Темы статей
Выбрать темы

О списании горюче-смазочных материалов

Редакция ББ
Письмо от 11.08.2010 г. № 02-14/1232

ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ

О СПИСАНИИ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Письмо от 11.08.2010 г. № 02-14/1232

(извлечение)

 

<…>

В соответствии с пунктом 3.1 Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43, повышающая надбавка за климатические условия устанавливается по сводке территориального подразделения государственной службы гидрометеорологии или по результатам надлежащим образом задокументированных собственных измерений.

Таким образом, если предприятие самостоятельно не проводило собственных измерений и документально их не фиксировало, то необходимо направить запрос в подразделение государственной службы гидрометеорологии о предоставлении данных о температурных показателях за соответствующий промежуток времени.

В случае документального неподтверждения температурных данных, а также других факторов, обуславливающих повышенное использование топлива (отсутствуют распоряжения, записи ответственных лиц в путевых листах и т. п.), применение повышающих надбавок является неправомерным и приводит к сверхнормативным расходам топлива.

Сверхнормативно списанное топливо необходимо восстановить в бухгалтерском учете, после чего произвести его инвентаризацию.

В случае выявления недостачи горючего при расчете размера убытков необходимо руководствоваться Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. № 116.

Одновременно сообщаем, что приказ Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 не прошел государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины. Учитывая указанное, считаем, что он является обязательным для исполнения только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса. Другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями должны быть разработаны собственные нормативные документы по нормированию расходов топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством.

 

Заместитель Председателя Е. Чечулина

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

КАКИМ НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТОМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ СПИСАНИИ
ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ: МНЕНИЕ ГЛАВКРУ

В соответствии с

п. 57 Инструкции по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125, списание с бухгалтерского учета израсходованного горючего осуществляется на основании путевых листов по фактическому расходу, но не более норм расходов, установленных для отдельных марок автотранспорта.

До настоящего времени все бюджетные учреждения и организации при списании горюче-смазочных материалов пользовались

приказом Министерства транспорта Украины «Об утверждении Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 10.02.98 г. № 43 (далее — приказ № 43) и даже не обращали внимания на то, на что обратило внимание ГлавКРУ в комментируемом письме. Речь идет о том, что приказ № 43 не прошел государственной регистрации в Минюсте. Ссылаясь именно на этот факт, ГлавКРУ отметило: приказ № 43 является обязательным для исполнения только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса, а вот другие центральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации должны разработать собственные нормативные документы по нормированию расходов топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством.

Напомним, что государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля Минюст осуществляет в соответствии с

Указом Президента «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» от 03.10.92 г. № 493/92 и Положением о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.92 г. № 731. Поэтому именно Минюст должен решить, подлежит приказ № 43 регистрации в этом министерстве или нет. С этим вопросом мы уже обратились в Минюст и обязательно сообщим вам о его ответе.

А теперь вернемся непосредственно к

письму ГлавКРУ, т. е. к вопросу: изменяет ли оно что-либо в правилах списания горючего учреждениями и организациями, не входящими в сферу управления Минтранса. Но в первую очередь напомним, что письма по своей сути не являются нормативными документами и не являются обязательными для исполнения. Кстати, в ранее изданном письме от 02.10.2006 г. № 25-16/593 ГлавКРУ отмечало, что при списании горюче-смазочных материалов применяются Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом № 43, согласно которым нормирование расходов топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях работы автомобилей. То есть именно нормами, определенными приказом № 43 , должны руководствоваться все бюджетные учреждения при списании горюче-смазочных материалов.

Более того, работники ГКРС в ходе проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности руководствовались и продолжают руководствоваться

Практическими рекомендациями по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы)*, одобренными Методологическим советом ГлавКРУ от 04.08.2009 г., протокол № 9 (далее — Практические рекомендации). В п.п. 4.10.6 этих Практических рекомендаций дословно указано следующее:

«

4.10.6. При проверке списания горюче-смазочных материалов необходимо проверить соблюдение установленного порядка и норм списания.

<…>

Списание горюче-смазочных материалов осуществляется по Нормам расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43, на основании данных о пробеге автомобиля.

Эти Нормы распространяются только на модели автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения. Следует отметить, что

в техдокументации заводов — производителей автомобилей часто указаны контрольные расходы топлива в различных режимах. Эти показатели не являются базовыми линейными нормами и не могут быть основанием для списания использованных горюче-смазочных материалов.

Предприятиям предоставлено право

самостоятельно устанавливать линейные нормы для газобаллонных, специальных автомобилей и для новых модификаций автомобилей (если существует норма для базового автомобиля). В этом случае линейные нормы устанавливаются на основании расчетов. При отсутствии норм расходов топлива для базовых автомобилей их владельцы должны заказывать разработку временных норм в ГосавтотрансНИИпроекте».

* Практические рекомендации по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы) опубликованы в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 35, с. 6.

На момент разработки этих

Практических рекомендаций срок, в течение которого приказ № 43 мог быть зарегистрирован в Минюсте, уже истек, но, несмотря на это, ГлавКРУ в Практических рекомендациях ссылается именно на приказ № 43 и отмечает, что другие нормы не могут быть основанием для списания горюче-смазочных материалов.

Также не совсем понятно, почему ГлавКРУ, при том что считает

приказ № 43 необязательным к применению бюджетными учреждениями и организациями, не относящимися к сфере управления Минтранса, в комментируемом письме дает разъяснения по применению повышающей надбавки за работу автотранспорта в особых климатических условиях, установление которой предусмотрено именно приказом № 43, в частности его пунктом 3.1.

Остановимся на условиях установления этой надбавки. Если учреждение хочет установить к базовой линейной норме повышающую надбавку за климатические условия, ему следует иметь данные о фактической температуре воздуха, которые могут быть получены двумя способами:

— путем ежедневных самостоятельных измерений температуры и ее документального фиксирования;

— путем получения ответа на запрос, направленный в подразделение государственной службы гидрометеорологии по поводу предоставления данных о температурных показателях за соответствующий промежуток времени.

При отсутствии документального подтверждения температурных данных, а также других факторов, обуславливающих повышенное использование топлива (отсутствуют распоряжения, записи ответственных лиц в путевых листах и т. п., применение повышающих надбавок является

неправомерным и приводит к сверхнормативному использованию топлива.

При этом следует обратить особое внимание на то, что ГлавКРУ не считает это незаконными расходами бюджетных средств на использования топлива, которые возмещаются в сумме таких фактических расходов, а трактует это как

убытки, сумма которых, как известно, в соответствии с Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116, рассчитывается по соответствующей формуле и превышает сумму фактических расходов.

Возвращаясь к рассмотрению вопроса, касающегося разработки учреждениями собственных нормативных документов по нормированию расходов топлива и смазочных материалов, отметим следующее. Если некоторые учреждения решат самостоятельно разработать собственные нормативные документы по нормированию расходов топлива и смазочных материалов, то следует учитывать, что их содержание не может быть «от фонаря», а нормы расходов все же должны быть обоснованы. Для этого вряд ли желающим хватит собственной компетенции, т. е. понятно, что за разработку собственного нормативного документа с нормами расходов топлива и смазочных материалов придется платить соответствующим специалистам. Но зачем тратить средства на это, если квалифицированными специалистами из Минтранса эти нормы уже разработаны?

В связи с тем, что на сегодняшний день никакого другого нормативного документа, который бы устанавливал нормы расходов горюче-смазочных материалов, не существуют,

считаем целесообразным и в дальнейшем использовать в работе при списании горюче-смазочных материалов именно приказ № 43.

При этом

в приказе об учетной политике следует зафиксировать обязательность использования приказа № 43 (если это не было записано ранее) при списании горюче-смазочных материалов или же издать отдельный приказ по учреждению, которым установить, что при списании горюче-смазочных материалов нужно использовать приказ № 43.

Следует также иметь в виду, что использование

приказа № 43 позволяет руководителю учреждения устанавливать коэффициенты корректировки норм расходов топлива , а именно: за работу в зимних условиях, работу в условиях города, работу, требующую частых остановок, и т. п. В ином случае, т. е. если приказ № 43 не применять, нет оснований для использования таких коэффициентов.

Учитывая все указанное, можно сделать вывод:

применение приказа № 43 является удобным для бюджетных учреждений, поскольку:

во-первых, в этом

приказе уже установлены нормы расходов горюче-смазочных материалов и не нужно разрабатывать новые;

во-вторых, он дает возможность применения коэффициентов корректировки норм расходов топлива.

В заключение обратим внимание, что многим учреждениям, заведениям и организациям, подчиненным Минагрополитики и Минздраву, этими министерствами были даны указания по применению при списании горюче-смазочных материалов именно

приказа № 43. Достаточно только вспомнить приказ Минагрополитики «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению распорядительного документа об учетной политике в бюджетных учреждениях (организациях)» от 28.01.2009 г. № 56 и приказ Минздрава «Об утверждении Рекомендаций по рациональному использованию бюджетных средств в заведениях здравоохранения» от 31.10.2001 г. № 440.

Территориальные и участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Верховной Рады АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов также должны применять приказ № 43. Об этом непосредственно указано в Порядке предоставления услуг по транспортному обслуживанию территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, утвержденном постановлением Центризбиркома от 28.09.2010 г. № 373.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше