в

письмах от 31.08.2007 г. № 1.3-04-01/332-10245, от 02.06.2003 г. № 03200-05/153; 07-06/1097-4827, от 03.03.2004 г. № 07-06/462-1836 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 38, с. 10 — 12). Как указывалось в этих письмах, может иметь место финансирование бюджетных учреждений из разных бюджетов в тех случаях, когда исполнителем программ социально-экономического и культурного развития областей и районов, утвержденных в местных бюджетах, является учреждение, содержащееся за счет средств государственного бюджета, или, наоборот, исполнителем государственной программы является учреждение, содержащееся за счет средств местного бюджета.

Отныне такие ситуации

предусмотрены и новым БКУ.

Так, согласно

п. 3 ст. 85 БКУ товары (работы, услуги), приобретенные главным распорядителем средств государственного бюджета (местных бюджетов) за счет расходов на централизованные мероприятия в соответствии с программными документами экономического и социального развития, государственными целевыми программами, могут быть переданы бюджетным учреждениям, содержащимся за счет других местных бюджетов.

Указанные централизованные мероприятия осуществляются

с соблюдением следующих требований:

— главный распорядитель средств государственного бюджета (местных бюджетов) устанавливает критерии определения обоснования потребности в соответствующих товарах (работах, услугах);

— бюджетные учреждения определяют потребность в товарах (работах, услугах) согласно установленным критериям;

— операции по приобретению и передаче таких товаров (работ, услуг) отражаются в учете и отчетности бюджетных учреждений.

 

РАЗГРАНИЧЕНИЕ РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ

БКУ

предусматривает разграничение расходов между бюджетами.

Расходы, осуществляемые из

госбюджета (ст. 87 БКУ), остались практически неизменными. К ним только добавились расходы на обеспечение функционирования всеукраинских, государственных, межрегиональных центров профессиональной реабилитации инвалидов и государственных центров социальной реабилитации детей-инвалидов в порядке, определенном КМУ, и другие программы в области социальной защиты и социального обеспечения, обеспечивающие выполнение общегосударственных функций, согласно перечню, утвержденному КМУ.

А вот что касается разграничения расходов между местными бюджетами, то новый

БКУ предусматривает много изменений.

Среди расходов, осуществляемых из

бюджетов сел, их объединений, поселков, городов районного значения и учитываемых при определении объемов межбюджетных трансфертов, в новом БКУ (ст. 88) нет расходов на первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (участковые больницы, медицинские амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты).

Такие расходы теперь предусмотрены в составе расходов, осуществляемых

из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения (ст. 89 БКУ).

Также среди таких расходов есть и новые, которые действующим

БКУ не предусмотрены, а именно:

— расходы на внешкольное образование;

— расходы на центры социальной реабилитации детей-инвалидов, центры профессиональной реабилитации инвалидов, компенсации физическим лицам, предоставляющим социальные услуги гражданам преклонного возраста, инвалидам, детям-инвалидам, больным, не способным к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней помощи.

Кроме того, за счет расходов, осуществляемых из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения и учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов, предусматривается осуществлять большое количество государственных программ социальной защиты.

Есть изменения и в расходах, осуществляемых

из бюджета АР Крым и областных бюджетов и учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов (ст. 90 БКУ).

Так, в новом

БКУ среди таких случаев, по сравнению с расходами, предусмотренными действующим БКУ, нет расходов на профессионально-техническое образование. В то же время предусматриваются новые расходы, в частности, расходы на:

— внешкольное образование (мероприятия республиканского АР Крым и областного значения по внешкольной работе с детьми);

— консультативную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы республиканского АР Крым и областного значения).

Также среди этих расходов предусмотрено выполнение более широкого, чем был ранее, перечня государственных социальных программ.

Рассмотрим также изменения в

расходах местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (ст. 91 БКУ).

Так, в дополнение к расходам, предусмотренным действующим

БКУ в этой категории, в новом БКУ появились новые расходы, а именно расходы на:

— заведения социальной защиты для бездомных граждан, центры социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказаний;

— компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан;

— компенсации физическим лицам, предоставляющим социальные услуги гражданам преклонного возраста, инвалидам, детям-инвалидам, больным, не способным к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней помощи;

— предоставление ветеранским организациям финансовой поддержки и кредитования;

— возмещение разницы между размером цены (тарифа) на жилищно-коммунальные услуги, которые утверждались или согласовывались решением местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления, и размером экономически обоснованных расходов на их производство (предоставление);

— мероприятия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в пределах полномочий, установленных законом;

— мероприятия и работы по мобилизационной подготовке местного значения;

— проведение местных выборов в случаях, предусмотренных законом, и республиканских АР Крым и местных референдумов;

— повышение квалификации депутатов местных советов.

Кроме того, как и в настоящее время, новым

БКУ предусмотрена передача средств на осуществление расходов между местными бюджетами.

 

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства осуществляют:

— Верховная Рада Украины;

— Счетная палата;

— Министерство финансов Украины;

— местные финансовые органы;

— Государственное казначейство Украины;

— Государственная контрольно-ревизионная служба;

— Верховная Рада АР Крым;

— Совет министров АР Крым;

— местные советы;

— местные госадминистрации и исполнительные органы соответствующих местных советов.

Новыми

БКУ предусмотрены некоторые изменения, касающиеся полномочий этих органов по осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Так, согласно

п. 3 ст. 111 БКУ Минфину и местным финорганам предоставлено право получать от центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, банков и других финансовых учреждений всех форм собственности пояснения, материалы и информацию по вопросам, возникающим при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов и отчетности об их исполнении.

БКУ

в дополнение к действующим полномочиям органов Госказначейства предоставил им и новые. Так, согласно ст. 112 БКУ к полномочиям Госказначейства по контролю за соблюдением бюджетного законодательства добавили осуществление контроля за:

— бюджетными полномочиями при зачислении поступлений бюджета;

— соответствием смет распорядителей бюджетных средств показателям росписи бюджета;

— соответствием взятых бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (при применении программно-целевого метода в бюджетном процессе).

А вот полномочия по установлению единых правил ведения бухучета у Госказначейства с нового года уже не будет, поскольку, как указывалось выше, их будет устанавливать Минфин.

БКУ

расширил полномочия государственной контрольно-ревизионной службы. В частности, к полномочиям, которыми эта служба наделена в настоящий момент, в БКУ (ст. 113) добавлен контроль за:

— достоверностью определения потребности в бюджетных средствах при составлении плановых бюджетных показателей;

— соответствием взятых бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (при применении программно-целевого метода в бюджетном процессе);

— состоянием внутреннего контроля и внутреннего аудита у распорядителей бюджетных средств.

 

меры воздействия за НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Напомним, что под

бюджетным правонарушением следует понимать нарушение участником бюджетного процесса установленных БКУ или другим бюджетным законодательством норм по составлению, рассмотрению, утверждению, внесению изменений, исполнению бюджета и отчетности о его исполнении.

В

ст. 116 БКУ приведено 40 видов бюджетных правонарушений. О видах нарушений и предусмотренной за них административной ответственности мы подробно рассказывали в статье «Изменения законодательства, связанные с принятием нового Бюджетного кодекса Украины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 36, с. 10), поэтому сейчас не будем рассматривать этот вопрос.

Вместо этого обратим внимание на то, что в действующем

БКУ в качестве мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства предусматривалось только приостановление и уменьшение бюджетных ассигнований.

С нового года согласно

ст. 117 БКУ меры за нарушение бюджетного законодательства будут такими:

1.

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства — применяется во всех случаях выявления нарушений бюджетного законодательства. Выявленные нарушения бюджетного законодательства должны быть устранены в срок до 30 календарных дней.

2.

Приостановление операций с бюджетными средствами — применяется за нарушения бюджетного законодательства, определенные п.п. 1 — 3, 10, 11, 14 — 29, 32 — 36, 38 и 40 ч. 1 ст. 116 БКУ. Приостановление операций с бюджетными средствами возможно сроком до 30 дней в пределах текущего бюджетного периода, если иное не предусмотрено законом. Механизм приостановления операций с бюджетными средствами должен определить Кабмин.

3.

Приостановление бюджетных ассигнований — применяется за нарушения бюджетного законодательства, определенные п.п. 20, 22 — 29, 38 и 40 ч. 1 ст. 116 БКУ. Приостановление бюджетных ассигнований предусматривает прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету) в порядке, установленном Минфином. Напомним, что в настоящее время действует Порядок приостановления бюджетных ассигнований, утвержденный приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

4.

Уменьшение бюджетных ассигнований — применяется за нарушения бюджетного законодательства, определенные п. 24 (в отношении распорядителей бюджетных средств), п. 29 и п. 38 ч. 1 ст. 116 БКУ. Уменьшение бюджетных ассигнований предусматривает лишение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму сроком до завершения текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету) и в случае необходимости с последующим внесением изменений в закон о госбюджете (решение о местном бюджете) в порядке, установленном Кабмином. Напомним, что в настоящее время действует Порядок уменьшения бюджетных ассигнований и возврата средств в случае нецелевого использования бюджетных средств в текущем или прошлых годах, утвержденный постановлением КМУ от 13.04.2006 г. № 492.

5.

Возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет — применяется за нарушение бюджетного законодательства, определенное п. 24 ч. 1 ст. 116 БКУ (в отношении субвенций и средств, предоставленных получателям бюджетных средств) в порядке, установленном Кабмином. Порядок возврата бюджетных средств, полученных как субвенция, в соответствующий бюджет в случае их нецелевого использования утвержден постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 495.

6.

Приостановление действия решения о местном бюджете — применяется за нарушение бюджетного законодательства, определенное п. 7 ч. 1 ст. 116 БКУ в порядке, установленном ст. 122 БКУ.

7.

Бесспорное изъятие средств из местных бюджетов — применяется за нарушение бюджетного законодательства, определенное п. 28 ч. 1 ст. 116 БКУ. Бесспорное изъятие средств из местных бюджетов предусматривает взыскание органами Госказначейства средств из местных бюджетов в государственный бюджет, в том числе и за счет уменьшения объема трансфертов (дотации выравнивания) местным бюджетам на соответствующую сумму, в порядке, который должен утвердить Кабмин.

8. Другие меры воздействия. Они могут быть определены законом о госбюджете Украины и применяются за нарушение бюджетного законодательства согласно такому закону.

БКУ

несколько изменил по сравнению с действующим определение понятия нецелевого использования бюджетных средств.

Так,

нецелевым использованием бюджетных средств согласно новому БКУ является их расходование на цели, не соответствующие:

бюджетным назначениям, установленным законом о госбюджете (решением о местном бюджете);

направлениям использования бюджетных средств, определенным в паспорте бюджетной программы (при применении программно-целевого метода в бюджетном процессе) или в порядке использования бюджетных средств;

бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, смете, плану использования бюджетных средств).

Следует обратить особое внимание на то, что нецелевое использование бюджетных средств и нарушение установленных требований по применению бюджетной классификации

являются разными нарушениями. То есть нарушение, касающееся неправильного применения того или иного кода бюджетной классификации, расценивать как нецелевое использование бюджетных средств нельзя .

Напомним: вопрос о том, что именно следует понимать под нецелевым использованием бюджетных средств, разъясняли ГлавКРУ

в письме от 21.07.2009 г. № 26-18/17 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 38, с. 6) и Минфин в письме от 15.06.2009 г. № 31-09030-07-5/15920 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 28, с. 15).

Именно ГлавКРУ в указанном

письме еще до принятия нового БКУ указало, что ревизоры безосновательно считают осуществление расходов по несоответствующим кодам экономической классификации расходов нецелевым использованием бюджетных средств.

Как и ранее, должностные лица, по вине которых допущено нарушение бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно закону.

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Еще одним важным и интересным моментом является предусмотренная новым

БКУ реорганизация системы здравоохранения.

Так,

п. 11 Заключительных и переходных положений БКУ Кабмину поручено в течение года разработать проекты законов по вопросам здравоохранения и предусмотреть мероприятия по:

— передаче ведомственных учреждений и заведений здравоохранения в сферу управления центрального органа исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере здравоохранения;

— переходу в использовании бюджетных средств от содержания государственных и коммунальных лечебно-профилактических заведений к оплате соответствующих медицинских услуг (с изменением организационно-правовых форм хозяйствования таких заведений);

— внедрению нового механизма финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи;

— подготовке условий для перехода на страховую модель здравоохранения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что все медицинские услуги планируется сделать платными, а лечебно-профилактические учреждения из бюджетных перевести в хозрасчетные. Но при этом непонятно, как в таком случае будет действовать норма

ст. 49 Конституции Украины, которой определено, что в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно, а существующая сеть таких заведений не может быть сокращена.

Вполне вероятно, что в связи с тем, что

БКУ нацелен на платную медицину и сокращение бюджетных лечебно-профилактических заведений, украинцы могут лишиться своего конституционного права на бесплатное медицинское обслуживание.

На сегодня это все. Надеемся, эта консультация поможет вам разобраться в нововведениях нового

БКУ , ведь этот Кодекс очень важен для всех участников бюджетного процесса, а знание его положений поможет вам своевременно принимать правильные решения и не ошибаться в своей профессиональной деятельности.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше